Коррекционная педагогика
-
Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста 2011
Методический материал отражает вариант индивидуального коррекционно-развивающего маршрута сопровождения ребенка дошкольного возраста с задержкой психического развития. В статье рассмотрены принципы, задачи и содержание педагогического сопровождения детей данной категории, рекомендованы схемы и формы документации индивидуальной карты сопровождения, которая является документом, фиксирующим проводимые специалистами ДОУ диагностико-коррекционно-развивающие мероприятия, их эффективность.
-
Сказкотерапия как один из методов коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с детьми с нарушением интеллекта 2011
В статье представлено использование учебно-методического комплекса О.А. Соколовой «Путешествие в сказку» на основе сказок В.Сутеева в работе педагога-психолога коррекционной школы.
-
Урок чтения и развития речи в 1-м классе 2011
Задачи урока: учить находить буквы Гг, Кк в печатном тексте, читать слоги и слова с изученными буквами; обогащать словарь детей; развивать фонематический слух, анализ и синтез; развивать артикуляцию звуков, речь, внимание, мышление, наблюдательность, сообразительность ребенка, мелкую и общую моторику.
-
Рабочая программа по математике. 2-й класс 2011
Рабочая программа по математике раскрывает содержание обязательного минимума. Темы изучения включенных в программу вопросов приведены в соответствие с темами избранного учителем учебника. Срок реализации программы 4 года.
-
Развитие личностных качеств учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида под влиянием личностно ориентированного подхода 2011
В статье автор описывает собственный опыт реализации личностно ориентированного подхода в образовательном процессе, который позволяет всесторонне исследовать личность подростков и создать условия, в которых становится возможной максимальная реализация потенциала воспитанников с ОВЗ и накопление ими позитивного социального опыта, разработать модель реабилитации и социальной адаптации подростков на основе реализации их личностного потенциала. Автор также приводит практические результаты такой работы.
-
Занятие для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: "В гостях у сказочницы" 2011
Театральная деятельность является ярким эмоциональным средством, формирующим эстетический вкус детей. Театр воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой. Главное – театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде.
-
Игровые педагогические технологии как средство развития познавательной активности у учащихся с задержкой психического развития 2011
В статье автор рассматривает применение игровых технологий, которые позволяют разнообразить формы и средства обучения, повысить творческую активность учащихся.
-
Совместная деятельность педагога и семьи в процессе воспитания и обучения детей с нарушенным слухом 2011
Огромное значение в процессе воспитания и обучения детей с нарушенным слухом имеет взаимодействие педагогов с родителями. Сурдопедагог вместе с воспитателями обсуждает конкретные семейные условия, выявляет факторы, содействующие усилению педагогического влияния или тормозящие его. С учетом этих факторов в работе с родителями преобладают те или иные формы взаимодействия.
-
Нарушение процессов чтения у младших школьников с задержкой психического развития 2011
Одной из актуальных проблем современной логопедии является проблема изучения нарушения процессов чтения у школьников, имеющих задержку психического развития. Проблема нарушения чтения у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку чтение из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Нарушения речи при задержке психического развития преимущественно имеют системный характер и входят в структуру общего дефекта.
-
Логопедическая помощь умственно отсталым детям со сложной структурой дефекта в процессе обучения чтению глобальным методом 2011
Увеличивается количество умственно отсталых детей, патологическое развитие которых зачастую осложнено еще и сопутствующими нарушениями слуха, зрения, расстройствами аутистического спектра, тяжелыми нарушениями речи. Практическая часть работы посвящена вопросам планирования логопедической помощи обозначенной категории младших школьников, страдающих тяжелой умственной отсталостью при сложной структуре дефекта.
-
Формирование графомоторных навыков у детей со сложной структурой дефекта 2011
Статья посвящена актуальной проблеме диагностики и развития графомоторных навыков у детей со сложной структурой дефекта. Автор предлагает комплексный подход в работе, направленной на коррекцию нарушений у детей с умственной отсталостью и ДЦП.
-
Нахождение площадей прямоугольника и квадрата. 8-й класс 2011
В коррекционной школе, где обучаются дети с отклонениями в развитии, у обучающихся стойко нарушена познавательная деятельность, психические процессы не развиты. Мышление костно и тугоподвижно. Чтобы привлечь обучающихся к изучению предмета, развить их произвольное внимание, воображение, представление, проводятся нестандартные уроки.
-
Формы организации деятельности по развитию пространственной ориентации в ДОУ VII вида 2011
Без специально организованного обучения у дошкольников с проблемами в развитии представления о пространственных отношениях самостоятельно не формируются. В статье даются рекомендации по целенаправленной работе с включением игр и упражнений на развитие восприятия и воспроизведения пространственных отношений.
-
Логоритмическое занятие в средней группе детского сада с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в психическом развитии детей: «Кошка и котята» 2011
Представлен логопедический урок, работа которого строится на развитии общей моторики и мелкой моторики пальцев рук, речевого дыхания, органов артикуляции, слухового внимания. Логопедическая работа направлена на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения.
-
Рабочая программа по курсу "Русский язык" в 5–9-х классах специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида 2011
Рабочая программа по русскому языку отвечает требованиям государственных стандартов по формированию знаний, умений и навыков учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Программа построена на основе концентрического размещения материала, при котором одна и та же тема изучается в течение нескольких лет с постепенным наращиванием сведений, что дает возможность разъединить сложные грамматические понятия на составляющие элементы и каждый отрабатывать отдельно.
-
Арифметические действия с двузначными и трехзначными числами. 5-й класс 2011
Для активизации познавательной деятельности учащихся и поддержания интереса к урокам математики проводится урок в 5-м классе, в ходе которого учащиеся в занимательной форме закрепляют умения и навыки. Урок решает как образовательные, так и воспитательные задачи, а также имеет коррекционную направленность.
-
Логопедическое занятие "Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака" 2011
На занятии ученики получают представления о букве Ь, развивают фонематический слух, учатся различать твердые и глухие согласные звуки.
-
Тактильные рукодельные книги в группе для детей с нарушением зрения 2011
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребёнка не может сложиться без тактильно-двигательного и тактильно-кинестетического восприятия. Автор предлагает заняться изготовлением тактильных рукодельных книг и пособий. С помощью тактильных книг и пособий формируется единая система взаимодействия "глаз–рука", при этом осязательная чувствительность дополняет зрительную информацию.
-
Решение примеров и задач в пределах 10 2011
Цели урока: закрепление навыков сложения и вычитания в пределах десяти; развитие умения решать примеры и задачи; коррекция зрительного восприятия; воспитание мотивации к учебной деятельности путём игровых занятий. Урок проводится в форме путешествия.
-
Социально-психологическая игра "Хуторок" 2011
Одной из продуктивных форм развивающей работы являются игры. Представленная социально-психологическая игра «Хуторок» позволяет организовать пространство для формирования и развития социально-психологических навыков воспитанника, развитию навыков позитивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, способствует личностному и творческому развитию учащихся с особыми образовательными потребностями.
-
Формирование грамматического строя речи на уроках биологии у детей с нарушениями интеллекта 2011
Как развить речь детей с нарушениями интеллекта? Как пополнить их словарный запас? Как научить их правильно и грамотно излагать свои мысли? На эти и другие вопросы ответит эта статья. Занимательные задания и игры помогут ребятам понять насколько богат русский язык, расширить кругозор, научиться думать и делать выводы.
-
Деловая игра по сказке "Колобок" 2011
Для развития речи детей советуют чаще прибегать к испытанному методу - придумыванию иных, новых названий известных сказок, не искажая идеи произведения. Давайте рассмотрим это на примере сказки "Рукавичка".
-
Игра как средство обучения в коррекционной работе с дошкольниками 2011
Логопедам необходимо широко использовать игры в коррекционной работе, при этом стоит помнить об их значимости в целом как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Игра в коррекционной работе - не самоцель, а средство воздействия на ребёнка, звено в общей системе его воспитания. Игра, проводимая с коррекционной целью, всегда должна сохранять положительно воздействующий заряд на все стороны психофизического развития ребёнка.
-
Урок математики в 7-м классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида по теме "Умножение на двузначное число" (закрепление) 2011
Урок математики проводится с целью повторения, обобщения и систематизации знаний у учащихся. Алгоритм решения данных примеров становится той опорой, которая помогает этим детям решать примеры данного вида. Коллективная, парная работа активизирует их работу на уроке. А "личная карточка ученика" помогает отслеживать работу каждого ученика на уроке.
-
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении с двумя мерами 2011
На уроке отрабатываются навыки устного счета, закрепляются знания правил сложения и вычитания именованных чисел при решении примеров и задач; воспитываются общечеловеческие ценности, любовь к Родине; расширяется кругозор; развивается математическое мышление и умение правильно и последовательно рассуждать.
-
"Движение — это жизнь". Коррекция отклонений в физическом и психологическом развитии на занятиях физкультурой 2011
Коррекционно-развивающая работа с детьми должна начинаться с правильно организованного движения. Занятия физическими упражнениями в дошкольном возрасте при правильном их подборе способствует гармоничному и своевременному развитию всех функциональных систем организма ребенка, являются фундаментом здоровья взрослого человека. Игровая форма создает условия и имеет все возможности для решения задачи по формированию двигательных умений и навыков, развитию физических качеств и умственных способностей.
-
Информационные технологии на уроках географии 2011
Изучение географии в коррекционной школе имеет большое значение для социализации обучающихся с нарушением в развитии. Географический материал позволяет развивать познавательные и коммуникативные навыки, монологическую речь. Для выполнения заданий учащиеся используют возможности пакета Microsoft Office. В качестве итоговых работ учащиеся выполняют презентации с использованием программы PowerPoint или Photoshop по выбранной теме.
-
Использование "карточек-подсказок" при изучении темы "Уравнения" в школе VII вида. 5-й класс 2011
В статье автор предлагает рассмотреть методический прием работы над уравнением с использованием карточек-подсказок, который дает хорошие результаты. Это метод работы может применяться также и при работе в общеобразовательных школах.
-
Чистота в доме – залог здоровья 2011
Занятие рекомендуется для детей коррекционных школ-интернатов VIII вида. Целью является закрепление последовательности трудовых действий для детей младшего школьного возраста. Занятие проводится в игровой форме. Воспитывает положительное отношение к труду, корректирует личностные качества детей: чистоплотность, взаимопомощь, стремление к активной деятельности.
-
Конспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения 2011
Данное занятие входит в систему работы по РСВ и ФП учащихся школы I–II вида. Оно состоит из двух частей: формирование произношения и развитие слухового восприятия. Взаимосвязь двух анализаторов (слухового и речедвигательного) содействует быстрому усвоению получаемых умений и постепенному переходу их в навыки. Структура занятия предусматривает разнообразие видов деятельности и актуализацию всех психических функций.