Конспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения

Разделы: Коррекционная педагогика


Диагноз: двусторонняя хроническая нейросенсорная глухота.

АD- 3гр р.р.-0
АS- 2гр ш.р.- 0

А) Произношение.

Цель:

  • Дифференциация звуков [П -Б] в слогах, словах, фразах.
  • Тренировка в соблюдении правильного ударения в речи.

Оборудование: таблички с речевым материалом, профили произношения звуков [П] , [Б] , картинки, ЗУА Соло-01, зеркало.

Б) Развитие слухового восприятия. (2 -е занятие)

Текст: В поле, в огороде, в саду.

Цель: Восприятие текста, фраз, словосочетаний, слов слухо-зрительно и на слух. Отработка произносительных навыков на речевом материале занятия.

План.

А) Произношение.

1. Проверка аппаратуры.

2. Целевая установка.

3. Дифференциация звуков [П - Б] в слогах, словах, фразах.

а) Работа с профилями. Уточнение приемов самоконтроля за звуками [П ], [Б] .

б) Чтение слогов, слов со звуками [П - Б].

в) Игра "Собери вещи в чемодан".

г) Предъявление данных слов на слух.

д) Игра "Что лишнее?"

е) Предъявление ряда слов из предыдущего задания на слух.

ж) Игра " Составь словосочетание по картинке".

з) Составление предложений по картинке.

и) Различение данных предложений на слух.

4. Работа над словесным ударением.

а) Уточнение знаний о словесном ударении.

б) Отхлапывание ритма слов.

в) Различение слов с ударениями в разных позициях на слух.

г) Нахождение слов, соответствующих схеме.

д) Расставление ударений в предложениях.

Б) Развитие слухового восприятия.

  1. Работа с текстом.
  2. Беседа по тексту. О чем читали?
  3. Игра "Выбери табличку".
  4. Дополнение предложений на слух.
  5. Игра "Составь предложение по картинке".
  6. Различение словосочетаний, слов по тексту.
  7. Восприятие материала учебной деятельности и материала разговорно-обиходного характера (на слух).
  8. Итог урока. Оценка

Ход занятия

А) Произношение.

1. Проверка аппаратуры.

Предъявление слогов на слух.

[Па] Учащаяся
[Папа] повторяет с
[паПАпа] выделением
[Папапа] ударного слога.

Учащаяся отвечает на вопросы.

[-Какое сегодня число?]

[-Какая сегодня погода?]

[-Какой сегодня день недели?]

[- Кто дежурный в классе?]

2. Целевая установка.

- Будем хорошо говорить все звуки.

3. Дифференциация звуков [П -Б] в слогах, словах, фразах.

а) Работа с профилями. Уточнение приемов самоконтроля за звуками.

- Будем повторять звуки [П - Б].

- Посмотри на профили звуков.

- Чем отличаются эти звуки?

При звуке [П] голоса нет, при звуке [Б] голос есть

б) Чтение слогов, слов со звуками [П -Б] .

- Прочитай слоги, слова. Хорошо говори звуки [П - Б], соблюдай словесное ударение.

ба-па басня-парта
бу-пу букет-путь
аба-апа собака- аппарат
бла-пла блокада-плавание
або-апо забор-сапог

в) Игра "Собери вещи в чемодан".

На столе лежат карточки с изображением чемоданов со звуками [П] и [Б].

Учитель показывает картинки со звуками [П - Б] . Ученица называет картинки и кладет в чемодан, соответствующий звуку, только картинки, обозначающие вещи.

- Назови картинки. Хорошо говори звуки, соблюдай ударение.

- Положи в чемоданы только вещи со звуками [П] и [Б].

яблоко, абрикос, персик, пальто, шапка, шуба, ботинки, перчатки, поезд, пароход.

г) Предъявление данных слов на слух вразбивку.

Учитель предъявляет слова на слух, учащаяся различает их.

- Послушай, повтори.

[ пальто, шуба, ботинки, перчатки, шапка]

д) Игра "Что лишнее?"

- Прочитай слова. Хорошо говори звуки [П-Б].

- Какое слово лишнее? Почему?

Подлежащее, прямоугольник, обстоятельство, определение, прилагательное

Ученица называет лишнее слово.

е) Предъявление ряда слов из предыдущего задания на слух.

Слова предъявляются вразбивку на слух, одно пропускается.

- Послушай. Какое слово я пропустила?

- Повтори слова в той же последовательности.

[Подлежащее, прямоугольник, определение, прилагательное]

Учащаяся повторяет слова в той же последовательности и говорит, какое слово пропущено.

ж) Игра "Составь словосочетание по картинке".

Перед ученицей лежат картинки и карточки с деформированными слогами. Из деформированных слогов она составляет слова - прилагательные. К каждой картинке надо подобрать соответствующие прилагательные и составить словосочетание.

- Составь слова из слогов.

- Говори хорошо.

- К каждой картинке подбери прилагательное, составь словосочетание.

Картинки: абрикосы, хлеб, собака.

Ученица составляет слова, словосочетания:

добрая собака, спелые абрикосы, белый хлеб.

з) Составление предложений по картинке.

Перед ученицей лежат картинки. Она составляет предложения по каждой из них.

- Посмотри на картинку. Составь предложения.

- Говори все звуки хорошо, соблюдай словесное и логическое ударение.

и) Различение данных предложений на слух.

Учитель предъявляет предложения на слух, учащаяся повторяет их.

[Ребята лепят из снега снежную бабу.]

[Петя пошел на рыбалку.]

[Белка живет в дупле.]

- Что ты делала?

Повторяла звуки [П-Б],

выполняла различные упражнения.

Работа над словесным ударением.

а) Уточнение знаний о словесном ударении

- Прочитай правило.

Ударный слог произносится громче и протяжнее, чем безударный.

Па, паПа, паПапа, папаПа, и т.д.

Например:

План письМО раБОта

б) Отхлапывание ритма слов.

- Отхлопай ритм.

- Поставь ударения.

Ученица отхлапывает ритмы слов, расставляет ударение.

Работа, почта, букет.

в) Различение слов с ударениями в разных позициях на слух вразбивку.

- Послушай слова.

- Расставь словесное ударение.

[Парта]

Ученица слушает и повторяет слова за учителем, расставляя ударения.

[Брат]

[Арбуз]

[Бабушка]

[Барабан]

г) Нахождение слов, соответствующих схеме.

- Прочитай слова.

- Найди к каждому слову схему.

- Придумай слова, соответствующие схемам.

Работа `_ _

Почта _ `_ _

Грибы _ `_

д) Расставление ударений в предложениях.

- Прочитай предложения. Учащаяся читает
- Расставь ударения в выделенных словах. предложения,
- Прочитай, соблюдай ударение. соблюдая ударения.

В лесу я видел сорок.
Ему сорок лет.
Ваш подарок мне очень дорог.
Я знаю много местных дорог.

Что делала?

Учащаяся отвечает.

Б) Развитие слухового восприятия.

Работа с текстом.

1 Беседа по тексту.

- О чем читали?

О работе весной в поле, в огороде.

2. Игра "Выбери табличку".

Перед ученицей лежат карточки обратной стороной. Учащаяся подает их учителю. Учитель читает предложения, учащаяся повторяет его.

(Материал предъявляется слухо-зрительно, без опоры на табличку.)

- Будешь слушать и повторять предложения.

- Соблюдай словесное и логическое ударения.

- Говори хорошо все звуки.

Весной в поле растут целые поля овощей.

Учащаяся выполняет задание.

На полях тоже начинается работа

Весной сеют овес, ячмень, яровую пшеницу.

В это время оживают зеленые всходы озимых посевов.

3. Дополнение предложений на слух.

- Будешь дополнять предложения.

- Говори слитно, соблюдай дыхательные паузы.

[На полях тоже начинается ...]

[Весной сеют...]

[В это время оживают зеленые всходы...]

Ученица дополняет предложения.

Игра "Составь предложение по картинке".

Учащейся предлагаются картинки. Она составляет предложения, используя слова и словосочетания из текста : подрезают деревья, тракторы распахивают землю, работа в огороде, сеют пшеницу

Различение словосочетаний, слов по тексту на слух.

- Послушай. Повтори.

- Соблюдай словесное ударение.

[ в середине апреля]

[зеленые всходы]

[озимые посевы]

[ посев]

[подрезают сучки]

Восприятие материала учебной деятельности и материала разговорно-обиходного характера (на слух).

- Будешь слушать и повторять предложения.

1. [Куда ты ездила на каникулах?]

2. [Слово - основная единица языка.]

3. [Чему равен периметр треугольника?]

4. [Какое домашнее задание ты приготовила на сегодня?]

Итог урока.

- Что ты делала сегодня на уроке?

Учащаяся отвечает

Оценка

- Ты говорила сегодня хорошо. Спасибо за работу.