Коррекционная педагогика
-
Влияние изобразительной деятельности на всестороннее развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья 2011
В статье автор работы делится опытом обучения изобразительной деятельности детей коррекционной школы VIII вида. Урок рисования в 3-м классе. Тема урока «Бабочки». Основная идея этого урока – формирование интереса к предмету изобразительного искусства, выявление творческого потенциала учащихся. В ходе урока показано, как изобразительная деятельность влияет не только на душевное состояние, но и на всестороннее развитие ребенка.
-
Большой урок СБО. Внеклассное мероприятие для 5–9-х классов 2011
Данное мероприятие способствует повышению познавательной и творческой активности учащихся, формированию коммуникативных навыков, повышению интереса к предмету.
-
Урок письма и развития речи в 3-м классе "Правописание гласных после шипящих" 2011
Данный урок является обобщающим уроком письма и развития речи в 3-м классе. В урок включены игровые ситуации, используются коррекционно-развивающие упражнения, направленные на активизацию мыслительной деятельности учащихся, созданы комфортные психологические условия, позволяющие ученикам в полном объеме раскрыть свои знания и показать положительные результаты при выполнении заданий.
-
Интеграция образовательной области "Познание" в образовательную область "Коммуникация" в разделе формирования математических представлений у детей дошкольного возраста с ТНР 2011
Для детей с тяжелыми нарушениями речи при составлении учебно-тематического планирования необходимо обращать особое внимание на то, чтобы РЭМП шло параллельно с развитием речи. Задача заключается не только в том, чтобы дать знания детям по тому или иному математическому разделу, но и научить понимать значение слов, терминов, использовать их во фразовой речи при выполнении математических заданий и в быту.
-
Воспитательное занятие "Ты и твои друзья". 5-й класс 2011
Цели урока: познакомить с понятиями "дружба", "друг", с правилами дружбы через их совместное составление; учить анализировать и правильно оценивать поступки людей; корректировать мышление, эмоционально-волевую сферу, развивать связную речь; формировать положительные межличностные отношения.
-
Межпредметные связи на уроках математики в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида 2011
Автор рассказывает в статье о том, как осуществляется межпредметная связь на уроках математики, на базе многолетнего опыта работы учителем и использования знаний учащихся, полученных на уроках естествознания, географии, истории, труда, ИЗО, СБО. Особый интерес вызывают задания, связанные с числами из Книги рекордов Гиннесса.
-
Логопедическое занятие "Дифференциация предложений по цели высказывания" 2011
Занятие проводится на III этапе коррекционной работы со школьниками с общим недоразвитием речи. Каждый ребенок пробует себя в роли своеобразного "экскурсовода". Используются элементы ароматерапии (с учетом того, что в группе детей нет аллергиков и астматиков), пальчиковая и дыхательная гимнастика.
-
Методическая разработка по развитию речевого общения со сверстниками и взрослыми путем формирования чувства ритма у детей с диагнозом заикание 2011
В разработку включены 3 этапа: построение ритмического ряда (развитие слухо-моторной координации и регулирующей функции речи); формирование фонематического контроля (освоение ритмического рисунка, оживление мелодико-интонационной стороны речи); усвоение и воспроизведение слогоритмической структуры слова, анализ слоговой и звукобуквенной структуры слова, выделение морфологических признаков слова.
-
Воспитание чувства ритма как средства речевой коммуникации у детей с ограниченными интеллектуальными возможностями, имеющих системное недоразвитие речи 2011
Статья посвящена воспитанию чувства ритма у детей с ОВЗ на уроках музыки в коррекционной школе VII–VIII вида. Показана целесообразность, эффективность обучения детей с ОВЗ построению и пониманию различных моделей как средства формирования знаково-символической деятельности у детей с ОВЗ. Разработан метод логоритмического воспитания детей с ОВЗ, имеющих нарушения речи. Обозначены основные направления коррекции моторики и речи средствами логоритмики.
-
Коррегирующее воздействие уроков пения и музыки на звуковую культуру речи детей с ограниченными интеллектуальными возможностями 2011
В статье приведена характеристика дефектов голоса у детей коррекционной школы 7–8 вида. Рассмотрены механизмы звукообразования и особенности овладения этими механизмами детьми с ОВЗ. Показана эффективность коррекционной работы на уроках музыки с детьми, имеющими различные речевые нарушения, и положительное влияние на речь детей с ОВЗ уроков музыки и пения.
-
Конспект открытого урока в 7-м классе по теме "Однолетние цветочные растения: календула, бархатцы" 2011
Разработка данного урока позволит учащимся открыть удивительный мир цветов. Растения составляют неотъемлемую часть окружения человека. Особенно велика роль живых растений в городе. Декоративные растения семейства сложноцветные – бархатцы и календула широко используются для озеленения улиц, скверов, парков. Основная цель предлагаемого мною урока – пробудить у детей любовь и бережное отношение к этим скромным растениям.
-
Педагогическая работа с детьми при задержке психического развития 2011
Задержка психического развития — это особый вид отклонения психического развития ребенка. Он характеризуется значительным снижением работоспособности, памяти, внимания; затруднением усвоения навыков чтения, письма счета, легкими нарушениями речевых функций. Цель урока – изучение особенностей развития детей c задержкой психического развития.
-
Психологическое здоровье личности. Из опыта работы 2011
Всемирная организация здравоохранения выбирает именно школу в качестве наиболее перспективного участка воздействия на развитие ребенка и подростка в сфере здоровья. Психология здоровья – это наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития.
-
Современный подход к формированию пространственных представлений с ОНР с целью профилактики оптической дисграфии 2011
В статье рассматриваются этапы формирования пространственных представлений у детей в норме и сравниваются с детьми, имеющими речевые нарушения. В работе предлагается использовать специально подобранные приемы и упражнения, которые учитывают индивидуальные особенности дошкольников с речевыми нарушениями.
-
Конспект интегрированного занятия по грамоте и конструированию в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи 2011
В работе представлены 2 интегрированных занятия, в ходе которых дети в игровой форме знакомятся со звуками и буквами «Ф» и «З».
-
Развитие графических навыков у ребенка-левши с ЗПР 2011
В ходе мастер-класса происходит повышение профессиональной компетентности педагогов в области взаимодействия с узкими специалистами.
-
Коррекционная работа по устранению оптической дислексии и дисграфии 2011
Проблема нарушений письменной речи является одной из актуальных проблем школьного обучения. Расстройства чтения и письма являются серьезным препятствием в овладении школьной программой, оказывают отрицательное влияние на школьную адаптацию детей, на формирование личности и характера, всего психического развития ребенка.
-
Конспект занятия по теме "Технология изготовления флористического коллажа "Рыбки" 2011
На занятии акцент делается на методику реабилитационного процесса. Занятие проводится в индивидуальной форме. На занятии используется технология изготовления пейзажного коллажа. Дети знакомятся с искусством изготовления коллажа, с цветом, с техникой оттиска поролоном. Также узнают о подводном мире и его обитателях, закрепляют знания по правилам техники безопасности при работе с ножницами.
-
Методическая разработка по профилактике дисграфии у детей предшкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи 2011
Тяжелое нарушение речи у детей предшкольного возраста является предпосылкой к развитию проблем в письменной речи, акустической и оптической дисграфии. В данной методической разработке предлагается последовательность упражнений, которые дают возможность педагогам формировать у ребенка ряд мыслительных операций над словом, развивать внимательное отношение к речи, совершенствовать память и внимание.
-
Профилактика дисграфии у детей предшкольного возраста с диагнозом задержка психического развития 2011
Данная статья затрагивает причины, влияющие на отставание в развитии познавательной деятельности детей с ЗПР. Следствием чего является специфическое расстройство письменной речи. В статье рассматриваются наиболее типичные виды дисграфии у детей с отставанием в развитии, предлагаются направления работы по профилактике этих нарушений. В качестве примеров представлены профилактические упражнения, которые могут быть использованы в контексте подгрупповых занятий или в индивидуальной работе.
-
Тема урока "Наши права". 9-й класс 2011
Основной целью занятия является формирование у данной категории детей элементов правовой культуры, поэтому занятие направлено на расширение представлений по обсуждаемым вопросам, активизацию поисково-познавательной деятельности, формирование речевой активности. Учащиеся знакомятся с новым нормативно-правовым документом «Конвенция о правах ребенка».
-
Урок алгебры в коррекционной школе VII вида "Арифметический квадратный корень. Свойства корня". 8-й класс 2011
Урок алгебры в 8 классе по учебнику Алимова Ш.А., Колягина Ю.М. разработан для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а именно, для детей с задержкой психического развития. Урок направлен на формирование у учащихся навыка применения свойств арифметического корня и его определения при решении задач. Все задания подобраны с учетом возможностей обучающихся. Применение ИКТ на уроке не требуется.
-
Разработка воспитательного занятия по направлению "Основы гражданского и патриотического воспитания" на тему "Занимательное космическое путешествие" 2011
Цели занятия – привитие чувства патриотизма путем ознакомления детей с великими свершениями русских космонавтов, уточнение и расширение представлений детей о космосе; коррекция логического мышления на основе упражнений в отгадывании загадок, составления слов из заданных букв.
-
Формирование системы сенсорных эталонов в подготовке дошкольников с задержкой психического развития к обучению в школе 2011
Сенсорное развитие составляет основу умственного развития ребенка. От того, насколько полно ребенок научится воспринимать объекты, предметы, явления действительности, оперировать этими знаниями, зависит процесс его вхождения в окружающий мир. Познание окружающей действительности начинается с анализа той информации, которую ребенок получает при визуальном наблюдении, в звуках, запахах, разных вкусах и т.п.
-
Воспитание чувства рифмы у детей дошкольного возраста с ОНР 2011
Многолетний опыт работы автора позволил разработать алгоритм усвоения детьми системы рифм, в основе которого лежит дидактический принцип «от простого – к сложному». Если рассмотреть процесс овладения стихотворной речью как производство продукции определенного вида, то исходный материал будет представлен в виде нерифмованных фраз, а конечным результатом должны явиться выразительные, эмоционально окрашенные стихи. Приведен сценарий костюмированного праздника.
-
Открытое занятие для родителей по гарденотерапии: "В царстве цветов" 2011
Гарденотерапия – особое направление психосоциальной, трудовой и педагогической реабилитации, при помощи приобщения детей и взрослых к работе с растениями. В статье представлен сценарий игровой программы по лексической теме «Цветы». Цель занятия: комплексная коррекция различных сторон развития детей через ознакомление с окружающим растительным миром.
-
Урок развития речи для детей с умеренной умственной отсталостью. Тема: "Растения зимой: хвойные растения" 2011
Уроки развития речи, включающие в себя задания по ознакомлению с окружающим, направлены на расширение у детей представлений об окружающем мире и умений пользоваться речью. На уроках дети усваивают элементарные представления о природе и окружающем мире. Речевое обучение на уроке происходит от простого к сложному. Работа с картинками, составление простых предложений способствуют накоплению активного и пассивного словаря учащихся, уточнению значения слов, исправлению дефектов произношения.
-
Тематическое планирование 2011
Введение в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предусматривает новый подход к планированию и организации образовательного процесса в образовательном учреждении. В условиях переходного периода педагогам необходимо знать, какие формы организации детей могут использоваться при реализации той или иной образовательной области.
-
Занятие по социально-бытовой ориентировке на тему "Безопасность" 2011
Расширяются и закрепляются знания детей о бытовых электроприборах, об их разнообразии, значении для людей, о правилах безопасного пользования. Учащиеся определяют приборы с помощью зрения и осязания.
-
План-конспект комплексного занятия в логопедической младшей группе "Синтез искусств" по теме "К нам весна шагает…" 2011
«Синтез искусств» – комплексное занятие по разделам: развитие речи, изобразительная деятельность, музыка. Занятие направлено на формирование у дошкольников восприятия различных видов искусства и органичное соединение их в художественное целое.