Урок по математике для 4-го класса коррекционной школы. "Табличные случаи умножения. Умножение числа 4"

Разделы: Начальная школа, Коррекционная педагогика


ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– Здравствуйте, дети!
– Сегодня на уроке у нас гости. Поздоровайтесь с ними.
– Проверим, все ли готовы к уроку. На партах у вас учебники, тетради, рабочие тетради, ручки, простые карандаши.

2. Подготовка к новой теме, повторение изученного

– Что такое умножение?
– Чем можно заменить сумму одинаковых слагаемых?
– Посмотрим, как вы научились заменять сложение одинаковых слагаемых умножением.

( Каждому ученику выдается раздаточный материал, где они должны заменить сумму одинаковых слагаемых на примеры с умножением:  (Приложение 1)

4 + 4 =
4 + 4 + 4 + 4 =
4 + 4 + 4 =
4 + 4 + 4 + 4 + 4 + 4 =
4 + 4 + 4 + 4 + 4 + 3 =
4 + 4 + 4 + 4 + 2 + 4 + 4 + 4 + 4 =

На доске написаны те же примеры. После 1-2 минут самостоятельного решения, учитель вызывает детей к доске (по цепочке) для записи решений.

– Обратите внимание на два последних примера.
– Мы можем заменить сложение неодинаковых слагаемых на умножение?  (Нет, одно из слагаемых отличается от других).
– Что можно сделать, чтобы мы могли заменить сложение на умножение? (Вычеркнуть мешающие слагаемые, т.е.: 4 + 4 + 4 + 4 + 4 + 3 = 4 х 5; 4 + 4 + 4 + 4 + 2 + 4 + 4 + 4 + 4 + = 4 х 8)

3. Объявление темы урока

– Сегодня на уроке мы будем продолжать знакомиться с таблицей умножения. Мы с вами составим и постараемся выучить таблицу умножения числа  4. (или: – Как вы  думаете таблицу какого числа мы сегодня составим  и  постараемся выучить?)

4. Объяснение новой темы

– Недавно на уроке творчества (труда)  мы с вами делали табуретки из картона, палочек и пластилина. Вот они.
(Учитель показывает на отдельную парту, на которой стоят сделанные детьми табуреточки).
– Эти табуреточки помогут нам составить сегодняшнюю таблицу умножения.
– Посмотрите на эту табуреточку.
(Учитель берет одну табуреточку и показывает ее детям.)
– Сколько у этой табуреточки ножек? (4)
(Учитель ставит эту табуреточку на другую отдельную парту.)
– Сколько табуреточек на парте? (1)
– Посчитаем ножки у одной табуреточки. Четыре ножки у одной табуреточки. Составим пример на умножение. По четыре ножки взяли один раз: 4 х 1 =
– Сколько всего ножек у одной табуреточки? (4)
– Значит, какой пример мы составили? (4 х 1 = 4)
(Учитель записывает пример на доске параллельно его комментируя).
– А теперь я поставлю еще одну табуреточку.
(Учитель берет еще одну табуреточку и показывает ее детям).
– Сколько ножек у первой табуреточки? (4)
– Сколько ножек у второй табуреточки? (4)
(Задавая вопросы, учитель показывает детям сначала первую табуреточку, затем вторую.)
– Сколько всего табуреточек на парте? (2)
– А сколько ножек у двух табуреточек , у первой и второй  вместе?
– Составим пример сначала на сложение, потом на умножение. (4 + 4 = 4 х 2 = 8)
– К четырем ножкам первой табуреточки прибавим четыре ножки второй табуреточки (4 + 4), заменим умножением: по четыре ножки взяли два раза (4 х 2)
(Учитель записывает пример на доске параллельно его комментируя).
– Добавлю еще одну табуреточку.
– Сколько ножек у одной табуреточки? (4)
– Сколько всего таких табуреточек у меня на парте? (3)
– Сколько всего ножек у трех одинаковых табуреточек?
– Составим пример на сложение: 4 + 4 + 4. (К четырем ножкам первой табуреточки  прибавим четыре ножки второй табуреточки и прибавим четыре ножки третьей табуреточки).
– А теперь заменим умножением: 4 х 3 =  (По четыре ножки взяли три раза).
– Давайте сосчитаем, сколько получилось табуреточек?
– А теперь добавлю еще одну табуреточку.
– Сколько ножек у одной табуреточки? (4)
– Сколько у нас таких табуреточек? (4)
– Составим пример на сложение. (4 + 4 + 4 + 4 =)
(К четырем ножкам одной табуреточки прибавим   4 ножки второй табуреточки, прибавим четыре ножки третьей табуреточки, прибавим   4 ножки четвертой табуреточки).
Под комментарий учителя пример составляет один из учеников на доске.
– А как заменить этот пример на сложение примером на умножение? (4 х 4 =)
– Давайте сосчитаем, сколько получилось ножек у четырех одинаковых табуреточек.
– Добавляю еще одну такую же табуреточку.
– Сколько ножек у одной табуреточки? (4)
– А сколько у нас одинаковых табуреточек? (5)
– Кто составит  пример на сложение?
(Ученик пишет на доске пример и комментирует его:
К  4 ножкам первой табуреточки прибавим  4 ножки второй табуреточки, прибавим  4 ножки третьей табуреточки, прибавим  4 ножки  четвертой табуреточки, прибавим  4 ножки пятой табуреточки).
– А теперь составим пример на умножение.
(Тот же ученик на доске заменяет сложение на умножение: по  4 ножки взяли  5 раз : 4 х 5)

Аналогично:

4 х 6
4 х 7
4 х 8
4 х 9
4 х 10

– Молодцы!
– Посмотрите, какую мы составили таблицу умножения числа  4.
(Учитель вывешивает на доску отпечатанную таблицу умножения числа  4). (Приложение 2)
– Давайте потренируемся в запоминании таблицы умножения!

1) Учитель называет детям примеры из таблицы, дети (по памяти или с помощью таблицы на доске) называют ответы.
2) Дети друг другу задают примеры из таблицы.

Физминутка

5. Закрепление новой темы

1) – А теперь закрепим наши знания и будем работать по учебнику.

– Учебник с.74 № 11 (устно).

Дети по цепочке читают примеры из учебника и находят ответ (самостоятельно или с помощью таблицы умножения).

2) Раздаточный материал № 2 (письменно). (Приложение 3)

Учитель раздает детям листочки с заданиями.

– А теперь закрепим знание таблицы умножения письменно.
– Прочитайте задание: «Соедини шарики так, чтобы получить верный пример».
– Первый пример: 4 х 8 =
– Какой ответ-шарик выберем? 15? 21? 32? И т.д.

3) Игра «Домино» устно на доске. (Приложение 4)

– Поиграем в домино?

(На отдельной парте лежит «числовое домино», на одной половинке которого ответ, на другой – пример. Задача детей – правильно выстроить цепочку из «Числового домино».)

… 4 х 4 =16 .. 4 х 2 = 8 .. 4 х 6 = 24 .. 4 х 3 = 12 .. 4 х 8 = 32 .. 4 х 5 = 20 .. 4 х 9 = 36 .. 4 х 7 = 28 …

(Учитель прикрепляет к доске первую фишку домино:  … 4 х 4)

– Пример: 4 х 4. Каков ответ? (16)
– Иди прикрепи фишку с ответом на доску:  = 16..4 х 2
– Следующий пример на этой фишке: 4 х 2
– Каков ответ? (8)
– Иди найди эту фишку домино:  = 8 .. 4 х 6
– Следующий пример в этом домино: 4 х 6
– Кто найдет ответ?  И т.д.

4) Раздаточный материал №3 (Приложение 5)

Учитель раздает детям листки с заданиями.

– Тренируемся в запоминании таблицы  письменно.
– Прочитайте задание: «Помоги Деду Морозу пробраться к елке. Решай примеры, находи правильный ответ и двигайся дальше».
– Взяли ручки. Будем двигаться по стрелкам от  «старта».
– Первый пример:  4 х 2
– Какой выберем ответ: 7 или 8?
– Куда нам идти? (8)
– Пришли к следующему примеру: 4 х 3
– А здесь какой ответ правильный: 11 или 12?
– В какую сторону пойдем? (12)
– Дальше пример: 4 х 8
– Пустой кружок! Наша задача заполнить его правильным ответом.
– Какой ответ? (32)
– Идем по стрелке дальше. Следующий пример: 4 х 5.
– Опять пустой кружок! Заполним и его правильным ответом!
– Каков правильный ответ? (20)
– Идем по стрелке дальше. Новый пример: 4 х 9
– А здесь целых три дорожки: 36, 28, 26.
– Какой ответ выберем? Куда пойдем дальше? (36).  И т.д.

6. Проверка усвоения материала

– А теперь я хочу проверить , как вы постарались запомнить новую таблицу умножения числа 4.
Рабочая тетрадь с. 51 № 4.
– Читаем задание : « Покажи стрелкой, куда должен приземлиться каждый парашютист (соедини пример с ответом по образцу)
– Первый пример-парашютист: 4 х 3
– Куда он должен приземлиться? К какому ответу? (12)
– Второй пример-парашютист : 4 х 7
– Какой ответ? (28)
– Соединяем парашютиста с ответом стрелкой.
– Дальше – самостоятельно!
– Сдаем мне тетради .

7. Заключение

– Что мы сегодня делали?
– Таблицу умножения какого числа составляли?
– Что такое умножение?

Раздаточный материал № 4. (Приложение 6)

– И теперь (напоследок) составим картину при помощи таблицы умножения числа  4.
(Учитель раздает детям листки с картинкой и ответами на пластилине.)
– Наша задача: дорисовать (составить) картину, решив примеры. Вместо примеров, написанных на картинке – прикрепить рисунок-ответ.
– Начнем!
– На дереве пример:  4 х 6
– Какой ответ? (24)
– Какой предмет под номером 24? (Гнездо)
– Прикрепим гнездо на дерево.
– Следующий пример под деревом: 4 х 5.
– Какой ответ? (20)
– Какой предмет под номером  20? (Гриб)
– Прикрепим гриб под  дерево.
– На лужайке пример: 4 х 9
– Какой ответ? (36)
– А кто под этим номером? (Eжик)
– Прикрепим ежика на лужайку.
– Дальше самостоятельно!

– Поднимите свои картинки и покажите всем, что у вас получилось.

– В пруду? (Рыба)
– В небе?  (Солнце)
– Над деревьями? (Птица)
– На полянке? (Цветы)

– У всех получились одинаковые картинки. Молодцы!

8. Итог урока

– Что нового узнали?
– Какую таблицу старались выучить?
– Что для этого делали?

– А теперь запишите домашнее задание:

1) учебник с.75 №19 (у).
2) печатная тетрадь с.50 № 2.
3) выучить таблицу умножения числа  4.

9. Оргмомент

– Все работали очень хорошо!
– Особенно хочется отметить …
– Я поставлю «5» – … , «4» – …, потому, что …
– Урок окончен.
– Спасибо. Все свободны.