ЛЕКЦИОННАЯ ЧАСТЬ.
Учитель: Добрый день, уважаемые коллеги.
Хочу начать со слов Р.Декарта: "Все науки настолько связаны между собою, что легче изучать их все сразу, нежели какую-либо из них в отдельности от всех прочих".
Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру - важнейшие линии развития личности ученика средствами уроков "Развития речи" и "Мир вокруг нас". Дети с умеренной умственной отсталостью не так любознательны и хорошо информированы. Дети, порой, не могут связать явления и события, происходящие с ними рядом, а тем более - вдали от его дома.
Мои задачи:
- систематизировать опыт, полученный детьми;
- сформировать привычку объяснять и осмысливать свой опыт;
- ощущать себя участником жизни.
Как же сформировать у ребенка целостную картину мира?
Бессмысленно рассказывать ребенку незнакомые для него вещи. Он может быть даже заинтересуется, но не сможет соединить свои знания со своим опытом. Единственный способ - опора на практическую деятельность. Чтобы не учитель задавал вопросы, а у них возникали вопросы, которые требовали ответа. Все это способствует развитию познавательного интереса и творческих способностей у детей. В этом случае он может научиться делать новое дело, осваивая его при помощи учителя или частично самостоятельно.
Сегодня я поделюсь опытом на проведении конкретного урока "Луг. Луговые цветы. Составление рассказа по картинке" как отрабатываются межпредметные связи уроков "Мир вокруг нас" и Развития речи". Как устанавливаются "мостики между островками знаний".
Этап урока - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.
ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДИАГНОЗ УМЕРЕННАЯ УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ.
У детей, имеющих диагноз умеренная умственная отсталость, медленно (запаздывание на 3-5 лет) развиваются понимание и использование речи, а окончательное развитие в этой области ограниченно. Часто речь сопровождается дефектами, она косноязычна и аграмматична. Словарный запас беден, он состоит из наиболее часто употребляемых в обиходе слов и выражений.
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ УРОКОВ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ДИАГНОЗ УМЕРЕННАЯ УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ.
Организация и проведение уроков с детьми, имеющими диагноз умеренная умственная отсталость, отводится значительная часть времени. Программа обучения детей построена таким образом, что все ее разделы учащиеся изучают с первого по девятый класс с постепенным усложнением содержания тем. Требуется постоянно организовывать повторение изученного на всех этапах урока. Закреплению и повторению учебного материала всегда отводится значительная часть времени на каждом уроке. В работе ведущее место занимают практические и наглядные методы обучения.
ТИП УРОКА: комбинированный.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: традиционная.
На этом уроке могут сочетаться контроль, формирование знаний, закрепление и совершенствование знаний, формирование умений и навыков, подведение результатов обучения, определение домашнего задания. На комбинированном уроке предусмотрен небольшой объем нового материала, много времени отводится на повторение.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ:
Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения их в знакомой и новой учебной ситуациях, проверки уровня усвоения системы знаний.
СТРУКТУРА УРОКА:
- Организационный момент.
- Повторение.
- Актуализация знаний.
- Сообщение нового материала.
- Закрепление.
- Домашнее задание.
ЭТАП УРОКА - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.
Повторение изученного - это систематизация, обобщение, воспроизведение учебного материала по темам, разделам. Сложность данного этапа урока при обучении детей с умеренной умственной отсталостью заключается в том, что у них нарушена познавательная деятельность. Зачастую они запоминают несущественные детали и не помнят главного, путают причину и следствие. Поэтому учитель заранее намечает план повторения: какие вопросы будут заданы ученикам, какой материал они будут воспроизводить по памяти; какие тренировочные упражнения и на отработку каких навыков будут им даны.
Для повышения эффективности процесса повторения в специальной школе рекомендуется разнообразить его формы: использовать рассказ по картинкам, сюжетные, ролевые, дидактические игры, демонстрационный и раздаточный материалы, организовать работу с предметами, использовать загадки - как кратко завуалированное афористическое определение предмета или явления, творческие задания и др.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
- Для "мастер - класса" предлагаю тему урока 6 класса "Луг. Луговые цветы. Составление рассказа по картинке" (обучение детей с умеренной умственной отсталостью), приглашаю желающих побыть в роли учеников. (Коллеги выходят и садятся за парты).
ПОВТОРЕНИЕ.
В класс залетает пчелка Жужа.
- Здравствуйте, ребята! Ж-ж-ж (жужжит пчелка). Ребята! Давайте вместе пожужжим!
Со мной случилась большая беда. В моем родном доме, а я живу на лугу, случился пожар, я испугалась и улетела. А теперь никак не могу найти его, потому что от страха забыла, как выглядят цветы, растущие на лугу, где стоят наши ульи. Вы поможете мне найти их?
- Да, поможем! (дети отвечают хором).
Учитель:
- Ребята, давайте поздороваемся с пчелкой и назовем ее по имени.
- Здравствуй, пчелка Жужа! (дети говорят хором).
Учитель:
- Ты, пчелка, не расстраивайся, а загадай детям загадки про цветы, которые растут на твоем поле. А ребята отгадают твои загадки и вывешивают на доску картинки с изображением цветка и табличку с названием этого цветка. Дети хором читают названия цветов, выделяя ударный слог.
А). ЗАГАДКИ:
- Синий маленький цветок
Он зовется:(василек).- Тонкий красный лепесток
Так похож на огонек (мак).- Ее яркий желтый глаз
Смотрит ласково на нас (ромашка).- Белые бубенчики
Выглядят застенчиво (ландыши).- Если верить волшебству - зазвонит
Он раз в году (колокольчик).
Пчелка:
- Молодцы, ребята, справились с заданием.
Б). Детям раздаются карточки, на которых написаны названия цветов. Названия луговых цветов подчеркнуты карандашом.
Учитель:
- Давайте все вместе прочитаем названия луговых цветов (дети читают цепочкой).
- В названии каких цветов есть звук "В", "М", "К", "Р".
Дети отвечают: вьюнок, василек, мак, колокольчик, ромашка.
Какие это звуки гласные или согласные?
Учащийся отвечает: согласные.
- Докажи.
Учащийся: он не тянется.
Учитель:
- Каким карандашом вы обведете эти буквы?
Учащийся: синим карандашом.
ФИЗКУЛЬМИНУТКА.
- Сейчас мы поиграем. Игра называется "Высокий - низкий". Я буду называть различные цветы, а вы, если цветок низкий - приседаете, а если высокий - тяните руки вверх.
В). ПУТЕШЕСТВИЕ В "УГАДАЙКУ".
Учитель:
- Сейчас мы будем узнавать цветы по описанию и будете поднимать картинку с описанным цветком.
- Этот яркий, но очень нежный цветок необычайно красив. Его цветы не просто цветут - они горят (мак).
- У этого цветка белые реснички, а глазок - золотой (ромашка).
Показываю картинку с ландышем и предлагаю учащемуся описать данный цветок.
Пчелка:
- Молодцы! Вы очень хорошо справились с заданием.
Г). Задание: "Сложи разрезную картинку".
Детям предлагаются разрезные картинки цветов, которые они должны собрать.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
На лугу я гуляю, ноги поднимаю (ходьба на месте с высоким подниманием колена).
Наклонюсь к цветам поближе (наклониться),
Красоту их всю увижу (покачать головой),
Нежный, чудный аромат ощутить я тоже рад ( сделать несколько вдохов носом),
Рвать не буду я цветы - много будет красоты (выпрямиться, повороты головы вправо - влево, развести руки в стороны)!
Д). Охрана природы.
Учитель читает стихотворение:
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Учитель:
- Почему все меньше радости и красоты остается на земле?
Ответы детей.
Учитель:
- Чего не надо делать?
Ответы детей.
(На доске вывешивается знак "Цветок в круге, перечеркнутый черной полосой").
- Подведем итог. Вы приняли участие в проведении одного из этапов урока -
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.
- Когда мы соединяем знания, полученные детьми на уроках "Мир вокруг нас" и "Развития речи" не называя их, а играем, выполняем творческие задания, отгадываем загадки мы создаем паутину связей, активизируем познавательную деятельность ребят и повышаем интерес к учению на каждом этапе урока через индивидуальную и групповую работу, мы создаем у них ЦЕЛОСТНУЮ КАРТИНУ МИРА.