Урок по русскому языку для 3-го класса коррекционной школы VIII вида. "Смыслоразличительная роль ударения"

Разделы: Начальная школа, Коррекционная педагогика


ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– Здравствуйте, дети!
– Сегодня на уроке у нас гости. Поздоровайтесь с ними.
– Проверим, все ли готовы к уроку. На партах у вас учебники, тетради, ручки, простые карандаши.

2. Проверка домашнего задания

– Откройте тетради, учебники, проверим домашнее задание. Упр. 12 стр. 54.
В данном упражнении 2 задания. 1 – Прочитай слова. Что они обозначают? (дети читают в учебнике слова и говорят, что они обозначают:

Пила – инструмент, которым пилят деревья
Ножницы – инструмент, которым режут бумагу, ткань и др.
Циркуль – инструмент, при помощи которого чертят круг
Топор – инструмент, которым рубят
Молоток – инструмент, которым забивают гвозди
Клещи – инструмент, который помогает вытаскивать гвозди из досок
Шило – инструмент, которым протыкают дырочки
Лопата – инструмент, которым копают
Грабли – инструмент, которым сгребают мусор в кучу
Щипцы – инструмент, при помощи которого можно взять что-нибудь мелкое?

– Молодцы! А второе задание упр. – выписать слова в определенном порядке: сначала – с ударением на первом гласном звуке, затем – на втором и потом – на третьем.
– Смотрите в тетради.
– Прочитайте, какие слова с ударением на первом гласном звуке вы выписали? (Ножницы, циркуль, клещи, шило, грабли). Все согласны?
– Прочитайте, какие слова с ударением на втором гласном звуке вы выписали? (Пила, топор, лопата, щипцы). Все согласны?
– Прочитайте, какие слова с ударением на третьем слоге вы выписали? (Молоток). Все согласны?
– Молодцы.

3. Работа по теме урока

– Сегодня на уроке мы будем продолжать работать с ударением и  узнаем, как при помощи  ударения можно изменить слово. Мы познакомимся с «волшебными словами-близнецами».
– Откройте учебники на стр. 54 упр.14. Рассмотрим картинки.
– Что  изображено слева? (Зам`ок). Для чего нужен зам`ок? Прочитайте слово, выделяя ударный гласный.
– Что изображено справа? (З`амок). Кто живет в з`амке? Прочитайте слово, выделяя ударный гласный.
– Давайте сравним написание левого и правого слов по буквам. (Слова состоят из одинаковых букв).
– Посмотрите, как интересно: слова состоят из одинаковых букв, но обозначают разные предметы! Почему так произошло? Это волшебство? Давайте разберемся!
– Давайте сравним слова по ударению. На какой слог (первый или второй) падает ударение в левом слове? (на второй). Какую выберем схему? (Слово состоит из двух слогов, ударение падает на второй слог). (Приложение 1)
– А на какой слог (первый или второй) падает ударение в правом слове? (На первый). Какую выберем схему? (Слово состоит из двух слогов, ударение падает на первый слог). (Приложение 1)
– А вот и ответ на наш вопрос! Слова состоят из одинаковых букв, но обозначают разные предметы потому, что ударение в словах падает на разные слоги!
– Составим с этими словами предложения. Посмотрите на мои картинки. (Приложение 2)  Это зам`ок и дверь. На что закрыта дверь? (Дверь закрыта на зам`ок). Запишем это предложение. Поставим ударение в слове зам`ок. На какой слог поставим ударение? (На второй).
– Посмотрите на вторую картинку. (Приложение 3). Это з`амок и стена. Где стоит з`амок? (За стеной стоит з`амок). Запишем это предложение. Поставим ударение в слове з`амок. На какой слог поставим ударение? (На первый).
– Вот мы с вами учимся правильно ставить ударение. А зачем нам это надо? Может нам и не надо этому учиться? Будем ставить ударение  как получится, как это делает Незнайка, не думая.

Учитель показывает написанные Незнайкой предложения: «Дверь закрыта на з`амок.» (Приложение 4)

– Ребята, такое бывает? Правильно ли это предложение передает смысл картинки? Исправим ошибку Незнайки.
– Значит, мы не зря учимся правильно ставить ударение! Для чего нам надо правильно ставить ударение? (Ударение помогает нам правильно понять значение слова).
– Давайте поиграем в игру «Измени слово»: я называю слово, а вы изменяете ударение в этом слове так, чтобы оно звучало по-другому и обозначало другой предмет (можно использовать картинки в помощь детям). (Приложение 5).

Гв`оздики – гвозд`ики
`Атлас – атл`ас
Кр`ужки – кружк`и
Стр`елки – стрелк`и
Р`ожки – рожк`и
`Ирис – ир`ис

– Посмотрите на первую картинку. Что на ней изображено? (гв`оздики).

Учитель записывает слово на доске.

– Что это слово обозначает?
– Для чего нужны гв`оздики?
– Куда падает ударение? На какой слог? (На первый слог)

Учитель ставит ударение в слове.

– А теперь изменим  ударение, переставим его на другой слог (на второй).
– Какое слово получилось? (Гвозд`ики) Учитель показывает картинку.
– Что оно обозначает? (Это цветы).
– Запишем рядом с первым словом. Поставим ударение.
– Следующее слово (показывается картинка).  Что изображено? (Кружки). И т.д.
– Молодцы.
– Какой важный вывод мы сегодня сделали? Для чего важно правильно определять ударный слог (правильно ставить ударение)? (От правильной постановки ударения зависит смысл слова, то, что это слово обозначает.)

4. Закрепление изученного

– А теперь поработаем с учебником. Упражнение 16 стр.55.
– Читаем задание №1.
– Читаем пары слов:

`ужки – кружк`и
Ст`оит – сто`ит
С`ело – сел`о

– Давайте вставим наши слова близнецы в данные предложения.

(Первую пару предложений читает учитель и поясняет смысл предложения для лучшего усвоения и закрепления темы).

1) «Компот разлили в …»

– Из чего пьем компот из кр`ужек или кружк`ов? Какое слово из двух выберем?
– Конечно, кр`ужек!
– Запишем предложение и поставим ударение в слове «кр`ужки».
– «Маленькие … вырезаны из картона.»
– Какое слово – близнец выберем? Кружк`и или кр`ужки будем вырезать из картона?
– Конечно, кружк`и!
– Запишем предложение и поставим ударение в слове «кружк`и».

(Первую пару предложений записывает на доске учитель, дальше – дети.)

2) «Ученик … у доски.»
«Вся покупка … восемь рублей».

3) «Солнце уже …»
«К нам в … приехал цирк»

– Молодцы!
– Давайте еще раз повторим , зачем нужно правильно ставить ударение?
– Правильно поставленное ударение помогает понять смысл слова, то, что это слово обозначает.

5. Итог урока

– Давайте подведем итоги.
– Что сегодня на уроке узнали нового? (Бывают слова-близнецы, состоящие из одинаковых букв, но разные по смыслу и ударению.  И очень важно правильно ставить ударение в словах, потому что правильно поставленное ударение помогает понять смысл слова, то, что это слово обозначает).
– Сегодня все работали очень хорошо, особенно … (выставление оценок)

6. Объяснение домашнего задания

– Дома вы сделаете упр. 17 на стр.56.
– Давайте разберем упражнение.
– Прочитаем задание №1.
– Прочитайте пары слов:

«Стр`елки – стрелк`и
З`амок – зам`ок»

– Прочитаем задание №2.
– Мы только что в классе делали точно такое же задание – вставляли слова-близнецы в предложения.

Учитель читает 1 предложение. («Я переставил … часов.»)

– Какое слово-близнец выберем «стр`елки» или «стрелк`и»? и т.д.
– Вам все понятно?
– У кого есть вопросы?
– Какое правило вы будете вспоминать дома, делая упражнение? (Важно правильно ставить ударение в слове, потому что ударение помогает правильно понять смысл слова.)

7. Оргмомент

– Урок закончен. Спасибо за хорошую работу! Идите отдыхать на перемену.