Название игры: «Социально-психологическая игра «Хуторок» (для обучающихся в специальной коррекционной школе-интернате VIII вида).
Задачи игры:
Главная цель – создание условий эффективного формирования социально-психологических навыков позитивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Основные задачи игры:
- развитие коммуникативных навыков;
- сплочение коллектива;
- социометрия (определение социальной структуры класса);
- профориентация;
- обучение способам травмобезопасного поведения;
- формирование у детей активной жизненной позиции;
- формирование навыков управления эмоционально-волевой сферой;
- развитие кругозора и речи;
- развитие воображения и творческих способностей участников.
Данная игра имеет несколько направлений:
– Диагностическое направление предполагает наблюдение учащегося в ситуациях игры, изучение его личностных проблем, характера межличностных отношений, социального статуса, преобладающих интересов, творческих способностей.
– Для развивающего направления основной задачей является создание условий для развития личностного роста учащихся, бесконфликтного общения, саморегуляции эмоций и поведения, развития воображения и творческих способностей участников. Создаются ситуации достижения успеха, предоставляется «право на ошибку»[16].
– Коррекционное направление предполагает создание условий для коррекции у школьников неадекватной самооценки, асоциального поведения, отклонений эмоционально-волевой сферы, конфликтности и агрессивности в общении, сплочение коллектива.
– Воспитательная направленность обеспечивает усвоение этических норм поведения, способов травмобезопасного поведения, интерес к своим истокам, формирование у детей активной жизненной позиции. Задачи этих направлений решаются на каждом этапе игры.
Предполагаемый психологический результат:
- развитие коммуникативных навыков участников;
- овладение учащимися бесконфликтными навыками общения;
- повышение самооценки школьников;
- профессиональное самоопределение воспитанников;
- овладение приемами управления эмоциональной сферой;
- развитие творческого потенциала учащихся;
- здоровьесбережение школьников;
- расширение кругозора и развитие речи.
Описание сюжетной канвы, игровой результат, тип сюжета:
Идея игры: «Образ жизни россиян в XXI
веке». Между Северным Кавказом и Черным морем
тянутся плодородные земли и урожайные поля
Краснодарского края.
Давайте подумаем, какой мы могли бы внести свой
вклад в обустройство этих земель – построим наш
«Хуторок». Это забота не только о себе, но и о
будущих поколениях.
«Хуторок» – сообщество из составляющих
«дворов». Игру «Хуторок» можно отнести к виду
проектных игр. В этой игре участникам
предоставляется возможность планировать свое
будущее; погрузиться в сказочный мир истории;
узнать, к каким профессиям имеется
склонность; определить перспективы получения
профессии с учетом имеющегося диагноза в
образовательных учреждениях Краснодарского
края; научиться навыкам управления своим
настроением; познакомиться с приемами
травмобезопасного поведения; искать пути
бесконфликтных взаимоотношений.
Социально-психологическая игра «Хуторок»
состоит из двух частей: «Хуторок-1» и «Хуторок-2».
Каждая часть игры и отдельные ее элементы могут
использоваться как самостоятельные занятия
при проведении внеклассных часов, классных
часов, при проведении летнего досуга.
Игра может проводиться в качестве
заключительного этапа курса «Этика и психология
семейной жизни».
При проведении игры ведущему необходимо
придерживаться следующих условий:
Положительная поддержка личности каждого
участника игры;
Предоставление каждому участнику игры «право на
ошибку»[16] – ошибка рассматривается как одна из
возможностей по иному воспринимать ситуацию;
Поддержание благоприятного
морально-психологического климата во время
игры.
Время на игру и на обсуждение. Игра «Хуторок-1» (5 часов) может продолжаться в течение недели. Ведущий учитывает физическое и эмоциональное состояние участников, их активность и регулирует время этапов игры. Игра «Хуторок-2» (5-6 часов) также может продолжаться в течение недели.
Участники:
В игре «Хуторок» могут участвовать как учащиеся одного класса или одной параллели классов, так и учащиеся всей школы-интерната. В зависимости от этого возраст участников от 10 до 16 лет. Психологические задачи игры могут регулироваться в зависимости от возрастных особенностей участников. Для начальной школы это развитие произвольности, творческих способностей; для среднего звена – усвоение социальных норм поведения, развитие межличностных взаимоотношений; в старших классах – самоопределение (личностное и профессиональное).
- Размер группы: 10 человек (± 2).
- Сколько взрослых должно участвовать в качестве ведущих: 1-2.
- Предусмотрено ли участие педагогов, кого и в каком качестве (участник, наблюдатель, соведущий, др.)? В случае участия в игре параллелей классов приглашаются воспитатели этих групп в качестве наблюдателей или соведущих. Для проведения занятий с выполнением творческих работ может быть приглашен учитель по ИЗО или педагог дополнительного образования по технике плетения из талаша. Предусматривается участие инспектора по БДД для проведения занятия по теме «Техника безопасности в дороге. Правила поведения на транспорте».
Возможное продолжение игры в деятельности психолога и педагогов (классного руководителя) – возможно продолжение игры – «Хуторок-3» (развитие социально-психологической компетенции в ролевых играх: «Приключения жителей «Хуторка», «Профессии жителей «Хуторка» и т.д.).
Подробный сценарий игры с указанием задач каждого этапа
Формы обсуждения игры: В начале каждого этапа ставим цели и задачи (1-5 мин.): Что мы будем делать и с какой целью? В заключение каждого занятия подводим итоги: Что мы узнали полезного, как нам это пригодиться в нашей жизни. (1-5 мин.)
Комментарии (если необходимо).
Самоотчет ведущего: внесение корректив.
Список литературы:
- Алиев Х. Уникальные приемы против стресса. – Махачкала. 1994
- Бендюков М., Соломин И., Ткачев М. Азбука профориентации. – СПб., 1997.
- Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьеа Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – М.: Генезис, 2001.
- Битянова М.Р. Материалы курса «Система развивающей работы школьного психолога»: лекции 4-5. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005.
- Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1998.
- Виноградов В.Б. Средняя Кубань. Земляки и соседи. Кубанские казаки. http://budetinteresno.narod.ru /kraeved/narod_vin_index.htm
- Дерябо С.Д. Учителю о диагностике эффективности образовательной среды (пособие для учителя)/Под ред. В.И.Лебедевой, В.И.Панова. – М.: Молодая гвардия. 1997. С. 142-155.
- Лизинский В.М. Программа собственной жизни ученика 10-го класса московской школы Константина Рекова на 1999-2000 г.// Классный руководитель, 1999, № 4. С.58-59.
- Литвак М.Е. Если хочешь быть счастливым. – Ростов-на-Дону: Изд. «Феникс», 2000.
- Психология популярных профессий/Под ред. Головей Л.А. – СПб., 2003.
- Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. – М.: Генезис, 2005.
- Савельев Е.П. Древняя история казачества. – М.: Вече, 2007.
- Семенова М.В. Мы – славяне! – СПб.: Изд. "Азбука": Кн. клуб "Терра", 1997.
- Социальные игры Г. Хорна.
- Шумик В., Бачурина Т. Методические рекомендации «Обеспечение безопасности при групповой перевозке обучающихся и воспитанников в автобусах»// Библиотека инженера по охране труда, 2008, № 11, 12.
- Яковлева Е.Л. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся/Под ред. В.И. Панова. – М.: Молодая гвардия, 1998.
Используемые ресурсы Интернета: http://budetinteresmo.narod.ru/kraeved/narod_vin_index.htm