Диагноз: двусторонняя хроническая нейросенсорная глухота.
АD- 3гр р.р.-0 АS- 2гр ш.р.- 0
А) Произношение.
Цель:
- Дифференциация звуков [П -Б] в слогах, словах, фразах.
- Тренировка в соблюдении правильного ударения в речи.
Оборудование: таблички с речевым материалом, профили произношения звуков [П] , [Б] , картинки, ЗУА Соло-01, зеркало.
Б) Развитие слухового восприятия. (2 -е занятие)
Текст: В поле, в огороде, в саду.
Цель: Восприятие текста, фраз, словосочетаний, слов слухо-зрительно и на слух. Отработка произносительных навыков на речевом материале занятия.
План.
А) Произношение.
1. Проверка аппаратуры.
2. Целевая установка.
3. Дифференциация звуков [П - Б] в слогах, словах, фразах.
а) Работа с профилями. Уточнение приемов самоконтроля за звуками [П ], [Б] .
б) Чтение слогов, слов со звуками [П - Б].
в) Игра "Собери вещи в чемодан".
г) Предъявление данных слов на слух.
д) Игра "Что лишнее?"
е) Предъявление ряда слов из предыдущего задания на слух.
ж) Игра " Составь словосочетание по картинке".
з) Составление предложений по картинке.
и) Различение данных предложений на слух.
4. Работа над словесным ударением.
а) Уточнение знаний о словесном ударении.
б) Отхлапывание ритма слов.
в) Различение слов с ударениями в разных позициях на слух.
г) Нахождение слов, соответствующих схеме.
д) Расставление ударений в предложениях.
Б) Развитие слухового восприятия.
- Работа с текстом.
- Беседа по тексту. О чем читали?
- Игра "Выбери табличку".
- Дополнение предложений на слух.
- Игра "Составь предложение по картинке".
- Различение словосочетаний, слов по тексту.
- Восприятие материала учебной деятельности и материала разговорно-обиходного характера (на слух).
- Итог урока. Оценка
Ход занятия
А) Произношение.
1. Проверка аппаратуры.
Предъявление слогов на слух.
[Па] Учащаяся [Папа] повторяет с [паПАпа] выделением [Папапа] ударного слога.
Учащаяся отвечает на вопросы.
[-Какое сегодня число?]
[-Какая сегодня погода?]
[-Какой сегодня день недели?]
[- Кто дежурный в классе?]
2. Целевая установка.
- Будем хорошо говорить все звуки.
3. Дифференциация звуков [П -Б] в слогах, словах, фразах.
а) Работа с профилями. Уточнение приемов самоконтроля за звуками.
- Будем повторять звуки [П - Б].
- Посмотри на профили звуков.
- Чем отличаются эти звуки?
При звуке [П] голоса нет, при звуке [Б] голос есть
б) Чтение слогов, слов со звуками [П -Б] .
- Прочитай слоги, слова. Хорошо говори звуки [П - Б], соблюдай словесное ударение.
ба-па басня-парта бу-пу букет-путь аба-апа собака- аппарат бла-пла блокада-плавание або-апо забор-сапог
в) Игра "Собери вещи в чемодан".
На столе лежат карточки с изображением чемоданов со звуками [П] и [Б].
Учитель показывает картинки со звуками [П - Б] . Ученица называет картинки и кладет в чемодан, соответствующий звуку, только картинки, обозначающие вещи.
- Назови картинки. Хорошо говори звуки, соблюдай ударение.
- Положи в чемоданы только вещи со звуками [П] и [Б].
яблоко, абрикос, персик, пальто, шапка, шуба, ботинки, перчатки, поезд, пароход.
г) Предъявление данных слов на слух вразбивку.
Учитель предъявляет слова на слух, учащаяся различает их.
- Послушай, повтори.
[ пальто, шуба, ботинки, перчатки, шапка]
д) Игра "Что лишнее?"
- Прочитай слова. Хорошо говори звуки [П-Б].
- Какое слово лишнее? Почему?
Подлежащее, прямоугольник, обстоятельство, определение, прилагательное
Ученица называет лишнее слово.
е) Предъявление ряда слов из предыдущего задания на слух.
Слова предъявляются вразбивку на слух, одно пропускается.
- Послушай. Какое слово я пропустила?
- Повтори слова в той же последовательности.
[Подлежащее, прямоугольник, определение, прилагательное]
Учащаяся повторяет слова в той же последовательности и говорит, какое слово пропущено.
ж) Игра "Составь словосочетание по картинке".
Перед ученицей лежат картинки и карточки с деформированными слогами. Из деформированных слогов она составляет слова - прилагательные. К каждой картинке надо подобрать соответствующие прилагательные и составить словосочетание.
- Составь слова из слогов.
- Говори хорошо.
- К каждой картинке подбери прилагательное, составь словосочетание.
Картинки: абрикосы, хлеб, собака.
Ученица составляет слова, словосочетания:
добрая собака, спелые абрикосы, белый хлеб.
з) Составление предложений по картинке.
Перед ученицей лежат картинки. Она составляет предложения по каждой из них.
- Посмотри на картинку. Составь предложения.
- Говори все звуки хорошо, соблюдай словесное и логическое ударение.
и) Различение данных предложений на слух.
Учитель предъявляет предложения на слух, учащаяся повторяет их.
[Ребята лепят из снега снежную бабу.]
[Петя пошел на рыбалку.]
[Белка живет в дупле.]
- Что ты делала?
Повторяла звуки [П-Б],
выполняла различные упражнения.
Работа над словесным ударением.
а) Уточнение знаний о словесном ударении
- Прочитай правило.
Ударный слог произносится громче и
протяжнее, чем безударный. Па, паПа, паПапа, папаПа, и т.д. |
Например:
План письМО раБОта
б) Отхлапывание ритма слов.
- Отхлопай ритм.
- Поставь ударения.
Ученица отхлапывает ритмы слов, расставляет ударение.
Работа, почта, букет.
в) Различение слов с ударениями в разных позициях на слух вразбивку.
- Послушай слова.
- Расставь словесное ударение.
[Парта]
Ученица слушает и повторяет слова за учителем, расставляя ударения.
[Брат]
[Арбуз]
[Бабушка]
[Барабан]
г) Нахождение слов, соответствующих схеме.
- Прочитай слова.
- Найди к каждому слову схему.
- Придумай слова, соответствующие схемам.
Работа `_ _
Почта _ `_ _
Грибы _ `_
д) Расставление ударений в предложениях.
- Прочитай предложения. Учащаяся читает - Расставь ударения в выделенных словах. предложения, - Прочитай, соблюдай ударение. соблюдая ударения.
В лесу я видел сорок.
Ему сорок лет.
Ваш подарок мне очень дорог.
Я знаю много местных дорог.
Что делала?
Учащаяся отвечает.
Б) Развитие слухового восприятия.
Работа с текстом.
1 Беседа по тексту.
- О чем читали?
О работе весной в поле, в огороде.
2. Игра "Выбери табличку".
Перед ученицей лежат карточки обратной стороной. Учащаяся подает их учителю. Учитель читает предложения, учащаяся повторяет его.
(Материал предъявляется слухо-зрительно, без опоры на табличку.)
- Будешь слушать и повторять предложения.
- Соблюдай словесное и логическое ударения.
- Говори хорошо все звуки.
Весной в поле растут целые поля овощей.
Учащаяся выполняет задание.
На полях тоже начинается работа
Весной сеют овес, ячмень, яровую пшеницу.
В это время оживают зеленые всходы озимых посевов.
3. Дополнение предложений на слух.
- Будешь дополнять предложения.
- Говори слитно, соблюдай дыхательные паузы.
[На полях тоже начинается ...]
[Весной сеют...]
[В это время оживают зеленые всходы...]
Ученица дополняет предложения.
Игра "Составь предложение по картинке".
Учащейся предлагаются картинки. Она составляет предложения, используя слова и словосочетания из текста : подрезают деревья, тракторы распахивают землю, работа в огороде, сеют пшеницу
Различение словосочетаний, слов по тексту на слух.
- Послушай. Повтори.
- Соблюдай словесное ударение.
[ в середине апреля]
[зеленые всходы]
[озимые посевы]
[ посев]
[подрезают сучки]
Восприятие материала учебной деятельности и материала разговорно-обиходного характера (на слух).
- Будешь слушать и повторять предложения.
1. [Куда ты ездила на каникулах?]
2. [Слово - основная единица языка.]
3. [Чему равен периметр треугольника?]
4. [Какое домашнее задание ты приготовила на сегодня?]
Итог урока.
- Что ты делала сегодня на уроке?
Учащаяся отвечает
Оценка
- Ты говорила сегодня хорошо. Спасибо за работу.