Коррекционная педагогика
-
Формирование фонематических процессов у детей со стертой дизартрией в дошкольном возрасте 2012
Основным симптомом речевого дефекта при стертой дизартрии являются фонетические нарушения, которые часто сопровождаются недоразвитием лексико-грамматического строя речи. Нарушения отрицательно влияют на формирование фонематического, лексического и грамматического компонентов речи. Эти расстройства затрудняют процесс школьного обучения детей. Своевременная коррекция нарушений речевого развития является необходимым условием психологической готовности детей к усвоению школьных знаний.
-
Интегрированный урок столярного дела в коррекционной школе VIII вида и кружка декоративно-прикладного творчества с применением игровых технологий 2012
Интегрированные уроки столярного дела и кружка декоративно-прикладного творчества дают возможность учащимся более целостно познавать окружающий мир. На таких занятиях у ребят появляется возможность реализовать себя в новых видах деятельности, раскрыть в себе новые возможности и таланты. Если интегрированные уроки проводить в игровой форме, ребята с большим желанием идут на них и запоминают на долгое время.
-
Обучение швейному делу в коррекционной школе VIII вида 2012
В статье представлен урок швейного дела для учащихся 7-го класса. На уроке рассказывается о истории возникновения брюк, видах брюк; снятии мерок, подборе ткани, конструировании, раскрое, копировании и намётке. В конце урока происходит демонстрация готовых изделий.
-
Формирование пространственного восприятия и пространственных представлений у дошкольников 2012
Несформированность оптико-пространственных представлений приводит к затруднению запоминания образа буквы: детям тяжело правильно писать буквы, делается много ошибок при написании слов, наблюдается "зеркальное письмо". У таких детей в процессе обучения наблюдаются различные виды дисграфии. Развитие пространственного мышления формирует объемный мир ребенка и помогает ему ориентироваться в этом мире.
-
Урок математики во 2-м классе "Сложение однознвчных чисел с переходом через десяток" 2012
Урок математики во 2-м классе коррекционной школы-интерната VIII вида. Урок разработан в рамках реализации регионального компонента в образовательном процессе школы-интерната. Форма проведения – урок-путешествие по родному поселку.
-
Использование форм, методов и приемов, активизирующих позновательную деятельность учащихся на уроках в коррекционных классах 2012
Одной из острейших проблем обучения детей коррекционных классов является формирование познавательной активности и самостоятельности школьников. В статье представлен опыт работы по использованию различных методов и приемов при обучении учащихся в школах VIII вида. А также предложен урок окружающего мира в разновозрастном классе по теме «Жизнь животных зимой».
-
Занятие психолога с частоболеющими детьми в условиях сенсорной комнаты 2012
Занятие призвано продолжать закреплять навыки и знания детей о нетрадиционных методах оздоровления (точечный массаж, су-джок терапия, упражнения для глаз по методике В.Ф. Базарнова), формировать навыки осознания чувств, ощущений своего тела, способствующих достижению состояния релаксации и душевного покоя,
-
Работа с пословицами и поговорками на уроках чтения и письма в коррекционной школе 2012
На уроке письма учащиеся вспоминают поговорки и пишут букву и слово с мягким знаком.
-
Развитие и коррекция навыка чтения у учащихся с ограниченными возможностями здоровья 2012
В статье отражена система работы по развитию и коррекции навыка чтения: обследование, анализ результатов обследования и выбор путей коррекционного воздействия, упражнения для развития фонематических, морфологических и синтаксических обобщений и развития психических функций, работа с дидактическим материалом, проверка навыка чтения.
-
Методические приемы обучения выразительному чтению учащихся коррекционной школы VIII вида 2012
Статья посвящена формированию навыка выразительного чтения у учащихся с ограниченными возможностями здоровья в школе VIII вида. Отражает эффективные приемы работы по выработке умений правильного чтения, обогащению словарного запаса.
-
Открытый урок по развитию устной речи на основе изучения предметов окружающей действительности в 3-м классе 2012
Учитель расширяет знания детей о зимних забавах. На уроке учащиеся отрабатывают умения строить предложения; корректируется вербальная память на основе упражнений в запоминании.
-
Совместная образовательная деятельность воспитателя с детьми в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Тема: "Путешествие в осенний лес" 2012
В группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи в организацию непосредственно-образовательной деятельности воспитателя с детьми целесообразно включать интеграцию образовательных областей, сочетающих в себе разные виды самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности воспитателя с детьми. Это вызывает желание детей участвовать в деятельности и успешно реализует выполнение поставленных педагогом задач.
-
Урок по теме "Рассказы М.М. Пришвина" 2012
Конспект урока внеклассного чтения для учащихся 7-го класса с ограниченными возможностями здоровья (II вид) составлен для обобщения знаний учащихся о прочитанных самостоятельно рассказах М. Пришвина, совершенствования умений в выборе нужного материала и построении ответов на определенную тему.
-
Занятие "Гласные и согласные звуки" 2012
Занятие по подготовке к обучению грамоте детей с задержкой психического развития. Занятие учит детей различать гласные и согласные звуки, определять позиции согласных звуков в односложном слове "ком".
-
Система просветительской работы классного руководителя по профилактике вредных привычек (алкоголизма и наркомании) с семьями, воспитывающими глухих детей 2012
Работа нашей школы направлена на то, чтобы помочь неслышащим детям адаптироваться в социуме, найти свое место среди слышащих людей, достойно жить и трудиться. Но именно родители "обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте" (ст. 44 ФЗ "Об образовании в РФ").
-
Модель комплексной образовательной деятельности по коррекционно-речевому развитию "В гости к Снежной королеве" 2012
Представленный сценарий образовательной деятельности по коррекционно-речевому развитию для детей подготовительной группы компенсирующей направленности (тяжелые нарушения речи, задержка психического развития) обеспечивает единство коррекционных, развивающих и воспитательных задач в образовательной деятельности. Предложенная образовательная деятельность предусматривает принцип подбора речевого и наглядного материала для развития познавательных процессов у детей.
-
Развитие мелкой моторики у учащихся 1-го класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 2012
Основная цель занятия: развитие мелкой моторики у учащихся с лёгкой степенью умственной отсталости. В занятии представлены некоторые эффективные приемы и игровые упражнения, которые повышают интерес детей к обучению и в дальнейшем способствуют развитию у первоклассников школ VIII вида графических навыков.
-
Активизация познавательной деятельности учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в процессе обучения грамоте 2012
Эффективное средство организации внимания в начале урока – речевая зарядка – хоровое проговаривание стихотворных текстов по теме с учетом речевых возможностей учащихся, в сопровождении движений рук (Приложение 1). Лучшее восприятие формы букв – ощущение ее всеми органами чувств, проводимое в игровой форме (Приложение 2). Физминутка в виде ритмических упражнений по теме урока – способ закрепления изученного материала, снятия утомления, повышения активности учащихся во второй половине урока (Приложение 3).
-
Валеологическое развлечение с использованием средств мнемотехники в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР "На помощь Бабе-яге" 2012
Развлечение ориентировано на детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ. В ходе путешествия дети закрепляют знания, полученные на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, и закрепляют правила безопасного поведения в природе.
-
Интегрированный урок (ознакомление с окружающим миром + развитие речи) по теме "Моя семья" (первый урок из серии уроков) 2012
Урок служит развитию практических речевых навыков, уточнению и обогащению словаря по теме, пониманию и употреблению в речи предложений по разной цели высказывания, предложений с однородными членами, составлению кратких повествований по опорным словам, введению в устную и письменную речь элементов описания, речевого этикета при составлении поздравления, расширению представлений об окружающем мире. Материал применим на уроках по русскому языку, предметно-практическому обучению рисованию.
-
Интегрированный урок (ознакомление с окружающим миром + развитие речи) по теме "Моя малая родина" (второй урок из серии уроков) 2012
Урок служит развитию связной речи, уточнению и обогащению словаря по теме, пониманию и употреблению в речи предложений по разной цели высказывания, сложных предложений, составлению кратких повествований с помощью опорных фраз, введению в устную и письменную речь элементов описания. Материал урока может быть применен также на уроках русского языка, изобразительного искусства.
-
Интегрированный урок (ознакомление с окружающим миром + развитие речи) по теме "Россия – наша Родина" (третий урок из серии уроков) 2012
Урок служит развитию практических речевых навыков, уточнению и обогащению словаря по темам «Наш дом», «Наш город», «Моя Родина», пониманию и употреблению в речи предложений по разной цели высказывания, составлению кратких повествований по опорным фразам, введению в устную и письменную речь элементов описания. Материалы урока могут быть использованы на уроках русского языка, изобразительного искусства.
-
Умножение и деление. Закрепление. 2-й класс 2012
Цели и задачи урока: закреплять первичные знания детей об умножении и делении (умножение определяется как сложение одинаковых слагаемых); закреплять первичные знания детей о делении на части и по содержанию; отрабатывать устные вычислительные навыки; решать простые задачи на деление и умножение; развивать внимание, коммуникативность, логическое мышление и умение сравнивать; воспитывать взаимное уважение друг к другу, интерес к предмету.
-
Мастер-класс на тему "Межпредметные связи уроков «Мир вокруг нас» и «Развитие речи» для формирования целостной картины мира". Повторение 2012
Сегодня я поделюсь опытом проведения конкретного урока "Луг. Луговые цветы. Составление рассказа по картинке": как отрабатываются межпредметные связи уроков "Мир вокруг нас" и Развития речи". Как устанавливаются "мостики между островками знаний".
-
Открытый урок по развитию речи "Луг. Луговые цветы". Составление рассказа по картинке 2012
Цель урока: совершенствование и закрепление знаний по теме урока "Луг. Луговые цветы. Составление рассказа по картинке".
-
Урок по математике для 4-го класса коррекционной школы. "Табличные случаи умножения. Умножение числа 4" 2012
Разработка урока математики для 4-го класса коррекционной школы VIII вида. На примере данного урока по аналогии можно давать всю таблицу умножения. Разнообразие раздаточного материала и игровая форма урока помогает детям лучше усвоить таблицу умножения.
-
Урок по русскому языку для 3-го класса коррекционной школы VIII вида. "Смыслоразличительная роль ударения" 2012
Урок по русскому языку для 3-го класса коррекционной школы VIII вида в доступной для детей форме дает знания о важности правильной постановки ударения, его смыслоразличительной функции; формирует знания и умения определять ударный слог; учит дифференцировать ударный и безударный слог, ударный и безударный гласный.
-
Звуки [м] – [м']. Буква М, м 2012
На логопедическом занятии большое внимание уделяется развитию речи (составлению рассказа) на конкретном фонетическом материале. Конспект логопедического занятия направлен на подготовку к составлению рассказа обучающихся по программе VIII вида 3-го класса. Учитель-логопед на определенной лексической теме отрабатывает фонетическую тему. До заключительного занятия по составлению рассказа отводится 1–2 занятия.
-
Логопедическое занятие-путешествие с использованием мультимедийной презентации "Весенняя прогулка" 2012
Нестандартные логопедические занятия, в течение которых разворачиваются сюжетные линии любимых сказок, очень нравятся детям. Преимущество компьютерных средств обучения в том, что презентации позволяют повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий, особенно если при этом происходит погружение ребенка в сказочный мир.
-
Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в специальной школе VIII вида 2012
Проблема обучения грамотному письму школьников с ЗПР особенно остро возникает при переходе к письму по правилу, когда написание расходится с произношением. Эта причина сводит на нет хорошее знание правил и умений их применять – школьник не видит орфограмм в процессе письма. В статье приведены примеры упражнений, которые помогут повысить орфографическую зоркость учащихся при работе с текстом.