Коррекционная педагогика
-
Формирование графомоторных навыков у детей со сложной структурой дефекта 2011
Статья посвящена актуальной проблеме диагностики и развития графомоторных навыков у детей со сложной структурой дефекта. Автор предлагает комплексный подход в работе, направленной на коррекцию нарушений у детей с умственной отсталостью и ДЦП.
-
Нахождение площадей прямоугольника и квадрата. 8-й класс 2011
В коррекционной школе, где обучаются дети с отклонениями в развитии, у обучающихся стойко нарушена познавательная деятельность, психические процессы не развиты. Мышление костно и тугоподвижно. Чтобы привлечь обучающихся к изучению предмета, развить их произвольное внимание, воображение, представление, проводятся нестандартные уроки.
-
Формы организации деятельности по развитию пространственной ориентации в ДОУ VII вида 2011
Без специально организованного обучения у дошкольников с проблемами в развитии представления о пространственных отношениях самостоятельно не формируются. В статье даются рекомендации по целенаправленной работе с включением игр и упражнений на развитие восприятия и воспроизведения пространственных отношений.
-
Логоритмическое занятие в средней группе детского сада с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в психическом развитии детей: «Кошка и котята» 2011
Представлен логопедический урок, работа которого строится на развитии общей моторики и мелкой моторики пальцев рук, речевого дыхания, органов артикуляции, слухового внимания. Логопедическая работа направлена на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения.
-
Рабочая программа по курсу "Русский язык" в 5–9-х классах специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида 2011
Рабочая программа по русскому языку отвечает требованиям государственных стандартов по формированию знаний, умений и навыков учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Программа построена на основе концентрического размещения материала, при котором одна и та же тема изучается в течение нескольких лет с постепенным наращиванием сведений, что дает возможность разъединить сложные грамматические понятия на составляющие элементы и каждый отрабатывать отдельно.
-
Арифметические действия с двузначными и трехзначными числами. 5-й класс 2011
Для активизации познавательной деятельности учащихся и поддержания интереса к урокам математики проводится урок в 5-м классе, в ходе которого учащиеся в занимательной форме закрепляют умения и навыки. Урок решает как образовательные, так и воспитательные задачи, а также имеет коррекционную направленность.
-
Логопедическое занятие "Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака" 2011
На занятии ученики получают представления о букве Ь, развивают фонематический слух, учатся различать твердые и глухие согласные звуки.
-
Тактильные рукодельные книги в группе для детей с нарушением зрения 2011
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребёнка не может сложиться без тактильно-двигательного и тактильно-кинестетического восприятия. Автор предлагает заняться изготовлением тактильных рукодельных книг и пособий. С помощью тактильных книг и пособий формируется единая система взаимодействия "глаз–рука", при этом осязательная чувствительность дополняет зрительную информацию.
-
Решение примеров и задач в пределах 10 2011
Цели урока: закрепление навыков сложения и вычитания в пределах десяти; развитие умения решать примеры и задачи; коррекция зрительного восприятия; воспитание мотивации к учебной деятельности путём игровых занятий. Урок проводится в форме путешествия.
-
Социально-психологическая игра "Хуторок" 2011
Одной из продуктивных форм развивающей работы являются игры. Представленная социально-психологическая игра «Хуторок» позволяет организовать пространство для формирования и развития социально-психологических навыков воспитанника, развитию навыков позитивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, способствует личностному и творческому развитию учащихся с особыми образовательными потребностями.
-
Формирование грамматического строя речи на уроках биологии у детей с нарушениями интеллекта 2011
Как развить речь детей с нарушениями интеллекта? Как пополнить их словарный запас? Как научить их правильно и грамотно излагать свои мысли? На эти и другие вопросы ответит эта статья. Занимательные задания и игры помогут ребятам понять насколько богат русский язык, расширить кругозор, научиться думать и делать выводы.
-
Деловая игра по сказке "Колобок" 2011
Для развития речи детей советуют чаще прибегать к испытанному методу - придумыванию иных, новых названий известных сказок, не искажая идеи произведения. Давайте рассмотрим это на примере сказки "Рукавичка".
-
Игра как средство обучения в коррекционной работе с дошкольниками 2011
Логопедам необходимо широко использовать игры в коррекционной работе, при этом стоит помнить об их значимости в целом как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Игра в коррекционной работе - не самоцель, а средство воздействия на ребёнка, звено в общей системе его воспитания. Игра, проводимая с коррекционной целью, всегда должна сохранять положительно воздействующий заряд на все стороны психофизического развития ребёнка.
-
Урок математики в 7-м классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида по теме "Умножение на двузначное число" (закрепление) 2011
Урок математики проводится с целью повторения, обобщения и систематизации знаний у учащихся. Алгоритм решения данных примеров становится той опорой, которая помогает этим детям решать примеры данного вида. Коллективная, парная работа активизирует их работу на уроке. А "личная карточка ученика" помогает отслеживать работу каждого ученика на уроке.
-
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении с двумя мерами 2011
На уроке отрабатываются навыки устного счета, закрепляются знания правил сложения и вычитания именованных чисел при решении примеров и задач; воспитываются общечеловеческие ценности, любовь к Родине; расширяется кругозор; развивается математическое мышление и умение правильно и последовательно рассуждать.
-
"Движение — это жизнь". Коррекция отклонений в физическом и психологическом развитии на занятиях физкультурой 2011
Коррекционно-развивающая работа с детьми должна начинаться с правильно организованного движения. Занятия физическими упражнениями в дошкольном возрасте при правильном их подборе способствует гармоничному и своевременному развитию всех функциональных систем организма ребенка, являются фундаментом здоровья взрослого человека. Игровая форма создает условия и имеет все возможности для решения задачи по формированию двигательных умений и навыков, развитию физических качеств и умственных способностей.
-
Информационные технологии на уроках географии 2011
Изучение географии в коррекционной школе имеет большое значение для социализации обучающихся с нарушением в развитии. Географический материал позволяет развивать познавательные и коммуникативные навыки, монологическую речь. Для выполнения заданий учащиеся используют возможности пакета Microsoft Office. В качестве итоговых работ учащиеся выполняют презентации с использованием программы PowerPoint или Photoshop по выбранной теме.
-
Использование "карточек-подсказок" при изучении темы "Уравнения" в школе VII вида. 5-й класс 2011
В статье автор предлагает рассмотреть методический прием работы над уравнением с использованием карточек-подсказок, который дает хорошие результаты. Это метод работы может применяться также и при работе в общеобразовательных школах.
-
Чистота в доме – залог здоровья 2011
Занятие рекомендуется для детей коррекционных школ-интернатов VIII вида. Целью является закрепление последовательности трудовых действий для детей младшего школьного возраста. Занятие проводится в игровой форме. Воспитывает положительное отношение к труду, корректирует личностные качества детей: чистоплотность, взаимопомощь, стремление к активной деятельности.
-
Конспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения 2011
Данное занятие входит в систему работы по РСВ и ФП учащихся школы I–II вида. Оно состоит из двух частей: формирование произношения и развитие слухового восприятия. Взаимосвязь двух анализаторов (слухового и речедвигательного) содействует быстрому усвоению получаемых умений и постепенному переходу их в навыки. Структура занятия предусматривает разнообразие видов деятельности и актуализацию всех психических функций.
-
Формирование навыков рефлексии у первоклассников в период адаптации на основе личностно-ориентированного подхода 2011
В статье проблема развития рефлексии рассмотрена в аспекте последовательного становления в условиях учебной деятельности таких качеств, которые делают ее личностно-направленным действием самопознания. Эти изменения в рефлексии констатируются как новообразование младшего школьного возраста. Выявлены «пункты» перехода от когнитивно-направленной к личностно-направленной рефлексии.
-
Интегрированный урок (чтение + развитие речи) "Лекарственные растения" 2011
Цель уроков чтения в коррекционной начальной школе - научить детей читать, вызвать интерес к чтению и развивать мышление и устную речь. Источниками повышения эффективности урока являются: интерес к учению, самостоятельная работа на уроке, умелое использование оборудования, сотрудничество учителя и учащихся на уроке, ежедневный контроль знаний.
-
Умножение одночленов 2011
Цели урока: научить умножать одночлены; развивать математическую речь; воспитывать самостоятельность и трудолюбие.
-
Экологические игры-путешествия в специальной (коррекционной) школе VIII вида 2011
Статья освещает вопросы истории проведения игр в школе, их тематику. В данных играх-путешествиях осуществляются межпредметные связи в различных учебных предметах. Приводятся примеры заданий и вопросов для участников путешествий. Экологические игры-путешествия имеют большую роль в социальной адаптации учащихся коррекционных школ.
-
Групповое занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения 2011
Занятие проведено с группой учащихся 5-го класса I отделения в форме путешествия. В занятии представлены разнообразные виды работ, которые можно использовать при проведении групповых занятий по РСВ и ФП.
-
Секреты пуговицы 2011
Занятие ориентировано на детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Дети учатся пришивать пуговицы с разным количеством отверстий на макете одежды, что способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, помогает ребенку творчески раскрыться.
-
Развитие и коррекция творческого воображения дошкольников с нарушениями слуха в условиях ДОУ 2011
Основой развития творческого воображения в ДОУ для детей с нарушениями слуха должно стать одновременное формирование в процессе обучения структурного и операционального компонентов воображения. Эффективность работы, направленной на развитие и коррекцию творческого воображения дошкольников напрямую зависит от целенаправленной, скоординированной работы всего педагогического коллектива. В статье выделены основные цели, задачи и даны рекомендации по оптимизации работы по данной проблеме.
-
Конспект фронтального комбинированного занятия логопеда и психолога на закрепление пройденного материала по теме "Глухие и звонкие согласные" 2011
В статье представляется процесс взаимодействия логопеда и психолога на занятии. Ставя единую цель, решая коррекционные задачи, специалисты взаимообогащают материал, вносят разнообразие и повышают результативность усвоения материала. У учащихся закрепляется навык различения и правильного произношения звуков [т]–[д], [к]–[г].
-
Урок русского языка в 7-м классе коррекционной школы VIII вида "Местоимение" 2011
Цель урока - обобщить и систематизировать умения и навыки по теме в процессе выполнения тренировочных упражнений; коррекция мышления на основе упражнений в распознавании лица местоимений; воспитывать интерес к урокам русского языка через нетрадиционную форму урока.
-
"Удивительная профессия – дефектолог!" (из опыта работы) 2011
Дефектология тесно связана с такими науками, как психология, медицина, педагогика и др. Учитель-дефектолог проводит занятия по ФЭМП, ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, обучению грамоте, чтению, игре, конструированию, создает положительную мотивацию к обучению, восполняет дефицит общих знаний, осуществляет начальный этап коррекции.