Урок по теме "Рассказы М.М. Пришвина"

Разделы: Коррекционная педагогика


Цели:

  1. Обобщение знаний учащихся о прочитанном, совершенствование умений в выборе нужного материала в в построении ответов на определенную тему; обогащение словаря, привитие интереса и любви к художественной литературе.
  2. Формирование любви к природе и личностного восприятия прочитанного.
  3. Формирование практических речевых навыков и коррекция речи учащихся.

Оборудование: Тексты рассказов М.М. Пришвина, портрет писателя, высказывания о Пришвине М.М. Паустовского, Горького, словарь трудных слов и выражений, кроссворд по рассказам Пришвина М.М., эпиграф к уроку «Книги Пришвина – это бесконечная радость постоянных открытий, это настоящее колдовство…» К. Паустовский

Ход урока.

I. Речевая пятиминутка (за экраном).

- Ребята, вы готовы к уроку?

- Как вы меня слышите?

- Какой идет урок?

- Что ты приготовил к уроку?

- Назовите тему урока.

- Какому событию посвящено занятие?

II. Повторение сведений по теории литературы (рассказ, сюжет).

III. Сообщение учителя о жизни писателя и обобщение по вопросам.

- Чей это портрет?

- Назовите даты жизни М.М. Пришвина.

- Какому собютию посвящено занятие?

- Сколько лет отдал писатель литературе?

- Ребята, вспомните, какие рассказы Пришвина вы прочитали?

IV. Выступления учащихся с обзором содержания прочитанных рассказов и ответом на вопросы: «Кто является героем рассказа? Как бы я назвал этот рассказ».

V. Обсуждение рассказа «Хромка».

  1. Словарь: колдовство
    Очарование
    Об этом пронюхала крыса
    Гуси норовят тюкнуть
    Сплюснуть
    Подсадная утка

  2. Анализ текста.
    - О ком этот рассказ?
    - Что такое подсадная утка? Прочитайте.
    - Как охотники назвали подсадную утку?
    - Рассказать, какая беда случилась с уточкой?
    - Кто вылечил лапку утенку?
    - Какой закон существует в мире зверей и птиц?
    - Как бы вы назвали этот закон? (синонимы: плохой, безжалостный, беспощадный, жестокий, бессердечный).
    - Кто особенно страшен был для уточки? Почему?
    - Кто помог Хромке выжить?
    - Как люди относились к хромому утенку?
    - Понравился вам рассказ?
    - Как вы относитесь к птицам и животным?

VI. Ответы на вопросы.

- Кто является героями рассказов Пришвина?

- О чем он пишет в своих рассказах?

- Как назвал писателя Паустовский?

- Прочитайте высказывание К. Паустовского о М.М. Пришвине.

VII. Выборочное чтение из рассказа М.М. Пришвина «Родина».

- К чему призывает своих читателей М.М. Пришвин?

- Чему он их учит?

VIII. Обобщение (заключительное) слово учителя.

- Пришвин в своих произведениях пишет о природе, его герои – животные, птицы, лес, цветы. Он любил каждое дерево, каждое животное, каждую птицу, т.е. он любил природу. Пришвина называли «певцом природы». Он был тонким наблюдателем и большим знатоком родной природы, с большой любовью описывает ее и призывает беречь и охранять ее.

Хоровое чтение высказывания Паустовского о М. Пришвине.

IX. Разгадывание кроссворда.

- Фамилию писателя вы прочитаете в закрашенных клеточках кроссворда, если знаете рассказы Пришвина и правильно ответите на вопросы.

1. Какую собаку в одном из рассказов Пришвина звали, как птицу?
2. Кто пострадал от дружбы с ней и попался на колбасе?
3. Как звали собаку, которая исчезала всякий раз, когда подходила к дому бывшего хозяина?
4. А это кто и откуда? «Визгу много, шерсти мало».
5. Кто подарил Лимона Трофиму Михайловичу?
6. Какие птицы в этом рассказе стали причиной победы справедливости над скромностью?

  Р я б ч и к  
Я р и к  
Т р а в к а
Л и м о н  
  к и т а е ц
  у т к и    

X. Подведение итогов урока.

- Ребята, вы показали хорошее знание произведений писателя, следили за речью, звуками.

- Лучше всех на уроке работал(а) …….

XI. Выступление библиотекаря с рекомендацией книг В Бианки.

Список литературы:

  1. Михаил Пришвин «Кладовая солнца. Рассказы о природе». ООО «Издательство «Эксмо» Москва 2011 г.