Изучение темы “Уравнения” в 5-м классе основывается на знаниях детей о взаимосвязях между компонентами и результатом арифметических действий. Считается, что учащиеся, пришедшие в пятый класс, в начальной школе хорошо усвоили данную тему. Практика работы в коррекционной школе показывает, что дети хорошо выполняют работу по образцу. В начальной школе у группы детей, мною описываемых, существовал справочник, в котором была тема: “Ура! Ура! Уравнения!”. В этой части приводились конкретные примеры, конкретных уравнений. Учащиеся, получив задание, сопоставляли его с имеющимися в наличии образцами решения и решали. Но в пятом классе уравнения усложняются, и решать по образцу становится все сложнее и сложнее. Кроме того, в задачи учителя входит не только дать такой образец решения, но и предоставить такой инструментарий (алгоритм) действий, овладев которым, ребенок мог бы применить его к большему количеству заданий.
Опыт работы в школе, ознакомление с трудами В.Ф.Шаталова и В.А.Сухомлинского, изучение приемов мнемотехники и скоростного конспектирования, подтолкнули меня к созданию “карточек-подсказок”, которые помогают детям решать уравнения на протяжении всего 5-го и 6-го класса. В этих карточках отражены четыре арифметических действия. Вот они:
Знак “+” Действие “сложение” 1Сл. + 2Сл. = С. |
Знак “-” Действие “вычитание” У. – В. = Р. |
Знак “•” Действие “умножение” 1Мн. • 2Мн. = Пр. |
Знак “:” Действие “деление” Де : Дь = Ч. |
|||
1 Сл. = С. – 2 Сл. 2 Сл. = С. – 1 Сл. |
У. = Р. + В. В. = У. – Р. |
1 Мн. = Пр. : 2 Мн. 2 Мн. = Пр. : 1 Мн. |
Де = Ч. • Дь Дь = Де : Ч. |
Я хочу показать применение этих карточек на конкретном примере.
Решите уравнение (х + 59) : 42 = 86
1. Определите порядок действий в левой части уравнения. Обведите последнее действие в треугольник. |
|
2. Подчеркните одной чертой то, что перед треугольником, двумя чертами то, что после треугольника. Результат обведите в кружочек. |
|
3. Назовите действие, которое мы будем выполнять последним? |
Действие “деление”. |
4. Вспомните компоненты действия деления. Обратитесь к “подсказке”. |
Знак “:” Действие “деление” Де : Дь = Ч. Де = Ч. • Дь Дь = Де : Ч. |
5. Подпишите компоненты действия деления. Назовите делимое, делитель, частное. |
|
6. Где находится неизвестное? Выпишите его. |
Неизвестное находится в делимом. х + 59e |
7. Как найти неизвестное делимое? Запишите, как будете искать делимое и найдите его. |
Де = Ч. • Дь х + 59 = 86 • 42 х + 59 = 3612 |
8. У нас получилось новое уравнение. Определите последнее действие. Обведите его в треугольник. |
Действие “сложение”. |
9. Подчеркните одной чертой то, что перед треугольником, двумя чертами то, что после треугольника. Результат обведите в кружочек. |
|
10. Назовите действие, которое мы будем выполнять последним? |
Действие “сложение”. |
11. Вспомните компоненты действия сложения. Обратитесь к “подсказке”. |
Знак “+” Действие “сложение” 1Сл. + 2Сл. = С. 1 Сл. = С. – 2 Сл. 2 Сл. = С. – 1 Сл. |
12. Подпишите компоненты действия сложения. Назовите первое слагаемое, второе слагаемое, сумму. |
|
13. Чем является неизвестное? Выпишите его. |
Неизвестное является первым слагаемым. х |
14. Как найти неизвестное первое слагаемое? Запишите, как будете искать первое слагаемое и найдите его. |
1 Сл. = С. – 2 Сл. х = 3612 – 59 х = 3553 |
Практика работы над уравнением, с применением “карточек-подсказок” дает хорошие результаты. Дети перестают “бояться” уравнений. С удовольствием рисуют и подписывают, а соответственно и решают. Кроме этого, данный вид деятельности хорошо влияет на развитие внимания учащихся, способствует выработке грамотной математической речи. Этот прием, на мой взгляд, хорошо бы “прижился” и в массовой школе при работе со слабоуспевающими учащимися. Плюсами данного вида работы является и то, что его структура хорошо отображается при составлении презентаций в среде Power Point, что дает большие возможности учителю применять ИКТ на уроке, на коррекционных занятиях и при использовании дистанционного обучения.