Интегрированные уроки столярного дела
и кружка декоративно-прикладного творчества
дают возможность учащимся более целостно
познавать окружающий мир. На таких занятиях у
ребят появляется возможность реализовать себя в
новых видах деятельности, о которых может они и
сами не знали, раскрыть в себе новые возможности
и таланты. Если интегрированные уроки проводить
ещё и в игровой форме, то ребята с большим
желанием идут на такие уроки, и всё что делается
на них, у ребят остаётся в памяти на долгое время.
Чтобы учащихся заинтересовать предметом
“Столярное дело” и различными видами
декоративно-прикладного творчества,
целесообразно первый урок провести
увлекательно, в интересной форме. Ниже приведён
пример такого урока.
6 класс. Тема – вводное занятие. Занятие
рассчитано на 1 урок (45 мин.). На этом занятии для
предмета “Столярное дело” можно проверить, не
забыли ли ребята за лето приобретённые знания,
умения и навыки, полученные в 5-м классе, и в тоже
время заинтересовать ребят тем, чем будем
заниматься в 6-м классе. Для кружка
декоративно-прикладного творчества это первое
занятие вообще, ведь в данном случае ребята
занимаются по программе разработанной мной,
Поповым Сергеем Ивановичем, она рассчитана на
детей от 12 лет. Поэтому для руководителя кружка
очень важно знать, что могут делать ребята, чтобы
затем правильно подбирать для занятий изделия,
которые будут изготавливать ребята. В начале
занятия, после сообщения темы и цели, учитель
рассказывает об истории декоративно прикладного
искусства, показывает плакаты с изображением
шедевров декоративно-прикладного искусства.
Затем предлагает ребятам посетить страну
“Мастерилию”. На доске вывешивается 2 плаката.
На одном плакате изображена страна
“Мастерилия”, по которой проходит “Дорога
Юного столяра”. На другом плакате, изображена
таблица с названиями конкурсов, кол-вом баллов за
каждый конкурс, кол-вом набранных баллов. На
учительском столе выставка работ учащихся 6
класса прошлого учебного года. Класс делится на 2
команды, которые в течение всего занятия
соревнуются между собой. На уроке (занятии)
ребятам предлагается посетить страну
“Мастерилию”. Пройтись по ней “Дорогой Юного
Электрика”. Начинается эта дорога в “Лесу
Безопасности”, дальше идет на “Берег
Разгадайка”, затем на “Пристань Загадок”, после
нужно проплыть по “Реке Сноровка”, побывать в
“Долине Творчества”, пройтись по “Полуострову
Аккуратности”, и достичь “Вершины Мастерсва”.
Идя “Дорогой Юного Столяра” по стране
“Мастерилии” ребятам постоянно придётся
участвовать в конкурсах, которые направлены на
проверку и закрепление знаний, умений и навыков,
полученных в 5-м классе. Кроме этого ребята,
участвуя в конкурсах, должны будут распилить
заготовки по заданным размерам и из них собрать
шкатулки (соединение на гвоздях), придумать
растительный орнамент, украсить шкатулки
растительным орнаментом из соломки. Благодаря
интеграции ребята сами придумают растительный
орнамент и украшают шкатулку орнаментом из
соломки. В конце занятия учитель предлагает
ребятам осмотреть выставку работ учащихся 6
класса прошлого учебного года. Которые
занимались на интегрированных занятиях
“Столярного дела” и кружка
декоративно-прикладного творчества.
Технологическая карта урока (занятия).
Этапы |
Задачи |
Содержание |
Формы учебной деятельности |
Методы обучения |
Обратная связь и измерители |
Время (мин.) |
Организационно-подготовительный |
Подготовка к работе на занятии, обеспечение мотивации и принятия детьми цели |
Создание психологического настроя. Сообщение темы и цели урока. История декоративно-прикладного искусства. |
Фронтальная |
Словесный, наглядный |
Полная готовность обучающихся к занятию |
7 |
Основной. 1.Конкурс “Лес Безопасности”. |
Выявление качества и уровня овладения знаниями, умениями и навыками. Обеспечение новых знаний и способов действий. Привитие навыков работы в группе. |
Выбрать правильные ответы по карточке. |
Групповая |
Словесный |
Ответы на вопросы по карточке. Контроль, оценивание. |
3 |
2.Конкурс “Берег Разгадай-ка”. |
По описанию разгадать, какой материал лежит в шкатулке. |
Групповая |
Словесный |
Разгадывание, оценивание. |
3 |
|
3.Конкурс “Пристань Загадок” |
Отгадать загадки |
Групповая |
Словесный |
Отгадывание загадок, оценивание. |
3 |
|
4.Конкурс “Река Сноровка” (эстафета) |
Изготовить шкатулку |
Парно-групповая |
Словесный, наглядный, практический |
Самостоятельное выполнение, оценивание. |
15 |
|
5.Конкурс “Долина Творчества” |
Нарисовать фрагмент растительного орнамента |
Индивидуально-групповая |
Словесный, наглядный, практический |
Самостоятельное выполнение, оценивание. |
3 |
|
6.Конкурс “Полуостров Аккуратности” |
Вырезать из соломки фрагменты орнамента и приклеить на шкатулку |
Индивидуально-групповая |
Словесный, наглядный, практический |
Самостоятельное выполнение, оценивание. |
7 |
|
Подведение итогов. |
Осуществить анализ и оценку успешности достижения цели. |
Подсчёт баллов, демонстрация работ. |
Фронтальная. |
Словесный, наглядный |
Получение учащимися информации о результатах всех конкурсов. Осмотр изделий. |
4 |