Совместная образовательная деятельность воспитателя с детьми в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Тема: "Путешествие в осенний лес"

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия, Коррекционная педагогика


Задачи:
- Закреплять, уточнять, расширять знания детей об окружающем мире через активизацию жизненного опыта ребенка;
- Развивать познавательные процессы: мышление,  речь, внимание, воображение, слуховое восприятие  музыки и музыкальных инструментов; 

- Продолжать развивать общую и мелкую моторику кистей рук, двигательную согласованность речи и движений, навыки правильного речевого дыхания.      
-  Упражнять детей в умении использовать основные грамматические формы речи, решать логическую задачу на поиск недостающей фигуры в сериационном ряду, различать и называть съедобные и несъедобные грибы.                          

- Воспитывать бережное отношение к лесу и умение видеть красоту природы.

 Материалы: осенние  листья, «волшебный» листик на ниточке,  картины осени,  картинки съедобные (несъедобные) грибы на подставках,  большая корзина, корзинка с кондитерской выпечкой «Грибы», схемы-модели «Признаки осени», игрушка  Лесовичок, логические задачи «Найди недостающий лист» на каждого ребенка, магнитная доска, карточки «Мое настроение» на каждого ребенка, мягкие модули, музыкальные инструменты, аудиозапись музыкальный альбом «Классика малышам» В.Моцарт.

Ход деятельности:

Организационный момент: речевая игра «Осенние листочки»
Дети стоят. Воспитатель предлагает детям взять каждому два осенних листочка (клена, дуба, березы, липы). Дети вместе с воспитателем сопровождают слова движениями

Мы листики осенние (руки вверх, покачивающие движения влево - вправо)
На веточках сидели, (присели)
Дунул ветерок (подуть на листочки),
И мы полетели (круговые вращения вокруг себя)
Мы летели, мы летели (медленно приседать)
И на землю тихо сели (присесть).

Воспитатель (В): Чем мы были в этой игре?
Дети (Д): Осенними листочками.
В: Дети, у всех листочки одинаковые?
 Лексико-грамматическое упражнение « С какого дерева лист?» (дети называют свои листочки)
В: А как называется природное явление, когда листья падают с деревьев?
Д: Листопад.
В: В какое время года бывает листопад?
Д: Осенью.
В: Особенно красив листопад осенью в лесу.
- Дети, вы хотите попасть в осенний  лес? Только как же мы туда попадем? (варианты ответов детей: на поезде, автобусе и т.п.). Воспитатель подводит к тому, что нет транспорта,  и обращает внимание детей на «Волшебный» осенний листок (листик на ниточке).

Упражнение на развитие речевого дыхания «Листок».
Дети вместе с воспитателем произносят слова: «Отнеси нас листок в осенний лесок», затем стоя, спокойно вздохнуть,   длительно выдохнуть - подуть на листик. Воспитатель предлагает пройти в осенний лес (на ковер).
В: Вот мы  и  в осеннем лесу! Сегодня в лесу чудесная погода: светит солнышко, по небу плывут облака, гонимые осенним ветром. Все деревья, кусты, травы – в осеннем наряде. А под ногами ковер из осенних листьев.  Воспитатель предлагает детям сесть на «пенечки» (мягкие модули) и обращает внимание на осенние картины.
Вопросы к детям:
-Какие деревья растут в лесу? (клены, ели, рябины, березы)
- Какой наряд у клена? (разноцветные листочки: желтые, желто-красные, оранжевые,  багряные)
-На что похож лист клена?
- Какая березка? (белоствольная с золотыми листочками)
- Какие листья у березы и на что похожи?
- Чем отличаются листья друг от друга? (форма, размер, цвет)
- Какие деревья не меняют осенью свой наряд? (ель, сосна)
Воспитатель предлагает детям составить предложения об осени по опорным схемам–моделям.

Работа по схемам - моделям «Признаки осени»  [1]

Условные обозначения: 1 — солнце греет слабее,

Рисунок 12 — часто идут дожди, 3 — птицы улетают на юг, 4 — дуют сильные ветры, 5 — опадают листья, 6 — звери готовятся к зиме, 7 — люди тепло одеваются, 8 — осень состоит из трех месяцев, 9 — осенью иногда может идти снег.
В: - Дети, вы слышите какой-то шорох?  Воспитатель  находят  грустного Лесовичка.
Лесовичок:  Налетел ветер и унес листики с моего осеннего коврика.
В: - Что же делать?
Д: - Давайте поможем Лесовичку найти улетевший листик.
 Воспитатель предлагает детям сесть за столы.

  Логическая задача «Найди недостающий лист»
  Воспитатель и детьми рассматривают «коврики», и называют листья на нем. Обращают внимание на то, что одного листа не хватает.  Дети индивидуально выполняют задание  на поиск недостающий фигуры в сериационном ряду. Из предложенных трех листьев находят недостающий.  

Лесовичек дает оценку выполненной работы детьми. Дети выкладывают из своих работ большой коврик. Лесовичок благодарит детей.

Пальчиковая гимнастика «Осенние листья» [2]

Раз, два, три, четыре, пять 
(загибают пальцы, начиная с большого),
Будем листья собирать.
(сжимают и разжимают пальцы в кулачки)
Листья березы,
Листья рябины,
Листья тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем
(загибают пальцы, начиная с большого пальца),
Маме осенний букет отнесем.
(«шагают» пальцы средний и указательный одной руки по  ладони другой руки)

 Лесовичок  предлагает детям  послушать «Разговор осенних листьев».
 Дети берут музыкальные инструменты, становятся перед столами.
 В: Дети, вы будете лесным «эхом», повторять за мной слова и изображать звуки -  разговор осенних листьев игрой на музыкальных инструментах.

Звучит аудиозапись В. Моцарта
В: Осенней листвы разговор еле слышен…
В: Мы с кленов (эту и последующие фразы повторяет ребенок за воспитателем)   
Ребенок: Мы с кленов (играет на маракасе),
Р: Мы с яблонь (колокольчик),
Р: Мы с вязов (треугольник),
Р: Мы с вишен (бубенчики),
Р: С осинки (бубен),
Р: С черемухи (трещетка),
Р: С дуба (музыкальный инструмент),
Р: С березы (музыкальный инструмент )
В: Везде листопад,
     На пороге морозы.
     Подул сильный ветер и закружил осенние листочки.
Дети играют все вместе на музыкальных инструментах.
 (Дети кладут инструменты на стол)
Л: За то,  что вы помогли мне собрать коврик, я покажу вам свое грибное царство.

Упражнение на развитие общей и мелкой моторики  «Осенью в лесу» [3]

Заходи в осенний лес!
Много здесь вокруг чудес! 
Вот березки золотые стоят,
Под березками грибочки сидят 

Дети выполняют ходьбу на месте.
Разводят руки в стороны и оглядываются
вокруг. Поднимают руки вверх.

Приседают и выполняют упражнение «Грибок»
(на вертикально поставленный кулачок одной руки опустить округленную ладонь другой, затем поменять руки)

На нас они глядят -
В корзинку прыгнуть хотят.

Встают и выполняют упражнение «Корзинка»    
( пальцы переплести замочком,  ладони повернуть вверх и слегка округлить,  соединив
над ними большие пальцы, ручка корзинки)
 Воспитатель расставляет на поляне (ковре) грибы и обращает внимание на их  большое количество и многообразие.
В: Как называют людей, которые собирают грибы? (грибники)
В: Все ли грибы можно собирать в лесу?  Почему? (Уточняют понятия съедобные (несъедобные) грибы). Назовите съедобные (несъедобные) грибы  которые вы видите на полянке (дети называют)
В: Давайте соберем с полянки только съедобные грибы. (Дети собирают в корзинку съедобные грибы и считают их количество). 
В: Дети, а из грибов  можно приготовить вкусные и полезные блюда.

Речевое упражнение «Какой, какое?» 
Какой суп из грибов? (грибной)
 ……………….пирог? (грибной)
 Какая икра из грибов?  (грибная)
Какое рагу из грибов? (грибное)
В: Дети, вам понравилось в осеннем лесу? Покажите, пожалуйста, какое у вас сейчас настроение? 

Психологическое упражнение «Мое настроение» 
Каждому ребенку предлагаются три карточки-схемы с веселым,  грустным,  спокойным настроением.

Дети выбирают  настроение, и воспитатель предлагает подарить настроение Лесовичку  (кладут ему в сумочку). Лесовичок благодарит детей.
В: Дети, куда мы с вами сегодня совершили путешествие?
 Что мы делали в лесу? (индивидуальные ответы детей)
Лесовичок дарит детям корзинку с грибами (кондитерская выпечка - грибы).
Дети благодарят Лесовичка, прощаются и уходят.          

Список литературы

1  Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Дидактический материал для работы с  детьми 4-5 лет. Средняя группа. Коллажи, мнемотаблицы, модели, пиктограммы – СПб.: Детство-Пресс, 2008.- 16 с., ил, +цв. вкл.- (Библиотека программы «Детство».)
2   Н.Рымчук Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики. Оригинальные пальчиковые игры. Раннее развитие малыша. Ростов н/Д: Владис: М.: РИПОЛ классик, 2008.-320с. (Родителям и детям)
3  Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64с.