Постигая грамматику любви…

Разделы: Литература


1. Феномен Д.С.Лихачева

Личности Д.С. Лихачева в школьной программе уделено не так уж много внимания. А жаль. Очень трудно оценить то место, какое он занимает в нашей культуре, в нашей духовной жизни. Разговор о нем будет полезен не только на уроках литературы. Важно не столько оценить научные достижения Лихачева, сколько понять, в чем его значение, чем он стал так дорог и интересен многомиллионной аудитории.

Потрясающе многогранна личность этого человека, пережившего все потрясения века – революцию, тюрьму, лагерь, войну, блокаду. Уже в одной из первых книг “Русские летописи и их культурно-историческое значение” он показал себя как зоркий историк. Сейчас без него невозможно представить себе гуманитарные науки нашей страны второй половины XX века. Его имя стоит в ряду исследователей литературы и истории, археологии и эстетики. Он автор фундаментальных исследований “Слова о полку Игореве”, литературы и культуры Древней Руси, проблем текстологии; автор книги “Поэтика древнерусской литературы” и др.

Пройдя через гонения, Д.С. Лихачев познал славу и признание, в том числе и на международном уровне. Он иностранный член ряда академий и почетный доктор многих университетов мира. А имя его увековечено на звездной карте Вселенной, где есть планета Лихачев.

Д.С.Лихачев – интересный собеседник. Все, что написал и сказал Д.С. Лихачев, - это результат особого процесса мышления, отличающегося от всех стереотипов. Это сплав личного опыта с многовековым опытом народа. Такой подход проявлялся в размышлениях на самые разные темы, будь то воспитание детей, сохранение памятников, отношение к интеллигенции, к традициям, к поэзии. Лихачев не проповедовал, а рассуждал вместе с собеседниками. Он размышлял, сравнивая разные времена, приглашая отобрать лучшее из прошлого народной жизни. Он много рассказывал о своих учителях, о том, кому и чем обязан. И это тоже привлекало к нему людей, потому что умение быть благодарным, умение помнить добро – одно из лучших человеческих качеств.

Встречи с Лихачевым производили редкое, незабываемое впечатление: это были встречи с миром высокой духовности, самостоятельной мысли, настоящей интеллигентности. Слова его обеспечены всей большой и нелегкой жизнью, которая сама по себе может быть настоящим учебником жизни.

Удивительная популярность Лихачева, его влияние, интерес к нему составляют феномен Лихачева, и этот феномен – явление историческое.

Судьба Лихачева, а с ней и характер его складывались своеобразно и поучительно, и надо заглянуть в начало начал, чтобы понять это явление. Отец – инженер-электрик, начальник одной из первых петербургских электростанций. Электриками стали все его братья, родные и двоюродные. Он был единственный, кто нарушил семейную традицию, поступил в университет на факультет общественных наук. Помогло ему определиться не только призвание, но и “резистентность”, как называет он сам, сопротивляемость, способность не поддаваться, отстаивать свои взгляды, самостояние. Откуда оно? Характер, врожденное качество таланта плюс школьное воспитание. Истоком многих его качеств была школа. В той школе, где он учился, поощрялось иметь свое мировоззрение.

Вот яркий пример. Дмитрию Лихачеву поручили сделать доклад против дарвинизма. Несмотря на наивность доводов школьника-докладчика, учителям доклад понравился. Хотя они были убежденные дарвинисты. Понравилось умение ученика мыслить самостоятельно, критически, не бояться идти против традиционного. А этого учителя и добивались. Школа воспитывала не послушность, а формировала независимость мысли, самоуважение, ибо мнение и взгляды ученика уважались, поэтому и критика воспринималась своеобразно. Другой пример из воспоминаний Д.Лихачева: “Я как-то нарисовал на доске карикатуру на школьных учителей. Случайно они увидели, посмеялись вместе со всеми нами и попросили меня то же самое нарисовать на бумаге, чтобы повесить в учительской”. [2]

Воспитанные школой качества помогли сохранить себя в тяжких испытаниях, которые вскоре ожидали Д.С.Лихачева. Он окончил университет сразу по двум отделениям – романскому и славяно-русскому. Выбрал он для себя славяно-русское. Случилось так, что он был арестован за участие в студенческом самообразовательном кружке. Лихачев сделал там доклад о некоторых преимуществах старой орфографии. Четыре с половиной года провел он в основном в Соловках. Особенность его характера состояла в том, что любые беды и лишения он умел обращать себе на пользу. Так было и на этот раз. Ему удалось немало понять в истории Русского Севера, собрать материал для первых научных статей.

Отбыв срок, Д.С.Лихачев начинает трудовую жизнь с работы редактора, затем корректора. Должности эти не воспринимались им как несчастье, лишь бы они давали возможность заниматься своей наукой, текстами, много читать. Благоговение перед жизнью, ощущение ее полноты не покидали его в любых условиях, среди его способностей была дивная способность не придавать значения жизненным невзгодам всякого рода. Он не отчаивался, когда его увольняли и он оставался безработным, и много позже, когда его трижды не избирали в Академию наук, и еще позже... Главным для него всегда было согласие со своей совестью.

А затем была многолетняя работа в Пушкинском доме. Бескорыстное служение науке - и немало огорчений, когда проваливали его выдвижение в академики, обвиняли в оторванности от жизни. Лихачев достойно вынес все испытания. Верной опорой в самые тяжелые времена были его ученики и сотрудники, он создал дружный коллектив способных ученых, где выше всего ценились увлеченность, талант и порядочность.

Сотни статей, десятки монографий, ученики, школа, звания, большие научные достижения.... Таковы итоги богатой творческой и человеческой жизни Дмитрия Сергеевича Лихачева. Разговор о его судьбе будет иметь огромный воспитательный потенциал на любом уроке, занятии, связанном с историей русской культуры, ибо это будет разговор о любви к жизни, стойкости и твердости духа, преданности своему делу, поразительной целеустремленности ученого и щедрости художника.

В своей статье “Тревоги совести” (1987) Лихачев пишет: “Когда-то,

помните, герои Достоевского стремились в Европу, чтобы прикоснуться к древним камням. Не пора ли нам наконец прикоснуться к своим древним камням, к своей памяти, к своей культуре?” [2]. Действительно, давно пора, и мы можем это сделать, прикоснувшись к наследию самого Д.С.Лихачева. Оно заставляет задуматься о Вечном – о Добре, Красоте, Совести, Любви...

В популярной книге Лихачева “Письма о добром и прекрасном” <Рисунок 1> читаем: “ ...Самая большая ценность, которой награждает человека искусство, - это ценность доброты.

Искусство освещает и одновременно освящает жизнь человека. ...оно делает его добрее, а следовательно, счастливее” (письмо тридцать второе “Понимать искусство”).

Созерцая творения искусства, мы смотрим умом, всей душой, всей человеческой сущностью. Но если человек, видя красоту перед собой, не испытывает изумления, потрясения, восторга, значит, он не научился удивляться миру, значит, что-то не состоялось в этом человеке, не завершилось, осталась пустота, на которую не могут опереться ни интеллект, ни чувства. Он остается один на один с собой, со скудным набором правил жизни, с постепенно крепнущим убеждением, что жизнь скучна, уныла, однообразна и не имеет никакого внутреннего смысла. Недаром философы вслед за поэтом Батюшковым различают “память рассудка” и “память сердца”. Память сердца – это достигшие глубины души впечатления о том, как действительно увидели что-то в мире сами. “Того не приобресть, что сердцем не дано”, - писал другой поэт, Евгений Баратынский. Память чувств, память сердца – самая прочная.

И вновь можно сослаться на Лихачева, который писал: “Память – основа совести и нравственности, память – основа культуры, “накоплений” культуры, память – одна из основ поэзии – эстетического понимания культурных ценностей (письмо сороковое “О памяти”) [1]

Культура давно стала для человека второй природой. Все, что он видит в мире, он видит через культуру. Древние видели в небе Большую Медведицу, а мы видим всего лишь ковшик с ручкой, потому что у нас другая культура. Но и для древних, и для нас звездное небо – продукт культуры.

Все, что мы видим вокруг себя, есть продукт деятельности предшествующих поколений. Культура – это только часть окружающего нас мира, хотя и главная для нас.

Да, главная часть, и именно об этом размышляет Лихачев: “ Мы сами должны быть интеллигентны, культурны, воспитанны, понимать красоту и быть добрыми – именно добрыми и благодарными нашим предкам, создававшим для нас и наших потомков всю ту красоту, которую не кто-либо другой, а именно мы не умеем порой опознать, принять в свой нравственный мир, хранить и деятельно защищать” (письмо сорок первое “Память культуры”).

Философы уверены: пока человек не нашел ничего святого в своей жизни, ничего имеющего глубину, его жизнь поверхностна. Он может жениться, иметь детей, хороший дом и деньги, быть умным и успешным. Но его жизнь будет лишена того аромата мудрости и спокойствия, без которого все похоже на тень.

“Если не будет восстановлена иерархия ценностей, опирающихся на святыни, то никакая экономика не спасет нас”, - считает замечательный педагог Евгений Ямбург.

Все меркнет перед ценностью культуры, в которой воплотились святыни: Вера, Добро, Милосердие, Счастье, Любовь. Любовь к жизни, к природе, к труду, к Родине, к матери.... Эти ценности можно отнести к общечеловеческим, именно они должны быть внутренним достоянием каждого человека, глубинным смыслом его существования.

“ ...Не должно быть слепых к красоте, глухих к слову и настоящей музыке, черствых к добру, беспамятных к прошлому. А для всего этого нужны знания, нужна интеллигентность, дающаяся гуманитарными науками...”, - пишет Лихачев в письме сорок четвертом “Об искусстве слова и филологии” [1].

Бесспорно, именно гуманитарные науки помогают понять, как жить в этом мире и сохранить в себе человека. Литература, история, музыка, живопись – это спасительный мостик, заветная тропинка к нравственному.

“...Нужно было сойтись миллионам условий, чтобы создать человеческую культуру. И что там перед этой невероятной ценностью все наши национальные амбиции, ссоры, мести личные и государственные!” (письмо сорок пятое “Космический Эрмитаж”) [1]

Мы приобщаемся к высокому в музее, в концертном зале, в литературной студии, в театре. Здесь урок только начинается. А дальше идет работа мысли – и это самый главный урок.

Об этом размышляет Д.С.Лихачев в письме сорок шестом “Путями доброты” [1].

О необходимости постепенного восхождения по ступеням опыта – опыта нравственного и эстетического. Сама жизнь требует усложнений. Важно и другое. Человек должен уметь не просто подниматься, но подниматься над самим собой, над своими личными повседневными заботами и думать о смысле своей жизни – оглядывать прошлое и заглядывать в будущее.

Я бы еще добавила: соизмерять прошлое с настоящим. Уверена, что это и есть главная задача педагога – воспитание творческого человека, уважающего прошлое, созидающего настоящее и думающего о будущем для себя и других.

Прикасаясь к удивительному наследию Д.С.Лихачева, будем искать свою дорогу и идти по ней вместе с детьми. Это должна быть единственно верная дорога – Красоты, Созидания, Любви...

2. Грамматика любви в школе

Встречи с искусством, встречи с прекрасным. Они нужны и взрослым, и детям. Факультативный курс “Из истории русской культуры”, который я вела в течение нескольких лет, дарил такие встречи. Одна из них – встреча с известной иконой “Мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София” <Рисунок 2 >.

На иконе изображены три юные мученицы, стоящие перед их матерью Софией. Она простирает над ними руки в жесте защиты и покровительства.

На Руси было хорошо известно житие этих великомучениц, живших во времена императора Адриана (I – II век) в Риме. Император, который был идолопоклонником, потребовал от Софии и ее дочерей отречься от христианства. Никакие пытки и издевательства не сломили упорства женщины и юных дев. В котле с кипящей смолой Вера осталась невредимой, Надежда тоже вышла живой из огня. Огонь не тронул и Любовь. Сестры были казнены. София три дня молилась на могиле дочерей и умерла, не вынеся сердечных ран. Было Вере 12 лет, Надежде -11, Любови -9....

Школьники не остаются равнодушными к этой истории, к иконе, пронизанной силой веры и надежды, вечностью любви, святостью материнства. Дети сердцем постигают истину: в иконах прошлого – красота веры русских людей.

Нет ничего выше, краше, мудрей святой простоты любви.
То, что ненависть разрушит,
То любовь восстановит...
Ксения Некрасова.

Имя, мало известное широкому кругу читателей <Рисунок 3>.

В школьном курсе литературы ее нет. Сирота, недоученная провинциалка, наивная, нищая. Всю жизнь – без заработка, без угла. Ксении было уже к пятидесяти, когда наконец Союз писателей выбил ей ордер на комнату. Но тут у нее случился инфаркт....

Огромный поэтический дар ее сразу заметили. К ее первой поэтической публикации написал предисловие Н. Асеев. Ее стихи переписывал в свою тетрадь такой эстет, как Алексей Толстой. Ее с восторгом слушала А. Ахматова. Люди тем выше ценили Ксенины нерифмованные строчки, чем талантливее были сами. Но настоящее чудо было в другом: мученица по жизни, Ксения Некрасова в стихах своих словно творит благодарственную молитву, она преисполнена восторгом перед миром.

И вот прошло полвека, а ее помнят. Ужас жизни кончился, началась вечная жизнь в отечественной культуре. В старину о таких людях говорили: “Божьи люди. Им самим достались муки. От них шел свет”.

Прислушаемся вместе с детьми к проникновенным строчкам К.Некрасовой:

Мальчик очень маленький,
мальчик очень слабенький -
дорогая деточка,
золотая веточка!
Трепетные рученьки
к голове закинуты,
в две широких стороны
словно крылья вскинуты.
Дорогая деточка,
золотая веточка!
(“Колыбельная месячному сыну”)

Материнская любовь. Ее свет животворен и божествен. Образ матери в искусстве занимает особое место, и потому на уроке об этом – особый разговор.

В 11 классе приступаем к изучению романа М. Горького “Мать”. Сначала задаю вопрос старшеклассникам, имеющим уже солидный читательский багаж:

- Как прикоснулись к этой теме – теме матери – разные авторы? Какие произведения вам запомнились и почему?

В ходе обсуждения вспоминаем произведения и находим самые разные грани материнской любви:

  • любовь-прощение и надежда (К.Паустовский “Телеграмма”);
  • любовь-разрушение (Д.Фонвизин “Недоросль”);
  • любовь-отречение и презрение (М.Лермонтов “Беглец”);
  • любовь-ненависть (М.Горький “Мать изменника”)....

Ученики легко улавливают связь между двумя последними произведениями: матери не нужен сын-изменник, сын-трус. Горьковская мать, убив сына, говорит:

“-Человек – я сделала для родины все, что могла; Мать – я остаюсь со своим сыном!” И тем же ножом пронзает свое сердце, - “если оно болит, в него легко попасть”....

В наши рассуждения логично встраивается легенда И. Панькина “Корабль-туча”.

Мать в этой легенде трепетно любит своего сына, помогает ему стать капитаном, терпеливо ждет его возвращения с войны. А он приплывает на роскошном корабле и уничтожает родной город. Уцелевшая в бомбежке мать поднимается на корабль и говорит сыну-капитану, отрекшемуся от матери:

- Если у тебя нет матери, значит, у тебя нет родины. А если у тебя нет родины, тебе нет места ни на земле, ни на море.

И она превращает корабль в тучу, которая с тех пор странствует по небу и нигде не может зацепиться....

Как эта история напоминает нам горьковскую легенду о Ларре!

Наши мысли теперь обращаются к роману “Мать”, где Пелагея Ниловна – мать-помощница, мать-союзница, мать-утешительница, мать-защитница. Она стала символом бескорыстной материнской любви, способной на подвиг и самоотречение.

А любовь мужчины и женщины? Это категория бытия, которая вечна. Многие страницы в искусстве посвящены ей, и разные грани они отражают. Например, жертвенность любви. Яркий пример – любовь Желткова (“Гранатовый браслет” А.И. Куприна). Или история любви Рогнеды и князя Владимира Красное Солнышко. Князь, приняв крещение, отказался от Рогнеды, а она, не захотев другого мужа, стала первой русской монахиней. В тот год на Руси впервые праздновалось Рождество Христово.... Любовь - отчаяние или любовь- утешение? Дети рассуждают....

Уроки, где происходит встреча с искусством, - это всегда уроки-размышления о жизни, о времени, о себе. Уроков сопереживания нет в программе, но без них нет воспитания. Мы хотим воспитать успешную личность, которая найдет себя в созидательной деятельности, научится работать и отдыхать, любить семью и Родину. А для этого наша школа должна стать школой мысли – мысли о вечном, святом, незыблемом, проходящем через века и запечатленном в культуре.

Как много
В нашем мире красоты,
Которой часто мы не замечаем.
Все потому,
Что каждый день встречаем
Ее давно знакомые черты...

О красоте размышляют мои семиклассники:

- “Как много в нашем мире красоты, но самая красивая для меня – моя мама!

С детства ты любуешься ее красотой. Какая у нее замечательная улыбка, какие добрые глаза. Со временем ты взрослеешь, а мама стареет, но все равно для тебя она самая красивая. Первые морщинки на лице, первая седина в волосах – и та же красивая улыбка, те же добрые глаза. Для тебя мама остается всегда такая же красивая и нежная, как в детстве” (Матлахова Ю.).

- “Для меня красота – это любовь родных мне людей, лицо моей мамы, оно красиво, как первый распустившийся цветок. Это моя деревня, мой дом родной. Все, что вокруг меня живет, растет – красота. Но ничто не может сравниться с моей семьей, и я рад, что родился в такой красивой и доброй семье, где всегда счастье и радость (Рушанов А).

- “Для меня красота заключается в комфорте, в уюте, в чистоте – не в доме и на улице, а в душе человека. Если он честен перед людьми, перед законом, не делает зла. И тогда этот человек красив душой, красив своей добротой, отзывчивостью. Для меня важна и красота знаний. Это когда человек умен, красноречив, может в любой ситуации найти нужные слова. Недаром пословица гласит: “Птица красна пером, а человек умом” (КригерА.).

- “Для меня красота – это сама природа. Я очень люблю ходить по полям, бегать босиком под летним дождем, собирать грибы. От этого у меня поднимается настроение. Мне становится легко. Это же так здорово! Когда бегаешь по полю, нюхаешь цветы, так хочется быть бабочкой, видеть эту красоту каждый день” (Снитко Ю.).

- “Для меня красота – это рассвет и закат. Когда туман по полю стелется, когда птицы поют....

Эту красоту я наблюдаю день за днем. И она мне ничуть не надоедает!” (Бабенко Э.).

Вслед за Д.С. Лихачевым мы пишем свои письма о добром и прекрасном. Пишем умом и сердцем. Это и есть грамматика любви, грамматика жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. – М., “Детская литература”, 1989

2. Книги не молчат /Из публицистики восьмидесятых /Сост. И. Скороходова. – М.: Дет лит., 1989