Проблема обучения грамотному письму школьников с ЗПР особенно остро возникает при переходе к письму по правилу, когда написание расходится с произношением.
Фонетически правильное письмо опирается на слуховые, зрительные, пространственные, речедвигательные, общедвигательные восприятия и представления, предостаточно сохранном внимании. Затруднения связаны в основном с имеющимися у отдельных учеников психофизическими нарушениями.
Усвоение правила правописания – сложный психологический процесс, который осуществляется при достаточно развитом умении отвлечься от конкретного содержания, видеть сходство и различия, общее и закономерное и на этой основе делать определенные выводы, обобщения, что оказывает влияние на выработку ассоциаций орфографического рода. У детей с нормальным интеллектом сохраняется познавательная деятельность, и предшествующий речевой опыт способствуют формированию ряда грамматических обобщений до изучения грамматики.
“Так называемое чутье языка оказывает влияние на процесс усвоения орфографии благодаря тому, что помогает заметить в слове или словосочетании наличие определенных структурных элементов языка, не прибегая к грамматическому анализу” (Д.Н Богоявленский “Психология усвоения орфографии”).
У школьников с ЗПР этих ассоциаций не возникает без специально направленного обучения вследствие нарушения аналитико-синтетической деятельности и бедности предшествующего опыта. Именно поэтому первые орфографические сведения во вспомогательной школе в программе отодвинуты на более поздний срок.
Часто дети знают правило, а в письменных работах допускают много ошибок. Для того чтобы написать предложение без ошибок, ребенок должен знать несколько правил и видеть эти орфограммы в словах и предложениях. А видеть орфограммы ребенок не может, он не знает места их расположения, хотя и знает правила. Значит, задача учителя – научить видеть орфограммы.
Как пишет М.Р. Львов (“Правописание в начальных классах” М. Просвещение 1990.-с.46), “отсутствие орфографической зоркости является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет хорошее знание правил и умений их применять,– школьник не видит орфограмм в процессе письма”. Целенаправленное обучение обнаружению орфограмм должно начинаться с первого года обучения, главным образом в процессе звукобуквенного анализа слов.
Работу по формированию у детей умения видеть орфограммы я начала со знакомства основных признаков “трудных мест” – “ошибкоопасных”.
Умение обнаруживать орфограмму развивается у учащихся в результате целенаправленных упражнений.
Вот эти упражнения:
1. Определи на слух:
а) Какие гласные (согласные) ты слышишь;
б) Определи безударную гласную (звонких или
глухих непроизносимых согласных).
2. Расставь знак ударения в словах, подчеркни безударные гласные;
3. Определи слова сочетаниями (чн – чк, жи – ши и т. д)
4. Подберите к данным словам проверочные слова (к..са, н.ра.)
6. Среди данных слов найди прямые и проверочные слова (гора, горы гористые)
7. Письмо слов и предложений с пропусками:
а) р.. ка, тр..ва, тра..вка, со..нце.
б) р..сой, кропил..сь цв..ты в п.. лях.
8. Найди в предложении или в тексте только безударные гласные.
9. Найди все изученные орфограммы в тексте или предложении. Поздней ос..нью ср..зают на грядках к..пусту.
10. Определи орфограмму и объясни правильность ответа. Как п. шли п..дру..ки (в) лес (по) яг..ды гулять.
11. Мини – диктанты с пропусками или выделением – подчеркиванием орфограмм.
12. Найди ошибки в предложении.
13. Проверка работу своих товарищей.
14. Выпиши из стихотворения Е. Благининой слова на изучаемое правило (парные согласные)
Возле грядки –
Две лопатки,
Возле катка –
Два ведра –После утренней зарядки
Мы работаем на грядке.
И посадки все в порядке,
Их теперь полить пора
15. Подумайте слова на тему “Город”, в которых пар звонкие и глухие согласные требуют проверки.
16. Упражнения с конфликтными словами:
а) нуждаются ли в проверке гласные в
словах: трава, двор лиса, вода.
б) запишите (под диктовку) только те слова, в
которых надо проверить парные согласные на
конце: колхоз, язык, шкаф, площадь, ученик, мебель,
город, берег, заяц, уж, сосед.
в) Найдите четвертый лишний:
Голубь, чиж, грач, кот.
Косьба, метла, лошадка, грибки.
17. Запишите (под диктовку) слова:
1. Сады, река, поля, сосна, гнездо, дрозды, дерево.
2. Хлеб, кот, дрозд, гриб, ряд, лоб, сад, сказка, шубка, ложка.
– какие правила, мы использовали, чтобы написать эти слова без ошибок.
18. – Какие правила надо знать, чтобы без ошибок написать слова: пяток, дорожка, живем?
Однако только лишь знание опознавательных признаков орфограмм не гарантирует 100% – го обнаружения их учащихся.
Чтобы выделить в тексте все орфограммы, какого либо типа, необходимо владеть рациональным способом действия. Такой способ не указывается в правиле и потому должен быть задан учителем, осознан и усвоен учащимися.
При изучении тем “Правописания безударных гласных” и “Правописание парных звонких и глухих согласных” дети под моим руководством “ открывают необходимый способ действия, а на последующих уроках практически овладевают им, выполняя такие, например упражнения:
1. Прочитайте пословицу:
“Весна красна цветами, а осень снопами”
– Определите, в каких словах гласные следует проверить или запомнить. Как это сделать? – Выделите орфограммы. Запишите предложение.
2.Прочитайте предложение: “Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”
– Определите, в каких словах парные звонкие – глухие согласны, надо проверить или запомнить.
3.Письмо по памяти предложения “на дворе горой, а в избе водой”
– перед записью расставьте (на доске), знаки ударения, подчеркните все безударные гласные. Проверьте их.
4. По сюжетной картинке составьте предложение на тему “следы на снегу. ( Например: зимой снега засыпают лес, на снегу видны следы зверей; зайца, волка, лисицы.) – Поставьте знаки ударения. Подчеркните гласные, которые надо проверить (запомнить).
5. Зрительно-слуховой диктант. На доске:
В лесу под сосной нора. В этой норе живет лиса с лисятами. Лиса хитра.
– Прочит текст. Как определить, какие гласные надо проверить? Определите. Проверьте, (текст закрывается, записывается под диктовку, в записном тексте выделяются орфограммы). Дополнительное задание: устно придумать предложение.
6. Сколько гласных букв надо проверить в словах: Берега холодка?
7. Придумайте слова, в которых надо проверить 1 гласную букву, 2 гласных буквы.
8. На доске написан текст: “Весной цветут, саду зеленеет трава и деревья”
– Как узнать, нет ли в записанном тексте ошибок? Выделите гласные, которые надо проверить и запомнить.
9. Подчеркните в тексте гласные и парные согласные, которые надо запомнить или проверить. Объясните, почему вы подчеркните именно эти буквы. – Как вы действовали, чтобы выделить их?
“Пришла весна. Тает снег. Открывают глазки подснежники. На березке распустились зеленые листочки. Сад наполнился голосами грачей и скворцов ”
Итак, сложный, осуществляемый в несколько этапов процесс решения, орфографической задачи, начинается с выделения орфограммы и установления ее типа (разновидности). Значимость этого этапа несомненна. Ведь только обнаружив орфографическую трудность и осознав ее как задачу, ученик может начать поиск ее решения. Поэтому, бесспорно, развитие орфографической зоркости учеников с ЗПР на основе опознавания или опознавательных признаков орфограмм и овладения рациональными способами действия по их выделению одно из важнейших направлений в обучении их решения орфографических задач.
И, тем не менее, нередко ученики усваивают лишь чисто внешнюю (формальную) и не усваивают содержательную сторону приема проверка. Что имеется в виду? Часто ученики, подбирая проверочное слово, изменяют (по образцу) форму проверяемого слова. Не заботясь о том, чтобы выдержать общий принцип проверки: для гласных – “ изменив слово, поставь под ударение гласный”, для согласных “изменив слово, поставь парный звонкий (глух) согласный перед гласным? В результате “проверка осуществляется следующим образом: дождя – дожди, ковер – ковры, косичка-косички, сказка-сказки. О формальном усвоении приемов проверки непонимании сущности проверки свидетельствуют и другие факты, например, ошибки в правописании гласных и согласных даже при правильном подборе проверочного слова (или при наличии его в контексте) “часы – час, сапоги – сапог; смещение понятий “проверочное” и “проверяемое” слово.
Примеры упражнений для систематизации приемов проверки орфограмм, для различения проверяемого и проверочного слова:
1. Какие гласные пропущены в словах: с..ды, к..льц
Дополнительно: сочини на тему “Зима” с использованием данных слов.
2. Вставьте пропущенные буквы в словах: кр….ты, н…сы, гл….за, шк…фы, ш…рфы, к..вры.
Проверьте их. Можно ли слово “ковры” проверить словом “ковер”? Почему? Как проверить?
3. Можно ли безударную гласную в слове “слова” проверить словом “словечко”? Почему? Как проверить?
4. Можно ли “з” в слове “сказка” проверить словом “сказки”?
Почему? Как проверить?
5. Пользуясь таблицей. Подберите как можно больше проверочных слов к словам “гора”, “дубки”, “лед”.
6. “Кто больше?” Запишите, как можно больше проверочных слов:
леса-лес, след – следы, грибы – гриб, снега – снежок, лист – листы.
– Какое из слов каждой пары является проверочным? Проверяемым? Почему? Какая пара “лишняя”?
Запишите, ставя на первое место проверочное, на второе проверяемое слово.
7. Какое из двух слов является проверочным? Спишите, вставьте пропущенные буквы. Через черточку запишите только; к…льцо – кольца, колечко;
С..ды – сад, садик; м..ста – место, местечко.
8. К слову “лиса” подберите родственные слова по вопросам: Как назвать “лису” ласково? Как назвать детенышей лисы? Хвост лисы? ( Лиса, лисонька, лисята). В каких из записанных слов букву “и” следует проверить, назовите проверочные слова.
Вот таким образом начинается работа по обучению решению орфографических задач.
Для повышения грамотности учащихся можно использовать и такой метод приемов как графический диктант.
Цель: развитие фонематического слуха преодоление замедленности речевых реакций, предупреждение дезорфографии, подготовка к контрольному диктанту.
– Дети, сегодня мы украсим новогоднюю елку разноцветными шариками.
(Я читаю текст; после нескольких вопросов по содержанию, читаю каждое предложение по 2 раза: 1-целиком, 2 раз – медленно, называя слово за словом).
Дети повторяют про себя, находят орфограмму, а затем на соответствующей ветке рисуют небольшой шарик. Прошу назвать проверочное слово.
Диктант
Елка
Мы нарядили пушистую елку. Сестренка Анечка развесила гирлянды из бус и флажков. Братья Илья и Кирилл украшали елку хрупкими блестящими игрушками. Тут были цветные стеклянные шары, маленькие гномы, грибочки, часы, шишки, звездочки. С веток свисали узкие длинные сосульки. На зеленых иголках сверкала серебристая мишура. Поздно вечером мы зажжем разноцветные лампочки
Работаю над орфографией третий год. Начала с усвоения двух важнейших орфографических понятий – “орфограмма” и “ правило”, – и двух главных орфографических умений – ставить и решать орфографические задачи. Дети выделяют наиболее распространенные орфограммы: №1,3,4,5,6,8,10,12,13,19.
В текстах упражнений, в словарных диктантах дети учились находить и обозначать орфограммы. Для этого использовала отрывки из стихотворений, скороговорки, поговорки.
Рассмотрим один из эпизодов урока.
1. Учащиеся читают отрывок, высказывают свои впечатления. Списывают красиво, правильно.
“Нашу речку, словно в сказке.
За ночь вымостил мороз.
Обновил коньки салазки
Елку из лесу привез”.
(С.Маршак).
2. Дальше дети работают над текстом. – Найдите в тексте орфограммы, обозначьте их номер (пользуясь таблицей)
3. Зачем проводить классификацию орфограмм.
(Например: №2-2орф, №3– 3ор….)
Зачем нужна эта работа?
Во-первых, нумерация орфограмм помогает фиксировать внимание на данной орфограмме, сосредотачиваться на проверке, дети хорошо запоминают номера орфограмм. Во-вторых, вся эта работа направлена на формирование орфографической зоркости, умение решать орфографические задачи. Я веду учет, как ученики решают орфографические задачи, умеют ли правильно обозначить орфограмму. Такой анализ дает четкое представление о сформированности орфографической зоркости каждого ученика и всего класса. Вся эта работа помогает умственному развитию детей, развивает память, наблюдательность. Зоркость; учит детей анализировать и синтезировать.
В учебниках русского языка и чтения немало слов, значение, состав и правописание которых можно объяснить только с помощью этимологического словаря. Объясняемые слова ученики воспринимают с живым интересом. Привлекать внимание к таким словам полезно, уместно и посильно. Так как дело ведь не в словах за ними мысль, сама жизнь.
“Дребезжать” – от “дребезг” – визг; дребезжать – издавать визг; беспрерывно визжать, проверочное (дребезг).
Орфографическая интуиция возникает в основном на основе зрительно воспринимаемых образов вместе с пониманием значений этих образов. И здесь большую роль играет чтение.
Исследования показывают, что чем больше и “ качественнее” читает ученик, тем грамотнее пишет. Объясняется это тем, что чтение и письмо – виды речи, тесно взаимосвязанные. Если при письме осуществляется прямая перекодировка звуковых сигналов в графические, то при чтении происходит обратная перекодировка. Практически нельзя научить писать и при этом не научиться читать.
Включающаяся в работу во время чтения зрительная память способствует повышению уровня орфографической грамотности. Доказано, что предварительное чтение текста предшествующее его записи, повышает качество грамотного письма примерно на 25%.
К сожалению не все дети и не всегда могут самостоятельно обнаружить при чтении тенденции правописания, а иногда такие закономерности устанавливаются неверно и возникают ложные обобщения. Поэтому учителю важно помочь ученикам в процессе чтения правильно понять отношения, существующие в правописании.
Орфографическая работа на материале текстов для чтения может осуществляться использованием разных форм и приемов.
1) Орфографическое чтение, или орфографическое проговаривание с самых первых моментов обучения нужно, чтобы дети усвоили 2 типа чтения – орфоэпическое и орфографическое: прочитай, как говоришь, прочитай, как пишешь.
2) Полезными упражнениями являются всевозможные выписывания слов, предложений из текста по чтению. Часто такие задания носят поисковый характер: выписать слова с данной орфограммой, выписать предложения с родственными словами и т. д.
3) Отрывки из изучаемых произведений можно использовать в качестве письма по памяти, диктовки, но при обязательной последующей проверке по книге для чтения.
4) Прием – “воображаемое письмо”. В читаемом тексте учитель обращает внимание учеников на трудное по написанию слово. Предлагается прочесть слово медленно и, закрыв глаза, мысленно написать его. Затем дети открывают глаза, проверяя себя, перечитывают слово с доски. Такое упражнение акцентирует внимание читающих учеников на трудных словах, способствуют их запоминанию и, не требуя записи в тетрадь, меньше отвлекает внимание учащихся от читаемого произведения, экономии время на уроке.
5) Составление словариков опорных слов для пересказа. После чтения некоторых произведений (небольших по объему) детям предлагается составить списки наиболее интересных, на их взгляд, слов или словосочетаний, встретившихся в данном произведении. Работа ограничивается одним непременным условием: слова должны быть написаны грамотно красиво. Упражнения по составлению словариков развивает у учащихся память на орфографическую норму, расширяет логический запас.
6) Орфография устанавливается через чтение не только путем механического запоминания графической формы слова, но и путем практических обобщений, возникающих в сознании ребенка. Суть этих обобщений состоит в том, что дети путем внимательного чтения и правильно организованных с помощью учителя наблюдений над текстом начинают понимать логику правописания.
Предупреждение ошибок и работа над ошибками на уроках русского языка специальной (коррекционной) школы VIII вида
Для предупреждения ошибок используют следующие виды упражнений:
- соотнесение орфограммы с определенным правилом;
- звуковой анализ слова;
- четкое проговаривание слов;
- условно-графическая запись слова;
- составление слов из разрезной азбуки;
- запись слов на плакате с выделением изучаемой орфограммы;
- использование другого цвета для выделения изучаемой орфограммы при записи слов на доске и в тетради;
- применение правил с обязательным объяснением;
- написание предупредительных диктантов (слуховой, зрительный, письмо по памяти, комментированное письмо);
- соблюдение орфографического режима (порядок ведения тетради, регулярная проверка тетрадей, работа над ошибками, соответствующие требования к наглядности, грамотная речь педагогов) и гигиенического режима (организация рабочего места, посадка, расположение тетради, определенный объем работы, чередование труда и отдыха);
- повторение диктуемых слов и предложений учителем;
- четкое или распевное проговаривание слов учителем;
- осуществление индивидуально – дифференцированного подхода к учащимся.
Работа над ошибками
Эффективность работы над ошибками зависит от:
- систематичности ее проведения;
- от разнообразия видов упражнений
- от активности учащихся в процессе самостоятельной деятельности
- от наличия индивидуального подхода к каждому ученику.
Работа над ошибками предусматривает следующие этапы:
- Исправление ошибок с учетом способности школьников к самостоятельной деятельности и уровня усвоения правила.
- Анализ ошибочных написаний, выделение группы ошибок, типичных для класса и каждого ученика.
- Организация специального урока работы над ошибками.
План урока работы над ошибками:
- Сообщение о результатах письменной работы.
- Коллективный анализ типичных ошибок класса.
- Выполнение упражнений на закрепление слабо усвоенных правил.
- Самостоятельная работа над ошибками.
- Задание на дом.
- Подведение итогов урока.