Обучение швейному делу в коррекционной школе VIII вида

Разделы: Технология, Коррекционная педагогика


(ВСЁ ОТ ИСТОРИИ, ДО ИЗГОТОВЛЕНИЯ).

(Продолжительность 45 минут)

Представляемый урок проводился для обучающихся в 7-м классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.

По типологии урок относится к заключительным (обобщающим) урокам.

Задуман урок, как восхождение по ступенькам предполагаемой лестницы, каждая из которых соответствует определённому этапу изучения раздела программы: “Поясные изделия. Брюки”. (РИС.1)

На классной доске располагается плакат со схематичной лестницей. Ступени лестницы вначале пусты. Постепенное восхождение от низшей ступени – истории возникновения брюк, до высшей – демонстрации готовых изделий, заключается в повторении тем, пройденных в разделе “Брюки”.

Ступени к мастерству

РИС. 1

По традиции наши уроки начинаются с обозначения детьми своего настроения. Они рисуют смайлики с соответствующим им на данный момент настроением в календарике настроения. Своё настроение они обозначают и в конце урока.

На открытом уроке девочки выставляли свои смайлики на доске, напротив своего имени. Этот приём позволяет корректировать психологический настрой детей на занятие, выявить моменты урока, которые вызвали трудности и проблемы в процессе обучения и выработать стратегию их преодоления в будущем. (Приложение 1).

При объявлении темы и задач урока детям было разъяснена система оценивания их ответов и практических заданий. За каждый правильный ответ девочкам добавлялись весёлые смайлики. По количеству смайликов в конце урока определяли самую внимательную и сообразительную ученицу.

Вступительной частью урока стал рассказ об истории возникновения брюк. (На нижней ступеньки закрепляется надпись – история брюк). (Приложение 2). (Интернет-ресурсы, авторы: Н.В.Патрушева, В.В.Бондаренко). Затем девочкам предлагалось вспомнить, какие виды брючных изделий им известны, и назвать какие модели они сами изготавливали на уроках швейного дела. (Ступенька вторая).

Теоретический опрос состоял из нескольких частей (ступеней лестницы) и начинался с вопросов о снятии мерок (ступень третья). Вначале учащиеся выполняют задания по карточкам. (Приложение 3), затем девочки называют мерки, необходимые для построения основы брюк и показывают с помощью манекена, как эти мерки снимаются.

Подбор тканей для брюк (ступенька четвёртая). Девочки называют ткани, которые можно использовать для пошива тех или иных брюк, а также названия тканей, из которых сшиты изделия каждой из них. Названия тканей появляются на слайде.

Определение понятия “конструирование”. На доске под номерами расположены три термина: 1.Моделирование. 2.Конструирование. 3.Обмеловка.

Учитель даёт определение конструирования, а девочки должны поднять табличку с цифрой обозначающей название термина, которому дано определение. (Ступенька пятая).

На слайде основные детали брюк. Девочки называют детали, и обозначенные на них срезы и опорные линии. По мере ответов, называния деталей, срезов и опорных линий на мониторе появляются правильные ответы.

Ступенька шестая – детям предлагается вспомнить, какую операцию они выполняли после того, как построили чертёж и дать определение моделированию.

Седьмая ступенька – правила раскроя изделий из ткани. Девочки вспоминают правила раскроя, которые затем проявляются на слайде.

Вопрос о назначении копировальных стежков. (Ступенька восьмая).

Ступенька девятая – изготовление брюк.

Перед практической работой проведена физкультминутка – игра “Колпак”. Это сняло физическое и психологическое напряжение учащихся. (Приложение 4).

Девочкам предложен был тест по правилам безопасной работы с ручным инструментом, утюгом и швейными машинами. (Приложение 5).

Практическая работа: обработка вытачки на линии талии в поясном изделии. (Работа по инструкционным картам. Приложение 6).

Девятая ступенька – демонстрация готовых изделий.

При подведении итогов и оценки работы детей, девочки обозначили своё настроение смайликами.

Помимо этапов выполнения работы по изготовлению брюк на слайдах демонстрировались фотографии детей в процессе их работы над изделиями.

Для присутствующих гостей кульминаций стала демонстрация готовых изделий, сшитых руками девочек. Демонстрация детьми своих изделий под музыку, несомненно, создала для них ситуацию успеха.

Технологическая карта урока – приложение 7, план и ход урока – приложение 8, презентация урока – приложение 9, самоанализ урока – приложение 10.