Интегрированный урок (ознакомление с окружающим миром + развитие речи) по теме "Моя семья" (первый урок из серии уроков)

Разделы: Коррекционная педагогика


Тип урока: смешанный.

Цели урока:

(учебные)

  • формировать и закреплять грамматически правильную, внятную, эмоциональную речь;
  • расширять словарный запас по теме: «Семья»;
  • развивать различные виды речи (монологическую, диалогическую);
  • учить описанию предмета по опорным словам, составлять поздравление к празднику;

(коррекционные):

  • корректировать произношение, развивать слуховое восприятие, память, внимание, творческое воображение;

(воспитательные):

  • воспитывать в детях чувство любви и уважения к семье, узнать о родственных связях и вместе с родителями нарисовать фамильное дерево;
  • прививать художественный вкус, развивать творческие способности.

Оборудование: компьютер, классная доска, творческие работы детей (родословная, рисунок фамильного дерева, портреты мам), семейные фотографии, карточки с опорными словами для описания портрета, вырезанные из бумаги, цветы ромашек.

Ход урока

Учитель Ученики
Организационный момент
(цель: проверка режима усиления, развитие слухового восприятия) (слайд 1 презентации)
(У каждого из учащихся на парте семейные фотографии.)
– Скажите, у кого фотография мамы (сестры, брата, дедушки, бабушки)(за экраном )
– У меня фотография мамы …
Психологическая установка
(цель – создание психологического настроя для работы), (слайд 2)
– Повторяйте за мной – Я внимательно слушаю, запоминаю, повторяю, говорю.
– Говорю неторопливо, очень четко и красиво.
– Все будет хорошо.
Речевая зарядка
(цель: построение плана урока)
(за экраном)
1. Будем учиться говорить правильно звуки -С, -Ш.
2. Будем говорить о семье.
3. Будем отвечать на вопросы.
4. Будем описывать портрет.
Дети повторяют и подбирают таблички, выкладывая их на доску.
Фонетическая зарядка
(цель: отработка звуков С, Ш в слогах, словосочетаниях и предложениях) (слайд 3)
– Будем учиться говорить правильно звуки С-Ш. Повторяйте за мной
С, Ш ( с элементами фонетической ритмики)
– СА, - ША.
– АСА, - АША.
– АСТА, - АШКА.
– Бабушка, дедушка.
– Мама, папа, ты и я вместе – семья.
Дети повторяют
Основная часть урока.
(цель: развитие речи, расширение лексического запаса по теме «Моя семья», описание предмета, составление поздравления).
Новая лексика (словарь) представлена на слайдах.
(за экраном)
(слайд 4)
Послушайте слова, подумайте и скажите, о чем будем говорить: сестра, брат, бабушка, дедушка, мама, папа.
– Прочитайте новые слова: родители, родные, родословная


– Будем говорить о семье.
– Родители – это …
– Родные – это…
– Это родословная.
– Вот родословная, которую составила … (демонстрация)
– Папа, мама
– Дедушка, бабушка, брат, сестра.
– Родословная – это все родные.
– Это родословная моей семьи. Моя мама и я составили ее. А это наше фамильное дерево (см. приложение 4)
– Какая у тебя семья? – Моя семья большая (маленькая), в моей семье… человек.
– Расскажи о своей семье. (Дети рассказывают о своих семьях по фотографиям или рисункам)
Запишите свои сообщения. (На доске записаны опорные фразы:
моя семья – это…;
моя семья (большая, маленькая);
в моей семье…человек.)

– Давайте немного отдохнем и поиграем
Игра «Моя семья» (см. приложение 3)
(минутка отдыха)
– Продолжим урок.
– Моя семья это – …
(САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА)
– Какой будет праздник?

– Мама самый главный человек в жизни каждого.
– Как вы поздравите своих мам, какие слова будете говорить? (слайд 5)
Запишите это поздравление в тетради.

– Что можно подарить маме?

Можно подарить портрет мамы, который каждый из вас нарисовал на кружке рисования.
– Покажите портреты ваших мам и опишите их.

Педагог рекомендует подарить мамам портреты и выучить стихотворение.
– 8 марта, Международный женский день, праздник мам.


– Мама, поздравляю с праздником, желаю счастья, здоровья, успехов в работе


– Можно подарить цветы, сувенир, книгу, стихотворение (см. приложение 1)


Дети описывают портреты по опорным словам на индивидуальных карточках (см. приложение 2)
Итог урока
(оценка деятельности учащихся) (слайд 6 презентации)
– Что делали на уроке?
Какие новые слова ты узнал (-а)

Продолжите фразы:
родители – это …
родные – это …
родословная – это …

Оценить деятельность учащихся и каждому подарить по ромашке.
(Дети подводят итог урока, оценивают свою работу.)
Сегодня на уроке мы говорили, слушали, отвечали на вопросы, писали, читали стихотворение.
Я узнал(-а) новые слова: родители, родные, родословная.
Заключение.
– Послушайте стихотворение и повторяйте за мной:

Ромашка – цветок незаметный,
Он очень простой, но важный,
Ромашка – символ семьи,
Где вместе все – в горе и в счастье.

Ребята, я желаю вам и вашим родителям всего самого доброго. Пусть в ваших семьях всегда будут мир и счастье. Любите и уважайте родителей
Домашнее задание.
На уроке ППО сделать праздничную открытку и написать поздравление.
Выучить стихотворение « Маме».
Вместе с родителями подготовить аппликацию по теме «Семья.

Приложение, Фотоальбом.