Пословицы и поговорки

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (17 МБ)


Цель: формирование у школьников представления о пословицах и поговорках как произведениях устного народного творчества.

Задачи:

  • образовательная - расширить знания о пословицах и поговорках, их отличительных признаках, тематике; расширять кругозор учащихся, обогащать их речь, пополнять словарный запас.
  • развивающая - развивать логическое мышление: умение наблюдать, сопоставлять, анализировать делать выводы; умение работать со словом; развивать творческие способности; коммуникативную компетентность: умение работать в группе.
  • воспитательная - воспитывать интерес к культуре русского народа, культуре родного края, желание совершенствовать свою речь, толерантное отношение друг к другу, стремление к здоровому образу жизни

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Методы обучения: словесный (диалог), наглядный, практический, проблемно-поисковый, метод контроля.

Формы обучения: индивидуальная, групповая.

Используемые технологии: личностно-ориентированная, игровая технология, ИКТ (интерактивный демонстрационный материал, обучающий контроль)

Оформление урока: мультимедийное сопровождение (презентация по теме урока).

Ход урока

I. Организационный момент.

Цель: настроить детей на предстоящую работу.

Методы и приемы: словесный.

II. Мотивация учебной деятельности. Цель: усилить мотивы ориентации на предстоящую деятельность, создать положительный настрой на урок.

Методы и приемы: словесный, аудиовизуальный

Слайд №2: (иллюстрация бабочки в ладонях, спокойная музыка)

Однажды человек захотел доказать мудрецу, что тот знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.

- Ребята, сегодня в наших руках сделать урок интересным, познавательным, для этого будьте активны, внимательны и доброжелательны друг к другу.

III. Проверка домашнего задания.

Цель: осуществить контроль усвоения пройденного материала, оценить качество предыдущего урока, сохранить мотивацию регулярно и качественно выполнять домашнюю работу.

Методы и приемы: уровневая дифференциация, кластер, заполнение таблицы, самоконтроль и самооценка.

Слайд №3, 4: проверка заданий по критериям.

ЗАДАНИЕ: сильным учащимся вписать в таблице термины малых жанров фольклора, а слабым составить кластер.

1.

Небылица вымысел, лживое сообщение, враньё.
Загадка выражение, которое нуждается в разгадке.
Закличка короткое стихотворение, которое выкликали, участвуя в обрядах календарного цикла.
Считалочка стихотворение, которым решали кому водить в игре.
Колыбельная песня, которой убаюкивают ребенка.
Пестушка короткая стихотворная приговорка нянюшек и матерей, которые пестуют младенца.
Скороговорка быстрая речь, быстрый темп речи.

2.

Критерии проверки д/з записаны на доске
№1 №2
“5” 7 терминов “5” 12,11 терминов
“4” 6, 5 терминов “4” 10-8 терминов
“3” 4 термина “3” 7,6 терминов

IV. Актуализация знаний.

Цель: формировать умения выделять главное и существенное через активную мыслительную деятельность учащихся.

Методы и приёмы: постановка учебной задачи, диалог

- Как красивые вещи украшают наш быт, так мудрые пословицы и поговорки украшают, обогащают нашу речь. Услышав эти изречения, мы стараемся их запомнить, а потом где-либо блеснуть своими знаниями.

- Какой раздел литературы изучает пословицы и поговорки? (Фольклор)

Слайд №5: проблемный вопрос на слайде.

Возникает вопрос: пословицы и поговорки – это разные жанры фольклора?

V. Сообщение темы и цели урока.

Цель: подготовка учащихся к работе на уроке, определение цели и задач урока, способствовать быстрому включению учащихся в деловой ритм, организации их внимания.

Методы и приемы: словесный

VI. Объяснение нового материала.

Цель: дать представление о пословицах и поговорках, их тематике, научить отличать друг от друга.

Методы и приемы: словесно-иллюстративный, фронтальный, проблемный, сопоставление, беседа-сообщение.

1. Слово учителя.

Слайд № 6: За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. Гоняться за двумя зайцами.

- Посмотрите на слайд и скажите, в каком изречении мысль закончена, а в каком нет? Какое предложение можно заменить одним словом – синонимом, а какое нет?

Слайд № 7 Краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль - это пословица и её нельзя заменить словом – синонимом. Четкое, яркое народное выражение, часть суждения без вывода, без заключения – это поговорка, её можно заменить синонимом.

Слайд № 8 Голодный волк сильнее сытой собаки.

Слайд № 9 Их водой не разольёшь. (Дружные)

- Какое изречение можно заменить синонимом?

- Пословицы и поговорки живут в народной речи, а когда они появились?

2. Слово подготовленного ученика.

Родились они в глубокой древности и отражают все стороны жизни людей. Собирание пословиц началось в XVI веке, а может и раньше, но записи того времени не дошли до нас. Первые рукописные сборники, дошедшие до нас, относятся к ХVII-ХVIII вв. Большинство составителей этих сборников неизвестны.

Начало научному изучению русских пословиц и поговорок положил М.В. Ломоносов. Лишь со второй половины ХVIII в. сборники пословиц и поговорок стали печататься.

Слайд № 10 Известными составителями таких сборников были А.Н. Афанасьев, Ф.И. Буслаев и другие. Но самым знаменитым является Владимир Иванович Даль (1801-1872).

Труд его считается непревзойденным. Всю жизнь он посвятил собиранию и систематизации пословиц. Даль изъездил всю Россию. Он записывал пословицы и поговорки, услышанные от крестьян, ремесленников, солдат. Даль больше тридцати лет собирал по крупицам пословицы и поговорки. Им собрано огромное количество – 25 тысяч пословиц и поговорок.

Кроме сборника “Пословицы русского народа”, В.И. Даль подготовил и издал великий труд – четыре тома “Толкового словаря живого великорусского языка” (1803-1866), где привел множество пословиц и поговорок. Далю адресованы слова А.С. Пушкина: “Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!” Сам В.И. Даль называл пословицы коротенькими притчами. В отличие от пословицы, поговорка не имеет нравоучительного смысла.

Слайд № 11 Даль писал: “Поговорка, по народному определению, цветочек, пословица – ягодка; и это верно”.

- Давайте, ребята, в этом убедимся.

Слайд № 12 Азбука – ступенька к учению (голосовая поговорка)

Слайд № 13 Тише едешь - дальше будешь (голосовая пословица)

3. Беседа

Слайд № 14 В.И.Даль так писал о пословице: “Свод народной премудрости и суемудрия, это стоны и вздохи, плачи и рыдания, радость и веселье, горе и утешение в лицах; это цвет народного ума, самобытной страсти; это житейская правда, своего рода судебник никем не судимый”.

- Как вы понимаете смысл данного высказывания?

Пословицы хранят народные представления о вреде и пользе, уме и глупости. О душевной красоте и уродливости в виде кратких изречений. Они помогают нам понять историю нашего народа, учат любить свою Родину, быть честными и трудолюбивыми, любить и уважать своих родителей, вести здоровый образ жизни. Они порицают лень, невежество и другие отрицательные качества человека. Используя пословицы и поговорки в речи, мы делаем её образной, красочной, выразительной.

- Тематика пословиц и поговорок велика. Попробуйте определить темы некоторых пословиц и поговорок.

Слайд № 15 Весенний дождь растит, осенний — гноит.

  • Ученый водит, неученый следом ходит.
  • Был бы мешок, а деньги будут.
  • Не было бы счастья — да несчастье помогло.
  • Кричит смело, как не пришло до него дело.
  • Глупому счастье, а умному ненастье.
  • Где любовь, там и совет.
  • Время – лучший лекарь.

4. Знакомство с примерными тематическими группами пословиц и поговорок.

Слайд № 16- 24 На каждую тему по гиперссылкам переход на примеры пословиц и поговорок.

VII. Физкультминутка. Слайд № 25

Цель: создание условий для укрепления глазных мышц и снятия усталости.

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4–5 раз.

2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4–5 раз.

3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4–5 раз.

4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1–4, потом перевести взор вдаль на счет 1–6. Повторить 4–5 раз.

5. В среднем темпе проделать 3–4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 1–2 раза.

6. Сидя, руки на пояс. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в и.п. Повторить 4-5 раз.

7. Сидя руки вперёд, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимать головы, руки опустить (выдох). Повторить 5-6 раз.

VIII. Первичное усвоение новых знаний.

Цель: выявить уровень и осознанность изучаемого материала, работать над навыками аргументированного и лаконичного изложения своих мыслей.

Методы и приемы: игровой метод, анализ, работа в парах.

Задание “Шкатулка народной мудрости”. Каждая пара учащихся получает из шкатулки мудрое изречение, ребята должны посоветоваться друг с другом и объяснить пословица у них или поговорка, указать её тематику. Другие пары ребят, кому достались похожие изречения, соглашаются с ответом, либо опровергают.

IX. Закрепление.

Цель: закрепить полученные знания, выработать умения и навыки по их применению.

Методы и приёмы: ИКТ технологии

1. Среди пословиц и поговорок укажите лишнюю.

Слайд № 26

А)

  • Летом всякий кустик ночевать пустит (пословица)
  • Посеешь ветер – пожнёшь бурю (пословица)
  • Где любовь и совет, там и горя нет (поговорка)
  • Пришёл марток – надевай семеро порток (пословица)

Слайд № 27

Б)

  • С лица воду не пить (поговорка)
  • Сам воробей, а поёт как соловей (поговорка)
  • Лицом пригожа, да нравом негожа (поговорка)
  • Ближняя копеечка дороже дальнего рубля (пословица)

- Почему вы выбрали именно этот вариант ответа?

2. Среди пословиц найдите поговорку.

Слайд № 28.

  • Не мил и свет, когда друга нет
  • Делу время, потехе - час
  • До свадьбы заживёт
  • Дело не медведь, в лес не уйдёт

3. Вспомните пословицу по иллюстрации и первому слову. Определите тему.

Слайд № 29. Семеро одного не ждут.

Слайд № 30. У страха глаза велики.

Слайд № 31. Скучен день до вечера, если делать нечего.

4. Собери части изречений, поясни их смысл, определи поговорку и пословицу.

Слайд № 32.

Желающие выходят к доске для ответа-доказательства.

Поговорка За спрос не суйся в воду
Пословица Любишь кататься денег не берут
Пословица Не зная броду чем никогда
Поговорка Век живи люби и саночки возить
Поговорка Лучше поздно он всё в лес смотрит
Пословица Сколько волка ни корми век учись

5. Посмотрите отрывок из мультфильма и подберите пословицы и поговорки к нему.

Слайд № 33. Отрывок из мультфильма “Буратино” (можно подобрать пословицы и поговорки на тему “Грамота и обучение”.)

Слайд № 34. Отрывок из мультфильма “Маша больше не лентяйка” (можно подобрать пословицы и поговорки на тему “Люди, их душевные свойства, внешний вид и поведение”. )

6. К своим родным пословицам мы привыкаем, потому что слышим их с детства. У других народов те же самые пословицы могут приобретать иное звучание.

- Ребята, мы с вами живём в Хакасии, нам нужно интересоваться историей, фольклором нашей республики. Прослушайте хакасские пословицы, попробуйте к ним подобрать русские народные.

Слайд № 35.

  • Не приложишь труда, и шапки не заимеешь. (Без труда не выловишь и рыбки из пруда.)
  • Не будь болтлив, говори, подумав. (Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.)

X. Итог урока. Оценки.

Цель: проверка целостного осмысления полученной информации; формирование отношения к изучаемому материалу.

Методы и приёмы: диалог, индивидуальная форма работы, метод самоконтроля.

- Ребята, с какими малыми жанрами фольклора мы сегодня знакомились?

- Что между ними общего? Как мы будем их отличать друг от друга?

- Чему учат нас пословицы и поговорки? Помогают ли они нам в жизни?

- Распределите пословицы и поговорки по своим местам, указав в контрольном листе цифры.

Слайд № 36.

  • Клади картошку в окрошку, а любовь в дело.
  • Комар носа не подточит.
  • Больше дела – меньше слов.
  • Муравей не велик, а горы копает.
  • Всему своё время.
  • Не боги горшки обжигают.
Поговорки Пословицы
1, 3, 4 2, 5, 6

- Давайте проверим.

XI. Домашнее задание

Цель: закрепить пройденный материал, проконтролировать уровень усвоения и навыки самостоятельной работы

Прочитать пословицы и поговорки на стр. 15, распределить их по тематическим группам