Сколько создано развивающих игр и игрушек для детей! Глядя на такое разнообразие хочется порадоваться за малышей, но взрослые всё чаще задаются вопросом: действительно ли эта игрушка разовьёт моего малыша? Будет ли она интересна и полезна моему малышу? Самые лучшие, самые развивающие книги и пособия всегда выходят из рук людей, близких ребёнку. А если взрослые вместе с ребёнком будут читать и играть, то развитие малышу гарантировано. Это, конечно, хорошо, если у ребёнка нет проблем со зрением…
Мою группу по коррекции зрения ежегодно посещает 10 детей, страдающих косоглазием и амблиопией, сниженной остротой зрения. Зная, что всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребёнка не может сложиться без тактильно-двигательного и тактильно-кинестетического восприятия, решила заняться изготовлением тактильных рукодельных книг и пособий. С помощью тактильных книг и пособий формируется единая система взаимодействия “глаз-рука”, при этом осязательная чувствительность дополняет зрительную информацию.
“ТАКТИЛЬНЫЙ” – осязательный. Тактильная чувствительность даёт знания о поверхностях, качествах предметов: болевая – сигнализирует о вреде, наносимому организму; температурные рецепторы принимают участие в регуляции теплообмена между организмом и окружающей средой. Тактильные ощущения руки, объединённые с мышечной суставной чувствительностью образуют осязание. ОСЯЗАНИЕ – познавательная деятельность руки. ОСЯЗАНИЕ – чувство, параллельное зрению.
ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ТАКТИЛЬНАЯ РУКОДЕЛЬНАЯ КНИГА? Тактильная рукодельная книга – это разноцветная книга на текстильной основе с объёмными или рельефными изображениями, которые легко воспринимаются на ощупь. Рисунки, выполненные из различных материалов, максимально точно передают цвет, значимые детали реальных предметов. Для слабовидящих детей я смастерила тактильные рукодельные книги, которые представила на Международном семинаре– практикуме в городе Мурманске, проходивший 18-19 ноября 2009 года на базе Государственной областной специальной библиотеки для слепых. На семинаре рассматривалась тема: “Тактильная книга в познании окружающего мира”.
Тактильные рукодельные книги “Игрушки” А.Барто, “Три собаки” и “Под грибом” В.Сутеева, “Посчитай”, дидактические пособия на развитие мелкой моторики “Цветик–семицветик”, “Подсолнух”, “Рыбки плавают в пруду”, “Лодочки”, “Букет цветов” сразу полюбились детям.
При создании этих книг и пособий учитывала ряд условий безопасности,при соблюдении которых мои книги и пособия не будут оказывать отрицательного воздействия на процесс обследования, игры и здоровье ребёнка:
– не допускать использование в иллюстративном материале острых, колющих, режущих деталей и предметов;
– с учётом возрастных особенностей ребёнка не использовать в качестве съёмных элементов иллюстрации мелкие предметы, которые ребёнок может положить в рот, засунуть в ухо.
Тактильные рукодельные книги не должны быть тяжёлыми, но прочными; материалы, используемые для страниц, приятны для осязания и не вызывают негативные ощущения. Дизайн моих тактильных рукодельных изданий предназначен для слабовидящих детей: правильно подобранный цвет стимулирует зрительное восприятие и активизирует зрительные функции.
Тактильные рукодельные книги и пособия я изготовила с минимальным применением технических средств – швейной машинки: прошивала конверты будущих страничек, а всё остальное мастерила руками.
Рукодельные книги и пособия предназначены для восприятия содержащейся в них информации через тактильные ощущения и содержат изображения, выполненные из различных материалов. Изображения в книгах для детей способны не только удовлетворить любознательность, но и стать источником радости, ведь у маленьких детей все ощущения связаны с эмоциями. С помощью рукодельной книги “Игрушки” А.Барто дети эмоционально рассказывали друг другу стихотворения в группе, демонстрируя картинки, объясняя чем рисунок соответствует тексту. Следующим этапом работы с этой книгой является самостоятельная деятельность, далее посещение детей младшей группы, где каждый ребёнок имел возможность показать свою любимую страничку и рассказать стихотворение. Такое общение помогает освоить правила поведения в гостях, развивает коммуникативные навыки.
Затем в группу приходит новый персонаж – Чепухарь с новой рукодельной книгой “Три собаки” В.Сутеева и просит научить его как правильно рассматривать, рассказывать эту сказку. Все детали этой тактильной книги съёмные, на липучках. Дети показывают как умеют работать с книгой, с персонажами. Это, во-первых, овладение алгоритмом обследования, умением ориентироваться в пределах плоскости. Настраиваемся на восприятие книги: встреча с ней вызовет у нас только положительные эмоции. Во– вторых, раскрыв книгу, рассмотрим и обследуем все объекты, изображаемые на странице, делаем это всегда в одной последовательности, начиная от левого верхнего угла. Не торопясь, даём ребёнку время узнать предмет, его части, расположение, найти его место на странице. Обратим внимание на фон. Качество поверхности, фактура ткани должны помочь оживить чувственный опыт ребёнка. Все действия сопровождаем словом!!! После того как рассмотрели книгу, возвращаемся к её началу и читаем или рассказываем, параллельно выполняя игровые действия. Тактильная рукодельная книга даёт возможность ребёнку научиться взаимодействовать с другими детьми или взрослыми, слышать и понимать партнёра, выполнять определённые действия, вести диалог в рамках сюжета, т.е. формирует качества необходимые для общения.
Очень важным является игровой момент: прослушав сказку , ребёнок может пересказать при помощи имеющихся объёмных или съёмных предметов. Этот процесс превращается в увлекательную игру, у ребёнка появляется возможность для фантазии: дети часто сочиняют свои собственные сказки, используя при этом иллюстрации, с которыми они познакомились в этих книгах. Это позволяет развивать устную речь, делать её более связной и осмысленной. Хорошо организованная внешняя речь является огромным шагом к следующей ступени развития – формированию внутренней речи, предполагающей некий набор внешних знаний и более глубокое осмысление происходящих процессов. Ощупывая предмет, распознавая его отдельные детали и рассказывая об ощущениях и представлениях, ребёнок пополняет словарный запас, а главное учится строить связный рассказ об увиденном. Для дошкольников это очень важно, поскольку предполагается , что в школу они должны прийти подготовленными, умеющими пересказать сказку ,рассказ, эмоционально рассказать стихотворение, составить описательный рассказ, и т.д..
Далее в группе появляется очередная сказка В.Сутеева “Под грибом”, с помощью которой дети приобретают навыки обследования барельефного изображения с более зашумлённым фоном.
КАК ЧИТАТЬ КНИГУ
(Инструкция для маленьких читателей)
- Читать книгу всегда вместе со взрослыми.
- Читать чистыми руками, не читать за едой.
- Не дотрагиваться до книги ртом.
- Обращаться с книгой осторожно.
- Не рисовать на книге.
Итак, функции тактильной рукодельной книги многообразны. Это развитие комплекса практических умений, формирование и совершенствование обследовательских действий в тонкой дифференцировке, развитие зрительно– моторных координаций и ориентировке в микропространстве. Следующий аспект связан с психическим развитием памяти, мышления, воображения, преодолением вербализма. И что немаловажно, всё способствует развитию личностных качеств, преодолению чувства неуверенности при контакте с незнакомыми объектами, проявлению творческих способностей, формированию игровых умений.