Цели:
- образовательные – отработка навыков устного счета, закрепление правилсложения и вычитания именованных чисел при решении примеров и задач.
- воспитательные – воспитание общечеловеческих ценностей, любви к своей Родине; расширение кругозора.
- развивающие – развитие математического мышления и умения правильно и последовательно рассуждать.
Тип урока: урок закрепления и развития знаний, умений и навыков.
Вид урока: урок самостоятельных работ (репродуктивного типа - устных и письменных упражнений).
Методы обучения: словесные (беседа, объяснение), наглядные (презентация), практические (упражнения, задача, примеры).
Оборудование: Магнитная доска. Компьютер с экраном (для презентации). Карточки с текстом задачи и с примерами. Карточки с ответами к примерам и соответствующей старинной мерой измерения.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель: Сегодня у нас не совсем обычный урок, к нам пришли гости. Посмотрите на наших гостей, улыбнитесь им, посмотрите друг на друга и тоже улыбнитесь, ведь от улыбки станет всем теплей, поднимется настроение.
Слайд 1 (приложение 1) с пословицами.
- Набирайся ума в ученье, храбрости в сраженье.
- Без муки нет науки.
- Была бы охота - заладится всякая работа.
- Математика – гимнастика ума.
Ребята, прочитайте пословицы и запишите себе в тетрадь наиболее понравившуюся народную мудрость. Скажите, почему вы записали именно эту пословицу? Чем она вам так понравилась, в чём её смысл? Выслушав ответы учащихся, подводится итог: математика заставляет думать, искать простые и красивые решения, тренирует память и внимание и закаляет характер.
Урок «Закрепление» дает нам понять,
Что мы умеем и что должны знать.
На этом уроке мы вспомним правило сложения и вычитания чисел, полученных при измерении двумя мерами.
II. Устный счет.
Задание №1:
В восемь встал я в воскресенье.
Про Москву я книжку взял,
А открыв ее увлекся и до часу все читал.
Кто б из вас мне подсказал, сколько я часов читал?
А теперь скажите мне, сколько я минут читал?
Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы с вами совершим экскурсию по Московскому Кремлю.
Мы поговорим о таком уникальном памятнике русского искусства, который находится на территории Кремля, как Царь-колокол. Этот колокол был отлит из бронзы в 1733-1735 году отцом и сыном Моториными.
Слайд 2 (приложение 1) с Царь-колоколом и данными: высота колокола 6м14см, масса была 200т.
Задание №2:Сколько это см и сколько кг?
Учитель: Во время пожара колокол треснул и от него откололся кусок в 11 т 500 кг.
Задание №3:Какова масса колокола после пожара?
Учитель: Как вычислить массу колокола после пожара? (решить у доски и в тетрадях).
Слайд 3 (приложение 1) с Боровицкой башней.
Учитель: Всего в Кремле 20 башен. Самая красивая Боровицкая башня, построенная в XVIII веке, имела высоту 50 м 70 см, а позже на ней установили звезду, она стала на 3 м 35 см выше.
Задание№4:Вычислите высоту Боровицкой башни со звездой.
Учитель: Какой вывод можно сделать, как складываем и вычитаем числа, полученные при измерении с двумя мерами?
Вывод: Чтобы сложить или вычесть числа, полученные при измерении с двумя мерами, нужно записывать меру под соответствующей мерой. Действия надо начинать выполнять с более мелких мер.
III. Работа над задачей.
Учитель: Мы с вами продолжим экскурсию по Кремлю и решим следующую задачу.
Слайд 4 (приложение 1) с планом Московского Кремля.
Задача:Восточная стена Кремля имеет длину 730 метров, южная стена на 45 метров короче. Вычислите длину западного участка стены, если протяженность всех стен Кремля равна 2 км 235 м?
Анализ задачи.
- Сможем ли сразу ответить на главный вопрос задачи и почему?
- Что должны найти первым действием и как?
- Что и как находим вторым действием?
- Сможем теперь ответить на главный вопрос задачи и как?
После анализа задача решается самостоятельно. Первая группа учащихся решает задачу с постановкой вопросов, вторая группа решает с пояснением. Кто решит раньше, должен записать математическое выражение к решению задачи.
2 км 235 м – (730 м + (730 м – 45 м))
IV.Физминутка.
- Гимнастика для глаз.
- Упражнения для улучшения мозгового кровообращения.
- Упражнения для снятия утомления с плечевого пояса и рук.
V. Решение примеров.
Каждый ученик получает карточки с примерами, они с «секретами». На доске магнитами прикреплены ответы к этим примерам, ученик, решив пример и найдя ответ на доске, открывает «секрет».
На доске должны получиться следующие записи:
1 км 060 м – 1 верста |
|
71 см – 1 аршин |
|
410 г – 1 фунт |
|
Карточка с одними и теми же примерами даются учащимся в разной последовательности, чтоб ответы могли найти как можно больше учащихся.
11 кг 463 г + 4 кг 937 г = 16 кг 400 г
1 кг – 590 г = 410 г
1 м 76 см + 37 см = 2 м 13 см
1 м – 29 см = 71 см
10 км 826 м – 9 км 766 м = 1 км 60 м
4 км 939 м + 2 км 529 м = 7 км 468 м
Учитель: Ребята, это старинные меры длины и массы. Мы до сих пор пользуемся пословицами со старинными мерами длины и массы.
Слайд 5 (приложение 1) с пословицами:
«Мерить на свой аршин», «За версту видать».
Учитель: Как вы понимаете данные пословицы?
VI. Итог урока и домашнее задание.
Сегодня мы с вами закрепили правила сложения и вычитания чисел, полученных при измерении. Также узнали старинные меры длины и массы.
Давайте еще вспомним, чему равна масса и высота Царь-колокола, как называется самая красивая башня Кремля?
Опросить нескольких учащихся.
Домашнее задание:
- I группа – стр.96 №310(2) №312(1)
- II группа – стр.96 №310(1) №312(1)
Приложение 1. Презентация к уроку.