Использование "карточек-подсказок" при изучении темы "Уравнения" в школе VII вида. 5-й класс

Разделы: Коррекционная педагогика

Класс: 5


Изучение темы “Уравнения” в 5-м классе основывается на знаниях детей о взаимосвязях между компонентами и результатом арифметических действий. Считается, что учащиеся, пришедшие в пятый класс, в начальной школе хорошо усвоили данную тему. Практика работы в коррекционной школе показывает, что дети хорошо выполняют работу по образцу. В начальной школе у группы детей, мною описываемых, существовал справочник, в котором была тема: “Ура! Ура! Уравнения!”. В этой части приводились конкретные примеры, конкретных уравнений. Учащиеся, получив задание, сопоставляли его с имеющимися в наличии образцами решения и решали. Но в пятом классе уравнения усложняются, и решать по образцу становится все сложнее и сложнее. Кроме того, в задачи учителя входит не только дать такой образец решения, но и предоставить такой инструментарий (алгоритм) действий, овладев которым, ребенок мог бы применить его к большему количеству заданий.

Опыт работы в школе, ознакомление с трудами В.Ф.Шаталова и В.А.Сухомлинского, изучение приемов мнемотехники и скоростного конспектирования, подтолкнули меня к созданию “карточек-подсказок”, которые помогают детям решать уравнения на протяжении всего 5-го и 6-го класса. В этих карточках отражены четыре арифметических действия. Вот они:

Знак “+”

Действие “сложение”

1Сл. + 2Сл. = С.

 

Знак “-”

Действие “вычитание”

У. – В. = Р.

 

Знак “•”

Действие “умножение”

1Мн. • 2Мн. = Пр.

 

Знак “:”

Действие “деление”

Де : Дь = Ч.

1 Сл. = С. – 2 Сл.

2 Сл. = С. – 1 Сл.

 

У. = Р. + В.

В. = У. – Р.

 

1 Мн. = Пр. : 2 Мн.

2 Мн. = Пр. : 1 Мн.

 

Де = Ч. • Дь

Дь = Де : Ч.

Я хочу показать применение этих карточек на конкретном примере.

Решите уравнение (х + 59) : 42 = 86

1. Определите порядок действий в левой части уравнения. Обведите последнее действие в треугольник.

2. Подчеркните одной чертой то, что перед треугольником, двумя чертами то, что после треугольника. Результат обведите в кружочек.

3. Назовите действие, которое мы будем выполнять последним?

Действие “деление”.

4. Вспомните компоненты действия деления. Обратитесь к “подсказке”.

Знак “:”

Действие “деление”

Де : Дь = Ч.

Де = Ч. • Дь

Дь = Де : Ч.

5. Подпишите компоненты действия деления. Назовите делимое, делитель, частное.

6. Где находится неизвестное? Выпишите его.

Неизвестное находится в делимом.

х + 59e

7. Как найти неизвестное делимое? Запишите, как будете искать делимое и найдите его.

Де = Ч. • Дь

х + 59 = 86 • 42

х + 59 = 3612

8. У нас получилось новое уравнение. Определите последнее действие. Обведите его в треугольник.

Действие “сложение”.

9. Подчеркните одной чертой то, что перед треугольником, двумя чертами то, что после треугольника. Результат обведите в кружочек.

10. Назовите действие, которое мы будем выполнять последним?

Действие “сложение”.

11. Вспомните компоненты действия сложения. Обратитесь к “подсказке”.

Знак “+”

Действие “сложение”

1Сл. + 2Сл. = С.

1 Сл. = С. – 2 Сл.

2 Сл. = С. – 1 Сл.

12. Подпишите компоненты действия сложения. Назовите первое слагаемое, второе слагаемое, сумму.

13. Чем является неизвестное? Выпишите его.

Неизвестное является первым слагаемым.

х

14. Как найти неизвестное первое слагаемое? Запишите, как будете искать первое слагаемое и найдите его.

1 Сл. = С. – 2 Сл.

х = 3612 – 59

х = 3553

Практика работы над уравнением, с применением “карточек-подсказок” дает хорошие результаты. Дети перестают “бояться” уравнений. С удовольствием рисуют и подписывают, а соответственно и решают. Кроме этого, данный вид деятельности хорошо влияет на развитие внимания учащихся, способствует выработке грамотной математической речи. Этот прием, на мой взгляд, хорошо бы “прижился” и в массовой школе при работе со слабоуспевающими учащимися. Плюсами данного вида работы является и то, что его структура хорошо отображается при составлении презентаций в среде Power Point, что дает большие возможности учителю применять ИКТ на уроке, на коррекционных занятиях и при использовании дистанционного обучения.

Презентация