Цели:
- Создать условия для творческого самовыражения по знакомой сказке;
- Pазвивать артистические способности детей, речь.
Задачи:
- развивать познавательные процессы;
- научить вести игровой диалог сообразно роли, взаимодействовать в игре в соответствии с сюжетом, договариваться, следовать игровым правилам.
Оборудование:
- "Нравственный урок"- пословицы:
- Не верь речам, где мёду с лишком, не будь самоуверен слишком.
- Чужая душа - потёмки.
- Костюмы, шапочки для инсценировки; краски, кисточки, альбомные листы, колобок на тарелке, музыка с пением птиц.
Методы: словесный, наглядный, практический, социо - игровой, метод "волшебной капли".
Форма проведения: деловая игра.
Данное мероприятие составлено нетрадиционно, по книге Л.В.Фесюковой "Воспитание сказкой" взяв за основу наследие Д. Родари и рекомендации авторов триз (Г.Альтшуллер, М.Шустерман и др.). Нетрадиционно - это значит научить детей оригинально, непривычно, по - своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д.
Во - первых, читателю нужно знать, для чего необходим "нравственный урок". При нашем подходе он берёт на себя нагрузку дать чуть- чуть непривычное пояснение: в чём нравственный урок, главный смысл сказки, на что нацеливает она слушателя, читателя, какие моральные установки закладывает в его душе, в его сознании. Не зря каждая сказка опирается на пословицы, поговорки: " Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок". Выявить этот не всегда напрямую сформулированный "намёк", прояснить его суть, дать себе урок - вот главная задача. Например: сказка "Принцесса на горошине". "Нравственный урок - " Изнеженность - достоинство принцесс:" Действительно, не лучше ли повести беседу с ребёнком в таком русле. Важно не опоздать с главным - научить детей оценивать своих любимых героев с этической позиции.
В рубрике - "Сказка и математика" - находят место необычные математические задания, требующие от ребёнка смекалки, умения устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости. Теперь конкретно о математических вопросах. Самый распространённый из них "Чем похожи, и чем отличаются". Понятно, что найти сходство и различия - это логика, но математика без логики не существует. Далее, школьнику очень важно дать такое понятие: " Число, форма и величина не зависят от цвета, места расположения, материала:" Именно поэтому детям будет, полезно поупражняться в ответах на вопросы типа: "Чем похожи, и чем отличаются простое и золотое яйцо?".
Рассмотрим теперь следующий из раздела - "Воспитание добрых чувств". Возвращаясь к сказке, отметим, что в каждом конкретном случае её сюжет обращает внимание лишь на отдельные компоненты из целой гаммы добрых чувств: или на самоотверженность, или на подельчивость, или на сопереживание. В этой связи и следует обратить внимание на значимые в нравственном плане моменты, а именно то, что:
- Учить детей сравнивать, сопоставлять;
- Формирует привычку доказывать, что это, так или иначе;
- Ставит ребёнка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая ребёнку возможность выбора собственной позиции;
- Упражняет детей в синхронном выражении чувств и телодвижений, обеспечивая значительно более глубокое сопереживание действиям и поступкам.
Развести в стороны хорошие и плохие поступки, явления - значит сделать ещё один шаг в формировании доброты, пусть пока на уровне представлений.
Для развития речи детей советует чаще прибегать к испытанному методу - придумыванию иных, новых названий известных сказок, не искажая идеи произведения. Давайте рассмотрим это на примере сказки "Рукавичка". Предлагают следующие новые названия - "Дружный домик", "Дед, рукавичка и звери", " Новый домик для зверей", "Как дед потерял рукавичку" и т.д. Этому в немалой степени способствует введение вместо привычного главного героя придуманного нового персонажа. Это нужно для поддержания интереса к сказке и для того, чтобы нарушить привычные стереотипы, и для того, чтобы повернуть сюжет сказки в новое русло. Важным, по мнению автора, является воспитание чуткости к слову.
Следующим существенным моментом в нашей сказке является рубрика "Развитие мышления и воображения" Воображение очень полезно и важно для детей: оно делает их жизнь индивидуально - творческой, неповторимой, нестандартной. Здесь предлагается детям впервые отойти от привычных стереотипов и изобрести новую сказку, или какой - то её эпизод. Ещё один метод мы предлагаем в связи с развитием мышления, воображения и речи - объединить два коротких рассказа или сказки в одну с новым сюжетом. Сразу же, оговоримся это нелёгкая работа и для нас, взрослых. Нужно логично вплести новых героев в сюжет первого рассказа и придумать новое содержание. В данном случае активную роль играют и речь, и воображение ребёнка. В этой работе, несомненно, руководителями и организаторами являются взрослые. Каждая личность - клад фантазии. Убеждены в том, что у ваших детей достаточно изобретательности. В целом изобретательство относится к развивающему обучению. В данном случае ребёнок изобретает, то есть придумывает что - то новое не в буквальном смысле этого слова, а в мыслях.
Одной из важнейших задач, состоящих сегодня на повестке дня, - формирование экологической культуры детей, начиная с самого раннего возраста. Сказка сама подсказывает, какой же вопрос или задание дать детям в рубрике "Сказка и природа". Так, говоря о природе, важно не упустить объяснение эволюции, динамики развития предмета или явления. Для нас это кажется предельно ясным, а детям помогает подойти к пониманию того, что всё в природе взаимосвязано и всё находится в развитии.
Наконец, последняя рубрика "Сказка развивает руки" мало нуждается в комментариях. Не случайно говорится "Когда я слушаю - узнаю, когда делаю - запоминаю". Детям предлагается что - то сделать: вырезать, склеить, изобразить сказку схематично или методом пиктографии, показать эпизод текста с помощью мимике и жестов. О полезности этих занятий уже говорилось выше. Кроме того, весьма часто предлагается изобразить что-то или кого-то из сказки, но нестандартно.
Вполне понятно, что предлагаемые разделы, заложенные в нашем мероприятии, выбраны условно и не претендуют на полноту использования сказочных и художественных произведений. Их может быть меньше, может быть и больше. Причём, несомненно, и то, что каждый предлагаемый текст сказки по своему содержанию выдвигает на первый, главный план лишь одну - две из поставленных проблем, а остальные при этом остаются второстепенными, сопутствующими. То, есть воспитатели могут самостоятельно выбирать те задания и вопросы, которые покажутся им важными и полезными, интересными и полезными для конкретного ребёнка или конкретной возрастной группы детей.
Ход проведения
Инсценировка сказки "Колобок"
Стоит скамейка на скамейке сидит старик и старуха.
Старик: Сколько живу на белом свете! А всё жить хочется:
Старуха: Да - а :
Старик: Благодать! Птицы: Бабочки: Солнышко.
Старуха(вздыхая):Да - а: Солнышко.
Звучит музыка с пением птиц.
Старик: А что, старуха, может, на Колобок - то муки наскребём?
Старуха: Наскребём.
Старик: Давно уж ты ничего не пекла.
Старуха: Муку - то где взять? На Колобок - то наскребу.
Уходит
Старик(поднимается кряхтя): Пойду, помогу Старухе печку растопить.
Уходит.
Старуха( выходит с Колобком в руках): Пусть остывает. До чего хорош! Как картинка!
Старик(разглядывая): Румяный.
Вместе уходят.
Колобок: Ура! Кажется, путь открыт! Покачусь, погляжу на белый свет.
Идёт тихонько.
Заяц (выскакивает навстречу): Ой! Фу, как ты меня напугал!
Колобок: Ха - ха -ха.
Заяц: Я тебя за это съем!
Колобок: Глупости! Лучше послушай мою песенку! (Поёт)
Я весёлый Колобок! У меня румяный бок,
Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл,
А от зайца и подавно уйду!
Заяц: Ой - ой! (убегает)
Волк (выходит): Эй, Колобок, тут Заяц не пробегал?
Колобок: Не знаю.
Волк: Ну, раз не знаешь, тогда я тебя съем!
Колобок (отходит от волка):Не ешь меня, Волк. Я тебе песенку спою.
Поёт свою песенку и идёт дальше.
Волк (глядя Колобку вслед): Га - га - га! Смешная песенка! И Колобок смешной! Га - га - га! Ладно, пускай поёт.
Уходит.
Медведь(выходит удивлённо): Во! Колобок! Сам прикатился! Хочет, чтобы я его съел!
Колобок(весело): Нет, Медведь! Я только песенку хотел спеть!
Медведь(удивляясь): Хо! Песенку? Что за песенка?
Колобок: А вот послушай. Поёт. Потом дальше идёт.
Медведь(глядя Колобку вслед и почёсывая живот): Какой смешной Колобок! Прикатился спеть песню! Нужна мне его песня!
Уходит.
Лиса (выскакивает ласково): Ах, какой симпатичный, какой милый Колобок! Куда путь держишь?
Колобок: Просто качусь по дорожке.
Лиса(ещё ласковее): Ах, как это чудесно! А песенки петь любишь?
Колобок: Всю дорогу пою! И Зайцу спел, и Волку, и Медведю.
Лиса(удивлённо): Что ты говоришь? Ах, как бы мне хотелось послушать!
Колобок: Я и тебе спою.
Лиса: Боюсь, не расслышу я твою песенку. Глуха стала. А так хотелось бы:
Колобок: Я громко буду петь.
Лиса: Ах, не поможет мне это! Вот если б ты ко мне поближе подошёл, я бы расслышала.
Колобок, прижимаясь к Лисе, поёт песню. Лиса пытается его укусить. В конце песенки Колобок быстро убегает.
Лиса: И молодец! И правильно сделал! Действительно прелестная песня.(Тихонько идёт за ширму) Приятный денёк выдался: и обед, и музыкальное оформление.
Воспитатель: Дети, давайте сейчас побеседуем по сказке.
Как наша сказка связанна с математикой?
- Какая геометрическая фигура есть в сказке? (кружок, воспитатель даёт детям кружок, дети его обследуют) Докажите, мне что это кружок. ( у кружка нет углов, поэтому он круглый).
- Воспитание добрых чувств (мечтают).
- Как помочь Колобку? (ответы детей)
- Кому из героев сказки хочется спасти Колобка? (ответы детей)
Речевая зарядка.
Попробуем с помощью определений составить представление о Колобке. Какой он?(ответы детей, воспитатель может дополнить: бесстрашный, весёлый, доверчивый, все ему кажутся друзьями)
Сказка и природа.
Придумайте, как Колобку изменить цвет, чтобы его не было видно зимой. (Белый). Летом? (зелёный, под цвет травы). Осенью? (жёлтый, под цвет опавшей листвы).
Развитие мышления и воображения.
Сочиним свою сказку про Колобка и как её назовём? (ответы детей, воспитатель дополняет "Я спасаю Колобка", "Колобок - невидимка", "Колобок - великан", "Колобок меняет цвет" и т. д.
Воспитатель: Молодцы, дети. А теперь давайте прочтём пословицы и расскажем, как они отражают смысл нашей сказки. (ответы детей)
Сказка развивает моторику рук.
Воспитатель: А теперь, дети, давайте, с помощью " волшебной капли", испечём своего Колобка на листе бумаги.
Воспитатель помогает детям, показывает. Большая краска капли капается на листок бумаги и вместе с бумагой наклоняется в различные стороны. Полученный рисунок по необходимости обводится или дорисовывается. На другой половине листа делают объёмную аппликацию из смятых кружочков
Подведение итога.
Воспитатель: Что мы делали? Что понравилось? Не будем ли мы поддаваться тем сладким речам, которые нам говорят? (другие вопросы и размышления детей по ходу беседы).
Воспитатель:. Спасибо за игру. До свидания, ребята!