В третьей редакции проекта федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (ст. 41 "Охрана здоровья обучающихся") говорится о том, что организация, осуществляющая образовательную деятельность, создает условия для охраны здоровья обучающихся. Охрана здоровья обучающихся предполагает
- пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни
- профилактику и пресечение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств, психотропных, токсических и других одурманивающих веществ в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Но первыми педагогами являются все-таки родители. "Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте" (ст. 44 ФЗ "Об образовании в РФ"). В основе этой задачи лежит необходимость выстраивания педагогически целесообразных партнерских отношений с семьей - одним из субъектов социализации. Значит, забота о здоровье учащихся невозможна без постоянной и тесной связи с родителями.
Еще К.Д. Ушинский писал: "Само воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни". Закладывание основ здорового образа жизни, пресечение и искоренение вредных привычек - это тоже труд.
Работа нашей школы направлена на то, чтобы помочь неслышащим детям адаптироваться в социуме, найти свое место среди слышащих людей, достойно жить и трудиться. Общеизвестно, что наиболее продуктивной эта деятельность будет лишь в том случае, если мы будем сотрудничать с учащимися и с их родителями, используя различные формы работы, что должно обеспечить
- внутреннюю установку личности на определенное поведение, основанное на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
- развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;
- осознание безусловной ценности семьи;
- понимание и поддержание нравственных устоев семьи: любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека.
Опыт работы классного руководителя (34 года) показал, что взаимодействие с родителями по профилактике вредных привычек в семьях, воспитывающих глухих детей, является очень сложным, поскольку требует
- большого такта
- максимально корректной постановки вопросов
- уважительного и внимательного отношения к участникам общения
- доверительного отношения друг к другу
- учета специфических особенностей семейных отношений в системе семья - школа
- выработки стойкого уважения и доверия к школе.
Моя система просветительской работы по профилактике вредных привычек (алкоголизма, наркомании, табакокурения) с семьями, воспитывающими глухих детей доказала свою эффективность тем, что большинство моих выпускников получили дальнейшее образование (ПТУ при ЧТЗ г. Челябинска, ПТУ г. Владимира по различным специальностям, факультет машиностроения Владимирского государственного университета). Многие из них создали свои семьи, работают, поддерживают отношения со школой.
Что же представляет собой система и как она работает?
№ п\п | Уровень системы | Содержание системы |
1 | Концептуальный (основание для создания системы) | 1. Общая характеристика семьи. 2. Выявление проблемы. |
2 | Структурный (из чего состоит система) | 1. Знание законодательной базы: ФЗ "Об образовании в РФ", "Конвенция о правах ребенка", Устав школы. 2. Авторская программа по профилактике детского и подросткового алкоголизма и наркомании. 3. Индивидуально ориентированный подход к занятиям с родителями. 4. Комфортный климат занятий. |
3 | Субстратный (как работает система) | Выбор оптимальных моделей работы: - анкетирование; - вовлечение родителей в совместную деятельность через кружок, "Школу для родителей", - воздействие на сложившийся тип взаимоотношений через индивидуальные консультации, практикумы для родителей, - трансформация способов коммуникации родителей - детей через встречи с социальным педагогом школы, школьным психологом. |
1 .Общая характеристика семей учеников школы показала, что большинство из них являются
- неполными, проблемными, есть и неблагополучные.
- Имеет место нарушение семейного воспитания.
- В некоторых семьях преобладают либо гипопротекция, либо потворствующая гиперпротекция, в отдельных случаях имеет место эмоциональная отверженность.
- Встречаются специфические особенности семейных отношений в системе семья - школа.
В большинстве семей алкоголем злоупотребляет отец, иногда и мать. Но чаще всего явных противоречий между семьей и школой нет, хотя порой связь между ними носит формальный характер, то есть, должного согласования нет. Бывают случаи, когда семья и вовсе не стремится к сотрудничеству.
Встала проблема.
Большинство детей впервые попробовали спиртное дома. Курить многие попробовали уже в 10- 12 лет, т. к. курят и папа и мама. Реакция родителей: "Ну и что? На Руси всю жизнь пили и ничего..."
Предлагаю обратиться к фактам. Действительно, алкоголь повышает настроение, вселяет силу, уверенность в себе. Исчезают застенчивость, скованность. Это плюсы. А теперь минусы:
- пьянство родителей отравляет в семье атмосферу;
- угнетающе действует на детей;
- вырабатывает в них отрицательные привычки.
Большинство тяжких преступлений против личности совершается именно на почве алкоголизма.
О вредных свойствах спиртного было известно еще в давние времена. Древние арабы называли его "аль кеголь", что в переводе означает "одурманивающий". В древнем Риме, учитывая, что именно в молодом возрасте употребление алкоголя наиболее опасно, мужчине моложе 30 лет запрещалось пить вино.
Опасным злом считали пьянство и на Руси. В одном из журналов, выходившем в 18 веке, писали: "Пьянство есть порок срамнейший и вреднейший, как бы ни рассуждать о нем. Действие или употребление разума тем пресекается. А когда разум быть перестанет, тогда оскудевают у человека силы... И так от пьянства приключаются болезнь, срамота и убыток, да и совсем жизни лишиться можно".
2. В структурном уровне системы ознакомление с законодательной базой проводится в форме
- беседы
- анкетирования
- дискуссии
- ролевой игры
- работы с экспертом.
Эффективной формой является создание проблемной ситуации с последующим обсуждением. И главная мысль, которую извлекают родители, познакомившись с положениями закона - родители несут ответственность за своих детей, за их жизнь и здоровье.
Большой интерес родителей вызываеттематика кружка "Тропинка кздоровью" по авторской программе по профилактике детского и подросткового алкоголизма и наркомании, разработанной мною совместно с социальным педагогом школы:
- Привычка и здоровье.
- Что такое алкоголь?
- Действие алкоголя на внешний вид и особенности поведения человека.
- Как алкоголь влияет на организм человека?
- Злоупотребление алкоголем.
- Почему люди употребляют алкоголь?
- Алкоголь и закон.
- Умение отказываться.
- Привычка сохранять здоровье.
Знакомство родителей с рисунками детей на кружке, с результатами анкетирования порой приводят их в замешательство. Нередко я слышу от родителей: "Ну, я ему покажу!", "Вот я ей дома устрою..." или "Силой родительского авторитета заставлю..." и т.д. Предлагаю провести родительское собрание-практикум на тему "Что такое родительский авторитет и как он работает в семье"
I. Родителям предлагается вопросник.
1. Всегда ли слушаются вас ваши дети?
2. Считаете ли вы, что авторитет родителей - особый талант, который дается от природы?
3. Считаете ли вы, что авторитет и послушание - главная цель воспитания?
4. Вы пользуетесь авторитетом у своих детей?
5. Как вы используете свой авторитет?
II. Рассмотрим проблемную ситуацию: ребенок не слушается, часто обманывает.
Выясняется, что чаще всего родители используют авторитет подавления (наказание за каждый поступок), авторитет любви (ты меня не слушаешься, значит, ты меня не любишь). Родителям следует знать, что в этой линии много опасных мест, т. к. ребенок быстро сообразит, что взрослого можно легко обмануть, что к людям можно подыгрываться. В семье вырастает неискренний, лживый эгоист.
Авторитет подкупа - послушание просто покупается подарками, обещаниями. Разумеется, в семье возможно некоторое поощрение, нечто похожее на премирование за хорошую учебу, за выполнение какой - либо трудной работы, но ни в коем случае нельзя детей премировать за хорошее отношение к родителям. Часто родители бывают непоследовательными в своих действиях по отношению к ребенку (сегодня накричал, завтра признается в любви и обещает кучу подарков).
Жизнь показывает, что главным основанием родительского авторитета является сама жизнь родителей, их поведение.
III. Выбор решения.
Когда родители в курсе того, чем живет, что любит (не любит) их ребенок, чем интересуется, с кем дружит, как относится к школе, к учебе, тогда они смогут предугадать и предупредить конфликт или неприятность. Следовательно, на первый план выступают доверительные отношения. Но для этого нужно внимание к детям, к их жизни. Внимание даст родителям знание.Авторитет знания приведет родителей к авторитету помощи.
В жизни ребенка вообще, а особенно глухого ребенка часто встречаются ситуации, когда он не знает, как поступить, когда он нуждается в совете, в помощи, но не может о ней попросить, т. к. не умеет. Здесь родители сами должны прийти с помощью. Эта помощь может быть оказана в форме
- прямого совета,
- шутки,
- распоряжения,
- приказа,
- какого - либо другого способа, учитывая индивидуальные особенности своего ребенка, потому что родители несут ответственность за своих детей.
В этой линии ответственности родителей за детей лежат начала не только помощи, но и требования. В некоторых случаях требование может быть выражено в самой суровой форме, не допускающей возражений. А поведение самих родителей служит примером и образцом поведения для детей. Когда родитель сможет посмотреть на самого себя и задуматься над собственной судьбой и судьбой своего ребенка, тогда мы сможем говорить о положительном результате воспитания. А. С. Макаренко называл это "воспитанием совести", потому что "... легко научить человека поступать правильно ... в присутствии коллектива, а вот научить его поступать правильно, когда никто не слышит, не видит и ничего не узнает, - это очень трудно".
3. На третьем уровне системы я столкнулась с определенными трудностями, т к. родители интернированных детей проживают далеко от места учебы детей и не имеют возможности часто приезжать в школу. Совместные родительские собрания хотелось бы проводить чаще. На первый план здесь выступают индивидуальные консультации, индивидуальные беседы с родителями.
Родители детей, проживающих недалеко от школы, охотно идут на контакт, принимают активное участие в работе по профилактике вредных привычек у детей: совместно с учителем и
воспитателем участвуют
- в посещении выставок, музеев;
- в просмотре фильмов определенной направленности;
- в спортивных праздниках и днях здоровья, которые регулярно проводятся в школе;
- в поездках вместе с детьми на спортивные соревнования в другие города по линии ВОГ.
Родителям предоставлена возможность посетить любое занятие кружка "Тропинка к здоровью", встретиться с медработниками школы, с социальным педагогом, психологом.
Считаю, что в системе просветительской работы классного руководителя по профилактике вредных привычек с семьями, воспитывающими глухих детей латинская пословица "Капля точиткамень не силой, а частым падением" приобретает особую актуальность.
Список литературы.
- Андреев Ю. А. Откровенный разговор. - М., 1986 г.
- Быкова Л. М., Горбунова Е. А.,Зыкова Т. С., Носкова Л. П. Методика обучения русскому языку в школе для глухих детей. - М.. 1991 г.
- Захарова Т. Н., Суровикина Т. Н. Формирование здорового образа жизни у младших школьников. - Волгоград, 2006 г.
- Зыкова Т. С., Хотеева Э. Н. Социально - бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I и II вида. М., 2003 г.
- Иванов М. А. Прежде всего мы - родители. М., 1986 г.
- "Конвенция о правах ребенка".
- Макаренко А. С. О воспитании. - М., 1988 г.
- Сухомлинский В. А. О воспитании. М., 1979 г.
- Устав школы.
- ФЗ "Об образовании в РФ".