Тип урока: смешанный.
Цели и задачи:
(учебные)
- формирование и закрепление грамматически правильной, внятной, эмоциональной речи;
- расширение словарного запаса по теме «Моя Родина», уточнение понятия «малая Родина»;
- формирование представления о связи родного края и страны;
- развитие различных видов речи (монологической, диалогической, письменной);
- описание предмета при помощи опорных фраз;
- знакомство с географической картой;
(коррекционные)
- коррекция произношения, развитие слухового восприятия, памяти, внимания;
(воспитательные)
- воспитание чувства любви к малой Родине ,развитие художественного вкуса, творческих способностей;
- учить детей планировать действия в ходе урока ,подводить итоги и оценивать свою деятельность.
Оборудование: классная доска, компьютер, рисунки учеников, вырезанные из бумаги, элементы для аппликации, карты России и Ставропольского края, картинки и фотографии родных мест, карточки с новыми лексическими единицами, карточки с опорными фразами для описания, флажки.
Ход урока
Учитель | Ученики |
Вводная часть |
|
Орг. момент. Цель: проверка режима усиления слуховой аппаратуры, развитие слухового восприятия. |
|
Приветствие (с экраном). Здравствуйте, ребята. Какой сейчас урок? |
Здравствуйте. Урок ознакомления с окружающим миром. |
Фонетическая зарядка Цель: коррекция звука Р, работа над высотой и силой голоса, речевым дыханием, интонацией. |
|
Создание эмоционального настроя. Сегодня на уроке наш дежурный звук – Р. Будьте внимательны. Будем учиться произносить его правильно. Объявляю соревнование за правильное произношение и красивую речь – призы – флажки. |
|
Р-р-р (произносим с элементами фон. ритм.) Ра-ла-ара-ала-радуга Ру-лу-ару-алу-рука Ро-ло-аро-ало-утро |
Р-Р-Р |
Как мы поприветствуем друг друга? |
Доброе утро! |
Читаю стихотворение, дети повторяют, на доске последовательно выкладываем аппликацию (подготовленные на уроке ППО детали – солнце, птиц, радугу, облака, фигурки людей). |
Доброе утро солнцу и птицам! Доброе утро весёлым лицам! Доброе утро дому родному! Папе и маме, сестре и брату, Радуге, небу и облакам, Доброе, доброе утро всем вам! |
Что у нас получилось? Как назовём нашу работу? |
Аппликация. Доброе утро. (Табличка на доску) |
Речевая зарядка. Цель: знакомство с новой лексикой урока, обсуждение темы и плана урока. |
|
Смотрите, на нашей картине появляются новые слова (выкладываются таблички и необходимые изображения для объяснения значений слов): Россия, Родина, страна, карта, город, село, посёлок. Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? |
|
Тема нашего урока… Спросите у меня о том, что мы будем делать? Я думаю, мы будем рисовать и лепить. Я права? |
О России, О Родине, о доме. Моя Родина (табличка выкладывается на доску). Что мы будем делать? Нет, мы будем говорить, писать, отвечать на вопросы. |
Основная часть урока Цель: развитие речи, расширение словаря по теме «Моя Родина», знакомство с географической картой; уточнение понятия «моя малая Родина»; описание предмета при помощи опорных фраз. |
|
Давайте добавим к нашей аппликации карту нашей страны. Вот так. Доброе утро, родная страна! Пусть всегда над тобою будут небо голубое и яркое солнце. |
Доброе утро, родная страна! (добавляю табличку на доску) |
Минутка отдыха. А сейчас, ребята, отдохните, послушайте музыку и посмотрите, как прекрасна наша Родина на картинах художника И.И. Шишкина. |
Показ презентации. |
Россия – огромная страна. А наш край-часть России. Давайте на карте нашего края найдём ваши посёлки, города и сёла. Начну я. Вот город Пятигорск. Здесь я родилась, здесь я живу. Пятигорск – моя малая Родина(флажок и табличка на карту). Далее продолжают дети. |
|
Расскажите о вашей малой Родине. Вам поможет вот эта карточка (учитель раздаёт карточки с фразами, которые надо дополнить) |
Это село Северное. Северное – моя малая Родина (и т.д.) Я живу в…(селе, городе, посёлке) … Это моя малая Родина. Мой (город, посёлок)…(большой маленький). Моё село…(большое, маленькое). У нас в… (городе , посёлке, селе) есть…(речка, лес, парк). Дети показывают рисунки и фотографии родных мест (см. приложение фото) |
Запишите в тетрадь это сообщение. | (Самостоятельная работа) |
Итог урока. Цель: подвести итог урока (сделать вывод), учить детей самостоятельно подводить итог своей деятельности на уроке и оценивать её. |
|
Как вы понимаете слова: Родина у всех одна, Родина у всех своя? Наша общая Родина… (обращаемся к карте) Родина у всех одна. У каждого из вас есть малая Родина. Родина у всех своя. |
Россия. (Далее дети повторяют фразы, которые учитель табличками выкладывает на доску) |
Оценка деятельности учеников. Что мы делали на уроке? Что ты делал(-а) на уроке? Что нового вы узнали на уроке? |
Говорили, писали, слушали, отвечали на вопросы. (Далее каждый из ребят подводит итог своей деятельности.) На уроке я узнал (-а)… Россия – наша Родина Это карта России. Это карта Ставропольского края, Моя малая Родина… |
А теперь мы узнаем, кто победил в нашем соревновании…(подведение итогов речевой деятельности, подсчёт флажков) имена победителей. |
|
Домашнее задание. Выучить стихотворение «Родина – слово большое-большое…». На уроке рисования нарисовать рисунок «Моя малая родина». Работы учеников даны в приложении. |