Цели:
- Обеспечить целостное восприятие рассказов Татьяны Толстой "Факир", "Соня" в соответствии с авторским замыслом и личностным пониманием прочитанного.
- Познакомить с понятиями "постмодернизм" в современной русской литературе, реминисценция, овеществление.
- Проанализировать художественные образы, композицию, опорные эпизоды, языковые особенности рассказа для постижения авторского замысла.
- Выявить специфику художественной манеры автора.
- Активизировать работу воображения и эмоциональной сферы при восприятии текста рассказа.
Словарная работа:
Реминисценция - бессознательное или целенаправленное воспоминание о другом произведении; его переработанное воспроизведение (прием рассчитан на ассоциации читателей); образ литературы в литературе; своего рода цитата. Как реминисценции могут рассматриваться, например, отсылки к каноническим текстам христианства в художественной литературе или использование образа Дон Жуана, сюжета о его похождениях в литературе 19, 20 веков.
Модернизм - философско-эстетическое движение в литературе и искусстве ХХ века, отразившее кризис сознания и заявившее о себе в целом ряде направлений, течений, школ (символизм, футуризм и др.)
Овеществление - литературный прием, употребление одушевленных существительных в значении неодушевленных; наделение одушевленных существительных качествами, действиями неодушевленных.
Постмодернизм - комплекс философских, научных, эстетических представлений, отражение специфического способа мировосприятия в искусстве и критике второй половины ХХ века, характеризующегося общим ощущением кризиса культуры, оценкой мира как "хаоса", а текста - как интертекста, представляющего собой "новую ткань, сотканную из старых цитат" (Р. Барт).
Ход урока
- Постмодернизм в современной русской литературе.
- Биография Т.Н. Толстой.
- Анализ рассказов "Факир", "Соня".
1. Постмодернизм в современной русской литературе.
Вступительное слово.
Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством современной писательницы Т.Н. Толстой, представительницей современного направления в русской литературе - постмодернизма. Наша главная задача - попытаться ответить на вопросы, стоящие перед многими поколениями людей, живущих на нашей планете: "Что же такое жизнь? В чем состоит смысл нашего существования? Какой должна быть настоящая жизнь и бывает ли жизнь ненастоящей?"
Лекция учителя.
В последние десятилетия в литературе мощно заявило о себе новое течение, которое стали обозначать термином "постмодернизм".
Cовременное состояние русской культуры во многом напоминает ситуацию конца ХIХ века. Как и столетие назад, в обществе проходят бурные процессы переоценки ценностей. В стадии поиска и политики, и экономисты, подобная же картина наблюдается и в художественной литературе. Новейшая ситуация значительно отличается от той, которая сложилась на рубеже прошлого и нынешнего веков, а постмодернизм конца ХХ века - от модернизма "серебряного века".
Модернизм - философско-эстетическое движение в литературе и искусстве ХХ века, отразившее кризис сознания и заявившее о себе в целом ряде направлений, течений, школ (символизм, футуризм и др.)
Характерные черты модернизма:
- интерес к частному, единичному, индивидуальному;
- эстетизм;
- идея синтеза искусств (поэзии, театра, музыки, живописи:);
- культ формы и слова;
- идея преобразующей силы искусства.
Постмодернизм - комплекс философских, научных, эстетических представлений, отражение специфического способа мировосприятия в искусстве и критике второй половины ХХ века, характеризующегося общим ощущением кризиса культуры, оценкой мира как "хаоса", а текста - как интертекста, представляющего собой "новую ткань, сотканную из старых цитат" (Р. Барт).
Основные особенности литературы постмодернизма:
- подход к искусству как своеобразному коду, то есть своду правил организации текста;
- попытка передать свое восприятие хаотичности мира сознательно организованным хаосом художественного произведения;
- скептическое отношение к любым авторитетам, тяготение к пародии;
- значимость, самоценность текста ("авторитет письма");
- подчеркивание условности художественно-изобразительных средств ("обнажение приема");
- сочетание в одном тексте стилистически разных жанров и литературных эпох.
Модернисты стремились выработать новое универсальное мировоззрение, они считали возможным на путях нового искусства пересоздать, творчески преобразить мир, то есть русский модернизм предложил глобальный утопический проект преображения жизни. С особой силой об этом заявлял футуризм. Для современных писателей-постмодернистов характерен, напротив, сильнейший антиутопический пафос: "Белая бумага, острый карандаш. Скорей, скорей, пока не забыл! Он все знает, он понял мир, понял Правила, постиг тайную связь событий, постиг законы сцепления миллионов обрывков разрозненных вещей! Молния озаряет мозг Алексея Петровича! Он беспокоится, ворчит, хватает лист, отодвигает локтем стаканы, и, сам изумленный своим радостным обновлением, торопливо, крупными буквами записывает только что обретенную истину: Ночь. Ночь. Ночь. Ночь. Ночь. Ночь. Ночь. Ночь. Ночь. Ночь." (Т. Толстая "Ночь").
Искусство прежних эпох стремилось к общественно значимым целям - воспитанию человека, конструктивному воздействию на общество и - самое главное - к поиску и выражению истины. Постмодернизм отказывает искусству в способности и возможности выразить истину. Однако из этого не следует делать пессимистических выводов, считают постмодернисты. Ведь и постмодернистская версия любого явления культуры и жизни - всего лишь версия, всего лишь комбинация знаков, а значит, не следует принимать ее слишком всерьез.
В культуре постмодернизма стираются границы между "высокими" и "низкими" стилями и жанрами, элитарной и массовой литературой, между критикой и беллетристикой, потенциально - между искусством и неискусством. Сам термин "произведение" уступает место термину "текст". Писатели-постмодернисты как бы издеваются над святыми понятиями, сокровенным, чтобы освободить человека от банальностей и шаблонов. Постмодернизм - это сложное и противоречивое течение, причем его представляют как писатели и поэты, сложившиеся еще в 60-е годы (А. Вознесенский, А. Битов, В. Аксенов, И. Бродский), так и новая генерация художников слова (В. Ерофеев, В. Пьецух, Саша Соколов, Т. Толстая, В. Пелевин, В. Сорокин и другие). Отечественная критика называет среди первых проявлений русского постмодернизма поэму В. Ерофеева "Москва - Петушки", лирику И. Бродского, роман А. Битова "Пушкинский дом", романы Саши Соколова "Школа для дураков", "Между собакой и волком", "Палисандрия".
2. Биография Т.Н. Толстой. Сообщение ученика.
Родилась 3 мая 1951 года в Ленинграде, в семье с богатыми литературными традициями. В семье было 7 детей.
Семья
Дед по отцовской линии - Алексей Николаевич Толстой.
Бабушка по отцовской линии - Наталия Толстая-Крандиевская была поэтессой.
Дед с материнской стороны - известный литературный переводчик Михаил Лозинский.
Отец - Никита Алексеевич Толстой, физик, общественный и политический деятель.
Сестра - Наталия Толстая, писательница.
Брат - Толстой Иван Никитич, филолог, историк эмиграции, специализируется на периоде холодной войны. Обозреватель Радио Свобода.
Сын - Артемий Лебедев, дизайнер, художественный руководитель Студии Артемия Лебедева.
Второй сын - Алексей Лебедев, фотограф, архитектор компьютерных программ, живет в США. Женат.
Творчество
Окончила отделение классической филологии Ленинградского университета.
Она переехала в Москву в начале 1980-х и начала работать в издательстве "Наука" корректором. Первый рассказ Т. Толстой "На золотом крыльце сидели:" был опубликован в журнале "Аврора" в 1983. С того времени вышло в свет 19 рассказов, новелла "Сюжет". Тринадцать из них составили сборник рассказов "На золотом крыльце сидели:" ("Факир", "Круг", "Милая Шура", "Река Оккервиль" и др.). В 1988 - "Сомнамбула в тумане".
Т. Толстую относят к "новой волне" в литературе, называют одним из ярких имен "артистической прозы", уходящей своими корнями к "игровой прозе" Булгакова, Олеши, принесшей с собой пародию, шутовство, праздник, эксцентричность авторского "я".
О себе говорит: "Мне интересны люди "с отшиба", то есть к которым мы, как правило, глухи, кого мы воспринимаем как нелепых, не в силах расслышать их речей, не в силах разглядеть их боли. Они уходят из жизни, мало что поняв, часто недополучив чего-то важного, и уходя, недоумевают как дети: праздник окончен, а где же подарки? А подарком и была жизнь, да и сами они были подарком, но никто им этого не объяснил".
Татьяна Толстая жила и работала в Принстоне (США), преподавала русскую литературу в университетах.
Сейчас живёт в Москве.
Телевидение
Вместе с Дуней Смирновой ведёт телепередачу "Школа злословия".
Совместно с Александром Масляковым является постоянным членом жюри телепроекта "Минута славы" на Первом канале.
Библиография
- "На золотом крыльце сидели"
- "Река Оккервиль"
- "Сёстры"
- "Кысь"
- "Не кысь"
- "Ночь"
- "День"
- "Двое"
- "Изюм"
- "Одна"
- "Река"
Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.
3. Анализ рассказов "Факир", "Соня"
Рассказ "Соня"
Это часть моего мироощущения: будущего нет, настоящее - это только математическая линия, единственная реальность - это прошлое. (Т.Н. Толстая)
Беседа с учащимися по вопросам и заданиям:
Время действия в начале рассказа? Предвоенная пора.
Охарактеризуйте общество, в котором появляется новая героиня. Обратите внимание на "говорящие" имена и отчества героев. Сами себя эти люди считают интеллектуалами, здесь есть и писатели, и авторы научных монографий: "И сколько было действительно интересных, по-настоящему содержательных людей, оставивших концертные записки, книги, монографии по искусству". Но характеристика Льва Адольфовича двойственная: "негодяй в сущности, но умнейший человек и в чем-то миляга". Вывод: негодяи или милейшие люди? Ада - ад, Лев - хищник, Адольф - имя Гитлера! - своего рода намек?
Как оценивают Соню "милейшие" люди, "интеллектуалы"? Некрасива ("голова как у лошади Пржевальского"), глупа ("Соня была дура"), снашивает туфли набок и не умеет одеваться. Но у Сони обнаруживаются необыкновенно полезные для общества качества: хорошо готовит, на нее можно оставить детей и квартиру.
Найдите литературный прием "овеществление", при помощи которого видно, как к Соне относятся в этой компании. "Перебрасывать", "пользоваться", "разумная очередь" - эти лексические средства позволяют понять, что к Соне не относятся как к личности.
Как оценивают Соню дети, чьими устами, как известно, глаголет истина? Дети ее любят и искренне огорчаются, когда Соню "перебрасывают" в другую семью.
Как вы охарактеризуете Соню? В какой-то степени Соня наивный и скучный человек, но она "романтична и по-своему возвышенна". В этой фразе мы видим отношение автора к Соне, в ней и правда и ирония одновременно.
Можно ли назвать Соню романтическим героем? Почему? Да. Она, как должно появляться романтическому герою, появляется ниоткуда: ":неизвестно, кто были ее родители, какой она была в детстве, где жила и что делала до того дня, когда вышла на свет из неопределенности и села дожидаться перцу в солнечной, нарядной столовой". К тому же Соня по своим моральным, личностным качествам выше окружающих ее людей, она умеет любить, бескорыстна, честна.
Каким образом в рассказе проявляется на прочность истинная жизненная ценность - любовь? Толстая рассматривает ситуацию, в принципе типичную для большой компании. Ада Адольфовна задумыавет шутку, приключение для Сони. У Сони появляется выдуманный влюбленный по имени Николай, "обремененный семьей и тремя детьми и страстно влюбленный в Соню". "Переписка была бурной с обеих сторон. Соня, дура, клюнула сразу. Влюбилась так, что только оттаскивай. Пришлось слегка сдержать ее пыл: Николай писал примерно одно письмо в месяц, притормаживая Соню с ее разбушевавшимся Купидоном". Соня пронесет любовь к Николаю через войну и блокаду.
Т. Толстая опирается в рассказе на традиции прошлого: в нем отчетливо слышны реминисценции из романтических произведений, присутствует романтический символ любви. Найдите их. "Пышная роза", "путеводная звезда", вложенные в письма сухие цветы незабудки, символ - эмалевый голубок.
Какой подвиг во имя любимого совершила Соня? В блокадный зимний день она, несмотря на слабость и холод, побрела по адресу Николая (адресу отца Ады Адольфовны), принесла "ему" баночку довоенного томатного сока: "сока там было ровно на одну жизнь". Она спасла любимого человека, отдав ему последнее, что у нее было.
Мотив любви причудливо трансформируется в произведении: из фантастической, нереальной, любовь превращается в реальную, персонифицируется и выдуманный Николай (Соня принимает за Николая исхудавшую, почерневшую лицом Аду) - все, во что верит Соня, оказывается правдой. Для Сони происходит долгожданная встреча.
Парадоксально, но именно Соня по прошествии времени признается самым счастливым человеком: "Уж что-что, а счастье у нее было".
Какой вывод мы можем сделать в заключение анализа рассказа? Соня оказалась самой счастливой потому, что верила в любовь. Жизнь скрыла от нее пошлую правду, и она умерла счастливой: любовь наполнила всю жизнь Сони. Т. Толстая говорит нам, что это есть истинная, вечная ценность человеческого существования: "Ведь голубков огонь не берет".
Рассказ "Факир"
Т. Толстая - прямая наследница великой русской литературы, и прежде всего ее высочайшей морали и искренности, ее любви к своему народу, к каждому простому человеку. Причем это деление на простых и непростых условно и непринципиально. Об этом пишет Т. Толстая в рассказе "Факир", где речь идет о неизбывной тяге так называемых простых людей, живущих на инженерскую зарплату, ездящих на работу через весь город и уверенных, что где-то есть настоящая, яркая, небедная жизнь.
Беседа с учащимися по вопросам и заданиям:
Как оценивают собственное существование Галя и Юра? Считают, что в их жизни все серо и давно им надоело, включая друг друга: "Скоро Галя с Юрой уйдут, уползут на свою окраину:Галю взяла тоска. За что, ах, за что?", "А потом надо было выметаться. А до дома-то - ого-го сколько: Проспекты, проспекты, проспекты, темные метельные площади, пустыри, мосты и леса, и снова пустыри, и внезапные, голубые изнутри, неспящие заводы, и снова леса и летящий перед фарами снег. А дома - унылые зеленые обои, граненый стаканчик абажура в прихожей, тусклая теснота и знакомых запах:".
Какую своего рода отдушину нашли Галя и Юра? Они могут изредка ходить в гости к Филину, человеку, живущему в высотном здании над гастрономом в настоящей квартире с соответствующими потолками, дверями и шторами, люстрами и с чистым подъездом, где "белая хрустящая скатерть, свет, тепло, особые слоеные пирожки, приятнейшая музыка откуда-то с потолка, захватывающие разговоры".
Как супруги относятся к Филину? Они ему откровенно завидуют, а Галя даже мечтает о том, чтобы остаться в этой роскошной жизни с Филином: "О, Филин! Щедрый владелец золотых плодов, он раздает их направо и налево, насыщает голодных и поит страждущих, он махнет рукой - и расцветают сады, женщины хорошеют, зануды вдохновляются, а вороны поют соловьями. Вот он какой! Вот он какой!" Они пытаются подстроиться под его жизнь, общаться с теми же людьми, что и он, но из этого ничего хорошего не получается.
Оказалось, завидовать нечему: Филин оказался, красиво говоря, факиром, а попросту говоря, мелким аферистом, мечтавшим, как и они, о красивой жизни: ": позвонила Аллочка и с возмущением рассказала, что они ходили с Филиным подавать документы в загс и там, заполняя документы, она обнаружила, что он - самозванец, что квартиру в высотном доме он снимает у какого-то полярника, и все вещички-то скорее всего не его, а полярниковы, а сам он прописан в городе Домодедово!" Как изменяется жизнь Гали и Юры после разоблачения Филина? После разоблачения Филин выглядит таким же сереньким, как и все остальные, зато остальные вдруг понимают, что их квартира не так уж убога, а главное - она их пристанище, их собственный дом, который они построили собственными руками и который не надо ни приукрашивать, ни скрывать от посторонних.
Сделайте вывод: что же такое настоящая жизнь, какая она? Вывод: наша жизнь по сути своей прекрасна, ее не надо ни приукрашать, ни перекрашивать. Наша жизнь - бесценный подарок, а истинны в ней только те ценности, которые мы создаем сами, своими руками и своей душой: любовь, семья, дети, дом, работа. Все это и есть смысл существования человека.
Домашнее задание: перечитайте рассказ "Соня" и найдите в нем черты постмодернизма. Напишите мини-сочинение о своих впечатлениях от прочитанных рассказов.
Список литературы.
- Вуколов В.И. Современная проза в выпускном классе: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2002.
- Современная литература: 1970-1990-е годы: Книга для учителя. - М.: Издательство "Первое сентября", 2002.
- Современная русская литература: Учебное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы / Под ред. Проф. Б.А. Ланина. - М.: Вентана-Граф, 2006.
- Толстая Т.Н. Круг: Рассказы. - М.: Подкова, 2003.
- Ресурсы Интернета.