Модель комплексной образовательной деятельности по коррекционно-речевому развитию "В гости к Снежной королеве"

Разделы: Коррекционная педагогика


Предложенная образовательная деятельность предусматривает принцип подбора речевого и наглядного материала для развития познавательных процессов у детей. Использованные методы (создание проблемной ситуации, демонстрация, беседа, упражнения, сравнение, удивление, самостоятельная работа) подобраны в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей с общим недоразвитием речи, педагогически обоснованы, соответствуют содержанию материала, типу и задачам образовательной деятельности.

Задачи:

  • Обобщать знания детей о зиме и зимних явлениях в природе, систематизировать  
  • представления о диких животных и зимующих птицах.
  • Совершенствовать умение образовывать однокоренные слова, существительные с уменьшительными суффиксами, глаголы с приставками, умение употреблять существительные в косвенных падежах.
  • Обогащать экспрессивную речь сложными словами, притяжательными прилагательными. Продолжать упражнять детей в согласовании слов  в предложении.
  • Развивать умение строить сложноподчиненные предложения.
  • Развивать связную речь, речевой слух, зрительное внимание и восприятие, дыхание, мышление, общую моторику и координацию речи с движением.
  • Прививать желание создавать коллективную композицию путем аппликации, развивать
  • художественное восприятие и эстетический вкус.
  • Формировать основы безопасного поведения  в лесу, в опасных ситуациях с животными.
  • Воспитывать инициативность, самостоятельность, прививать навыки сотрудничества.

Оборудование: макет зимнего леса, картинки о зиме, схемы приставочных глаголов, картинки с изображением диких животных, контурное изображение Снежной Королевы, бумажные снежинки, кисточки, клеенки, клей.

Предварительная работа: чтение сказки Г. Андерсена «Снежная Королева», слушание в аудиозаписи музыки – явления природы (шум ветра, вой вьюги и т.п.); заучивание стихотворения «Кормушка».

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Дети с воспитателем заходят в группу.

Воспитатель: Ребята, нас в гости пригласила Снежная Королева. Чтобы к ней дойти, нужно преодолеть многие препятствия – задания. А вот и первое задание (воспитатель поднимает с пола снежинку с заданием).

2. Упражнение «Зима»

Воспитатель: Какое сейчас время года?

Дети: Зима.

Воспитатель: Назовите признаки зимы.

Дети: День короче, а ночь длиннее; температура воздуха опустилась до минусовой отметки; выпало много снега и появились большие сугробы и т.д.

Воспитатель: Какая бывает зима?

Дети: Холодная, студеная, злая, суровая, морозная, теплая, ветреная, нарядная, белоснежная.

Воспитатель: Зимой много снега. Назовите слова, образованные от слова снег.

Дети: Снежок, снежинка, снегопад, снежный, заснежено, снежище, Снегурочка, снегирь, Белоснежка, подснежник.

Воспитатель: Назовите слова, образованные от слова зима.

Дети:Зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимовка, зимующие.

Воспитатель: Назовите слова, образованные от слова мороз.

Дети: Морозец, морозить, морозилка, морозный, мороженое.

Воспитатель: Назовите слова, образованные от слова лед.

Дети: Ледок, льдинка, ледник, ледокол, ледяной, гололед, ледовый.

Воспитатель: Молодцы, вы справились с первым заданием.

3. Упражнение «Закончи предложение»

Воспитатель поднимает с пола вторую снежинку с заданием.

Воспитатель: А сейчас я буду говорить вам предложения, а вы их заканчивать:

  • Зимой бывает снегопад, а осенью… (листопад).
  • Зимой бывает снег, а летом… (дождь).
  • Зимой лес спит, а весной… (просыпается).
  • Зимой деревья белые, а осенью…(желтые).
  • Зимой бывает холодно, а летом… (жарко).

4. Игра «Назови ласково»

Воспитатель поднимает с пола следующую снежинку с заданием.

Воспитатель: Я говорю вам слова, а вы называете их ласково:

Снег – (снежок)
мороз – (морозец)
ветер – (ветерок)
лед – (ледок)
зима – (зимушка)
метель – (метелица)
санки – (саночки)
холод – (холодок)

5. Упражнение «Кормушка»

Воспитатель обращает внимание детей на следы.

Воспитатель: Чьи это следы?

Дети: Птичьи.

Воспитатель: Куда нас привели следы?

Дети: К кормушке.

Воспитатель: Назовите птиц, сидящих на кормушке.

Дети:  Снегирь, синица, воробей, дятел, сорока.

Воспитатель: Как одним словом назвать этих птиц?

Дети:  Зимующие.

Стихотворение «Кормушка» (читает ребенок)

Для друзей пернатых дружно
Смастерили мы кормушку,
И морозною зимою
Будем их кормить с тобою.

Любим мы друзей пернатых,
Знаем вкусы их, повадки.
Семена, плоды растений –
Вот, что нужно в зимний день им.

Ведь в морозный даже день
Сытому всегда теплей,
Проще крохотным тогда
Пережить все холода.

6. Упражнение «Сложные слова»

Воспитатель: Вот следующее задание – назовите сложные слова:

– Если у птицы длинный хвост, значит она какая? (Диннохвостая)
– Если у птицы красная грудка, значит она какая? (Касногрудая)
– Если у птицы черные глаза, значит она какая? (Черноглазая)
– Если у птицы громкий голос, значит она какая? (Громкоголосая)
– Если у птицы быстрые крылья, значит она какая? (Быстрокрылая)
– Если у птицы острый клюв, значит она какая? (Остроклювая)

Звучит музыка, входит Метелица (учитель-дефектолог). Воспитатель незаметно уходит.

Метелица: Здравствуйте, ребята! Я – Метелица, помощница Снежной Королевы. Она отправила меня, чтобы я помогла вам добраться до ее дома. Но на пути у нас будут преграды – задания. Вот первое из них.

7. Упражнение «Приставочные слова»

(На магнитной доске расположены схемы приставочных глаголов)

Метелица: К главному слову летела присоедините приставки, чтобы получились новые слова.

Дети:  Залетела, прилетела, вылетела, улетела, облетела, перелетела, влетела.

Метелица: Составьте предложения про птиц с этими словами.

Дети: Синица прилетела к кормушке. Воробей слетел с ветки. Сорока подлетела к дереву. Снегирь облетел вокруг елки.

Метелица: Молодцы, справились с этим заданием. Я Метелица и люблю снег, ветер. Давайте побудем маленькими ветерками.

8. Дыхательная гимнастика «Снежинки»

Метелица кладет детям по одной бумажной снежинке на каждую ладошку. Дети сдувают сначала одну снежинку, затем другую. Следить, чтобы дети набирали воздух через нос, а выдували через рот (губы трубочкой).

9. Пальчиковая гимнастика «Снежок»

Метелица: Поиграем  с вами в снежки:

Раз, два, три, четыре,                              (Дети сжимают и разжимают пальцы,
Мы с тобой снежок слепили:                 показывают воображаемый снежок,
Круглый, крепкий, очень гладкий         делают кистями рук круг, крепко их
                                                                  сжимают, гладят одну ладошку другой,
И совсем-совсем не сладкий.                 качают пальчиком в воздухе.
Раз – подбросим,                                     Подбрасывают воображаемый снежок,
Два – поймаем,                                        ловят его,
Три – уроним и сломаем.                        роняют на землю и топчут ногами.)

10.  Упражнение «Дорога в лес»

Метелица: А сейчас мы пойдем с вами в лес. Кто живет в лесу?

Дети: Дикие животные.

Метелица: Как нужно себя вести в лесу? Почему?

Дети: Осторожно, тихо, потому что нас могут услышать хищные животные.

Метелица: Протопчем себе дорожку в лес.

Дети встают друг за другом и идут топающими мелкими шажками.

Метелица: Расчистим тропинку.

 Дети «расчищают» тропинку воображаемыми метлами.

Метелица:  Вот мы и пришли в лес.

Перед детьми макет зимнего леса с животными.

Метелица: Какой лес?

Дети: Сказочный, загадочный, заснеженный, волшебный, завораживающий.

Метелица: Кого вы видите в лесу?

Дети: Волка, лису, медведя, кабана, рысь, лося, зайца, белку…

11. Игра «Кто кем был?» (с опорой на макет)

Метелица: Расскажите, кто из животных кем был раньше?

Медведь – (медвежонком)
волк – (волчонком)
лиса – (лисенком)
белка – (бельчонком)
еж – (ежонком)
лось – (лосенком)
рысь – (рысенком)
заяц – (зайчонком)

12. Игра «Чьи лапки мерзнут на снегу?» (с опорой на картинки)

Метелица: Посмотрите на картинки и скажите, чьи это лапки мерзнут на снегу?

Дети:

– Мерзнут лисьи лапки.
– Мерзнут беличьи лапки.
– Мерзнут волчьи лапки.
– Мерзнут рысьи лапки.
– Мерзнут мышиные лапки.
– Мерзнут мышиные лапки.

13. Упражнение «О чем думают животные зимой?»

Метелица предлагает ребятам посмотреть на картинки, расположенные на доске.

Метелица: Как вы думаете, о чем думают животные зимой?

Дети:

– Медведь в берлоге думает о  меде.
– Еж в норе думает о яблоке.
– Белка в дупле думает о грибе.
– Лиса в норе думает о курочке.
– Заяц под кустом думает о морковке.
– Лось под деревом думает о траве.

Под музыку к детям выходит Снежная Королева (воспитатель).

Снежная Королева: Здравствуйте, я Снежная Королева. Вы справились со всеми моими заданиями. Но вот еще одно. Я собираюсь на бал, а у меня не украшенное платье. Помогите мне его украсить.

14. Коллективная работа детей – аппликация.

Дети  украшают плоскостное изображение платья Снежной Королевы – наклеивают готовые бумажные снежинки.

15. Упражнение «Составь предложение о зиме»

Снежная Королева благодарит детей за оказанную помощь и просит составить предложения о зиме со словом потому что. 

Дети:

– Вся природа уснула крепким сном, потому что пришла зима.
– Птицы улетели на юг, потому что пришла зима.
– На деревьях и на крышах домов лежат снежные шапки, потому что зима.
– Дует сильный и холодный ветер, потому что зима.

16. Итог

Снежная Королева: Ребята, вы молодцы, справились со всеми моими заданиями, большое вам спасибо.

Метелица: В какие игры вы сегодня играли, какие задания выполняли? Что вам понравилось больше всего?

Снежная Королева и Метелица вручают детям подарки (конфеты).