Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении с двумя мерами

Разделы: Коррекционная педагогика


Цели:

  • образовательные – отработка навыков устного счета, закрепление правилсложения и вычитания именованных чисел при решении примеров и задач.
  • воспитательные – воспитание общечеловеческих ценностей, любви к своей Родине; расширение кругозора.
  • развивающие – развитие математического мышления и умения правильно и последовательно рассуждать.

Тип урока: урок закрепления и развития знаний, умений и навыков.

Вид урока: урок самостоятельных работ (репродуктивного типа - устных и письменных упражнений).

Методы обучения: словесные (беседа, объяснение), наглядные (презентация), практические (упражнения, задача, примеры).

Оборудование: Магнитная доска. Компьютер с экраном (для презентации). Карточки с текстом задачи и с примерами. Карточки с ответами к примерам и соответствующей старинной мерой измерения.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель: Сегодня у нас не совсем обычный урок, к нам пришли гости. Посмотрите на наших гостей, улыбнитесь им, посмотрите друг на друга и тоже улыбнитесь, ведь от улыбки станет всем теплей, поднимется настроение.

Слайд 1 (приложение 1) с пословицами.

- Набирайся ума в ученье, храбрости в сраженье.

- Без муки нет науки.

- Была бы охота - заладится всякая работа.

- Математика – гимнастика ума.

Ребята, прочитайте пословицы и запишите себе в тетрадь наиболее понравившуюся народную мудрость. Скажите, почему вы записали именно эту пословицу? Чем она вам так понравилась, в чём её смысл? Выслушав ответы учащихся, подводится итог: математика заставляет думать, искать простые и красивые решения, тренирует память и внимание и закаляет характер.

Урок «Закрепление» дает нам понять,
Что мы умеем и что должны знать.

На этом уроке мы вспомним правило сложения и вычитания чисел, полученных при измерении двумя мерами.

II. Устный счет.

 Задание №1:

В восемь встал я в воскресенье.
Про Москву я книжку взял,
А открыв ее увлекся и до часу все читал.
Кто б из вас мне подсказал, сколько я часов читал?
А теперь скажите мне, сколько я минут читал?

Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы с вами совершим экскурсию по Московскому Кремлю.

Мы поговорим о таком уникальном памятнике русского искусства, который находится на территории Кремля, как Царь-колокол. Этот колокол был отлит из бронзы в 1733-1735 году отцом и сыном Моториными.

Слайд 2 (приложение 1) с Царь-колоколом и данными: высота колокола 6м14см, масса была 200т.

Задание №2:Сколько это см и сколько кг?

Учитель: Во время пожара колокол треснул и от него откололся кусок в 11 т 500 кг.

Задание №3:Какова масса колокола после пожара?

Учитель: Как вычислить массу колокола после пожара? (решить у доски и в тетрадях).

Слайд 3 (приложение 1) с Боровицкой башней.

Учитель: Всего в Кремле 20 башен. Самая красивая Боровицкая башня, построенная в XVIII веке, имела высоту 50 м 70 см, а позже на ней установили звезду, она стала на 3 м 35 см выше.

Задание№4:Вычислите высоту Боровицкой башни со звездой.

Учитель: Какой вывод можно сделать, как складываем и вычитаем числа, полученные при измерении с двумя мерами?

Вывод: Чтобы сложить или вычесть числа, полученные при измерении с двумя мерами, нужно записывать меру под соответствующей мерой. Действия надо начинать выполнять с более мелких мер.

III. Работа над задачей.

Учитель: Мы с вами продолжим экскурсию по Кремлю и решим следующую задачу.

Слайд 4 (приложение 1) с планом Московского Кремля.

Задача:Восточная стена Кремля имеет длину 730 метров, южная стена на 45 метров короче. Вычислите длину западного участка стены, если протяженность всех стен Кремля равна 2 км 235 м?

Анализ задачи.

  1. Сможем ли сразу ответить на главный вопрос задачи и почему?
  2. Что должны найти первым действием и как?
  3. Что и как находим вторым действием?
  4. Сможем теперь ответить на главный вопрос задачи и как?

После анализа задача решается самостоятельно. Первая группа учащихся решает задачу с постановкой вопросов, вторая группа решает с пояснением. Кто решит раньше, должен записать математическое выражение к решению задачи.

2 км 235 м – (730 м + (730 м – 45 м))

IV.Физминутка.

  1. Гимнастика для глаз.
  2. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения.
  3. Упражнения для снятия утомления с плечевого пояса и рук.

V. Решение примеров.

Каждый ученик получает карточки с примерами, они с «секретами». На доске магнитами прикреплены ответы к этим примерам, ученик, решив пример и найдя ответ на доске, открывает «секрет».

На доске должны получиться следующие записи:

1 км 060 м – 1 верста

7 км 468 м – 1 миля

71 см – 1 аршин

2 м 13см – 1 сажень

410 г – 1 фунт

16 кг 400 г – 1 пуд

Карточка с одними и теми же примерами даются учащимся в разной последовательности, чтоб ответы могли найти как можно больше учащихся.

11 кг 463 г + 4 кг 937 г = 16 кг 400 г

1 кг – 590 г = 410 г

1 м 76 см + 37 см = 2 м 13 см

1 м – 29 см = 71 см

10 км 826 м – 9 км 766 м = 1 км 60 м

4 км 939 м + 2 км 529 м = 7 км 468 м

Учитель: Ребята, это старинные меры длины и массы. Мы до сих пор пользуемся пословицами со старинными мерами длины и массы.

Слайд 5 (приложение 1) с пословицами:

«Мерить на свой аршин», «За версту видать».

Учитель: Как вы понимаете данные пословицы?

VI. Итог урока и домашнее задание.

Сегодня мы с вами закрепили правила сложения и вычитания чисел, полученных при измерении. Также узнали старинные меры длины и массы.

Давайте еще вспомним, чему равна масса и высота Царь-колокола, как называется самая красивая башня Кремля?

Опросить нескольких учащихся.

Домашнее задание:

  • I группа – стр.96 №310(2) №312(1)
  • II группа – стр.96 №310(1) №312(1)

Приложение 1. Презентация к уроку.