Цели:
- Обобщение знаний учащихся о прочитанном, совершенствование умений в выборе нужного материала в в построении ответов на определенную тему; обогащение словаря, привитие интереса и любви к художественной литературе.
- Формирование любви к природе и личностного восприятия прочитанного.
- Формирование практических речевых навыков и коррекция речи учащихся.
Оборудование: Тексты рассказов М.М. Пришвина, портрет писателя, высказывания о Пришвине М.М. Паустовского, Горького, словарь трудных слов и выражений, кроссворд по рассказам Пришвина М.М., эпиграф к уроку «Книги Пришвина – это бесконечная радость постоянных открытий, это настоящее колдовство…» К. Паустовский
Ход урока.
I. Речевая пятиминутка (за экраном).
- Ребята, вы готовы к уроку?
- Как вы меня слышите?
- Какой идет урок?
- Что ты приготовил к уроку?
- Назовите тему урока.
- Какому событию посвящено занятие?
II. Повторение сведений по теории литературы (рассказ, сюжет).
III. Сообщение учителя о жизни писателя и обобщение по вопросам.
- Чей это портрет?
- Назовите даты жизни М.М. Пришвина.
- Какому собютию посвящено занятие?
- Сколько лет отдал писатель литературе?
- Ребята, вспомните, какие рассказы Пришвина вы прочитали?
IV. Выступления учащихся с обзором содержания прочитанных рассказов и ответом на вопросы: «Кто является героем рассказа? Как бы я назвал этот рассказ».
V. Обсуждение рассказа «Хромка».
- Словарь: колдовство
Очарование
Об этом пронюхала крыса
Гуси норовят тюкнуть
Сплюснуть
Подсадная утка
- Анализ текста.
- О ком этот рассказ?
- Что такое подсадная утка? Прочитайте.
- Как охотники назвали подсадную утку?
- Рассказать, какая беда случилась с уточкой?
- Кто вылечил лапку утенку?
- Какой закон существует в мире зверей и птиц?
- Как бы вы назвали этот закон? (синонимы: плохой, безжалостный, беспощадный, жестокий, бессердечный).
- Кто особенно страшен был для уточки? Почему?
- Кто помог Хромке выжить?
- Как люди относились к хромому утенку?
- Понравился вам рассказ?
- Как вы относитесь к птицам и животным?
VI. Ответы на вопросы.
- Кто является героями рассказов Пришвина?
- О чем он пишет в своих рассказах?
- Как назвал писателя Паустовский?
- Прочитайте высказывание К. Паустовского о М.М. Пришвине.
VII. Выборочное чтение из рассказа М.М. Пришвина «Родина».
- К чему призывает своих читателей М.М. Пришвин?
- Чему он их учит?
VIII. Обобщение (заключительное) слово учителя.
- Пришвин в своих произведениях пишет о природе, его герои – животные, птицы, лес, цветы. Он любил каждое дерево, каждое животное, каждую птицу, т.е. он любил природу. Пришвина называли «певцом природы». Он был тонким наблюдателем и большим знатоком родной природы, с большой любовью описывает ее и призывает беречь и охранять ее.
Хоровое чтение высказывания Паустовского о М. Пришвине.
IX. Разгадывание кроссворда.
- Фамилию писателя вы прочитаете в закрашенных клеточках кроссворда, если знаете рассказы Пришвина и правильно ответите на вопросы.
1. Какую собаку в одном из рассказов Пришвина звали, как птицу?
2. Кто пострадал от дружбы с ней и попался на колбасе?
3. Как звали собаку, которая исчезала всякий раз, когда подходила к дому бывшего хозяина?
4. А это кто и откуда? «Визгу много, шерсти мало».
5. Кто подарил Лимона Трофиму Михайловичу?
6. Какие птицы в этом рассказе стали причиной победы справедливости над скромностью?
Р | я | б | ч | и | к | ||||
Я | р | и | к | ||||||
Т | р | а | в | к | а | ||||
Л | и | м | о | н | |||||
к | и | т | а | е | ц | ||||
у | т | к | и |
X. Подведение итогов урока.
- Ребята, вы показали хорошее знание произведений писателя, следили за речью, звуками.
- Лучше всех на уроке работал(а) …….
XI. Выступление библиотекаря с рекомендацией книг В Бианки.
Список литературы:
- Михаил Пришвин «Кладовая солнца. Рассказы о природе». ООО «Издательство «Эксмо» Москва 2011 г.