Социально-психологическая игра "Хуторок"

Разделы: Школьная психологическая служба, Коррекционная педагогика


Название игры: «Социально-психологическая игра «Хуторок» (для обучающихся в специальной коррекционной школе-интернате VIII вида).

Задачи игры:

Главная цель – создание условий эффективного формирования социально-психологических навыков позитивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Основные задачи игры:

  • развитие коммуникативных навыков;
  • сплочение коллектива;
  • социометрия (определение социальной структуры класса);
  • профориентация;
  • обучение способам травмобезопасного поведения;
  • формирование у детей активной жизненной позиции;
  • формирование навыков управления эмоционально-волевой сферой;
  • развитие кругозора и речи;
  • развитие воображения и творческих способностей участников.

Данная игра  имеет несколько направлений:

– Диагностическое направление предполагает  наблюдение учащегося в ситуациях игры, изучение его личностных  проблем, характера межличностных отношений, социального статуса,  преобладающих интересов, творческих способностей.

– Для развивающего направления основной задачей является создание условий  для развития личностного роста учащихся, бесконфликтного общения, саморегуляции эмоций и поведения, развития воображения и творческих способностей участников. Создаются ситуации достижения успеха, предоставляется «право на ошибку»[16].

– Коррекционное направление  предполагает создание условий  для коррекции у школьников неадекватной самооценки, асоциального поведения, отклонений эмоционально-волевой сферы, конфликтности и агрессивности в общении, сплочение коллектива.

– Воспитательная направленность обеспечивает усвоение этических норм поведения, способов  травмобезопасного поведения, интерес к своим истокам, формирование у детей активной жизненной позиции. Задачи этих направлений решаются на каждом этапе игры.

Предполагаемый психологический результат:

  • развитие коммуникативных навыков участников;
  • овладение учащимися бесконфликтными навыками общения;
  • повышение самооценки школьников;
  • профессиональное самоопределение воспитанников;
  • овладение приемами управления эмоциональной сферой;
  • развитие творческого потенциала учащихся;
  • здоровьесбережение школьников;
  • расширение кругозора и развитие речи.

Описание сюжетной канвы, игровой результат, тип сюжета:

Идея игры: «Образ жизни россиян в XXI веке». Между Северным Кавказом и Черным морем тянутся плодородные земли и урожайные поля Краснодарского края.
Давайте подумаем, какой мы могли бы внести свой вклад в обустройство этих земель – построим наш «Хуторок». Это забота  не только о себе, но и о будущих поколениях.
«Хуторок» – сообщество из составляющих «дворов». Игру «Хуторок» можно отнести к виду проектных игр. В этой игре участникам предоставляется возможность планировать свое будущее; погрузиться в сказочный мир истории; узнать, к каким профессиям имеется склонность;  определить перспективы получения профессии с учетом имеющегося диагноза в образовательных учреждениях Краснодарского края; научиться навыкам управления своим настроением; познакомиться с приемами травмобезопасного поведения; искать пути бесконфликтных  взаимоотношений.
Социально-психологическая игра «Хуторок» состоит из двух частей: «Хуторок-1» и «Хуторок-2».
Каждая часть игры и отдельные ее элементы могут использоваться  как самостоятельные занятия при проведении внеклассных часов, классных часов, при проведении летнего досуга.
Игра может проводиться в качестве  заключительного этапа курса «Этика и психология семейной жизни».
При проведении игры ведущему необходимо придерживаться следующих условий:
Положительная поддержка личности каждого участника игры;
Предоставление каждому участнику игры «право на ошибку»[16] – ошибка рассматривается как одна из возможностей  по иному воспринимать ситуацию;
Поддержание благоприятного морально-психологического климата  во время игры.

Время на игру и на обсуждение. Игра «Хуторок-1» (5 часов) может продолжаться в течение недели. Ведущий учитывает физическое и эмоциональное состояние участников, их активность и регулирует  время этапов игры. Игра «Хуторок-2» (5-6 часов) также может продолжаться в течение недели.

Участники:

В игре «Хуторок» могут участвовать  как  учащиеся одного класса или одной параллели классов, так и  учащиеся всей школы-интерната. В зависимости от этого возраст участников от 10 до 16 лет. Психологические задачи игры могут регулироваться в зависимости от возрастных особенностей участников. Для начальной школы это развитие  произвольности, творческих способностей; для среднего звена – усвоение социальных норм поведения, развитие межличностных взаимоотношений; в старших классах – самоопределение (личностное и профессиональное). 

  • Размер группы: 10 человек (± 2).
  • Сколько взрослых должно участвовать в качестве ведущих: 1-2.
  • Предусмотрено ли участие педагогов, кого и в каком качестве (участник, наблюдатель, соведущий, др.)? В случае участия в игре параллелей классов приглашаются воспитатели этих групп в качестве наблюдателей или соведущих. Для проведения занятий с выполнением творческих работ может быть приглашен учитель по ИЗО или педагог дополнительного образования по технике плетения из талаша. Предусматривается участие инспектора по БДД для проведения занятия по теме «Техника безопасности в дороге. Правила поведения на транспорте».

Возможное продолжение игры в деятельности психолога и педагогов (классного руководителя) – возможно продолжение игры – «Хуторок-3» (развитие социально-психологической компетенции в ролевых играх: «Приключения жителей «Хуторка», «Профессии жителей «Хуторка» и т.д.).

Подробный сценарий игры с указанием задач каждого этапа

Формы обсуждения игры: В начале каждого этапа ставим цели и задачи (1-5 мин.): Что мы будем делать и с какой целью? В заключение каждого занятия подводим итоги: Что мы узнали полезного, как нам это пригодиться в нашей жизни. (1-5 мин.)

Комментарии (если необходимо).

Самоотчет ведущего:  внесение корректив.

Список литературы:

  1. Алиев Х. Уникальные приемы против стресса. – Махачкала. 1994
  2. Бендюков М., Соломин И., Ткачев М. Азбука профориентации. – СПб., 1997.
  3. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьеа Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – М.: Генезис, 2001.
  4. Битянова М.Р. Материалы курса «Система развивающей работы школьного психолога»: лекции 4-5. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005.
  5. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1998.
  6. Виноградов В.Б. Средняя Кубань. Земляки и соседи. Кубанские казаки. http://budetinteresno.narod.ru /kraeved/narod_vin_index.htm
  7. Дерябо С.Д. Учителю о диагностике эффективности образовательной среды (пособие для учителя)/Под ред. В.И.Лебедевой, В.И.Панова. – М.: Молодая гвардия. 1997. С. 142-155.
  8. Лизинский В.М. Программа собственной жизни ученика 10-го класса московской школы Константина Рекова на 1999-2000 г.// Классный руководитель, 1999, № 4. С.58-59.
  9. Литвак М.Е. Если хочешь быть счастливым. – Ростов-на-Дону: Изд. «Феникс», 2000.
  10. Психология популярных профессий/Под ред. Головей Л.А. – СПб., 2003.
  11. Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. – М.: Генезис, 2005.
  12. Савельев Е.П. Древняя история казачества. – М.: Вече, 2007.
  13. Семенова М.В. Мы – славяне! – СПб.: Изд. "Азбука": Кн. клуб "Терра", 1997.
  14. Социальные игры Г. Хорна.
  15. Шумик В.,  Бачурина Т. Методические рекомендации «Обеспечение безопасности при групповой перевозке обучающихся и воспитанников в автобусах»// Библиотека инженера по охране труда, 2008, № 11, 12.
  16. Яковлева Е.Л. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся/Под ред. В.И. Панова. – М.: Молодая гвардия, 1998.

Используемые ресурсы Интернета: http://budetinteresmo.narod.ru/kraeved/narod_vin_index.htm