Звуки [м] – [м']. Буква М, м

Разделы: Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цели занятия:

  • Образовательная: подготовка к составлению рассказа, расширение и уточнение словарного запаса по указанной теме; развитие памяти через отгадывание загадок; группировку картинок, зрительного восприятия через соединение слогов в слова по гласным буквам, дифференциация понятий: твердый – мягкий.
  • Логопедическая: характеристика звуков [М –М'], их дифференциация в словах, предложениях, развитие фонематических процессов (анализа и синтеза) через игру “Расшифруй название цветка”, “Собери цветок”, “Подбери картинку к схеме”.
  • Воспитательная: умение работать в коллективе.

Оборудование: предметные картинки цветов: маки, ромашка, мать – и – мачеха, мимоза , лепестки цветов с названиями цветов, в названии которых есть звуки [М –М'] и серединки цветов синего и зеленого цвета, карточки с текстом, карточки слогов, карандаши синего и зеленого цвета, черно-белое изображение цветов.

Ход занятия

1. Оргмомент.

– Назови картинку и сядь.

– По какому признаку можно объединить все эти картинки. (Это цветы).

2. Игра “Угадай цветок по описанию”.

– Слушайте внимательно, что нужно сейчас сделать.

– Угадать цветок по описанию, найти на столе и поставить на доску. (Все картинки стоят вразброс на доске).

  • Стоят в поле сестрички: желтый глазок, белые реснички. (Ромашка).

– Докажи, почему это ромашка словами загадки.

  • Появляется на пригорке ранней весной желтый цветок, позже появляются необычные листья: с одной стороны – гладкие, светло – зеленого цвета, а с другой – грубые, шероховатые, темно – зеленого цвета. (Мать-и-мачеха)

– Докажи, почему это мать – и – мачеха словами загадки.

  • Голова на ножке, в голове – горошки. (Мак).

– Докажи, почему это мак словами загадки.

  • Цветок – куст, с игольчатыми зелеными листьями, с желтыми цветами – колючками. (Мимоза).

– Докажи, почему это мимоза словами загадки.

3. Определение темы занятия.

– Какой одинаковый согласный звук мы слышим в этих словах? (Звук [М]).

– Расскажите его тайну. (Согласный, звонкий, твердый).

– Какой буквой обозначается этот звук? (Эм).

– Какой еще звук обозначает эта буква? (Звук [М']).

– Расскажите его тайну. (Согласный, звонкий, мягкий).

– По какому признаку можно сгруппировать эти картинки? (Это цветы).

– По какому-то другому признаку можно выделить одну из этих картинок?

(Читаю, утрированно выделяя слово – мимоза).

(В слове мимоза есть и твердый, и мягкий звуки).

– Мы сгруппировали по признакам:

А) Это цветы.

Б) В названиях всех этих цветов есть звук [М], а в слове мимоза – есть и твердый, и мягкий звуки.

– Тема занятия: Звуки [М–М']. (Выставляются буквы, написанные синим и зеленым цветом).

4. Игра “Расшифруй название цветка по гласным буквам”.

(Все картинки цветов стоят на доске).

_ о_ а _ _ а – ромашка

_ и _ о _ а – мимоза

(Переворачиваю спинкой все картинки).

– А теперь попробуйте отгадать без подсказок.

_ а _ и – маки

_ и _ о _ а – мимоза

5. Физминутка. “Собери цветок”.

– Нужно собрать два цветка.

– Сколько цветов будем собирать?

– Эта серединка обозначает какой звук? (Твердый звук [М]).

– Эта серединка обозначает какой звук? (Мягкий звук [М']).

– Лепестки нужно вставить в нужную серединку. Если соберете цветы правильно, то лепестки будут одного цвета.

– Как называется этот цветок с белыми лепестками? (Ромашка).

– Как называется этот цветок с красными лепестками? (Маки).

– Молодцы! Вы определили название цветов по лепесткам!

6. Игра “Угадай!”

– А теперь будет трудное задание. Угадать название цветка по нецветному изображению: и составить его название из слогов и слов.

(Картинки цветов стоят на доске).

– Что такое слог? Что такое слово?

7. Игра “Исправь предложение”.

– Поиграем в игру “Что неправильно в этих предложениях?”

  • У мака много белых лепестков.
  • У мать-и-мачехи сверху лист темно – зеленый, а снизу – светло – зеленый.
  • У ромашки много мелких семян в коробочке.

8. Работа с карточками-перфокартами.

– В карточке пропущены буквы.

– Читаем карточку и вставляем звуки [М –М'].

– Вставляем буквы карандашом синего и зеленого цвета.

У ___ака __ного __елких се__ян в коробочке. У ро__ашки __ного белых лепестков. __и__оза – это куст с жёлты__и цвета__и – ко__очка__и.

9. Итог.

– С какими звуками и буквой работали?

В каких названиях искали эти звуки? О чем читали?

Презентация