Для успешного решения задач воспитания и обучения глухих и слабослышащих детей важно взаимодействие педагогического коллектива в дошкольном учреждении. Прежде всего важно обеспечить взаимосвязь в работе сурдопедагога и воспитателей. Это взаимодействие первоначально реализуется в организации изучения детей группы, в процессе которого выявляются особенности физического и моторного развития детей, уровень социального развития и познавательной деятельности, сформированность разных видов детской деятельности, а также состояние слуха и речи.
Особенно полно преемственность в работе сурдопедагога и воспитателей проявляется в тщательном анализе программ по различным разделам воспитания и обучения и осуществлении календарного и перспективного планирования. Прежде всего определяются основные задачи воспитания и обучения детей и конкретные задачи работы по различным разделам программы, что способствует выявлению связи между разделами, определению общей тематики занятий, помогает обеспечить вариативность методов и приемов работы. Таким образом, единый тематический и речевой материал усваивается детьми в разных видах деятельности, что позволяет обеспечить лучшее его усвоение.
В ежедневной работе связь сурдопедагога и воспитателей заключается во взаимопосещениях и обсуждении результатов проведения занятий, организации свободной деятельности детей и проведении комплексных занятий.
Так, например, в младшей группе возможно проведение совместного занятия сурдопедагога и воспитателя по теме “Игрушки”, в процессе которого педагог знакомит малышей с названием и назначением игрушек, формирует навыки сопряженно-отраженного проговаривания и глобального чтения. В ходе занятия в качестве одного из сюрпризных моментов появляется воспитатель с самолетиком в руках. “Летает” с детьми, изображая самолет, произнося длительно в___. Затем обращает внимание детей на мешочек, который висит на хвосте самолета. В мешочке – разрезные картинки с изображением игрушек. Воспитатель организует с детьми дидактическую игру, учит воссоздавать из частей целостное изображение. Таким образом, в разных видах деятельности у малышей формируются более глубокие представления в рамках одной тематики.
Огромное значение в процессе воспитания и обучения детей с нарушенным слухом имеет взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателей с родителями. Педагоги группы сообща должны создать у родителей настрой на совместную работу по воспитанию и обучению детей. Прежде всего необходимо узнать состав семьи, взаимоотношения в семье, отношение к ребенку, желание родителей участвовать в воспитательной и образовательной работе. Важно выяснить наличие в семье лиц с нарушениями слуха, способы общения с ребенком, представления взрослых о возможностях ребенка и его дальнейшем развитии, отношении родителей к требованиям дошкольного учреждения.
Сурдопедагог вместе с воспитателями обсуждает конкретные семейные условия, выявляет факторы, содействующие усилению педагогического влияния или тормозящие его. С учетом этих факторов в работе с родителями преобладают те или иные формы взаимодействия. Одних родителей приходится специально настраивать на систематические занятия с детьми дома, других, наоборот, предостеречь от чрезмерного увлечения отработкой учебного материала. Некоторые родители воспринимают нарушение слуха у ребенка как непоправимую беду и перестают верить в то, что он когда-либо будет подготовлен к самостоятельной жизни. Другие – ожидают немедленных результатов в овладении ребенком речью, в развитии его слуха, а все остальные линии развития либо не замечают, либо не считают нужным обращать на них внимание.
Вариантов отношений к ребенку с нарушенным слухом со стороны семьи и к системе воспитательной работы дошкольного учреждения встречается очень много, и педагоги должны, независимо от этих отношений, давать только положительный настрой совместной работе по воспитанию детей, поддерживать даже самое незначительное полезное начинание родителей, разъяснять ценность их непосредственного участия в воспитательном процессе.
Учитель-дефектолог совместно с воспитателями организует родительские собрания, круглые столы и консультации, на которых сурдопедагог знакомит родителей с основными направлениями коррекционно-образовательной работы с детьми, дает рекомендации по организации развития речи и слухового восприятия, а воспитатели информируют о содержании воспитательной работы, организации игр, обучении рисованию и другим видам совместной деятельности. К примеру, на собрании педагоги информируют родителей о том, что крайне необходимо в домашний условиях соблюдать тот режим дня, к которому детей приучили в дошкольном учреждении, чтобы закреплялись культурно-гигиенические и трудовые навыки, чтобы дети получали новые представления об окружающей жизни. При этом родители должны постоянно разговаривать с детьми, помогать им выразить свои требования, мысли, впечатления речевыми средствами. Однако родителям не всегда просто научиться общаться с неслышащим ребенком. C этой целью педагоги предлагают посетить открытые занятия, в ходе которых родители знакомятся с методами и приемами обучения детей. При этом сурдопедагог демонстрирует образец правильной речи, эмоционально окрашенной, сопровождающейся естественными мимикой лица и жестами.
Часто родители не умеют обращаться со слуховыми аппаратами детей. С этими родителями педагог проводит консультации, объясняет значимость аппаратов, требования к пользованию ими.
Воспитатели организуют для родителей выставки детских работ, обязательно комментируют успехи детей, формируют у родителей уважительное отношение к деятельности ребенка.
Совместно сурдопедагог и воспитатели оформляют информационные стенды для родителей, в которых представлены материалы по воспитанию и обучению детей, интересные статьи на актуальные темы из журналов и газет, новинки литературы по дошкольной и специальной педагогике.
Таким образом реализуется преемственность в деятельности сурдопедагога, воспитателей и родителей в процессе воспитания и обучения детей с нарушенным слухом.