В функции психолога коррекционной школы входит коррекция эмоционально-личностной и познавательной сферы детей. Современная специальная психология и педагогика все больше ориентируются на использование искусства в процессе обучения и воспитания детей с проблемами. В поиске интересных и результативных средств коррекция в своей практической деятельности решила попробовать метод сказкотерапии, предложенный автором этой методики Т.Д.Зинкевич - Евстигнеевой.
Сказкотерапия – это воспитание и лечение сказкой, это открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими. Сказкотерапия тесно связана с арттерапией, игровой терапией и телесноориентированной терапией.
Сказка помогает снять у детей чувство тревожности, страха, изменяется самоотношение, развивается творческое воображение, способствует более успешной школьной адаптации детей. В деятельности психолога коррекционного образовательного учреждения при правильно организованном процессе работы она вполне уместна. Конкретный язык сказок открывает детям путь наглядно – образного и наглядно – действенного постижения мира человеческих отношений.
Понимание и проживание через сказку содержания свойственного внутреннему миру любого человека, позволяют ребёнку распознать и обозначить собственные переживания и собственные психические процессы, понять их смысл и важность каждого из них.
Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту. Это наиболее эффективный способ коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. В результате активизируются и совершенствуются словарный запас.
В своей работе использую учебно-методический комплекс О.А. Соколовой «Путешествие в сказку» на основе сказок В. Сутеева. Учебно-методический комплекс состоит из дидактических материалов, учебного пособия и методического комментария к проведению занятий.
Цель системы коррекционно-развивающих занятий «Путешествие в сказку» - активизация познавательных процессов детей.
Задачи:
- развивать координацию движений, моторику, ориентировку в пространстве;
- формировать у детей активный интерес к окружающим предметам, играм, сказкам;
- создавать ситуации коммуникативного сотрудничества детей и взрослых;
- учить детей последовательному пересказу, действию по инструкции, алгоритму.
Работа с каждой сказкой предполагает чтение, игровые задания по содержанию сказки и ее пересказ.
Все взрослые с детства помнят замечательные сказки и мультфильмы «Кто сказал «Мяу»?», «Капризная кошка», «Кораблик», «Петух и краски», «Три котёнка» и многие другие. Сказки и картинки Владимира Григорьевича Сутеева такие весёлые и одновременно простые для понимания и усвоения детьми с разным уровнем интеллектуального развития, в них нет агрессии. Логическая завершённость отдельных эпизодов и всей сказки в целом, повторы сюжетных ходов, небольшое количество героев стали главными критериями при выборе сказок. Каждый шаг можно проиграть, всех героев изобразить; каждому действию соответствует картинка, что обеспечивает наглядную опору, необходимую детям с интеллектуальным недоразвитием.
Цель занятий – создать условия, при которых ребёнок может достичь оптимального для него уровня развития речи и мышления и связанных с ними психических процессов. В ходе занятия использую приёмы работы по формированию сенсорных представлений, развитию восприятия, речи, координации и выразительности движений, умения работать вместе в доступной для детей игровой форме. Высокая плотность занятия обеспечена сменяемостью видов деятельности.
Применение на занятии подготовленного дидактического материала, в том числе, в электронной форме, позволяет организовать предметную деятельность детей в доступных каждому участнику группы темпе и форме, обеспечить продвижение по личностно ориентированным образовательным траекториям.
Наличие разноуровневых заданий обеспечивает индивидуализированную работу с учетом образовательных потребностей, уровня развития ребенка на разных ступенях обучения.
В процессе разнообразных занятий воспитанники черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром; благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу, таким образом, происходит коррекция личности, расширение эмоционально – поведенческих реакций. На психокоррекционных занятиях черпаются представления о справедливости и несправедливости.
Таким образом, использование сказкотерапии особенно важно для детей с нарушением интеллекта в силу их особенностей: незрелости эмоционально-волевой сферы, отклонений в поведении, расторможенности, гипервозбудимости, слабости мотивации и самоконтроля.
Список литературы
- Астапов, В. М. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития / В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. -СПб.: Питер, 2008.-384 с.
- Белоусова, Е.Г. Путешествие по сказкам: рабочая тетрадь/ Е. Г. Белоусова, И.А. Бугрова, И. А. Хаминова. – Самара: Современные образовательные технологии; М.: ТИД «Русское слово-РС», 2009.-84 с.
- Вачков, И. Почему люди любят сказки? / И. Вачков// Школьный психолог. – 2005.-№9. –С.5.
- Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Как помочь «особому» ребёнку. / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Л.А.Нисневич.-СПб., 2000. -96 с.
- Сутеев, В.Г. Сказки и картинки/ В.Г. Сутеев. –М.: Детская литература, 1992.
- Соколова,О.С. Путешествие в сказку / О.С. Соколова Путешествие в сказку: учебно-методический комплекс в 2 ч., под ред. Е. Ю. Головинской. – Самара: Современные образовательные технологии; М.: ТИД «Русское слово-РС», 2010