Коррекционная педагогика
-
Коррекционно-игровые упражнения по развитию лексической стороны речи на уроках коррекции в начальной школе VIII вида 2011
Урок относится к коррекционным занятиям, которые включены в расписание учебной программы VIII вида (2 раза в неделю по 25–30 минут) и соответствуют теме: "Коррекция словесно-логического мышления на основе фонематического восприятия и лексико-грамматической стороны речи".
-
Использование комплекса "Рисуем на песке" 2011
Задачи урока: создать у детей интерес к играм и упражнениям с песком, превратив их в занимательную игру; сочетать игры и упражнения с песком для тренировки пальцев рук с речью детей; ориентировкой в пространстве, социально-бытовой ориентировкой, развитие общей и мелкой моторики; активизировать словарный запас детей; развивать речь, память, мышление, воображение, фантазию детей.
-
Здоровьесберегающие технологии в обучении и воспитании детей-имбецилов 2011
У умственно отсталых детей низкий интеллект, слабая воля, более примитивные эмоции. Воспитателю необходимо найти то здоровое, незатронутое, что есть у умственно отсталых детей, и опираться на эти здоровые стороны при осуществлении коррекционно-педагогической работы. Детям необходима коррекция мышления, памяти, речи, физических недостатков, пространственного восприятия. О некоторых приемах здоровьесберегающих технологий рассказывается в статье.
-
Преимущества и особенности использования информационных технологий в работе воспитателя с детьми со сложной структурой дефекта дошкольного возраста 2011
В статье рассматривается коррекционная работа воспитателя на примере дома-интерната для детей со сложной структурой дефекта с применением информационных технологий.
-
Лексическая работа на уроках русского языка в классе с коррекционным составом учащихся 2011
В настоящее время в Российской Федерации возникла реальная необходимость создания в общеобразовательных школах специальных классов для обучения детей мигрантов, среди которых все больше тех, для кого русский язык не является родным.
-
Рабочая программа по экологическому воспитанию «Войди в природу другом» 2011
Программа решает проблемы занятости детей в свободное от учебного процесса время, адаптации в социуме, а также помогает реализовать интерес воспитанников на практике. Актуальность заключается в том, что ребенок вовлекается в социальные отношения через отношение к природе, обществу, между людьми, психологический климат в коллективе, а также способствует оздоровлению детей.
-
Итоговое занятие в подготовительной к школе группе для детей с ФФН по теме "Мой родной край – Актаныш" 2011
Занятие построено на основе исторической информации родного села. В занятии обращается внимание на развитие всех компонентов речи, грамматику татарского языка. Используется для итога изученных материалов с детьми с ФФН.
-
Работа с предлогами на логопедических занятиях с детьми 4–6 лет для развития и уточнения пространственных представлений и предупреждения аграмматизмов 2011
Дети с недоразвитием речи, владеющие крайне ограниченным словарем, не понимающие значений некоторых даже простых слов, испытывают большие трудности в усвоении и употреблении слов с отвлеченными значениями, например предлогов. Работа над предлогом проводится в двух направлениях: над уточнением его значения и над падежной формой существительного, с которым он употребляется. Материалом для работы с предлогами могут быть игры, загадки, физминутки.
-
Как предупредить школьную неуспеваемость по русскому языку 2011
В настоящее время неуклонно растет число детей с недостатками познавательного и речевого развития. В статье предлагаются методы и приемы, направленные на профилактику нарушений чтения и письма. Эти методики могут применяться логопедами, учителями-дефектологами, воспитателями детских садов компенсирующего вида, учителями начальных классов и родителями.
-
Вводный урок по обществознанию "Семейные отношения" 2011
Главной практической учебной целью уроков по обществознанию является формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья представлений о семье, ее значении в жизни человека, потребности в ее создании, готовности к будущему вступлению в брак, созданию крепкой и прочной семьи.
-
Влияние изобразительной деятельности на всестороннее развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья 2011
В статье автор работы делится опытом обучения изобразительной деятельности детей коррекционной школы VIII вида. Урок рисования в 3-м классе. Тема урока «Бабочки». Основная идея этого урока – формирование интереса к предмету изобразительного искусства, выявление творческого потенциала учащихся. В ходе урока показано, как изобразительная деятельность влияет не только на душевное состояние, но и на всестороннее развитие ребенка.
-
Большой урок СБО. Внеклассное мероприятие для 5–9-х классов 2011
Данное мероприятие способствует повышению познавательной и творческой активности учащихся, формированию коммуникативных навыков, повышению интереса к предмету.
-
Урок письма и развития речи в 3-м классе "Правописание гласных после шипящих" 2011
Данный урок является обобщающим уроком письма и развития речи в 3-м классе. В урок включены игровые ситуации, используются коррекционно-развивающие упражнения, направленные на активизацию мыслительной деятельности учащихся, созданы комфортные психологические условия, позволяющие ученикам в полном объеме раскрыть свои знания и показать положительные результаты при выполнении заданий.
-
Интеграция образовательной области "Познание" в образовательную область "Коммуникация" в разделе формирования математических представлений у детей дошкольного возраста с ТНР 2011
Для детей с тяжелыми нарушениями речи при составлении учебно-тематического планирования необходимо обращать особое внимание на то, чтобы РЭМП шло параллельно с развитием речи. Задача заключается не только в том, чтобы дать знания детям по тому или иному математическому разделу, но и научить понимать значение слов, терминов, использовать их во фразовой речи при выполнении математических заданий и в быту.
-
Воспитательное занятие "Ты и твои друзья". 5-й класс 2011
Цели урока: познакомить с понятиями "дружба", "друг", с правилами дружбы через их совместное составление; учить анализировать и правильно оценивать поступки людей; корректировать мышление, эмоционально-волевую сферу, развивать связную речь; формировать положительные межличностные отношения.
-
Межпредметные связи на уроках математики в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида 2011
Автор рассказывает в статье о том, как осуществляется межпредметная связь на уроках математики, на базе многолетнего опыта работы учителем и использования знаний учащихся, полученных на уроках естествознания, географии, истории, труда, ИЗО, СБО. Особый интерес вызывают задания, связанные с числами из Книги рекордов Гиннесса.
-
Логопедическое занятие "Дифференциация предложений по цели высказывания" 2011
Занятие проводится на III этапе коррекционной работы со школьниками с общим недоразвитием речи. Каждый ребенок пробует себя в роли своеобразного "экскурсовода". Используются элементы ароматерапии (с учетом того, что в группе детей нет аллергиков и астматиков), пальчиковая и дыхательная гимнастика.
-
Методическая разработка по развитию речевого общения со сверстниками и взрослыми путем формирования чувства ритма у детей с диагнозом заикание 2011
В разработку включены 3 этапа: построение ритмического ряда (развитие слухо-моторной координации и регулирующей функции речи); формирование фонематического контроля (освоение ритмического рисунка, оживление мелодико-интонационной стороны речи); усвоение и воспроизведение слогоритмической структуры слова, анализ слоговой и звукобуквенной структуры слова, выделение морфологических признаков слова.
-
Воспитание чувства ритма как средства речевой коммуникации у детей с ограниченными интеллектуальными возможностями, имеющих системное недоразвитие речи 2011
Статья посвящена воспитанию чувства ритма у детей с ОВЗ на уроках музыки в коррекционной школе VII–VIII вида. Показана целесообразность, эффективность обучения детей с ОВЗ построению и пониманию различных моделей как средства формирования знаково-символической деятельности у детей с ОВЗ. Разработан метод логоритмического воспитания детей с ОВЗ, имеющих нарушения речи. Обозначены основные направления коррекции моторики и речи средствами логоритмики.
-
Коррегирующее воздействие уроков пения и музыки на звуковую культуру речи детей с ограниченными интеллектуальными возможностями 2011
В статье приведена характеристика дефектов голоса у детей коррекционной школы 7–8 вида. Рассмотрены механизмы звукообразования и особенности овладения этими механизмами детьми с ОВЗ. Показана эффективность коррекционной работы на уроках музыки с детьми, имеющими различные речевые нарушения, и положительное влияние на речь детей с ОВЗ уроков музыки и пения.
-
Конспект открытого урока в 7-м классе по теме "Однолетние цветочные растения: календула, бархатцы" 2011
Разработка данного урока позволит учащимся открыть удивительный мир цветов. Растения составляют неотъемлемую часть окружения человека. Особенно велика роль живых растений в городе. Декоративные растения семейства сложноцветные – бархатцы и календула широко используются для озеленения улиц, скверов, парков. Основная цель предлагаемого мною урока – пробудить у детей любовь и бережное отношение к этим скромным растениям.
-
Педагогическая работа с детьми при задержке психического развития 2011
Задержка психического развития — это особый вид отклонения психического развития ребенка. Он характеризуется значительным снижением работоспособности, памяти, внимания; затруднением усвоения навыков чтения, письма счета, легкими нарушениями речевых функций. Цель урока – изучение особенностей развития детей c задержкой психического развития.
-
Психологическое здоровье личности. Из опыта работы 2011
Всемирная организация здравоохранения выбирает именно школу в качестве наиболее перспективного участка воздействия на развитие ребенка и подростка в сфере здоровья. Психология здоровья – это наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития.
-
Современный подход к формированию пространственных представлений с ОНР с целью профилактики оптической дисграфии 2011
В статье рассматриваются этапы формирования пространственных представлений у детей в норме и сравниваются с детьми, имеющими речевые нарушения. В работе предлагается использовать специально подобранные приемы и упражнения, которые учитывают индивидуальные особенности дошкольников с речевыми нарушениями.
-
Конспект интегрированного занятия по грамоте и конструированию в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи 2011
В работе представлены 2 интегрированных занятия, в ходе которых дети в игровой форме знакомятся со звуками и буквами «Ф» и «З».
-
Развитие графических навыков у ребенка-левши с ЗПР 2011
В ходе мастер-класса происходит повышение профессиональной компетентности педагогов в области взаимодействия с узкими специалистами.
-
Коррекционная работа по устранению оптической дислексии и дисграфии 2011
Проблема нарушений письменной речи является одной из актуальных проблем школьного обучения. Расстройства чтения и письма являются серьезным препятствием в овладении школьной программой, оказывают отрицательное влияние на школьную адаптацию детей, на формирование личности и характера, всего психического развития ребенка.
-
Конспект занятия по теме "Технология изготовления флористического коллажа "Рыбки" 2011
На занятии акцент делается на методику реабилитационного процесса. Занятие проводится в индивидуальной форме. На занятии используется технология изготовления пейзажного коллажа. Дети знакомятся с искусством изготовления коллажа, с цветом, с техникой оттиска поролоном. Также узнают о подводном мире и его обитателях, закрепляют знания по правилам техники безопасности при работе с ножницами.
-
Методическая разработка по профилактике дисграфии у детей предшкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи 2011
Тяжелое нарушение речи у детей предшкольного возраста является предпосылкой к развитию проблем в письменной речи, акустической и оптической дисграфии. В данной методической разработке предлагается последовательность упражнений, которые дают возможность педагогам формировать у ребенка ряд мыслительных операций над словом, развивать внимательное отношение к речи, совершенствовать память и внимание.
-
Профилактика дисграфии у детей предшкольного возраста с диагнозом задержка психического развития 2011
Данная статья затрагивает причины, влияющие на отставание в развитии познавательной деятельности детей с ЗПР. Следствием чего является специфическое расстройство письменной речи. В статье рассматриваются наиболее типичные виды дисграфии у детей с отставанием в развитии, предлагаются направления работы по профилактике этих нарушений. В качестве примеров представлены профилактические упражнения, которые могут быть использованы в контексте подгрупповых занятий или в индивидуальной работе.