Нестандартные логопедические занятия, в течение которых разворачиваются определенные сюжетные линии любимых сказок, очень нравятся детям. Преимущество компьютерных средств обучения в том, что мультимедийные презентации позволяют значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды, а если при этом происходит погружение ребенка в сказочный мир, то это играет роль дополнительной стимуляции учебной деятельности.
На каждом таком занятии ведущим звеном является презентация-игра, но на определенных этапах используются приемы музыкотерапии, водотерапии, пескотерапии, элементы психогимнастики. Все этапы занятия, в свою очередь, должны подчиняться общей сюжетной линии занятия.
В качестве примера представляю конспект фронтального логопедического занятия по коррекции дисграфии смешанного вида во 2 классе.
Логопедическая тема: Развитие фонетико-фонематических процессов на материале слов различной звукослоговой структуры.
Грамматическая тема: Звуки и буквы.
Лексическая тема: Весна.
Цель: Развитие фонетико-фонематического анализа и синтеза, фонематического восприятия на материале слов различной слоговой структуры.
Задачи:
Образовательные:
- Развивать и совершенствовать связи между произносительным и слуховым образом звука.
- Развивать фонематический анализ и синтез слов различной слоговой структуры, совершенствовать фонематические представления.
- Учить распознавать слова-предметы, слова-действия, слова-признаки.
- Формировать навык составления схемы предложения.
Коррекционные:
- Развивать навыки аналитико-синтетической деятельности.
- Развивать орфографическую зоркость.
- Активизировать словарь по лексической по теме занятия: "Весна".
- Развивать зрительное восприятие, слуховую память, внимание, логическое мышление, ориентировку в пространстве и времени.
- Развивать общую моторику.
Воспитательные:
- Развивать самостоятельность, самоконтроль.
- Воспитывать у учащихся умения взаимодействовать друг с другом и учителем на уроке.
Оборудование: интерактивная доска, авторская презентация-игра "Весенняя прогулка", дидактическое пособие-игра "Грамматический компас".
Содержание занятия
I. Организационный момент.
- Сядет тот, в чьем полном имени после [А]- [Н].
- Сядет тот, чья фамилия начинается со звука [К].
- Сядет тот, в чьем полном имени первый звук [В,], последний [jа]. И т.д.
(Учащиеся садятся на свои места)
II. Сообщение темы занятия.
1.- Ребята, я получила по почте один предмет. Угадайте, что это?
- Сначала П', потом И, потом С', потом М, потом О.
Сколько в слове букв, звуков?
Учащиеся выбирают нужную картинку. (Слайд 2)
2. - Открыв конверт, я не смогла прочитать письмо. Помогите мне его прочитать. Для этого читайте буквы только красного цвета.
(В письме напечатаны буквы различного цвета. Учащиеся выделяют буквы определенного цвета и читают текст письма) (Слайд 3)
- Запишите это предложение. (Анализ предложения)
- В письме просьба о помощи. Выручим героя?
III. Основная часть.
1) Развитие фонематического анализа (Определение количества звуков в слове).
- Наш герой прислал нам в письме несколько подсказок, куда нам двигаться. Чтобы узнать, откуда начать путь, нам необходимо выполнить первое задание:
- Определите количество звуков в первом и последнем словах письма, выберите верный ответ - это шифр. (Слайд 4)
- Верно. Перевернем табличку. Ребята, вот новое задание.
2) Развитие фонематического слуха, умения слышать звук на фоне слова.
- Узнаем, кто заколдовал нашего героя? Прослушайте стихотворение и назовите звук, который слышали чаще других.
Снег, да снег, да снежные сугробы.
Снежинки искрами блестят.
Седые сосны, стройные березы
Под снегом до весны спокойно спят.
- Посмотрите на указатель. Откуда начнем путь? (Слайд 5)
Учащиеся определяют верный указатель.
3) Развитие зрительно-пространственных представлений, звуко-буквенного анализа (Определение места звука в слове). Игра "Цветное слово". (Слайд 6)
- Перевернем эту табличку. А здесь новая подсказка. Мы узнаем, кто заколдовал нашего героя.
Дан цветовой ряд. У учащихся на партах карточки тех же цветов, с обратной стороны которых написаны буквы.
- Вам необходимо запомнить цветовой ряд и расположить свои карточки в том же порядке. Теперь переверните карточки, если вы запомнили правильный порядок цветов, то получится слово. Какое слово получилось? Запишите его, объясните правописание.
- На нашей карте три пути, найдем верный.
- Напишите в тетрадь ряд цифр, соответствующих количеству звуков в слове снег. Зачеркните ту цифру, которая соответствует количеству слогов в этом слове. Обведите в квадрат ту цифру, которая соответствует месту ударного гласного в слове. Подчеркните ту цифру, которая соответствует месту мягкого звонкого согласного. (Слайд 7)
- Выберите верную схему на карте. Откроем ее, что здесь нарисовано. Мы на верном пути. Поборемся с Зимой, спасем нашего Героя.
4) Развитие зрительно-пространственных ориентировок, буквенного синтеза, развитие языковых представлений. (Слайд 8)
Игра "Буквенная арифметика". (Подбор слова к схеме).
- На доске следующее послание, разгадав его, мы узнаем, кто нам поможет. Дан ряд букв. Я буду вам загадывать буквы, вы слушайте внимательно, запоминайте эти буквы и в уме складывайте из них слово. (Если дети затрудняются, можно обозначить буквы цифрами).
- Возьмите 1 букву, потом последнюю, затем 2 сначала, 2 с конца, теперь букву после буквы Л, букву, которая стоит между буквами И и Т. (Солнце)
- Запишите это слово, объясните правописание.
- На следующих дорожках звуковые шифровки слов, определите шифровку слова СОЛНЦЕ, докажите свой выбор. Из какого количества букв состоит слово СОЛНЦЕ, а звуков?
(Слайд 9)
(Если учащиеся затрудняются, учитель предлагает воспользоваться памяткой)
= мягкий согласный
- твёрдый согласный
О - гласный
- Выполним проверку. Молодцы!
4) Зрительная гимнастика. (Слайд 10)
- Дальше только одна дорога, пойдем по ней.
- В лесу еще много снега, сугробы большие. Найдем глазками самый большой сугроб. Ой, кто там. (Звучит CD-запись " Рычание медведя")
5) Динамическая пауза. (Слайд 11)
- Кажется, мы разбудили медведя. Успокоим его, вспомним физминутку про медвежат.
Медвежата в чаще жили, головой своей крутили,
Вот так, вот так, головой своей крутили.
Медвежата мед искали, дружно дерево качали,
Вот так, вот так, дружно дерево качали,
А потом они скакали.
- Медведь проснулся, вылез из берлоги и указал нам путь. И мы идем дальше. (Дети записывают слово медведь в тетрадь, объясняют правописание, определяют количество звуков и букв.)
6) Игра "Грамматический компас".
- Видите стрелку. Пришло время, чтобы достать наш грамматический компас. Крутите стрелку и придумывайте слова по заданию.
(На поле грамматического компаса нанесены разметки - "предмет", "действие", "признак" и различные буквы. Учащиеся придумывают слово на ту букву и разметку, которая выпадет).
- Чтобы прогнать Зиму, необходимо придумать как можно больше весенних слов.
7) Игра "Нет гласных". Развитие звуко-буквенного и слогового анализа.
На нашем пути новая загадка. Из нашего слова потерялись гласные, верните их на место. Какое слово получилось? (Слайд 12)
П Р : Т: Л :Н :
- Подберите к нашему слову схему. Докажите свой выбор. (Слайд 13)Зарисуйте схему в тетрадь.
- Запишите слово в тетрадь напротив схемы.
8) Грамматическая арифметика. (Слайд 14)
- Чтобы определить дальнейшее направление, необходимо решить пример.
На слайде - карточка с примером:
под + снежный - ый +ик =
- Напишите это слово в тетрадь. С помощью пронумерованного алфавита выполните цифровую запись этого слова.
9) Развитие слогового синтеза, зрительного восприятия. (Слайд 15)
- Соберите слоги в порядке возрастания размера букв в этих слогах.
- Какое слово получилось?
- Верно. На первой и на второй картинке нарисованы сосульки. Куда же нам идти? Выбрать путь нам поможет друг нашего героя.
10) Развитие оперативной речеслуховой памяти. Закрепление фонематического анализа.
- Чтобы пройти дальше, необходимо выполнить задание.
- Назовите общий звук в словах, запишите соответствующую букву.
1. МОСТ, МАК, ШУМ
2. АИСТ, ЗАЯЦ, ЛАК
3. РОТ, ПАРУС
4. ТЫКВА, ТОН, СТУЛ
- Какое получилось слово? Сколько в нем звуков? Слогов? Назовите ударный гласный. (Март.)
- Выберите ту картинку, на которой столько сосулек, сколько звуков в слове МАРТ, столько капель, сколько слогов в слове МАРТ.
11) Работа над грамматической темой урока. Развитие высших психических функций.
- Прочитайте слова, которые мы сегодня записали на уроке.
- Назовите лишнее слово.
- Чтобы окончательно расколдовать нашего героя, освободить от колдуньи ЗИМЫ, нам нужно составить последнее слово.
- Возьмите 4 звук в третьем слове, последний - во втором, первый звук в шестом слове, предпоследний в четвертом, ударный гласный звук в последнем слове.
- Что получилось? (Слайд 16)
- Молодцы. Весна расколдована. Скоро она порадует нас своим теплом.
- ЗИМА
- СОЛНЦЕ
- МЕДВЕДЬ.
- ПРОТАЛИНА.
- ПОДСНЕЖНИК
- СОСУЛЬКИ.
- МАРТ.
- ВЕСНА.
IV. Подведение итогов урока. Оценка деятельности учащихся.
Организованное окончание урока.
- В какое путешествие мы сегодня отправились?
- С какими заданиями-загадками столкнулись?
- Как в будущем помогут нам эти задания?
- Какое настроение у вас в конце урока?