Работа с пословицами и поговорками на уроках чтения и письма в коррекционной школе

Разделы: Коррекционная педагогика


В коррекционной педагогике и специальной психологии в диагностических и коррекционно-развивающих целях традиционно широко используются пословицы и поговорки как эффективное средство умственного развития детей.

Пословицы и поговорки издавна передают из поколения в поколение познавательный опыт народа, его морально-этические, социальные, эстетические, художественные и воспитательные идеалы. Они отражают представление народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, дружбе, общественном долге, верности отечеству и т.д. К.Д.Ушинский считал, что ни в одной из форм языкового народного творчества не проявляются так ярко ум народа, его история, мировоззрение, как в пословицах и поговорках. Они дают ребёнку знания не только о своём народе, но в конечном итоге о самом себе. Пословицы впитали в себя все тонкости восприятия, отражение человеком окружающей действительности и его отношение к ней. «Пословица тем и хороша, что в ней почти всегда, не смотря на то, что она короче птичьего носа, есть что-то, что ребёнку следует понять: представляет маленькую умственную задачу, совершенно по детским силам».

В народных пословицах и поговорках Л.Н.Толстой видел идеальное воплощение лучших качеств подлинной художественности: чувства красоты и меры, правды и простоты, общедоступности и выразительности, вызывающих «бесчисленное множество мыслей, представлений и объяснений». Точные и лаконичные, пословицы и поговорки заключают в себе красоту и силу родного языка, пробуждают в детях интерес к слову, литературе, истории.

Обладая мощным воспитывающим, эстетическим и развивающим потенциалом, пословицы и поговорки могут успешно использоваться в работе с детьми, имеющими различные нарушения в развитии. В процессе работы над пословицами и поговорками ребёнок учится рассуждать и обосновывать свою точку зрения. У него формируется и закрепляется умение видеть и объяснять скрытый смысл пословиц и поговорок, которое в специальной психологии и коррекционной педагогике является одним из критериев определения уровня умственного развития учащихся.

В этой работе рассказывается о том, как можно организовать обучение и развитие учащихся, какие виды работ в данном случае возможны, как можно использовать народные изречения при обучении чтению, русскому языку, в целях развития и обогащения речи учащихся.

Опыт показывает, что работу с пословицами следует начинать уже с 1 класса. Лучше всего это делать, когда дети изучают буквы, то есть овладевают грамотой. Так, знакомя учащихся с буквой ь, я обращаю их внимание на поговорку «Береги нос в сильный мороз» и велю найти слово с буквой, написание которой они только что усвоили. Ученики читают поговорку, раскрывают с помощью учителя её смысл, находят слово с нужной буквой.

На уроке письма учащиеся вспоминают поговорку, пишут букву и слово с ь. Спрашиваю, какие пословицы и поговорки о зиме они ещё знают. Если никто не знает, то сама привожу поговорку «Мороз не велик, да стоять не велит», «Рассыпала Лукерья серебряные перья», в которых тоже есть буква ь.

В таком плане работа продолжается и дальше. Встретив пословицу в «Букваре» и в книжечках для дополнительного чтения, учащиеся объясняют, как они понимают её смысл, вместе разбираем и объясняем написание отдельных слов.

В учебниках 1 класса и книгах для дополнительного чтения очень мало пословиц и поговорок, поэтому учителю нужно самому подбирать необходимый материал. Для этого мне пришлось вначале выбрать пословицы, которые были бы понятны по своему содержанию учащимся 1 класса, определить, на каком уроке и в виде какого задания может быть использована та или иная пословица. Например: на уроке «Развитие устной речи» при обобщении темы «Времена года» даю задание следующего содержания: учащимся необходимо правильно распределить пословицы, соотнеся их с временами года, изобразив рядом соответствующий символ (снежинку, подснежник, солнышко, листок):

Снега много – хлеба много.
С сентября и лист на дереве не держится.
Апрельский цветок ломает снежок.
Солнце пригреет – всё поспеет.

Здесь одновременно происходит обобщение представлений детей о временах года на основе выделения признаков времён года в пословицах и поговорках, расширение временных представлений, знаний об окружающем мире, обогащение словаря.

При работе над темой «Что такое хорошо и что такое плохо?» предлагаю детям ситуативные картинки и пословицы, которые подходят, соответственно, к одной из картинок:

Доброе дело само себя хвалит.
Добрый поступок красит человека.

Не будет добра, коль меж друзьями вражда.
Человек без друга – что дерево без корней.

Прошу объяснить пословицы с опорой на картинки.

При составлении плана урока следует продумать, как пословицу или поговорку увязать с материалом урока.

Например: пословица «Азбука – к мудрости ступенька» использовала на уроке обучения грамоте, когда изучали букву А.

«Букварь не сайка, а раскусишь – сладко» – с этой пословицей познакомились при чтении последней страницы «Букваря». Обе пословицы дети вспомнили на празднике, посвященном проводам «Букваря».

Работа с пословицами продолжаются и во 2 классе.

Учащиеся заводят тетради, в которые они вносят изученные пословицы и поговорки. По ходу знакомства с текстами «Книги для чтения», книгами для дополнительного чтения, упражнениями в учебнике «Русского языка» круг пословиц расширяется, задания усложняются.

Обучение умению определять близкие по смыслу пословицы и поговорки, пониманию обобщенно – метафорического образа пословиц, их многозначности помогает следующее упражнение: из предложенных подобрать две подходящие по смыслу пословицы, а к ним– иллюстрацию.

Трусливому зайке и пенёк – волк.
Береги платье снову, а здоровье смолоду.
Быстрого и ловкого болезнь не догонит.
После дела и гулять хорошо.
Сделал дело, гуляй смело.
Трус и таракана принимает за великана.

Это упражнение способствует формированию обобщающей функции слова, обогащению словаря и развитию речи. Закреплению знаний широко употребляемых пословиц, расширению активного словаря помогает упражнение, требующее найти начало и конец пословицы.

Без труда
Поспешишь
Семь раз отмерь
Любишь кататься
– а один раз отрежь.
– люби и саночки возить.
– людей насмешишь.
– не вынешь рыбку из пруда.

Очень важно, чтобы сам учитель хорошо знал пословицы и поговорки, встречающиеся в учебниках, помнил, в каком упражнении, в каком рассказе они встречаются, умело использовал их в своей речи в ходе урока.

В 3-м классе, продолжая работу с пословицами, мы завели тематические альбомы. В них пословицы распределяются по темам, которые заранее намечаются учителем. Количество тем в 3-ем классе решила попробовать пять-шесть, а в 4-том увеличить.

Начинала работу с тематическим альбомом с первой темы, по которой учащиеся должны найти и записать пословицы. Во время беседы вспоминаются уже известные ученикам пословицы. Затем названная учителем тема записывается на первой странице альбома. Учащимся даётся задание: подобрать одну – две пословицы по этой теме.

Опыт показал, что учащиеся легко справляются с заданием – вспоминают и находят богатый материал. Найденные учениками пословицы читаются на уроке, лучшие записываются в альбомы. Пословицы накапливаются и в дальнейшем используются на уроках чтения, русского языка, развития речи.

Затем даётся новая тема, по которой снова подбираются и записываются пословицы. Время от времени, учитывая рассказы, с которыми учащиеся знакомятся на уроке и во внеурочное время, игры и задания с применением пословиц и поговорок, возвращаюсь к уже записанным темам и предлагаю учащимся подбирать новые и новые пословицы, использовать их для развития речи, формирования умения подбирать пословицы, отражающие основную мысль рассказа, характеризующие поведение или поступки героев. Идёт активизация умственной деятельности, творческого воображения, познавательного интереса учащихся, развитие речи.

Приведу пример таких заданий.

1. Даётся текст.

Слава очень любил побеждать. Во дворе он часто уговаривал малышей посоревноваться ним в беге или прыжках. И, конечно, всегда выигрывал.

Слава очень гордился своими победами и всё время хвастался перед друзьями. Но почему-то никто из них не считал его хорошим спортсменом.

Затем предлагаются пословицы:

Хвались, да не поперхнись.
Всё хорошо, что хорошо кончается.
Не спеши языком, спеши делом.
Видом сокол, а голосом ворона.
Хвастать – не косить: спина не болит.

К ним даю задание: прочитать пословицы, выбрать те, которые характеризуют поведение Славы, объяснить свой выбор, привести свои примеры к этим пословицам и поговоркам.

2. Из «рассыпанных» слов собрать пословицы.

Если дети затрудняются, то на первых парах можно к пословицам дать схемы предложений. Например:

Мороз ____ _______, а ________ ___ ___________.
Не _______ _______ _____, а ______ ______ ______.
Поспешишь – __________ ________.
Правда ________ ________.

3.Учащимся предлагается прочесть пословицы. В каждой тройке пословиц две связаны общим смыслом, а третья к ним не подходит. Необходимо отметить лишнюю пословицу, объяснить свой ответ.

Яблоко от яблони недалеко падает.
Каково дерево, таковы и ветки.
Криво дерево, да яблоки сладки.

Без труда не выловишь рыбку из пруда.
Лакомка кошка до рыбки, да в воду лезть не хочется.
Кошки нет дома – мышкам воля.

В 4-ом классе, если учащиеся уже хорошо справляются с классификацией пословиц по темам, можно для альбома называть сразу все предполагаемые темы. В таком случае учащиеся, найдя пословицу, должны сами определить, к какой из тем она относится. Например:

3 класс

а) времена года;
б) явления природы;
в) домашние и дикие животные;
г) о матери.

4 класс

а) о труде;
б) о Родине;
в) о дружбе;
г) о честности и смелости;
д) о трусости, хвастовстве …,
е) о земле.

Работа над альбомом с пословицами очень нравится учащимся. Она не только приучает собирать народные изречения, но и способствует их осмыслению и запоминанию,

Это развивает мыслительную деятельность, учит применять элементы анализа и синтеза, развивает речь и обогащает словарный запас.

Пословицы на уроках чтения.

На уроках чтения учащиеся начальной школы не только овладевают навыком беглого чтения, но и учатся понимать прочитанное, разбираться в характерах и поступках героев, пересказывать прочитанные тексты.

Кроме того, при знакомстве с народным творчеством и произведениями мастеров слова большое внимание уделяю эстетическому воспитанию и развитию культуры речи учащихся.

Умелое использование пословиц и поговорок, разнообразные виды работы с ними делают уроки чтения богаче по содержанию и интереснее по форме.

Одним из видов работы является подбор пословиц по темам.

Начиная с 1 класса на уроках чтения необходимо приучать детей подбирать пословицы по темам. Это делается при работе над отдельными текстами букваря, над чтением «книжек – малышек».

В первом классе я проделывала эту работу на уроке прощания с букварём, на котором учащиеся вспоминали пословицы и поговорки об азбуке, «Букваре», книге, учёбе, но прежде – на итоговом уроке по теме «Зима».

Учащиеся называли выученные нами пословицы, а также раскрывали их смысл, вспоминая уроки, на которых велась работа с этими пословицами.

Береги нос в сильный мороз.
Снегу много – хлеба много.
В зимний холод всякий молод.
Мороз не велик, да стоять не велит.
Готовь сани летом, а телегу зимой.
Спасибо, мороз, что снегу нанёс.

Так же собираются пословицы об армии, войне, женщинах, мамах.
В конце 1 класса дети уже записывают их в альбом.
Во 2 классе читаем много произведений о животных, в которых встречаются образные и меткие пословицы.
Собирая такие пословицы, дети узнают много нового и интересного о жизни животных.

У коровы молоко на языке.
Не гони коня кнутом, а гони его овсом.
Не верь козлу в огороде, а волку в овчарне.
Лиса семерых волков проведёт.
Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережёт и др.

Перед знакомством с материалом по каждой теме ученикам даётся задание подобрать пословицы и поговорки по заданной теме.

Если такие пословицы уже были записаны учащимися, то ученики просто находят их в рассказах и делают закладки, а новые пословицы записывают в альбом.

Выполняя такое задание, учащиеся, особенно вначале, часто допускают ошибки, так как они не всегда понимают переносный смысл пословиц, поэтому, приводят пословицы, в отдельных случаях, только косвенно связанные с нужной темой, а иногда, не имеющих к ней никакого отношения.

Чтобы научить детей правильно отбирать пословицы, объединённые одной темой, следует использовать тематические группы пословиц, которые есть в учебниках и альбомах.

Учащиеся, знакомясь с этими пословицами, должны не только понять их смысл, но и осознать то, что их объединяет. Например: в «Книге для чтения» для 2 класса приведены половицы о временах года

Году начало – зиме середина.
Вешний день год кормит.
Люди рады лету, пчёлы рады цвету.
Упал с дерева один лист – жди осени.

В учебнике «Русского языка» для 3 класса приводятся пословицы о труде:

Маленькое дело лучше большого безделья.
Слезами делу не поможешь.
Не спеши языком, торопись делом.

Учащиеся, ознакомившись с данными пословицами, должны определить их общую тематику и подобрать к каждой группе ещё две – три пословицы.

Анализируя с учащимися самоотверженный поступок Тёмы из рассказа «Тёма и Жучка», привожу пословицы о смелости и трусости:

Герой умирает раз, трус – тысячу раз.
Смелость города берёт.

Смелый поступок – половина спасения.
Не будь овцой, так и волк не съест.

Затем учащиеся выбирают из предложенных пословиц такую, которая бы отвечала на проблемный вопрос к рассказу.

Большое воспитательное значение имеют пословицы и поговорки о здоровье.

Тема здорового образа жизни, озвучивающаяся в пословицах, имеет большое воспитательное значение и применять эти пословицы можно на уроках развития речи при изучении темы «Тело человека и уход за ним», на уроках чтения при чтении произведений по теме «В здоровом теле здоровый дух».

Здоровье дороже богатства.
Здоровье сгубишь, новое не купишь.
В здоровом теле здоровый дух.
Чистота – залог здоровья.
Курить – здоровью вредить.

При работе над темой «Что такое хорошо и что такое плохо» подбираем с помощью учителя несколько пословиц, а к ним – слова для справок, которые помогут распределить по темам данные пословицы. Распределив пословицы, дети подбирают ещё по 1 -2 пословицы по каждой теме:

Муравей невелик, а горы таскает.
Сам пропадай, а товарища выручай.
На чужое добро и глаза разгораются.
У него среди зимы льду взаймы не выпросишь.
Лежебоке и солнце не в пору всходит.

Слова для правок: зависть, жадность, трудолюбие, верность в дружбе, лень.

В некоторых случаях при чтении рассказов, стихов я сама привожу пословицы, а дети раскрывают их смысл, определяют тематику. Пословицы предлагаю не только при чтении, но и на физминутках, динамических паузах, речевых зарядках.

Формирование умения понимать образный язык пословиц и поговорок, видеть скрытую в них народную мудрость, развивая при этом абстрактное мышление, умение рассуждать – это задача, которая, наряду с остальными, стоит перед учителем на протяжении всей работы над пословицами.

Вот один из примеров таких упражнений: к каждой из предложенных пословиц необходимо подобрать предложение, которое наиболее точно объясняет её значение.

В согласном стаде и волк не страшен. 1. Не надо бояться волка, он не страшен.
2. Кто в дружбе и согласии живёт, тому и беда не страшна.
3. Пастухи с собаками охраняют стадо овец.
Лакомка кошка до рыбки, да в воду лезть не хочет. 1. Кошка не может рыбу из воды достать.
2. Без труда ничего не добьёшься.
3.Кошка хоть и любит рыбку есть, да боится воды.
Шила в мешке не утаишь. 1. Взяли мешок и спрятали в него шило.
2. Тайное всегда становится явным.
3. Один спрятал шило в мешок, а другой его там нашёл.

В альбоме с пословицами можно рисовать иллюстрации к ним.

Важно научить детей самостоятельно подбирать пословицы по темам стихов, рассказов, т.е. тех произведений, которые читают дети на уроке.

На уроках развития речи даётся задание: записать свои наблюдение о явлениях природы осенью, зимой, весной. Это задание я обычно расширяю, предложив учащимся подобрать пословицы о временах года.

Например:

Грач на горе – весна на дворе.
Вешний день целый год кормит.

Что летом родится – зимой пригодится.
Летом дома сидеть – зимой хлеба не иметь.

Осень – перемен восемь.
Осень дождлива, да сытна.

Зима не лето, в шубу одета.
Зима лодыря морозит.

В пословицах учащиеся находят ответы на вопросы о признаках того или иного времени года, его характерных особенностях, труде людей, что способствует развитию речи, мышления, обогащению словарного запаса.

Не обязательно все пословицы, которые приводят учащиеся, разбирать на уроке. Вполне достаточно выделить две – три и раскрыть их смысл. Таким образом, подбор пословиц по темам учит группировать близкие по значению или относящиеся к одной теме пословицы, глубже понимать их смысл, применять в подходящих жизненных ситуациях.

Ещё одним видом работы является подбор к стихотворению или рассказу пословицы, которая бы раскрывала содержание данного произведения.

Прежде чем проводить такой вид работы, следует ознакомить детей с рассказом, басней или сказкой, у которых заглавием является предложение, которое можно заменить пословицей. Позже заголовок – пословицу дети будут подбирать и к остальным произведениям.

Читаю рассказ, обращая внимание на то, что меткие и образные выражения и пословицы, созданные народом, могут служить заглавием произведения.

Учащиеся анализируют заглавие – пословицу, доказывают её органическую связь с содержанием произведения. После этого предлагаю подобрать к изучаемому рассказу или стихотворению пословицу, которая могла бы служить его заглавием.

  • «Дружба». По Н.Богданову – «Жить – Родине служить».
  • «Бревно». С. Баруздин – «Не спеши языком, торопись делом».
  • «Приходите, поглядите». -
  • Е.Благинина – «Умелые руки не знают скуки».

При работе с пословицами активно использую иллюстрационный материал к ним. Формирование умения устанавливать причинно – следственные зависимости на иллюстрированном невербальном материале, выявлять их в пословицах, развивая при этом речь, умения обосновывать своё мнение, закрепляя знание пословиц позволяет следующее упражнение: необходимо прочесть пословицу и рассмотреть рисунки, определить, на каком из них изображена причина события (из-за чего событие произошло), а на какой – следствие (что именно произошло по этой причине).

Не рой яму другому – сам в неё попадёшь.

Формирование умения определять пары пословиц и поговорок из тематических групп, противоположных по значению, развитие словесного обобщения, творческого воображения, умения рассуждать и сравнивать, расширяя представление о главных жизненных ценностях, делаю всё это, предлагая следующее задание: прочесть предложенные пословицы и поговорки, найти для пословиц и поговорок из левого столбика пары в правом столбике. В каждой паре должны быть пословицы, темы которых противоположны по значению:

дружба – вражда, душевная красота – внутренняя пустота и т.д.

Здоровьем слаб, так и духом не герой. В здоровом теле здоровый дух.
Доброе слово человеку, что мороз в засуху. Дружные сороки и гуся утащат
Не будет добра, коль меж друзьями вражда. Недоброе слово больше огня жжёт.
На словах города берёт, а на деле лягушки боится. Видом заяц, а сердцем орёл.
Криво дерево, да яблоки сладки. Дело мастера боится.
Рубашка беленька, да душа серенька. Красна ягодка, да на вкус горька.
Не то беда, что крыша худа, а то горе, что починить лень. Не одежда красит человека, а добрые дела.

Если такая работа проводится систематически, то дети постепенно сами начинают вводить в свою речь пословицы и поговорки, а то и самостоятельно их придумывать.

Пословицы и поговорки я использую не только на уроках, но и во внеурочное время при проведении внеклассных занятий, викторин, праздников.

Вот пример весёлых тестов для «Поля чудес».

1. «Не всё то золото, что …

а) закопано;
б) блестит;
в) на ушах.

2. «За двумя зайцами погонишься,…

а) ни одного не поймаешь;
б) спринтером станешь;
в) косоглазием заболеешь.

3. «Пуганая ворона…

а) гроза хулиганам;
б) и куста боится;
в) воробьёв кусает.

4. «Жизнь прожить…

а) ума не нажить;
б) все зубы потерять;
в) не поле перейти.

5. «Дорогу осилит…….

а) дядя Стёпа;
б) идущий;
в) экскаватор.

6. «На ловца и…….

а) капкан стоит;
б) егерь спешит;
в) зверь бежит.

7. «Маленькая собачка до старости…

а) щенок;
б) кошек боится;
в) соседям спать не даёт.

Постоянная, систематическая работа в школе над пословицами очень многое даёт учащимся. Они учатся собирать народные изречения, классифицировать их по темам, анализировать смысл пословиц, понимать их обобщающий характер. Изучение мудрых, образных народных афоризмов обогащает речь учащихся, повышает их грамотность, способствует воспитанию эстетического вкуса.

Разнообразная и интересная работа с пословицами не только прививает учащимся любовь к устному народному творчеству, не только учит внимательно относиться к метким, образным выражениям, интересоваться народной мудростью. Необходимо помнить, что пословицы и поговорки воспитывают у подрастающего поколения чувство патриотизма, любви к Родине, любовь и уважение к труду и людям труда, народу, создавшему эти сокровища и гордость за него.

… «А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» – так говорил о русских пословицах А.С.Пушкин.

Действительно, пословицы – это золотые россыпи в нашем языке.

Используемая литература:

  1. Остина И. Использование пословиц на уроках в коррекционной школе». – М.: Просвещение,1971.
  2. Максаков А., Туманова Г. Учите, играя. – М.: Просвещение, 1971.
  3. Кузепова Л. Нестандартные формы организации урока. – Краснодар: «Торгкоолинформ», 1993.
  4. Пузанова Б. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развитии я. – М.: «ACADEMA», 2001.