В течение 14 лет я работаю с детьми, находящимися на индивидуальном (домашнем) обучении, имеющими различные диагнозы: эпилепсия, гиперактивность, аутизм, органическое поражение центральной нервной системы и т.д.
Обучение на дому отличается от классно-урочной системы и имеет свои специфические особенности. Большинство детей имеют психические расстройства и физиологические недостатки. Объем изучаемого материала сокращен до минимума, так как количество часов на обучение уменьшено в начальных классах до 8 часов, в старших-до 10 часов в неделю. Обучение конкретного ребенка зависит от возрастных возможностей ребенка, условий его жизни, воспитания, характера имеющегося у него дефекта, степени выраженности нарушений отдельных психических процессов и функций и ряда других факторов.
Особенно распространенным является нарушение чтения. Оно оказывает отрицательное влияние на весь процесс обучения ребенка, на его психическое и речевое развитие, поэтому в процессе занятий я особое внимание уделяю развитию и коррекции навыка чтения.
Следует помнить, что чтение, как один из видов письменной речи, является более поздним и более сложным образованием, чем устная речь, формируется на базе устной речи и представляет собой более высокий этап речевого развития. Для чтения необходимо, чтобы было развито слуховое и зрительное восприятие звуков, слов, сочетаний слов, предложений, текста. Важно, чтобы был четко поставлен речевой аппарат - произношение, правильное дыхание, голос. Конечно, важна и развитая память (долговременная и краткосрочная) и, главное, - мышление, которое необходимо для понимания содержания, логических связей, основной мысли. Любая форма чтения (молча или вслух) требует развитого внимания.
Как помочь детям справиться с трудностями при чтении?
Необходимо выяснить, в чем их исходные причины. Ошибки чтения, как известно, наблюдаются и у нормальных детей, но они быстро исчезают. Для аномальных детей характерной чертой является их повторяющийся и стойкий характер. Нарушение чтения (дислексия) остаётся в настоящее одной из самых актуальных проблем логопедии и дефектологии.
Выделяют следующие виды дислексии: фонематическая, оптическая, мнестическая, семантическая, аграмматическая. Наиболее распространена фонематическая дислексия.
Все виды дислексии не являются изолированными, они сопровождаются нарушениями устной речи и письма, но не являются статическими, имеют характер динамических отклонений в развитии ребенка. Своевременное выявление этих нарушений, точное определение их патогенеза в каждом отдельном случае, отграничение дислексии от ошибок чтения иного характера важно для построения индивидуальной системы работы с детьми.
Система работы по развитию и коррекции навыка чтения у учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Обследование чтения.
Для определения состояния навыка обследую чтение посредством различных заданий. Использую приемы обследования строго дифференцированно, в зависимости от уровня владения ребенком навыком чтения, а также в порядке постепенно возрастающей сложности, начиная с самых элементарных.
Детям, которые только начинают обучаться или допускают большое количество ошибок, предлагается чтение отдельных букв. Можно использовать варианты шрифтав качестве усложнения задания. Далее предлагаю найти определенную букву среди других. Буквы для узнавания следует показывать в таком порядке, чтобы они соответствовали оппозиционным фонемам, например: с- ш - ч - щ - з - ж - ц, р - л, г - к. Обязательно обращаю внимание на темп перекодировки графемы в фонему и наоборот, стойкость и нестойкость ошибок.
Данная проба уже позволяет определить, насколько автоматизирована связь между звуком и буквой, четко ли ребенок воспринимает на слух звуки речи, есть ли у него фонематические или оптические затруднения, мнестические проблемы.
Далее предлагаю чтение слогов, включающих соответствующие оппозиционные фонемы: са - ша, за - жа, ча - ца, ра - ла и т. д., обратные слоги, слоги со стечением согласных. Данная проба дает возможность определить сформированностьзвуко-буквенного синтеза и фонематических обобщений.
Следующая проба в оценке навыка чтения - это чтение слов. Использую все варианты одно-, дву-, трех-, многосложных слов. Уже на этом этапе предлагаю для чтения слова, различающиеся морфологическими элементами, которые выполняют смыслоразличительную функцию (рука - руки, вошел - вышел). Ребенок должен подобрать картинку, показать предмет, объяснить значение или продемонстрировать действие. Данная проба показывает техническую и смысловую стороны чтения: читает ребенок по слогам отрывисто или плавно, читает побуквенно или у него сохраняются элементы побуквенного чтения в стечениях согласных или в конце слов (хала-т); читает он "механически" или осознанно. Ошибки при выполнении говорят о несформированностизвуко-слогового синтеза или морфологических обобщений, навыка слогослияния, навыка целостного восприятия читаемого, недостаточный объем зрительного восприятия, на отсутствие умения соотносить прочитанное слово со значением. Дополнительной пробой может быть задание на выявление навыков зрительного слогоделения слов, что является основой плавного послогового чтения.
Следующий этап в оценке навыка-чтение отдельных предложений. При этом обследуется способ, правильность, выразительность и осознанность чтения. Для чтения предлагаются также похожие предложения: Это мой стул. - Это твой стул. - Это твой стол.
Для определения сформированности первоначальных элементов выразительности чтения дети читают предложения: Как хорошо весной! Ты рад подарку? Вчера шел дождь.На этом же этапе можно определить наличие у ребенка лексико-грамматического прогнозирования, используя "незаконченные предложения": В гости к бабушке приехал : . В гости к бабушке приехала : .
На более высоком уровне чтения детям предлагается чтениеспециально подобранных текстов. Они должны содержать оппозиционные буквы, слова различной слоговой структуры, быть доступными, небольшими по объему, несложными для понимания и пересказа. Фиксируются особенности способа чтения (непродуктивное - элементы побуквенного чтения, отрывистое слоговое; продуктивное - плавное слоговое, плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов, чтение целыми словами и группами слов), а также его правильность. Особое внимание уделяется заменам букв по фонематическому сходству, нарушениям звуко-слоговой структуры, грамматическим ошибкам, как показателям несформированности фонематических, морфологических и синтаксических обобщений. Отмечается выразительность: соблюдение пауз, употребление интонации, логического и психологического ударения, громкость и внятность чтения.
Для оценки понимания прочитанного предлагается один из вариантов заданий:
1) пересказать прочитанное;
2) разложить серию сюжетных картинок в соответствии с последовательностью событий;
3) выбрать сюжетную картинку, соответствующую прочитанному, из ряда предложенных;
4) ответить на вопросы.
Можно использовать специальные тексты с пропущенными или незаконченными словами с целью изучения лексико-грамматического прогнозирования.
При оценке чтения необходимо установить и темп чтения, но при этом обязательно соотнести его с остальными характеристиками чтения, с особенностями устной речи и письма.
Анализ результатов обследования.
Для анализа нарушений чтения использую таблицу, в которой указаны возможные причины трудностей усвоения навыка чтения: психологические, речевые и операциональные.
"Одна и та же причина может определять отклонения в формировании различных компонентов чтения, так как они взаимосвязаны между собой. Например, недоразвитие фонематических обобщений может привести и к послоговому чтению на более поздних этапах формирования навыка, и к ошибкам на замены букв по фонематическому сходству, и к нарушениям звуко-слоговой структуры, и к трудностям понимания. Но в то же время эти нарушения могут усугубляться причинами другого порядка (психологическими и операциональными). Так, причиной нарушения формирования продуктивных способов чтения традиционно считают недостаточную сформированность звукового и слогового синтеза, но не менее важную роль в этом играет объем зрительного восприятия." [2]
Выбор путей коррекционного воздействия.
"Основными направлениями коррекционного воздействия в преодолении трудностей чтения являются: развитие фонематических, морфологических и синтаксических обобщений в зависимости от уровня и особенностей недоразвития речи детей; развитие психических функций, необходимых для овладения навыком нормального чтения; формирование операций чтения."[1]
Для развития и коррекции навыка чтениявключаю в занятия следующие виды упражнений:
1. Упражнения на развитие и коррекцию пространственного восприятия, пространственных представлений.
- Найди определенный предмет в комнате, на картинке.
- Найди букву, слог, слово в строчке, столбике, на странице.
- Найди следующий столбик, строчку, страницу.
- Определи, где находится предмет, буква, слог, слово.
- Расположи в заданном порядке предметы, буквы, слова.
2. Упражнения на развитие и коррекцию зрительной памяти, зрительного восприятия.
- Запомни и нарисуй такой же предмет, букву, знак;
- Запомни сочетание фигур, букв; повтори.
- Игра "Что изменилось?"
- Задания выполняются после непродолжительного показа.
3. Упражнения на развитие и коррекцию слухоречевой памяти, звукопроизношения.
Дыхательная, артикуляционная гимнастика.
Скороговорки, чистоговорки.
- Прочитай скороговорку медленно.
- Подумай, о чем говорится в скороговорке.
- Какие слова похожи по звучанию?
- Какой звук повторяется?
- Проговори скороговорку медленно вслух, запомни ее.
- Проговори скороговорку шепотом: сначала медленно, потом все быстрее и быстрее.
- Произнеси скороговорку несколько раз вслух в быстром темпе.
Са-са-са, са-са-са - вот бежит лиса.
Со-со-со, со-со-со - лиса катит колесо.
Сы-сы-сы, сы-сы-сы - хвост красивый у лисы.
Су-су-су, су-су-су - в лесу видел я лису.
4. Упражнения на развитие и коррекцию фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза.
- Произношение звуков с целью наблюдения за положением артикуляторных органов в сравнении с другими звуками.
- Определение звука по беззвучной артикуляции.
- Выделение звука из слога.
- Определение наличия звука в слове.
- Подбор слов с заданным звуком.
- Определение места звука в слове.
- Чтение слогов, слов, с одинаковыми, затем с оппозиционными звуками.
- Чтение слов с выделением слияний и неслияний (дугой и точкой).
- Печатание букв, слогов, слов в тетради, подписывание рисунков, картинок.
- Игра "Найди ошибку".
Стужа. Снег. Метут метели.
Темной ночью бродят двери. (звери).
5. Упражнения на развитие и коррекцию правильности чтения.
- Чтение слогов, слов с подготовкой. О - то - сто - стол
- Чтение слогов, слов, различающихся одним звуком. Ла-ра, Маша -Даша.
- Чтение слов, различающихся одной - двумя буквами
или порядком их расположения.
Кто - кот, мука - муха. - Чтение родственных слов, отличающихся друг от друга одной из морфем. Лес - лесок, решила - решала.
- Чтение слов, имеющих одинаковую приставку, но разные корни. Прошел - проделал - просмотрел.
- Чтение слова, предложения, текста с пропущенной буквой.
- Поиск заданного слова или нескольких слов (например, "вкусных слов"). Стол, арбуз, конфета, тарелка.
- Отделение слов от псевдослов: хобот, клы, лон.
- Чтение и исправление предложений, текстов,
содержащих смысловые ошибки.
Кот Василий проснулся рано утром. Василий умылся, почистил зубы и надел костюм.
Работа с дидактическим материалом по развитию навыка чтения.
Для развития навыка правильного и беглого чтения в начале занятий использую чтение слов разной слоговой структуры, как изолированно, так и в составе словосочетаний и предложений.
"Систематические упражнения в чтении приводят к автоматизации восприятия "оперативных единиц чтения", т. е. того максимального количества знаков, которые ребенок опознает одномоментно при чтении. При этом увеличивается скорость чтения и создаются благоприятные предпосылки для осознанности чтения.
Слова объединены по степени сложности слоговой структуры в 14 групп.
Прежде чем начать работу, необходимо путем несложной диагностики определить для каждого ребенка "рубежную" группу слов. Для этого надо предложить ученику прочитать несколько любых предложений 1-й группы, затем 2-й группы и т. д. до того момента, пока в чтении не появятся ошибки.
Когда ученик научится относительно легко и без ошибок читать слова и словосочетания данной группы в нормальном темпе можно переходить к чтению предложений. Проведя таким образом 1-2 занятия, можно исключить чтение словосочетаний. Ребенок будет читать слова и предложения.
Когда ученик будет читать предложения практически без ошибок, можно переходить к чтению текстов. Доведя чтение предложений и текстов до нормы, можно переходить к следующей группе.
1). Отличительной особенностью данного вида упражнений является строгое структурирование, основанное на психологии чтения. Чтение столбиков слов помогает анализаторной системе настроиться на определенный вид деятельности, образовать нужную систему межанализаторных связей, позволяет быстро переключиться с одного вида деятельности на другой. Поэтому целесообразно использовать его в качестве речевой разминки в начале урока.
2). Чтение слов можно использовать как материал для словарной работы. В нем встречаются слова, незнакомые детям, такие, как этикет, тайга и другие. Необходимо учить детей не бояться незнакомых слов. Прочитывать независимо от того, знакомо слово или не знакомо, понятно или нет, учить догадываться о смысле слова по контексту.
3) В коррекционных целях деление слова на слоги (бор-та, кар-ман, кар-тош-ка)предупреждает специфические ошибки чтения и письма в виде пропусков букв при стечении согласных.
4).Упражнения в смысловом чтении вводятся постепенно, когда процесс чтения более или менее автоматизирован. К столбикам любой группы можно дать следующие задания:
- найди среди прочитанных слов название птицы (дерева);
- читай про себя и произноси только те слова, которые тебе не понятны.
5).Упражнения на внимание.
Прочитай только те слова, которые оканчиваются буквой -а".[3]
Используя данную методику, добавляю в столбики слов, словосочетания и предложения для чтения слова, словосочетания и предложения из текста, который будет читаться на занятии по программе или составляю таблицу только из слов текста.
Комплексная проверка навыка чтения.
Комплексная проверка чтения проводится в конце каждой четверти и включает выяснение понимания текста (содержания и смысла), правильность (количество и характер ошибок), способ (буквами, слогами, словами и сочетаниями слов), выразительность (эмоциональность, соблюдение знаков препинания, интонации, логических ударений), темп (количество слов или знаков, прочитанных за 1-2 минуты) чтения.
Осуществляемый учителем контроль - важный этап процесса выработки у учащихся операции самоконтроля. Для учителя - средство формирования мотивации учения, эффективности всей учебной деятельности. Результаты работы можно представить в виде диаграмм, наглядно показывающих ученику его продвижение.
Индивидуальная траектория развития при обучении чтению заключается в разном темпе усвоения навыка, подборе материала для чтения, выборе коррекционных упражнений, своевременной педагогической помощи и контроле.
Список литературы.
- Лисенкова Л. Н. Развитие и коррекция навыков чтения. - М., Школьная Пресса, 2002.
- Методы обследования речи детей. / Под ред Чиркиной - М. АРКТИ, 2003.
- Мисаренко Г. Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе. - М., Издательский дом "ОНИКС 21 век", 2003.