Рабочая программа по курсу "Русский язык" в 5–9-х классах специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида

Разделы: Русский язык, Коррекционная педагогика


Пояснительная записка

Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В старших (5-9) классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.

Изучение русского языка в школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; об основных нормах русского литературного языка; об особенностях русского речевого этикета;
  • формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции предполагают освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Учебный предмет «Русский язык» в школе выполняет цели, обусловленные ролью родного языка в развитии и воспитании личности ребенка, а также ролью родного языка в усвоении всех изучаемых предметов в школе.

«Русский язык» в школе выполняет дополнительные цели, обусловленные его статусом государственного языка, средства межнационального общения в повседневной жизни и профессиональной деятельности; приобщает учащихся к культуре русского народа, обеспечивает их готовность к межнациональному общению.

Учащиеся должны:

  • Получить достаточно прочные навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;
  • Научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • Быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.

Данная программа включает в себя разделы: грамматика, правописание и развитие речи.

Обучение русскому языку носит коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой учебного предмета.

Программа формулирует следующие задачи преподавания русского языка:

  • Вырабатывать достаточно прочные навыки грамотного письма на основе усвоения звукового состава языка, элементарных сведений по грамматике и правописанию;
  • Повышать уровень общего развития учащихся;
  • Учить школьников последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • Развивать нравственные качества школьников.

На данном этапе обучения основной метод работы – упражнения, которые служат целям закрепления изученного материала.

Учебный материал каждого класса делится на следующие разделы:

  • Грамматика и правописание.
  • Звуки и буквы.
  • Слово.
  • Предложение.
  • Связная речь.

В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.

В 5—9 классах продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.

С 5 класса начинается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор гнезд родственных слов) и др.

Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи — обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.

Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с психическим недоразвитием к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. Работа организуется так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого предложения разной степени распространенности и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.

Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т. к. возможности школьников с психическим недоразвитием излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию. Подготовительные упражнения — ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом создают основу, позволяющую учащимся овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.

В 5–9 классах школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.).

Все учащиеся школы различаются по своим психофизическим особенностям в зависимости от того, какая причина лежит в основе их состояния. Опираясь на классификацию М.С.Певзнер, всех учащиеся 5-9 классов можно разделить на следующие группы:

Группа

Класс

5

6

7

8

9

1. Олигофрения:

а) неосложненной формы

5

2

3

4

4

б) осложнённая нарушением процессов нейродинамики
- с нарушением процесса возбуждения;

3

2

 

4

3

- с нарушением процессов торможения;

2

3

2

3

4

в) осложнённая нейросенсорными нарушениям (различных анализаторов)

 

1 (слуховой, речедвигательный)

1 (речедвигательный)

 

 

 

г) осложнённая психо-патоподобными расстройствами

 

 

1

 

1

2. Деменция

 

 

1

 

 

1. Неосложнённая форма олигофрении.

Особенности работы с данной группой детей.

Очень важно правильно определить ЗБР (зону ближайшего развития). Если потенциальные возможности ребёнка достаточно высокие, ЗБР высока, то нельзя держать его в рамках, предусмотренных для остальных детей. В работе с ребёнком нужно использовать положительные качества личности. Необходимо как можно раньше привлечь его к занятиям в кружке или спортивной секции, а также выбрать для него наиболее квалифицированный трудовой профиль.

2. Олигофрения, осложнённая нарушениями нейродинамики (процессов возбуждения и торможения):

А) Преобладание процессов возбуждения над торможением.

Особенности работы с данной группой детей.

Деятельность такого ученика организуется в условиях охранительного режима. Любое изменение является сильным раздражителем, то есть причиной возникновения возбуждения у ребёнка. В работе с этими детьми очень важно внимание со стороны текущего контроля, иначе ученик неверно выполняет письменную работу. Рекомендуется использовать разнообразные виды контроля, а также продумывать посильные для ребёнка, интересные и разнообразные задания. Отношение к такому ученику должно быть достаточно строгое, но ровное, корректное.

В процессе занятий нужно формировать устойчивость внимания, его концентрацию, учить вырабатывать тормозные реакции. Такого ребёнка желательно посадить с более спокойными детьми. При вспышках, негативных реакциях оставлять в покое.

Б) Преобладание процессов торможения над возбуждением.

Особенности работы с данной группой детей.

Таким детям следует постоянно помогать включаться в коллектив, в общую работу, давать задания, с которыми они наверняка смогут справиться, стимулировать учебную деятельность, поощряя даже самые незначительные успехи. Объем работы им давать поменьше, но требовать качество. В некоторых случаях бывает необходима индивидуальная программа обучения по одному или нескольким предметам. Этим детям необходимо чаще давать отдых, переключать с одного вида деятельности на другой.

3. Олигофрения, осложнённая нарушением различных анализаторов.

Особенности работы с данной группой детей.

Дети с осложнённым дефектом имеют свои специфические особенности и требуют особых методических приёмов в работе с ними. Для многих из них необходимы специальные школы. Необходим индивидуальный подход при выборе места в классе (наиболее удобное, светлое или ближе к учителю). Им чаще нужно напоминать о технике безопасности.

4. Олигофрения, осложнённая психопатоподобными расстройствами.

Особенности работы с данной группой детей.

В работе с такими детьми важна требовательность в сочетании со спокойным, ровным отношением к ним. Нужно как можно больше занимать детей данной группы творческими, интересными делами, заданиями.

5. Эпилептическая деменция.

Особенности работы с данной группой детей.

Не рекомендуется утомлять ребёнка ни физически, ни умственно.

В результате изучения русского языка в школе ученик должен

знать:

  • смысл понятий речь устная и письменная; текст, его функционально-смысловые типы;
  • основные единицы языка, их признаки;
  • нормы речевого этикета;

уметь

  • объяснять роль языка в жизни человека и общества; роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
  • определять тему, основную мысль текста; опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа.
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
    - адекватно понимать информацию устного сообщения;
    - осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения в собственной речевой практике;
    - правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
    - соблюдать этические нормы речевого общения (нормы речевого этикета);
    - соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
    - соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
    - владеть навыками речевого самоконтроля: оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки и недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Темы уроков, представленные в программе рассчитаны на 5 часов в неделю в 5 классе и 4 часа в неделю в 6-9 классах (продолжительность урока 45 минут).

Учебно-тематический план по русскому языку в 5-9 классах (Приложение 1).

Содержание учебной программы по русскому языку в 5-9 классах (Приложение 2).

Литература (Приложение 3).