Интегрированный урок (ознакомление с окружающим миром + развитие речи) по теме "Моя малая родина" (второй урок из серии уроков)

Разделы: Коррекционная педагогика


Цели и задачи (учебные, коррекционные и воспитательные):

  • развитие речи, расширение словарного запаса по теме «Россия – наша Родина», развитие памяти, слухового восприятия, коррекция произношения, дифференциация звуков П-Т-К;
  • расширение социокультурного опыта учащихся,воспитание толерантного отношения к представителям разных национальностей, проживающих на Кавказе, уважительному отношению к ним;
  • уточнение понятия» Родина»,
  • расширение представлений об окружающем мире;
  • создание ресурсного круга с целью научить учащихся анализировать и контролировать свою деятельность и поведение в ходе занятия, стимулировать общение родителей и учеников, приближать родителей к активной позиции в процессе обучения и воспитания детей, способствовать развитию коммуникативных качеств личности, мотивации на совместную работу.

Оборудование: классная доска, компьютер, публикация по теме «Россия – наша Родина», творческие работы детей, элементы аппликации, подготовленные на уроке ППО.

Этапы путешествия:

Вводная часть
1. Присоединение (организационный момент)
Приветствие, проверка слышимости слух. аппаратуры, организация класса, представление родителей, гостей.
2. Создание ресурсного круга. Работа в микрогруппах – обсуждение названия темы урока.
3. Фонетическая и речевая зарядки. В путешествие – со звуками П-Т-К и новыми словами.
Основная часть
1. Погружение в тему. Маршрут путешествия.
2. Развитие темы.
Путешествие по стране:
Москва,
Ставропольский край,
Ставрополь,
Пятигорск,
наша школьная страна.
Итог работы.
Оценка совместной деятельности учеников и родителей. Вознаграждение за результаты.
Выставка работ учеников, подготовленных к уроку. Каждый из авторов рассказывает о своей работе.
Вручение красочных открыток с видами природы России и публикации «Страна, в которой я живу» с домашним заданием для ДЕТЕЙ.

Ход урока

(Учитель) (Ученики)
Вводная часть
1. Присоединение (организационный момент, работа с экраном).
Цель: проверить режим усиления слуховой аппаратуры, обсудить план урока и организовать детей (учащиеся представляют себя и своих родителей), создать благоприятный психологический настрой.
 
Приветствие.
Какой урок?
Как вы думаете, что мы будем делать?

Ребята, у нас сегодня гости, пожалуйста, назовите себя и представьте своих родителей.
Повторяйте за мной


Сегодня я приглашаю всех в путешествие.
Здравствуйте! Добрый день!
Ознакомление с окружающим миром.
Будем говорить, слушать, читать, отвечать на вопросы.
Ученики называют себя и представляют своих родителей…

В нашем классе все друзья!
Я, ты, Вы, мы, он, она –
вместе дружная семья.
Улыбнитесь тем, кто слева.
Улыбнитесь, тем, кто справа.
Вместе мы – одна семья.
У всех Родина одна.
2. Создание ресурсного круга.
Цель: организовать микрогруппы, создать условия для взаимодействия и общения в микрогруппах.
 
Как вы думаете, на каком транспорте мы отправимсяв путешествие?
(На доске макет самолёта с фотографиями учеников и родителей)

Вот ваши билеты и маршрутныелисты, –
занимайте места. Вы что-нибудь хотите спросить убортпроводника? (Учитель)

Мы отправляемся в путешествие по нашей Родине. А что такоеРодина? (обсуждение в микрогруппах, делегирование представителей).
На самолёте.

Куда мы полетим? Куда мы отправляемся?

Родина – это страна, в которой ты родился. Россия – наша Родина. (СЛАЙД 2)
3. Фонетическая и речевая зарядки.
Цель: коррекция произношения, дифференциация звуков П-Т-К, знакомство с новой лексикой по теме урока.
 
Наше путешествие будет долгим. Нам часто будут встречаться в нашем путешествии звуки П-Т-К и новые слова. Давайте повторим звукии познакомимся сновыми словами (в толковании слов помогают родители, а учитель выставляет картинки на доску)  
П-Т-К(произносим с элементами
фонетической. ритмики)
Па-по-пу
Та-то-ту
КА-ко-ку
Апа-апта-апка
П-Т-К
путешествие
маршрут путешествия
карта
океанские просторы
лента реки
поле
гора
тундра
необъятная страна
прогулка, поездка
путь, дорога
(далее – толкование слов с помощью картинок)





большая страна
Основная часть
Погружение в тему
Вот маршрут нашего путешествия. (На доске маршрутный лист)
Что это?
Что это?


Это карта нашей страны. (СЛАЙД 3)
Это флаг и герб России. (СЛАЙД 4)
Куда мы летим сейчас?
Москва – столица нашей Родины.

Что обозначает слово «столица»? (
Обсуждение в микрогрогруппах.)

Что вы знаете о Москве? (
Обсуждение в микрогруппах)
В Москву

Главный город страны; самый большой и красивый город страны
В Москве работает президент России.
Москва – самый большой и красивый город России. (СЛАЙД 5)
Куда теперь мы летим? (Обсуждение в микрогруппах)

Что это?
Наш край – это часть России.

Как называется самый большой город нашего края?
Что вы знаете
о Ставрополе?(Обсуждение в микрогруппах)
Мы летим на юг России в Ставропольский край

Это карта Ставропольского края
(СЛАЙД 6)
Ставрополь. (СЛАЙД 7)
Ставрополь – большой и красивый город. Там много парков, площадей.
Кудатеперь мы едем?

Начём мы поедем?

Пятигорск – один из многихгородов России.
Что вы можете рассказатьо Пятигорске? (Обсуждение в микрогруппах.)
В Пятигорск (СЛАЙД 8)
На машине.
Пятигорск это город, в котором я живу.
Это не очень большой, но красивый город.
Он расположен у подножия гор Машук и Бештау.
Пятигорск – это город, в котором я учусь.
В Пятигорске находится наша школа. (СЛАЙД 9)
Расскажите о нашей школе?
(Обсуждение в микрогруппах.)

Откуда вы приехали в Пятигорск? Где вы живёте?
В нашей школе учатся и живут 120 ребят из разных районов нашего края, республик Ингушетии и Чечни.

Я живу…
Итог работы.

Где мы побывали?

И Москва, и Ставрополь, и Пятигорск , и ваши родные сёла, посёлки, города – всё это наша Родина – необъятная Россия.


В Москве, в Ставрополе, в Пятигорске.
Прочитаем стихотворение.
Родина – слово большое-большое.
В нём умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья,
Город родимый, родная квартира,
Школа родная и я.
Ребята, предлагаю вам разгадать кроссворд.
1. Столица нашей Родины.
2. Самый большой город нашего края.
3. Город, в котором я учусь.
4. Наша Родина.
(самостоятельная работа)
У каждого из учеников – кроссворд, который заполняется самостоятельно.
Обсуждение творческих работ учеников, подготовленных к уроку.

Оценка совместной деятельности родителей и детей. Вознаграждение за результаты. (Все участники получают красочные открытки с видами природы России и публикации к уроку с домашним заданием для совместного обсуждения учеников и родителей).
Каждый из авторов рассказывает о своей работе.

(СЛАЙД 10)

Презентация, Фотоальбом.