Цель: Создание условий для мотивации часто болеющих детей на необходимость дальнейшего самопознания в области познаний о ЗОЖ.
Задачи:
- продолжать закреплять навыки и знания детей о нетрадиционных методах оздоровления, точечный массаж, су-джок терапия, упражнения для глаз по методике В.Ф. Базарнова;
- формировать навыки осознания чувств, ощущений своего тела способствующих достижению состояния релаксации и душевного покоя;
- воспитывать навыки чувства ответственности за свое здоровье, через познание БАТ (Биологически Активные Точки).
Оборудование:
- Подвисная система – «Мелодичный звон»;
- «Сухой душ» из разноцветных шелковых ленточек;
- «Биагушки» – мини макет человека, по количеству детей;
- Сенсорная световая панель;
- Пузырьковые колоны;
- Кресло «Груша» – по количеству детей;
- Сенсорная тропа «Каменистый берег»;
- Ароматические подушки с мятой, мелиссой, и ромашкой.
- Музыка для релаксации: «Море» автор и исполнитель: ДиДюЛя.
Ход занятия
Ритуал приветствия.
Дети по традиции приветствуют хозяйку «Волшебной комнаты» – Каркушу, мелодичным звоном (подвесная система). Каркуша садится на плечо к психологу и приветствует детей:
Психолог:Здравствуйте ребята, я рада вас видеть, давайте возьмемся за руки и пожелаем друг другу доброго утра!
Каркуша предлагает детям отправиться в сказочное – морское путешествие, а попасть можно туда, только пройдя сквозь «сухой душ» стараясь задеть лицом как можно больше шелковых ленточек (способствует расслаблению мимических мышц лица).
Затем дети проходят по «морскому каменистому пляжу» – сенсорная тропа (Приложение 1)
Вот и попали мы с вами в подводное царство.
Давайте ребята поздороваемся с нашими «биагушками» и зарядим их радугой своего настроения.
Дети подходят к световой сенсорной панели «Радуга настроения», каждый ребенок по очереди ставит свою «биагушку» на панель, и хлопает в ладоши. По мере изменения света дети выбирают свой цвет настроения, берут каждый свою «биагушку» и садятся в круг в позе лотоса.
Пока дети по очереди работают со световой панелью, на этом этапе занятия проводится индивидуальная работа с ребенком с СДВГ по методу Ж. Джекобсона упражнение «Морской камень» (Приложение 2)
Психолог предлагает детям сесть в круг, и вспомнить сказку о «Жемчуженке здоровья». Вопросы: Про кого эта сказка? О чем в ней говориться? Почему заболели морские жители? Кто к ним пришел на помощь? Почему сказка называется «Жемчуженка здоровья»? И чем все закончилось? А как ребята вы познакомились с «биагушками»? Как вы думаете зачем к вам на занятия приходят биагушки? На предыдущих занятиях дети с помощью мини-макета человека, изучали место положение биологически активных точек, которые условно называются жемчуженки здоровья.
Затем психолог предлагает вспомнить и показать все жемчуженки здоровья – БАТ. У каждого ребенка есть индивидуальная «биагушка»- мини-макет человека, которую дети изготавливали самостоятельно на предыдущих занятиях, для того, что бы отмечать на ней изученные БАТ, с целью закрепления знаний.
Точечный массаж.
- Точечный массаж ушек. (Приложение 3)
- Массаж БАТ – по методике А.А. Уманской «Жемчуженка здоровья» Дети знакомятся еще с двумя точками здоровья, которые активизирует кровоснабжение головы, шеи, туловища. (Приложение 4)
- Адаптированный японский лечебный массаж – су-джок терапия (Приложение 5)
Психолог предлагает прогуляться с «биагушками» по морскому дну. Каждый ребенок выбирают место прогулки своей «биагушки», ракушечное дно, каменистое дно, морские водоросли. А сами устраиваются у пузырьковой колоны. Стены сенсорной комнаты оформлены в виде морского дна флюресцентными красками, которые светятся от УФ лампы, что придает сказочную атмосферу .
Упражнение «Найди свою рыбку» по методике Базарнова. (Приложение 6)
Психолог: Ну вот мы погуляли, поиграли и устали, а теперь давайте отдохнем. Каждый ребенок самостоятельно определяет себе место отдыха. Психолог включает музыку для релаксации – «Море»
Релаксация.
Психолог раздает детям арома-подушки (Приложение 7) и дает установку на расслабление.
1 этап. Лечь удобно и расслабиться.
2 этап. Прочувствовать и «осмотреть» всё своё тело мысленным взором, вызывая чувство тепла, и последовательно «осмотрев» все его части: голову, руки, ноги, туловище. Желательно при этом закрыть глаза.
3 этап. Ощущение приятного тепла, удовольствия, покоя, комфорта от расслабленного тела.
Упражнение “Водопад” (Приложение 8)
В конце занятия дети берут каждый свою «биагушку», и прикрепляют к ней очередную жемчуженку (отмечают БАТ 4 зону) , которую дает им волшебная ракушка. Проводится итоговая беседа о том чем полезен массаж волшебных точек.
Психолог предлагает детям отправить «биагушек» в свой домик, который находится за «Радугой настроения». Дети повторно выполняют упражнения с сенсорной панелью и прощаются с «биагушками» и рассказывают Каркуше, что им особенно понравилось или удивило в этом путешествии.
Список литературы:
- Психология ощущений и восприятия. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова и М.Б. Михайлевского. – М, 1999.
- Волшебные руки: Энциклопедия массажа. / Сост. Л.Н. Логинова. – М, 2002.
- Тейлор А. Исцеляющие руки / Пер. с англ. – М, 1995.
- Грэхэм Х. Визуализация. Практическое руководство. – СПб, 2001.
- Баркан А.И. Его величество Ребенок какой он есть. Тайны и загадки. – М, 1996.
- Левшинов А.А., Травинка В.М. Исправь свою судьбу! – СПб, 2001.
- Дебарроль А. Тайны руки / Пер. с фр. – М, 2002.
- Гоникман Э.И. Даосские лечебные жесты. Терапия самоспасения. – М, 2001.
- Пак Ч жэ Ву. Су Джок терапия. – М, 2001.
- Н.П. Бадьина Роль психолога в адаптации часто болеющих детей «Часто болеющие дети. Психологическое сопровождение в начальной школе» – М, «Генезис» 2007.
- Интернет ресурсы: www.literaturn.ru/index.php/health/196-glaza