Цель:
- Закрепить знания детей - о гласных и согласных звуках, их условное обозначение, продолжать учить детей определять и выделять ударную гласную позицию в начале слова и позицию твердых согласных звуков в конце слова, учить детей проводить звуковой анализ односложных слов, учить заменять звуки в слове "ком" буквами, находить буквы на листе бумаги, продолжать учить выслушивать высказывания взрослого и своих товарищей, не перебивая их, учить отвечать полными предложениями.
- Развивать произвольное внимание, память, речевое (фонематическое) восприятие, мелкую моторику пальцев рук, словесно-логическое мышление.
- Воспитывать усидчивость, интерес к занятию, желание оказать помощь другим.
Ход занятия
1. Организационный момент. Игра: "Перекличка" (с мячом). Мяч ловит ребенок, чье имя начинается на гласный звук, на согласный звук. (Дети называют свои имена и садятся).
2. Сообщение темы занятия.
Незнайка просит помощи у детей. Дети вспоминают гласные и согласные звуки.
Много звуков есть на свете:
Шелест листьев, плеск волны.
А бывают звуки речи,
Мы их точно знать должны.
3. Повторение гласных звуков (их символы).
Гласные тянутся песенкой звонкой
И - и - и - и.
А - Могут заплакать и застонать:
О - о - о - у - у - у.
Могут качать в колыбели Аленку:
А - а - а - а.
Могут, как эхо, в лесу закричать:
Ау! Ау! Ау!
Могут летать высоко в синеву:
А, о, у, и, э, ы.
Не желают свистеть и ворчать.
4. Анализ и синтез прямых слогов.
Встреча гласных и согласных звуков.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Пальчиковая игра: "Дружат в нашей группе девочки и мальчики, мы с тобой подружим наши пальчики". Согласные и гласные звуки тоже подружились. Ма, мо, му, мы, ми, мэ; на, но, ну, ны, нэ; ва, во, ву, вы, ви, вэ, ка, ку, кы, ки, кэ.
5. Выделение гласных звуков в начале слова и твердых согласных звуков в конце слова.
Аист, ослик, ива, утка.
Сок, дом, слон.
Игра "Прятки". Работа по звуковой линейке.
6. Физминутка. Дети встали, закрыли глаза.
Открываем мы глаза,
Вдох - и долго тянем: "А - а - а - а..."
Утром солнышко взошло,
Снизу вверх мы тянем: " О - о - о - о"
Днем по горкам ездим мы: " Ы - ы - ы - ы".
Ночью смотрим на звезду, Сверху вниз слетаем "У - у - у - у".
7. Звуковой анализ и синтез слова "ком"
Игра "Цветная фотография". Схема слова "ком". Замена звуков буквами, работа по кассе букв.
8. Игра: "Буквы рассыпались"
Обведи буквы.
Звуки четко произносим,
Слушаем внимательно.
Буквы правильно читаем.
Пишем их старательно.Язычок наш отдохнул,
Много нового узнал.
Он немного притомился,
К себе в домик возвратился.Спать ложись-ка, Язычок!
Рот закроем на замок.
Отдыхать тебе пора.
Отдохнем и мы, друзья!
9. Итог занятия. Оценка деятельности ответов детей.
Занятие заканчивается сюрпризным моментом.