Цели урока:
- по информатике: овладеть способами деятельности с различными информационными объектами;
- по географии: познакомить учащихся с природной зоной леса в России.
Задачи урока:
учебные:
- контроль уровня знаний, умений и навыков по теме “Тундра”;
- познакомить учащихся с особенностями природной зоны леса;
- закрепить навыки использования компьютера;
- освоить и закрепить основные возможности работы в среде PowerPoint
- освоить этапы работы над проектом с использованием программной среды;
- использовать межпредметные связи “информатика – география”;
развивающие:
- развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления;
- развитие мелкой моторики пальцев рук;
- развитие умения анализировать и систематизировать знания и применять их при решении задач, поставленных учителем;
воспитательные:
- воспитание умения работать в коллективе;
- формирование навыков самоорганизации, самостоятельности;
- повышение мотивации учащихся на уроке за счет нестандартной формы работы.
Тип урока: урок изучение нового материала.
Оборудование урока:
- компьютеры с операционной системой MS Windows
- программа MS PowerPoint;
- переносной экран;
- мультимедийная установка
- карта природных зон;
- атласы.
Методическое обеспечение урока:
- учебник “География России” для специальных (коррекционных) школ VIII вида, Лифанова Т.М., Соломина Н.П.
- листы опорных конспектов;
- компакт-диск с компьютерной презентацией “Лесная зона России” разработанный учителями в программной среде PowerPoint;
- карточки-задания с этапами работы над презентацией
План урока:
I. Начальная часть урока
- Организационный момент
- Повторение пройденного материала
- Объяснение темы урока.
II. Основная часть урока
- Знакомство с географическим положением лесной зоны России;
- физминутка
- продолжение объяснения нового материала
- домашнее задание по географии
- разработка проекта в соответствии с домашним заданием
- работа на компьютерах (закрепление темы урока)
III. Заключительная часть урока. Подведение итогов урока
Ход урока
I. Начальная часть урока
1.1. Организационный момент (1 мин)
Ну-ка проверьте,
Вы готовы начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке –
Ручка, книжки и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Пожелаем всем удачи.
За работу, в добрый час!
1.2. Повторение пройденного материала. (слайд 1)
-
Какие природные зоны мы уже с вами изучили?
- Покажите на карте, где находится зона тундры.
- Каким цветом эта зона обозначена на карте? Почему?
- Назовите животных, которые обитают в зоне тундры?
- Назовите растения, которые произрастают в зоне тундры?
- Почему растения тундры называют карликовыми?
1.3. Объяснение темы урока
Изучение нового материала мне хотелось бы начать со слов русского писателя Л. Леонова, который сказал:
"Давно пора бы воздать ему хвалу, какой заслуживает этот милый дед, старинный приятель нашего детства, насмерть стоящий воин и безотказный поставщик сырья, кормилец рек и хранитель урожаев".
Кто же этот милый дед и хранитель урожаев? Конечно же, лес. (слайд 2)
Тема нашего сегодняшнего урока “Лесная зона России” (записали в тетрадь)
Как вы думаете, где будет более разнообразным растительный мир: в тундре или в лесной зоне? Почему?
У себя на картах найдите зону леса. (слайд 3)
II. Основная часть урока
2.1. Знакомство с географическим положением лесной зоны России - Вступительное слово учителя географии
- В каком направлении от тундры находится эта зона? (к югу)
- В каких частях России расположена эта зона?
- Что такое лес? Дайте определение! (слайд 4)
(В ходе урока учащиеся работают как в тетрадях, так и в листах опорного конспекта)
Учащиеся в тетрадях записывают определение.
Рассказ учителя
Лесная зона расположена к югу от тундры. Она протянулась широкой полосой с запада на восток (от Балтийского моря до берегов Охотского и Японского морей), с севера на юг (от зоны тундры до зоны степей). Площадь = 6,3 млн. км2.
Это самая большая природная зона России. (слайд 5)
Леса России бывают: (слайд 6)
- хвойные
- лиственные,
-смешанные.
(показ слайдов 7-9 по гиперссылкам)
2.2. Физминутка (слайд 10)
- по коленям,
- по груди кулачками,
- по волосам,
- руки трут,
- по щекам.
Раз - подняться, подтянуться
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать
Шесть - за стол тихонько сесть.
2.3. Продолжение объяснения нового материала
В лесную зону России входят: (слайд 11)
- Восточно-Европейская равнина;
- Западно-Сибирская равнина;
- Среднесибирское плоскогорье.
Восточно-Европейская равнина занимает всю Европейскую часть России. Большая часть покрыта лесами. Здесь находятся крупнейшие реки Европейской части России. (слайд 12)
Восточно-Европейская равнина состоит из возвышенностей, низменностей. На этой территории добывают нефть (Башкирия), бурый уголь (Подмосковье), торф (г. Шатура).
Слайд 12
Западно-Сибирская равнина состоит из возвышенностей, пологих склонов и обширных низменностей. Рельеф однообразный, поэтому на ней много болот и заболоченных лесов. На этой территории добывают нефть и газ. Крупные месторождения это Самотлор, Уренгой и Ямбург.
Слайд 13
Среднесибирское плоскогорье. Его плошать 4 млн. км2. рельеф разнообразный. Состоит из гор, равнин, возвышенностей и плоскогорий. По его территории протекает много рек.
Полезные ископаемые этой территории: железная руда, бурый уголь, каменный уголь, алмаз, золото, графит, платина. Известны такие месторождения как: Тунгусский, Ленский, Иркутский, Канско-Ачинский угольный бассейн.
Слайд 14
Полезные ископаемые - это природные ресурсы, поэтому мы должны к ним относится бережно.
Теперь, давайте поговорим о значении леса. (слайд 15 и работа в опорных конспектах) (Беседа с учащимися)
Слайды 15-16
2.4. Домашнее задание по географии.
- Читать в учебнике стр. 67-69
- Отметить в картах полезные ископаемые лесной зоны
- Подобрать материал по следующим темам (они
будут вывешены на стенде): слайд 17
- Тайга России
- Смешанные леса России
- Лиственные леса России
- Животный мир лесов России
- Растительный мир лесов России
2.5. Актуализация ранее полученных знаний. (5 мин)
- Вы только что посмотрели презентацию о лесной зоне России.
- В какой программе она создана? (PowerPoin)
- Что такое презентация? (это набор слайдов и спецэффектов, использующихся для показа на экране, раздаточный материал, а также конспект и план доклада)
- Что является составной частью презентации? (слайд)
- Что такое слайд? (это отдельная страница, представленная в виде белого прямоугольника на сером фоне)
- Как запустить программу PowerPoin? (Пуск / Программы / PowerPoin)
2.6. Практическая работа “Создание презентации “Леса России” в среде PowerPoint”
Сегодня на уроке мы начнем с вами работу над проектом по созданию статической мультимедийной презентации о лесной зоне России.
Нам надо определиться с темой презентации. Выбираем из тех, что предложены в списке тем домашнего задания.
Для начала определим для чего и кого она будет нужна (для объяснения этой темы на последующих уроках, возможно для классов, которые будут изучать эту тему в следующем году).
Теперь определимся с планом наших презентаций, его мы в дальнейшем в ходе работы будем уточнять. Это будет зависеть от материала, который вы сможете найти по выбранной вами теме.
Итак, что бы вы предложили для оформления первого слайда? (обозначить тему презентации и авторов).
- Запустите программу PowerPoint выполнив команды Пуск / Программы / PowerPoint. Выберите пункт Создать презентацию. Установите (включите) переключатель пустой презентации и щелкните на кнопке ОК.
- Выполните команду Создание / Из шаблона оформления. Просмотрите предложенные шаблоны с использованием полосы прокрутки. Задайте оформление одинарным щелчком по выбранному шаблону.
- Задайте (наберите) заголовок презентации “Леса России”. Задайте подзаголовок презентации (ФИО авторов проекта).
Хорошо, а что мы с вами разместим в следующем слайде? (лучше всего будет рассказать о геоположении зоны лесов на территории России)
- Создайте новый слайд выполнив команды Вставка / Создать слайд (Новый слайд).
- Выполните команду Формат / Разметка слайда. Выберите из группы Другие макеты макет Заголовок, текст и графика.
Какую разметку слайда лучше выбрать? (“Заголовок, текст и графика”, так как мы разместим название слайда, вставим карту и небольшое текстовое пояснение)
- В поле Заголовок слайда введите текст “Лесная зона”. В поле Вставка картинки щелкните для его выделения.
- Разместите в графическом поле подходящий рисунок из папки “Лес”, расположенной на Рабочем столе, выполнив команды Вставка / Рисунок / Из файла…
- В текстовое поле введите текст с описанием рисунка.
- Создайте новый слайд выполнив команды Вставка / Создать слайд (Новый слайд). Выберите слайд Текст и графика. Озаглавьте слайд в соответствии с выбранной вами темой. В текстовое поле введите текст по выбранной вами теме (его можно скопировать из текстового файла в папке “Лес”), в графическом поле разместите рисунок из папки “Лес”
- Для использования эффектов выделите текст или рисунок и выполните команды Показ слайда / Эффекты анимации. В появившемся списке выберите подходящие эффекты.
- Запустите презентацию, нажав клавишу F5. Просмотрите слайды презентации с использованием гиперссылок.
- Сохраните работу в папке своего класса под именем Лесная зона России.
- Покажите работу учителю.
Какую информацию вы разместите в следующем слайде? (зависит от выбранной темы, можно сделать слайд с названием выбранной темы и вставить картинку соответствующую теме))
III. Заключительная часть урока. Подведение итогов урока (1 мин)
- Подведем итог.
- Как вы думаете, пригодятся ли вам в жизни знания, которые вы сегодня получили на нашем уроке? Почему?
- Кто выполнил работу на компьютере (создание презентации полностью) – вам за работу на уроке “5”
- А сейчас, давайте с вами посмотрим готовую презентацию ребят, которые ее уже закончили. (анализ готовой работы)