ХОД УРОКА
1. Организационный момент
– Здравствуйте, дети!
– Сегодня на уроке у нас гости. Поздоровайтесь с
ними.
– Проверим, все ли готовы к уроку. На партах у вас
учебники, тетради, рабочие тетради, ручки,
простые карандаши.
2. Подготовка к новой теме, повторение изученного
– Что такое умножение?
– Чем можно заменить сумму одинаковых слагаемых?
– Посмотрим, как вы научились заменять сложение
одинаковых слагаемых умножением.
( Каждому ученику выдается раздаточный материал, где они должны заменить сумму одинаковых слагаемых на примеры с умножением: (Приложение 1)
4 + 4 =
4 + 4 + 4 + 4 =
4 + 4 + 4 =
4 + 4 + 4 + 4 + 4 + 4 =
4 + 4 + 4 + 4 + 4 + 3 =
4 + 4 + 4 + 4 + 2 + 4 + 4 + 4 + 4 =
На доске написаны те же примеры. После 1-2 минут самостоятельного решения, учитель вызывает детей к доске (по цепочке) для записи решений.
– Обратите внимание на два последних примера.
– Мы можем заменить сложение неодинаковых
слагаемых на умножение? (Нет, одно из
слагаемых отличается от других).
– Что можно сделать, чтобы мы могли заменить
сложение на умножение? (Вычеркнуть мешающие
слагаемые, т.е.: 4 + 4 + 4 + 4 + 4 + 3 = 4 х 5; 4 + 4 + 4 + 4 + 2 + 4
+ 4 + 4 + 4 + = 4 х 8)
3. Объявление темы урока
– Сегодня на уроке мы будем продолжать знакомиться с таблицей умножения. Мы с вами составим и постараемся выучить таблицу умножения числа 4. (или: – Как вы думаете таблицу какого числа мы сегодня составим и постараемся выучить?)
4. Объяснение новой темы
– Недавно на уроке творчества (труда) мы с
вами делали табуретки из картона, палочек и
пластилина. Вот они.
(Учитель показывает на отдельную парту, на
которой стоят сделанные детьми табуреточки).
– Эти табуреточки помогут нам составить
сегодняшнюю таблицу умножения.
– Посмотрите на эту табуреточку.
(Учитель берет одну табуреточку и показывает
ее детям.)
– Сколько у этой табуреточки ножек? (4)
(Учитель ставит эту табуреточку на другую
отдельную парту.)
– Сколько табуреточек на парте? (1)
– Посчитаем ножки у одной табуреточки. Четыре
ножки у одной табуреточки. Составим пример на
умножение. По четыре ножки взяли один раз: 4 х 1 =
– Сколько всего ножек у одной табуреточки? (4)
– Значит, какой пример мы составили? (4 х 1 = 4)
(Учитель записывает пример на доске
параллельно его комментируя).
– А теперь я поставлю еще одну табуреточку.
(Учитель берет еще одну табуреточку и
показывает ее детям).
– Сколько ножек у первой табуреточки? (4)
– Сколько ножек у второй табуреточки? (4)
(Задавая вопросы, учитель показывает детям
сначала первую табуреточку, затем вторую.)
– Сколько всего табуреточек на парте? (2)
– А сколько ножек у двух табуреточек , у первой и
второй вместе?
– Составим пример сначала на сложение, потом на
умножение. (4 + 4 = 4 х 2 = 8)
– К четырем ножкам первой табуреточки прибавим
четыре ножки второй табуреточки (4 + 4),
заменим умножением: по четыре ножки взяли два
раза (4 х 2)
(Учитель записывает пример на доске
параллельно его комментируя).
– Добавлю еще одну табуреточку.
– Сколько ножек у одной табуреточки? (4)
– Сколько всего таких табуреточек у меня на
парте? (3)
– Сколько всего ножек у трех одинаковых
табуреточек?
– Составим пример на сложение: 4 + 4 + 4. (К четырем
ножкам первой табуреточки прибавим четыре
ножки второй табуреточки и прибавим четыре ножки
третьей табуреточки).
– А теперь заменим умножением: 4 х 3 = (По
четыре ножки взяли три раза).
– Давайте сосчитаем, сколько получилось
табуреточек?
– А теперь добавлю еще одну табуреточку.
– Сколько ножек у одной табуреточки? (4)
– Сколько у нас таких табуреточек? (4)
– Составим пример на сложение. (4 + 4 + 4 + 4 =)
(К четырем ножкам одной табуреточки
прибавим 4 ножки второй табуреточки,
прибавим четыре ножки третьей табуреточки,
прибавим 4 ножки четвертой табуреточки).
Под комментарий учителя пример составляет
один из учеников на доске.
– А как заменить этот пример на сложение
примером на умножение? (4 х 4 =)
– Давайте сосчитаем, сколько получилось ножек у
четырех одинаковых табуреточек.
– Добавляю еще одну такую же табуреточку.
– Сколько ножек у одной табуреточки? (4)
– А сколько у нас одинаковых табуреточек? (5)
– Кто составит пример на сложение?
(Ученик пишет на доске пример и комментирует
его:
К 4 ножкам первой табуреточки прибавим 4
ножки второй табуреточки, прибавим 4 ножки
третьей табуреточки, прибавим 4 ножки
четвертой табуреточки, прибавим 4 ножки пятой
табуреточки).
– А теперь составим пример на умножение.
(Тот же ученик на доске заменяет сложение на
умножение: по 4 ножки взяли 5 раз : 4 х 5)
Аналогично:
4 х 6
4 х 7
4 х 8
4 х 9
4 х 10
– Молодцы!
– Посмотрите, какую мы составили таблицу
умножения числа 4.
(Учитель вывешивает на доску отпечатанную
таблицу умножения числа 4). (Приложение
2)
– Давайте потренируемся в запоминании таблицы
умножения!
1) Учитель называет детям примеры из таблицы,
дети (по памяти или с помощью таблицы на доске)
называют ответы.
2) Дети друг другу задают примеры из таблицы.
Физминутка
5. Закрепление новой темы
1) – А теперь закрепим наши знания и будем работать по учебнику.
– Учебник с.74 № 11 (устно).
Дети по цепочке читают примеры из учебника и находят ответ (самостоятельно или с помощью таблицы умножения).
2) Раздаточный материал № 2 (письменно). (Приложение 3)
Учитель раздает детям листочки с заданиями.
– А теперь закрепим знание таблицы умножения
письменно.
– Прочитайте задание: «Соедини шарики так, чтобы
получить верный пример».
– Первый пример: 4 х 8 =
– Какой ответ-шарик выберем? 15? 21? 32? И т.д.
3) Игра «Домино» устно на доске. (Приложение 4)
– Поиграем в домино?
(На отдельной парте лежит «числовое домино», на одной половинке которого ответ, на другой – пример. Задача детей – правильно выстроить цепочку из «Числового домино».)
… 4 х 4 =16 .. 4 х 2 = 8 .. 4 х 6 = 24 .. 4 х 3 = 12 .. 4 х 8 = 32 .. 4 х 5 = 20 .. 4 х 9 = 36 .. 4 х 7 = 28 …
(Учитель прикрепляет к доске первую фишку домино: … 4 х 4)
– Пример: 4 х 4. Каков ответ? (16)
– Иди прикрепи фишку с ответом на доску: = 16..4 х
2
– Следующий пример на этой фишке: 4 х 2
– Каков ответ? (8)
– Иди найди эту фишку домино: = 8 .. 4 х 6
– Следующий пример в этом домино: 4 х 6
– Кто найдет ответ? И т.д.
4) Раздаточный материал №3 (Приложение 5)
Учитель раздает детям листки с заданиями.
– Тренируемся в запоминании таблицы
письменно.
– Прочитайте задание: «Помоги Деду Морозу
пробраться к елке. Решай примеры, находи
правильный ответ и двигайся дальше».
– Взяли ручки. Будем двигаться по стрелкам от
«старта».
– Первый пример: 4 х 2
– Какой выберем ответ: 7 или 8?
– Куда нам идти? (8)
– Пришли к следующему примеру: 4 х 3
– А здесь какой ответ правильный: 11 или 12?
– В какую сторону пойдем? (12)
– Дальше пример: 4 х 8
– Пустой кружок! Наша задача заполнить его
правильным ответом.
– Какой ответ? (32)
– Идем по стрелке дальше. Следующий пример: 4 х 5.
– Опять пустой кружок! Заполним и его правильным
ответом!
– Каков правильный ответ? (20)
– Идем по стрелке дальше. Новый пример: 4 х 9
– А здесь целых три дорожки: 36, 28, 26.
– Какой ответ выберем? Куда пойдем дальше? (36).
И т.д.
6. Проверка усвоения материала
– А теперь я хочу проверить , как вы постарались
запомнить новую таблицу умножения числа 4.
Рабочая тетрадь с. 51 № 4.
– Читаем задание : « Покажи стрелкой, куда должен
приземлиться каждый парашютист (соедини пример с
ответом по образцу)
– Первый пример-парашютист: 4 х 3
– Куда он должен приземлиться? К какому ответу? (12)
– Второй пример-парашютист : 4 х 7
– Какой ответ? (28)
– Соединяем парашютиста с ответом стрелкой.
– Дальше – самостоятельно!
– Сдаем мне тетради .
7. Заключение
– Что мы сегодня делали?
– Таблицу умножения какого числа составляли?
– Что такое умножение?
Раздаточный материал № 4. (Приложение 6)
– И теперь (напоследок) составим картину при
помощи таблицы умножения числа 4.
(Учитель раздает детям листки с картинкой и
ответами на пластилине.)
– Наша задача: дорисовать (составить) картину,
решив примеры. Вместо примеров, написанных на
картинке – прикрепить рисунок-ответ.
– Начнем!
– На дереве пример: 4 х 6
– Какой ответ? (24)
– Какой предмет под номером 24? (Гнездо)
– Прикрепим гнездо на дерево.
– Следующий пример под деревом: 4 х 5.
– Какой ответ? (20)
– Какой предмет под номером 20? (Гриб)
– Прикрепим гриб под дерево.
– На лужайке пример: 4 х 9
– Какой ответ? (36)
– А кто под этим номером? (Eжик)
– Прикрепим ежика на лужайку.
– Дальше самостоятельно!
– Поднимите свои картинки и покажите всем, что у вас получилось.
– В пруду? (Рыба)
– В небе? (Солнце)
– Над деревьями? (Птица)
– На полянке? (Цветы)
– У всех получились одинаковые картинки. Молодцы!
8. Итог урока
– Что нового узнали?
– Какую таблицу старались выучить?
– Что для этого делали?
– А теперь запишите домашнее задание:
1) учебник с.75 №19 (у).
2) печатная тетрадь с.50 № 2.
3) выучить таблицу умножения числа 4.
9. Оргмомент
– Все работали очень хорошо!
– Особенно хочется отметить …
– Я поставлю «5» – … , «4» – …, потому, что …
– Урок окончен.
– Спасибо. Все свободны.