Цели занятия:
- Образовательная : подготовка к составлению рассказа, расширение и уточнение словарного запаса по указанной теме; развитие памяти через отгадывание загадок; группировку картинок, зрительного восприятия через соединение слогов в слова по гласным буквам, дифференциация понятий: твердый – мягкий.
- Логопедическая: характеристика звуков [М –М'], их дифференциация в словах, предложениях, развитие фонематических процессов (анализа и синтеза) через игру “Расшифруй название цветка”, “Собери цветок”, “Подбери картинку к схеме”.
- Воспитательная : умение работать в коллективе.
Оборудование: предметные картинки цветов: маки, ромашка, мать – и – мачеха, мимоза , лепестки цветов с названиями цветов, в названии которых есть звуки [М –М'] и серединки цветов синего и зеленого цвета, карточки с текстом, карточки слогов, карандаши синего и зеленого цвета, черно-белое изображение цветов.
Ход занятия
1. Оргмомент.
– Назови картинку и сядь.
– По какому признаку можно объединить все эти картинки. (Это цветы).
2. Игра “Угадай цветок по описанию”.
– Слушайте внимательно, что нужно сейчас сделать.
– Угадать цветок по описанию, найти на столе и поставить на доску. (Все картинки стоят вразброс на доске).
- Стоят в поле сестрички: желтый глазок, белые реснички. (Ромашка).
– Докажи, почему это ромашка словами загадки.
- Появляется на пригорке ранней весной желтый цветок, позже появляются необычные листья: с одной стороны – гладкие, светло – зеленого цвета, а с другой – грубые, шероховатые, темно – зеленого цвета. (Мать-и-мачеха)
– Докажи, почему это мать – и – мачеха словами загадки.
- Голова на ножке, в голове – горошки. (Мак).
– Докажи, почему это мак словами загадки.
- Цветок – куст, с игольчатыми зелеными листьями, с желтыми цветами – колючками. (Мимоза).
– Докажи, почему это мимоза словами загадки.
3. Определение темы занятия.
– Какой одинаковый согласный звук мы слышим в этих словах? (Звук [М]).
– Расскажите его тайну. (Согласный, звонкий, твердый).
– Какой буквой обозначается этот звук? (Эм).
– Какой еще звук обозначает эта буква? (Звук [М']).
– Расскажите его тайну. (Согласный, звонкий, мягкий).
– По какому признаку можно сгруппировать эти картинки? (Это цветы).
– По какому-то другому признаку можно выделить одну из этих картинок?
(Читаю, утрированно выделяя слово – мимоза).
(В слове мимоза есть и твердый, и мягкий звуки).
– Мы сгруппировали по признакам:
А) Это цветы.
Б) В названиях всех этих цветов есть звук [М], а в слове мимоза – есть и твердый, и мягкий звуки.
– Тема занятия: Звуки [М–М']. (Выставляются буквы, написанные синим и зеленым цветом).
4. Игра “Расшифруй название цветка по гласным буквам”.
(Все картинки цветов стоят на доске).
_ о_ а _ _ а – ромашка
_ и _ о _ а – мимоза
(Переворачиваю спинкой все картинки).
– А теперь попробуйте отгадать без подсказок.
_ а _ и – маки
_ и _ о _ а – мимоза
5. Физминутка. “Собери цветок”.
– Нужно собрать два цветка.
– Сколько цветов будем собирать?
– Эта серединка обозначает какой звук? (Твердый звук [М]).
– Эта серединка обозначает какой звук? (Мягкий звук [М']).
– Лепестки нужно вставить в нужную серединку. Если соберете цветы правильно, то лепестки будут одного цвета.
– Как называется этот цветок с белыми лепестками? (Ромашка).
– Как называется этот цветок с красными лепестками? (Маки).
– Молодцы! Вы определили название цветов по лепесткам!
6. Игра “Угадай!”
– А теперь будет трудное задание. Угадать название цветка по нецветному изображению: и составить его название из слогов и слов.
(Картинки цветов стоят на доске).
– Что такое слог? Что такое слово?
7. Игра “Исправь предложение”.
– Поиграем в игру “Что неправильно в этих предложениях?”
- У мака много белых лепестков.
- У мать-и-мачехи сверху лист темно – зеленый, а снизу – светло – зеленый.
- У ромашки много мелких семян в коробочке.
8. Работа с карточками-перфокартами.
– В карточке пропущены буквы.
– Читаем карточку и вставляем звуки [М –М'].
– Вставляем буквы карандашом синего и зеленого цвета.
У ___ака __ного __елких се__ян в коробочке. У ро__ашки __ного белых лепестков. __и__оза – это куст с жёлты__и цвета__и – ко__очка__и.
9. Итог.
– С какими звуками и буквой работали?
В каких названиях искали эти звуки? О чем читали?