Русский язык
-
«На всех словах – события печать». Лексика и фразеология. 6-й класс 2019
Цель урока: активизировать знания учащихся в области лексикологии и фразеологии.
-
На пути к урокам изящной словесности 2010
Урок проведен в 5-м классе по теме «Синтаксис и пунктуация. Повторение» на материале отрывка об украинской ночи из повести Н.В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница», предложенной для внеклассного чтения. Учащиеся повторяют постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами, обращением, вводным словом, в сложных предложениях, правописание личных окончаний глаголов, знакомятся с мастерством Н.В. Гоголя, с понятиями «цветопись» и «звукопись», с толкованием новых слов, закрепляют имеющиеся умения использования олицетворений в речи, нахождения ключевых слов в тексте.
-
На пути к урокам изящной словесности 2011
Предлагаются дидактические материалы для проведения уроков русского языка в 9-м социально-гуманитарном классе, которые строятся не только на материале художественных текстов изучаемых произведений, но и на материале по теории литературы, литературно-критических статей о творчестве писателей. Дидактические материалы можно использовать при изучении тем: «Повторение изученного в 8-м классе», «Основные виды сложных предложений», «Сложноподчиненное предложение».
-
"На урок - с Булгаковым" 2009
Цели урока русского языка: обобщение знаний, умений, навыков учащихся по основным разделам русского языка, исследование языкового материала романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита», интегрирование материала русского языка и литературы, создание условий для переноса лингвистических знаний в новые учебные ситуации, подготовка к ЕГЭ по русскому языку.
-
Наблюдение над использованием синонимов и антонимов в поэтических текстах 2006
Урок проводится после изучения темы "Лексика" (5-й класс) на специальном курсе "Выразительные средства русского языка". Цель урока - познакомить учеников с изобразительно-выразительными возможностями синонимов и антонимов.
-
Наблюдение над однокоренными словами. Орфограммы корня. 2-й класс 2011
Автор знакомит учащихся с орфограммами (гласный и парный согласный звуки) в корне слова. Формирует представление о способах проверки орфограмм корня слова, находит проверочные слова в группе однокоренных слов. Ученики развивают внимание, чувство доброты, взаимовыручку. Учатся наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
-
Наблюдение над словами-признаками. Развитие умения ставить к ним вопросы 2011
В статье представлен конспект метапредметного урока по русскому языку во 2-м классе на тему «Наблюдение над словами-признаками». В ходе урока применялись разнообразные методы, направленные на совершенствование умений и навыков учащихся, на развитие речи и мышления второклассников. Содержание урока построено на одной «сквозной» линии «Осень», которая объединяет все этапы, каждый из которых связан логически и тематически.
-
Наблюдение над языковыми явлениями и элементы исследовательской работы при изучении разрядов имен прилагательных в 6-м классе 2007
При изучении ряда тем, в числе которых – "Разряды имён прилагательных", школьный учитель может испытывать затруднения, так как их изложение в учебниках для общеобразовательных учреждений противоречиво, отражение в упражнениях и заданиях непоследовательно. Предлагаемые уроки позволят избежать излишней категоричности в освещении спорного лингвистического вопроса, развить у детей осмысленное восприятие материалов учебника, с помощью элементов игры облегчить их понимание и запоминание, научат учащихся наблюдению над языковым явлением с опорой на личный опыт, помогут выработать навык взаимодействия в группе.
-
Наглядно-дидактическое пособие "В мире цветов" (нравственно-экологическое воспитание на уроках русского языка) 2007
Предлагаемая вашему вниманию работа "В мире цветов" представляет собой систематизированный набор текстов - упражнений для работы с учащимися 9-го класса в начале учебного года при повторении изученного в 5—8-го классах. Основное назначение пособия - дополнить учебник 9-го класса наглядно-дидактическим материалом, с помощью которого можно был бы расширить возможности индивидуальной, индивидуально-групповой, коллективной работы учащихся при повторении, а также воспитать любовь и бережное отношение к природе, пробудить интерес к изучению происхождения слов.
-
Наглядность на уроках как средство подготовки к устному экзамену 2022
«Детская природа требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать таких слов, и ребенок усвоит их налету». Вспомните видеоролик, как ученик, не понимая смысла слова «сени», не может запомнить стихотворение и начинает ругаться: «Ласточка с весною в сени к нам летит». Зрительные, наглядные образы иллюстрации помогают учащимся уяснить значение многих новых для них слов, относящихся к историческому быту или области духовной жизни человека. Сегодня жизнь настойчиво требует от преподавателя-словесника высокого мастерства, умения применять в своей работе разнообразные приемы и средства, помогающие эффективному осуществлению задач нравственно-эстетического и патриотического воспитания учащихся. Одним из наиболее эффективных распространенных видов является интегрированная связь уроков словесности и изобразительного искусства, «где пути изображения и слова скрещиваются и переплетаются». Как же организовать работу с наглядными средствами на уроках русского языка и литературы начиная с 5-го, чтобы на итоговом собеседовании в 9-м классе обучающиеся могли показать положительный результат? На экзамене ученики затрудняются в пересказе прочитанного текста, в описании фотографии и рассказе на основе жизненного опыта.
-
Наглядность на уроках русского языка 2011
При обучении детей с проблемами здоровья в школе надомного обучения актуально использование различных видов наглядности. В статье представлены примеры использования наглядности на занятии: схемы-опоры к теме «Сложное предложение»; таблицы «Правописание составных предлогов», «Правописание суффиксов наречий»; рисунок к теме «Словосочетание».
-
"Надо дождаться, когда красота пригласит в собеседники". Анализ текста на уроке русского языка (с учетом подготовки к ЕГЭ). 11-й класс 2012
В течение урока учащиеся анализируют элементы структуры текста (плана выражения и план содержания). Из множества структурообразующих элементов предлагается поработать с такими понятиями, как "композиция", "тип речи", "языковые средства выразительности". Отмечаются основные темы и проблематика творчества, в частности публицистики, писателя В.Солоухина. Ведется беседа о русской живописи, иконописи, зодчестве.
-
Наедине со всеми (лексическая сочетаемость слов) 2011
Проводится работа по привлечению внимания к речевой выразительности русского языка, богатству его лексического запаса. Обращается внимание участников урока на некоторые речевые формулы с целью преодоления погрешностей в речи. В работе затронуты различные вопросы языкознания, охватывающие области лексической сочетаемости слов, грамматики, словообразования, орфографии, нашедшие свое отражение в тексте стихотворения, выстраивается ассоциативный ряд.
-
Назначение предлогов в речи 2010
Основная задача данного урока – дать семиклассникам понятие о значении и назначении предлога в речи. Учебный материал также позволяет увидеть роль языка в познании мироустройства и рассмотреть сам язык как единство составляющих его элементов, т.к. понятие предлога объединяет морфологию и синтаксис, связано с орфографией и пунктуацией.
-
Назывные предложения 2010
В работе широко используется приём сопоставления, помогающий как усвоению теоретического материала, так и сознательному овладению навыком расстановки знаков препинания. Этот приём приучает школьников наблюдать, сравнивать различные языковые явления, вглядываться в строй предложения, самостоятельно делать выводы.
-
Назывные предложения 2014
Цель урока: находить назывные предложения; определять роль назывных предложений в художественной литературе; выразительно читать назывные предложения; развивать мотивацию изучения русского языка, используя интересные примеры и задания; развивать умения работать в группе, речь; расширять кругозор.
-
Наименования лиц по профессии в русском языке (лингвокультурологический аспект) 2021
Вашему вниманию предлагается выпускная квалификационная работа на тему «Наименования лиц по профессии в русском языке (лингвокультурологический аспект)». Группа наименований лиц по профессии является одним из фрагментов русской языковой картины мира, который свидетельствует о специфике языковых систем и неповторимости национальных культур.
-
Наклонение глагола 2012
Урок в 6-м классе проводился в форме путешествия. Лингвистическая сказка предваряет ознакомление с новым теоретическим материалом. Перед детьми поставлена учебно-поисковая задача, во время объяснения учащиеся были не пассивными слушателями, а готовыми к тому, чтобы сделать определенные выводы, ответить на поставленные учителем вопросы, выполнять задания. Игровой формой объясняется яркое оформление урока.
-
Наклонение глагола 2013
Урок проводится по учебнику "Русский язык" под редакцией Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова. По дидактическим целям урок носит характер систематизации и проверки знаний по выше названной теме. Материал подается в компьютерной программе Microsoft Power Point.
-
Наклонение глагола. Изъявительное наклонение 2020
Цель урока: познакомиться с понятием о наклонении глагола; ввести термины: изъявительное, условное, повелительное наклонения глагола; научиться различать наклонения глагола; отработать умение находить глаголы изъявительного наклонения.
-
"Наклонения глагола". 6-й класс 2010
Наклонение глагола – одна из трудных для понимания ребят тем. При изучении «трудных» тем можно использовать определенную тематику (например, ко дню Космонавтики). Тогда ребятам будет интересно, они сами будут участвовать в процессе творчества, значит, и тема усвоится ими лучше. А также они получат новые знания о развитии космоса с советских времен до наших дней.
-
Наклонения глагола. 6-й класс 2012
Урок русского языка в 6-м классе, на котором учащиеся знакомятся с изъявительным, условным и повелительным наклонениями; отрабатывают умения различать наклонения глагола, что служит предупреждением ошибок в употреблении наклонений глагола в речи. На уроке учащиеся упражняются в конструировании предложений с использованием различных форм глагола.
-
Написание безударных окончаний личных глаголов. 4-й класс 2022
Цель урока: формирование навыка обосновывать правильное написание безударных окончаний глаголов настоящего времени по алгоритму; развитие орфографических навыков, формирование умения определять спряжение глаголов по неопределенной форме, правильного написания безударного личного окончания глагола.
-
"Написание наречий" 2010
Урок разработан для учащихся 7-го класса и направлен для повышения мотивации к обучению. Главная цель - на материале стихотворений белгородских поэтов отработать лингвистическую тему "Написание наречий". Урок направлен на развитие творческо-исследовательской деятельности; формирование у ученика интереса к поэтическому творчеству и любви к родному краю.
-
Написание наречий. 7-й класс 2010
Форма урока позволяет повысить мотивацию к учебной деятельности обучающихся. Цели урока: формирование умения различать наречия и омонимичные формы; формирование орфографических навыков написания наречий; развитие умения связно излагать свои мысли; пополнение словарного запаса обучающихся; воспитание основ нравственности.
-
Написание НЕ с глаголами 2012
Помогая великому Всезнамусу, ученики отправились в морское путешествие на остров Морфология, преодолевая трудности различного уровня: от простого к сложному. Все задания направлены на освоение изучаемой орфограммы. Кроме того, в начале урока дети заполнили билеты на корабль, что позволило выявить пробелы в их знаниях по теме «Глагол». В конце урока эти пробелы должны восполниться.
-
«Написание НЕ с разными частями речи». 8-й класс 2015
На уроке учащиеся, работая в группах, выполняют задания по предложенному плану. Учатся анализировать текст, находить необходимую орфограмму. Для работы на уроке предлагаются тексты, посвященные людям науки, и задания по теме урока.
-
Написание О и Ё (Е) после шипящих (в окончаниях существительных и прилагательных) 2013
Изучается написание О и Ё (Е) после шипящих (в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных). Учащиеся применяют усвоенные алгоритмы и правила при решении учебных задач.
-
Написание сжатого изложения: теория и практика 2011
Изложение - один из традиционных видов работы по развитию связной речи учеников, оно учит их воспринимать речь на слух и запоминать не только содержание высказывания, но и его языковую форму. В процессе подготовки к экзамену необходимо проводить содержательно-композиционный анализ текста, чтобы помочь школьникам понять и запомнить его содержание. Особое внимание обратить на то, что пишется сжатое изложение, это предполагает владение методикой пользования различными способами сжатия информации.
-
Написание слов с парными согласными в середине слова 2011
Урок русского языка составлен в соответствии с образовательной программой «Школа России» под редакцией А.А. Плешакова и комплекта учебников «Русский язык 2-й класс», авторы: А.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. Цели урока: учить видеть орфограмму; развивать умение проверять слова с парными согласными на конце и в середине слова; развивать мышление, орфографическую зоркость; воспитывать умение работать в парах.