С малых лет ребенок вглядывается, всматривается в иллюстрацию, репродукцию картины представляет образы, по-своему пытается толковать изображенное - ему хочется узнать о судьбе героев, соотнести увиденное с текстом. Наглядность - средство мотивации к чтению, корректировки и углубления понимания и переживания произведения. К.Д.Ушинский писал: «Дитя мыслит образами, звуками, красками».
«Детская природа требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать таких слов, и ребенок усвоит их налету». Вспомните видеоролик, как ученик, не понимая смысла слова «сени», не может запомнить стихотворение и начинает ругаться: «Ласточка с весною в сени к нам летит». Зрительные, наглядные образы иллюстрации помогают учащимся уяснить значение многих новых для них слов, относящихся к историческому быту или области духовной жизни человека. Сегодня жизнь настойчиво требует от преподавателя-словесника высокого мастерства, умения применять в своей работе разнообразные приемы и средства, помогающие эффективному осуществлению задач нравственно-эстетического и патриотического воспитания учащихся.
Одним из наиболее эффективных распространенных видов является интегрированная связь уроков словесности и изобразительного искусства, «где пути изображения и слова скрещиваются и переплетаются».
Как же организовать работу с наглядными средствами на уроках русского языка и литературы начиная с 5-го, чтобы на итоговом собеседовании в 9 классе обучающиеся могли показать положительный результат? На экзамене ученики затрудняются в пересказе прочитанного текста, в описании фотографии и рассказе на основе жизненного опыта.
Цель: поделиться приёмами использования наглядных средств на уроках как формой подготовки к устному собеседованию. Эта форма работы развивает коммуникативные навыки, речевую культуру, познавательные и творческие возможностей учащихся; формирует функциональную грамотность.
Задачи: научить обучащихся «читать» произведение искусства, понимать содержание, видеть его художественные возможности и переводить увиденное на язык слова.
Важно, чтобы работа с иллюстрацией была не случайным методическим приемом, а системой, обладающей своей логикой и динамикой, которая осуществлялась бы в соответствии с дидактическим принципом систематичности и последовательности в обучении с учетом возрастных особенностей и уровня развития учащихся. Эту идею помогают реализовать линия УМК по русскому языку под редакцией Т.А.Ладыженской, по литературе - В.Я.Коровиной.
Какие же методические задачи помогают решить средства наглядности на уроках? Это мобилизация психической активности учащихся; введение новизны в учебный процесс; повышение интереса к уроку; увеличение возможности непроизвольного запоминания материала; расширение объема усваиваемого материала; выделение главного в материале и его систематизация. Все перечисленные обстоятельства показывают необходимость этой формы деятельности в систематической подготовке к итоговому собеседованию, актуальность и своевременность этого метода. Наглядность помогает усвоению изучаемого материала, углубляет его содержание, в то же время способствует развитию устной и письменной речи обучающихся. Использование на уроке репродукций известных картин, удачных иллюстраций дает широкие возможности для пополнения словарного запаса и развивает умение высказывать свои мысли. «Если школьники в течение учебы научатся создавать словесные картины, то на устном экзамене их высказывания будут характеризоваться смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, то есть успешно выполнят поставленную перед ними коммуникативную задачу».
Во время работы над репродукцией картины художника или иллюстрацией учащиеся знакомятся с предполагаемыми формулировками экзаменационных вопросов. В связи с этим большое значение имеет отбор картин. Каков же принцип отбора картин на урок? Картина выполняет роль опоры, стимула для осуществления речевых действий. Именно так организована работа в учебниках под редакцией Т.А.Ладыженской. Стимулирующая функция иллюстраций и картин используется в учебниках при работе над самыми различными темами программы. По мнению К.Д.Ушинского, «картина позволяет учащимся организовывать наблюдение, опираясь на личный жизненный опыт», поэтому сочинение по картине может рассматриваться и как сочинение по личным наблюдениям и впечатлениям.
Практические материалы с заданиями к репродукциям картин известных художников и иллюстрациям (5-6 классы) на уроках русского языка и литературы. Литература. 5 класс
Сочинение-миниатюра на основе собственных наблюдений, устных ответов по сюжетной иллюстрации с грамматическим заданием.
Описание иллюстрации по тексту В.Г.Короленко «В дурном обществе».
Задание: повторить правописание окончаний существительных.
В.Г.Короленко «В дурном обществе»
(https://malenkii-genii.ru/images/diafilm/diafilm-1219/diafilm-45.jpg)
Цель: определить, какими нравственными качествами должен обладать каждый человек.
Словарная работа: Маруся - девочка, бледное, крошечное создание, маленькая приятельница, друг.
Рассматривают иллюстрацию и выбирают название «Друзья».
Беседа (каждое предложение вначале составляют устно).
- Где происходит действие? (Мрачно и тихо в подземелье).
- Как чувствует себя Маруся? (Маруся - в Д.п.) Марусе стало совсем плохо.
- Где лежит Маруся? Замените слово Маруся. Она лежит в грязной, ветхой постели.
- В каком состоянии находится больная? (Больная находится в забытьи и никого не узнает.)
- Почему Валек и Вася решили взять куклу у девочки? Валек и Вася решили взять куклу у девочки, чтобы вернуть Соне.
- Что произошло? Как только Вася вынул куклу из рук Маруси, она заплакала.
- Что понял Вася? Как здесь лучше назвать Марусю? Вася понял, что он хотел лишить своего друга первой и последней радости в жизни.
- Какова поза и выражение лица Валека? Валек с грустью глядит на сестру.
Владимир Галактионович Короленко, обладая уникальным литературным талантом, сумел проникнуть в тайники человеческой души и показать, что самый великий дар, данный человеку, - это чуткое сердце.
Перечислите еще раз качества, которыми должен обладать нравственный человек? Запишите их в тетрадь в виде кластера: доброта, отзывчивость, милосердие, сострадание, самопожертвование, любовь.
Домашнее задание: подготовить устный рассказ по иллюстрации «Тыбурций и Валек после смерти Маруси».
Творческие задания: - словесное описание иллюстрации. Г.Х.Андерсен «Снежная королева» (5 класс)
Цель: проанализировать образы миров героев сказки.
Задание 1. Описать по иллюстрации образ Снежной королевы, характеризуя ее внутренний и внешний облик.
- Какие душевные (внутренние) качества отразились в облике Снежной королевы?
- Как автор выражает свое отношение к Снежной королеве? («сияющие глаза», в которых не было «ни тепла, ни мира»). Как иллюстратор передал ее высокомерие («пронизывающий холодный взгляд»).
Г.Х. Андерсен «Снежная королева»
https://i.pinimg.com/originals/e3/1c/d5/e31cd556df220cd4c209f3673d123f4a.jpg)
Задание 2. сравнить свое рисование образа с текстом Г.Х.Андерсена (5 кл.)
Рабочий материал: белая красавица, соткано, покрывало - миллион снежинок, одежда - голубоватый лед, глаза без теплоты, хороша, тяжелый взгляд. Объяснение орфограмм.
- Вспомнить и восстановить сюжет сказки «Снежная королева» по иллюстрациям.
В целях актуализации знаний по произведению обучающимся предлагается ответить на вопросы сказки. Для того чтобы вспомнить сюжет, достаточно посмотреть иллюстрации и услышать звуки музыки.
- Кто жил в мансардах смежных домов?
- Кого увезла Снежная королева?
- Что предложила Герда реке?
- Кто помог Герде в дальнейшем поиске Кая? и другие вопросы по сюжетным иллюстрациям.
Самостоятельная работа. Соотнеси текст с иллюстрацией «Узнай героя».
Предлагаю учащимся определить по портретам знакомых литературных героев.
Даны, например, пять пронумерованных портретов. Учитель зачитывает фрагмент текста или дает карточки с текстом. Дети должны распределить портреты.
- https://iq.hse.ru/pubs/share/thumb/371580772:c952x634+0+3:r1118x745!.jpg
- https://sochinyshka.ru/wp-content/uploads/2017/01/kavkaz-din.jpg
- https://s1.slide-share.ru/s_slide/2039ecce66908fcfb9a9777db6bfa385/28c6cc34-2845-424b-b1a7-bd91504ad0ff.jpeg
«Несмотря на свои четыре года, ходила еще плохо, неуверенно ступая своими кривыми ножками и шатаясь, как былинка…»
«Была женщина лет двадцати осьми, маленькая, худенькая, белокурая, с родинкой на левой щеке. Родинки на левой щеке почитаются на Руси плохой приметой…»
«Прибежала девочка - тоненькая, худенькая, лет тринадцати и лицом на черного похожа. Видно, что дочь. Тоже глаза черные и лицом красивая. Одета в рубаху длинную, синюю, с широкими рукавами и без пояса.»
Примерный план описания портрета. Самый распространенный вид работы, например 5-6 класс, - описание портрета писателей
1. Каков внешний вид изображенного человека?
2. Черты лица:
- Общая оценка.
- Наиболее характерные черты.
- Что хотел подчеркнуть художник в характере?
- Какие краски использовал художник? Какое значение они имеют для портрета?
Устное сочинение. Картина В.Васнецова «Богатыри»
В.М.Васнецов «Богатыри»
(http://zkm-nasledie.ru/images/6.jpg)
Внимательно рассмотрите картину.
- Какие богатыри изображены на картине? Что можно рассказать о каждом из них? Используйте в рассказе былинные слова и выражения.
- Как в литературе называется описание внешности героя?
- Вспомните, в каких произведениях литературы вы уже встречали такую характеристику
Межпредметная связь
- Вспомните былины о богатырях.
- Какие подвиги во славу своей земли совершают богатыри?
- Удалось ли художнику передать то, как в былинах описывает своих героев-богатырей?
- Какие былины о богатырях вы знаете?
- Соответствуют ли вашему представлению о богатырях изображенные В. Васнецовым герои русского былинного эпоса?
Рисунки о богатырях. Рассмотреть иллюстрации. К каким произведениям они относятся и какие эпизоды на них изображены? Придумайте названия к этим рисункам.
(https://znaykauchit.ru/wp-content/uploads/2021/08/mikula_selyaninovich_11_14122612.jpg)
Сопоставление текста (К.Паустовский очерк «Мещерский край» с репродукцией картины)
И.И.Левитан «Весна. Большая вода»
https://k-a-r-t-i-n-a.ru/wp-content/uploads/2015/08/isaak-levitan.-vesna.-bolshaya-voda.jpg
Вы видите репродукцию картины Левитана. Как вы думаете, почему именно картина этого художника привлекается при изучении очерков Паустовского?
(Мещерский край скромен так же, как картины Левитана)
- Рассмотрите репродукцию картины И.Левитана «Весна. Большая вода». Нравится ли вам картина?
- Каково настроение, переданное в пейзаже?
- Что изображено на ней?
- Как расположены деревца, тени на воде и на берегу?
- Что помогает ощущать простор, воздух, разливающееся тепло?
- Как передано присутствие человека?
- Сравните описание лесов и озер в очерках Паустовского с изображением на картине Левитана. Что сближает художника и писателя в отношении к природе?
Устное сочинение по жанровой картине «Тройка» В.Г.Перова
Урок с использованием картины «Тройка» В.Г.Перова проводится перед изучением рассказа В.Г.Короленко «В дурном обществе». В вводной части учитель или (сообщение учеников) вкратце знакомят с художником.
В.Г.Петров «Тройка»
(https://yandex.ru/images/search?text=картина%20перова%20тройка%20оригинал&stype)
Вспоминают отрывок из поэмы «Мороз Красный нос» и картину «Проводы покойника». С жалостью слушают школьники об историческом времени, о жизни людей, измученных непосильным трудом. Художник любил свой народ и с болью в сердце изображал детей, которые из-за голодной жизни вынуждены были рано идти на заработки.
Учитель проводит беседу по картине.
- Какое время года изображено? Какая погода?
- Почему картина называется «Тройка»? Кто изображен на картине? Какие это дети?
- Как детям жилось у хозяина? Как это показано на картине?
- Описание детей. Как художник показал непосильный труд каждого? Кто из троих особенно изнемогает от работы?
- Почему детям так трудно везти бочку?
- Кто сочувствует горю детей?
- Какое чувство вызывает картина?
В заключение учитель говорит, какую роль в картине имеет цвет? (серые облака, глухая стена, серый тон - все передает ощущение детского горя). Ответив на вопросы по картине, дети составляют план сочинения. Подготовка к сочинению сопровождается словарной работой и сбором рабочего материала.
Дети: бедные, несчастные, усталые, измученные, изможденные.
День: зимний, морозный, вьюжный.
Дорога: пустынная, зимняя, обледенелая, ухабистая.
Детство: тяжелое, безрадостное, печальное.
Одежда: рваная, в заплатах.
Хозяин: безжалостный, бездушный, бесчеловечный.
Составляются также глагольные словосочетания с требуемым падежом: изнемогать от усталости, напрягать последние силы, надорваться на работе.
Русский язык. 5 класс
Устное сочинение по картине А.И.Лактионова «Письмо с фронта», которое можно провести как на уроке русского языка при изучении темы «Письмо» (5 класс), так и на литературе - «Военная лирика» (6 класс)
Слово учителя. Александр Иванович Лактионов во время войны работал как художник в штабе Ленинградского военного округа. В 1943 году задумал картину, которая отразила бы жизнь тыла. Мысль оформилась, когда он встретил на улице раненого бойца, прибывшего с фронта. Он должен был передать письмо матери от своего товарища. Картина была названа «Письмо с фронта» и имела успех.
А.И.Лактионов «Письмо с фронта»
https://fs.znanio.ru/methodology/images/f2/cb/f2cbd0c1ae14acb455183ea156914d63757e1141.jpg
Ученики рассматривают картину. Делятся впечатлениями, обращают внимание на детали. Работать над картинами «научены», опыт есть. Составляют самостоятельно план, затем корректируют. (Работают в парах).
Предлагаю план с нарушенной последовательностью. План коллективно восстанавливают.
- Описание раненого бойца.
- Тревога матери сменяется радостью.
- Действующие лица.
- Где происходит действие?
- Какое время года показано в картине?
- Чтение письма.
- Слушают внимательно (описать каждого)
- Чем привлекательна картина? (описать освещение).
Затем прослушивают устные сочинения 3-4 работы (работают в паре).
Стилистические упражнения (рабочий материал)
Упражнение №1. Подобрать слова, заменяющие «боец» (фронтовик, солдат, боевой товарищ).
Упражнение №2. Выбрать слова и словосочетания для описания освещения в картине: яркое, ослепительное солнце, полуденный зной, палящие лучи солнца; солнце озаряет двор, заросший травой; в траве играют солнечные зайчики; яркие блики солнца на полу; золотом горят на солнце белокурые волосы девушки; раненый боец щурится от солнца.
Задание на выбор: описание или написать письмо с фронта.
Работа с ключевыми, опорными словами. Сочинение по картине Ф.П.Решетникова «Мальчишки».
Ф.П.Решетников «Мальчишки»
(https://art-assorty.ru/wp-content/uploads/2019 https /01/9123573.jpg
- Посмотрите на эту картину. Что вы видите?
- Как изображены дети? Опишите их:
- Какие у них выражения лиц?
- Что мы узнаем по выражению лица о них?
- Об их характере? О душевном мире?
- Можно ли определить их будущее?
1. В описании картины можно использовать следующую опорную лексику:
- Передо мной картина…
- На ней изображены…
- Цветовая гамма…
- При создании картины мастер использовал…
- Художнику удалось…
2. Опорные фразы и словосочетания: тёмное небо, увлечённо рассказывает, завороженно слушает, мечтательно смотрит, созвездия. Эти опорные слова помогут составить описание картины.
Описание портрета. Сочинение по картине В.А.Серова «Девочка с персиками»
Цель урока: отработать умение описать внешность человека как проявление его сущности; как отражение его внутреннего «Я».
В.А.Серов «Девочка с персиками»
https://ru.wikipedia.org/wiki/Девочка_с_персиками#/media/Файл:Valentin_Serov
- Девочка_с_персиками.Портрет_В.С.Мамонтовой
- Посмотрите на этот портрет.
- Что вы видите?
- Как изображена девочка? Опишите ее.
- Какое лицо у этой девочки?
- Что мы узнаем по лицу о ней?
- О её характере? Её душевном мире?
- Можно ли определить ее будущее?
(Лицо ясное, юное, чистое, живое, мягкий овал лица, умное и энергичное. Поза ее естественная...)
- Как художник передал слияние человека с миром?
(Слияние передано светом, наполняющим комнату. Этот свет скользит по лицу и рукам девочки, мягко ложится на скатерть, отражается на спинках стульев, сияет на стене и фарфоровой тарелке.)
Литература. 6 класс
А.Грин «Алые паруса» (задание по иллюстрации)
А.Грин «Алые паруса»
(https://flomaster.club/17314-alye-parusa-illjustracii.html
Восстановите предсказания Эгля, вставьте пропущенные слова.
Однажды утром в (1)…дали под солнцем сверкнет (2)… парус. Сияющая громада (3). …парусов (4)…корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе. Тихо будет плыть этот (5)…корабль, без криков и выстрелов; на берегу много соберется народу, удивляясь и ахая; и ты будешь стоять там. Корабль подойдет (6)….к самому берегу под звуки (7)…музыки; нарядная, в коврах, в золоте и цветах, поплывет от него (8)…. лодка. «Зачем вы приехали? Кого вы ищете?» - спросят люди на берегу. Тогда ты увидишь храброго (9) …принца; он будет стоять и протягивать к тебе руки. «(10)…, Ассоль! - скажет он. - Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во (11)…и приехал, чтобы увезти тебя навсегда в свое царство. Ты будешь там жить со мной в розовой глубокой долине. У тебя будет все, что только ты пожелаешь; жить с тобой мы станем так дружно и весело, что никогда твоя. (12)….не узнает слез и печали».
Ответы:
- морской,
- алый,
- алых,
- белого,
- чудесный,
- величественно,
- прекрасной,
- быстрая,
- красивого,
- здравствуй,
- сне,
- душа.
А.С.Пушкин «Дубровский»
Задания: подготовьте устный рассказ по одной из понравившейся иллюстраций к повести. Обратите внимание на чувства и переживания действующих лиц, которые изображены на рисунке.
По учебнику русского языка под редакцией Т.А.Ладыженской предложено выборочное изложение (упр.392) по произведениям «Дубровский» - «Возвращение Владимира в отчий дом», а на литературе - «Бежин луг». (6 класс.)
Выборочное изложение фрагмента. «Уж более трех часов протекло с тех пор…» до слов: «…Промчался отдохнувший табун». И.С.Тургенев «Бежин луг». 6 кл. Сопоставление текста с репродукцией (иллюстрацией)
(https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/04e3/0000186a-d26c03c0/img13.jp)
Цель: запомнить образные выражения Тургенева и использовать в письменной работе.
План цитатный:
- «…все спало крепким, неподвижным, предрассветным сном».
- «…Утро зачиналось».
- «…Полились алые, красные, золотые потоки молодого горячего света».
Задание №1. Обозначения цвета при описании природы.
Поиск и классификация информации в тексте, умение толковать переносное значение слов.
Утро |
Какие цвета преобладают (по тексту) |
Какие это цвета (толкование) |
кроткий румянец |
Светлые красно-розовые тона |
|
светлое и приветно лучезарное солнце |
Желтое, искристое |
|
лиловый туман тучи |
Темные соцветия сирени |
|
блеск кованого серебра |
Солнце светит сквозь облака, поблескивая серебристо-золотым цветом. |
Проверка домашнего задания.
Задание №2. Выписать, обозначить эпитеты для описания предрассветного сна: крепкий, неподвижный, предрассветный - 1в.;
света звезд: чуть брезжущий, слабо льющийся;
неба (бледно-серое), ветерка (жидкий)
Метафоры - 2 в.
- заря - «заря не румянилась»;
- звезды - «звезды то мигали слабым светом, то исчезали»;
- небо - «небо светлело, холодело, синело;
- ветерка - «ветерок пошел бродить и порхать над землей»;
- свет - «полились сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого горячего света»;
- росы - «лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы»;
- пробуждение природы - «все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило».
Вывод. Эти упражнения показывают богатство языка Тургенева, богатство красок в русской природе. Писатель использует для этого имена прилагательные, существительные, глаголы и причастия.
«Природа в поэтических произведениях»
Задание: «Восстанови перепутанные цепочки»:
- В какой последовательности можно расположить стихотворения из этой рубрики?
- А в какой последовательности расположите репродукции картин из этой рубрики?
- Какому времени года посвящено каждое стихотворение?
- А как передал красоту времен года художник…? Сопоставить с текстом.
- Найти созвучные картине строки. Проиллюстрировать. Какая картина понравилась и почему?
Домашнее задание: проиллюстрировать цитатами из стихотворений самостоятельно подобранные репродукции к временам года.
Прогнозирование. Перед изучением произведения даются иллюстрации (можно разные) или показывает учитель слайд. Учащиеся минуту рассматривают, делятся своими впечатлениями, предположениями и - описывают устно увиденное (т.е. делятся своим мнением)
В.Маковский; Д.Шмаринов; А.Пахомов
(https://pickimage.ru/wp-content/uploads/images/detskie/bezhinlug/bezhinlug3.jpg)
Самостоятельная работа. Соотнесение текста с иллюстрацией «Узнай героя»
Предлагается учащимся определить по портретам знакомых литературных героев.
Даны, например, пять пронумерованных портретов. Учитель зачитывает фрагмент текста или дает карточки с текстом. Дети должны распределить портреты в соответствии с текстом.
Примерный план описания портрета. Самый распространенный вид работы, примерный план описания портрета писателей (поэтов), 5-6 класс.
1. Общая оценка (впечатление)
2. Каков внешний вид изображенного человека?
3. Черты лица:
а) самое яркое, индивидуальное, особенное;
б) взгляд этого человека.
3. Что хотел подчеркнуть художник в характере?
4. Чем запомнился портрет?
Сопоставление иллюстраций разных художников к одному произведению
(https://cf2.ppt-online.org/files2/slide/f/
FBLNGnOl5Jt7H2QqeIMmoszD1SiaK94xrXhkgfA0EY/slide-21.jpg)
Сравнивают информацию, данную разными художниками к одному произведению, анализируют явные и скрытые цели авторов, оценивая источники, выявляя расхождения, противоречия, делают выводы, соединяют разрозненную информацию.
Анализируют видение художника, подходы, на чем каждый художник акцентирует свое внимание. Чья иллюстрация детям ближе?
Литература. 7 класс
«Песнь о вещем Олеге»
Расскажите, какими изображены на иллюстрации художника В.Васнецова князь Олег и кудесник? Какие строки передают содержание иллюстраций? Озвучьте картину в лицах.
https://static.auction.ru/offer_images/2015/08/12/03/big/Q/
QEzklJTHxXA/pesn_o_veshchem_olege.jpg)
Изложение по стихотворению А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге».
Цель: изложить содержание стихотворения А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге» (по репродукциям Васнецова), употребляя причастные и деепричастные обороты. План составляют коллективно.
Изложение стихотворения А.С.Пушкина с использованием иллюстраций Васнецова.
План.
- Встреча князя Олега с кудесником.
- «Но примешь ты смерть от коня своего»
- Решение Олега.
- Олег узнает о смерти коня.
- На берегу Днепра.
- Смерть Олега.
- На тризне Олега.
Деформированный искусствоведческий текст (А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»), 7-8 классы.
1. Прочитайте текст. Почему предложенную информацию нельзя назвать текстом? Рассмотрев картину, упорядочьте последовательность текста.
2. Озаглавьте текст. Устно изложите его, глядя на картину. В помощь себе составьте словарик из опорных слов и словосочетаний.
В иллюстрации Васнецова нет полного соответствия пушкинскому замыслу: поэт отдаёт предпочтение волхву перед владыкой, но главный герой баллады для него правда, не разгаданная никем. В конце XIX века Виктор Васнецов делал рисунок к «Песне о вещем Олеге». И иллюстрация живёт!
Этой правды в композиции художника нет. Баллада Пушкина была близка художнику, так как перекликалась с его увлечением русской стариной и живо передавала интерес писателя к давним седым преданиям. Но в ней есть то соединение старины и сказки, которое делает «Песнь...» такой привлекательной для людей самого различного возраста.
Верный текст.
В конце XIX века Виктор Васнецов сделал рисунок к «Песне о вещем Олеге». Баллада Пушкина была близка художнику, так как перекликалась с его увлечением русской стариной и живо передавала интерес писателя к давним седым преданиям. В иллюстрации Васнецова нет полного соответствия пушкинскому замыслу: поэт отдаёт предпочтение волхву перед владыкой, но главный герой баллады для него правда, не разгаданная ни тем ни другим. Этой правды в композиции художника нет. Но в ней есть то соединение старины и сказки, которое делает «Песнь...» такой привлекательной для людей самого различного возраста. И иллюстрация живёт!
Устное описание иллюстраций. И.С.Тургенев «Бирюк»
https://papik.pro/uploads/posts/2021-09/1631237903_1-papik-pro-p-illyustratsiya-biryuk-1.jpg
а) портрет
- Что такое портрет? Какую роль он играет в художественном произведении? Для чего в произведении нужен портрет?
- Устно нарисуйте, опираясь на иллюстрацию, каким вы представляете героя произведения? Совпадает ли ваше мнение с автором?
- Найдите в тексте и прочитайте выразительно, что автор выделяет во внешности Бирюка.
- Какими художественными средствами создан портрет?
- С каким чувством рисует автор портрет героя?
- Как портрет помогает понять характер героя?
- Почему лесник, человек, близкий к природе, тонко чувствующий её, удостоился такого прозвища - Бирюк?
- Что означает слово «бирюк» (по словарю В.Даля)? Соответствует ли это прозвище правде о леснике? Что сделало героя нелюдимым и угрюмым?
б) интерьер
1. Что такое интерьер? Какую роль он играет в художественном произведении?
2. Устно нарисуйте картину, которую вы видите на иллюстрации.
https://онлайн-читать.рф/images/show/1426.htm#h1
Найдите в тексте и выразительно прочитайте описание избы Бирюка. Сопоставьте с иллюстрацией. Совпадает ли ваше описание иллюстрации с текстом? Есть ли отличие?
3. Как это описание помогает понять характер главного героя? С каким чувством охотник-рассказчик описывает место жительства Бирюка?
4. Какие слова в описании являются ключевыми? Сделайте вывод, для чего нужно в этом рассказе описание избы? (Путь от описания жилища (интерьера) к пониманию характера героя).
Работа с наглядным материалом на уроках развития речи как форма подготовки к итоговому собеседованию является важнейшим средством формирования личности школьника, помогает осуществить личностно-ориентированный подход к обучению, способствует созданию развивающей среды на уроке. Воспитание, пронизывающее обучение, помогает ученику извлекать ценности, спящие в его сознании, приводит их в действие. В гуманистическом образовании обучение поддерживает ученика в поиске смысла изучаемых знаний, в поиске смысла их ценностей. Средством воспитания, благодаря которому становится саморазвитие личности, является мир культуры.
«Необходимо так построить урок, чтобы учащиеся смогли прикоснуться к слову мастера, … нашли какие-то нравственные ориентиры для себя, для своего собственного жизненного пути».
Сотрудничество и сотворчество с учащимися помогают добиться каждому ученику усвоения материала, соответствующего базовому уровню знаний, а также способствует их продвижению к творческому уровню, а значит, обучающиеся готовятся к итоговому собеседованию. Таким образом, уроки русского языка и литературы школьного курса обучения в основной и средней школе содействуют развитию функциональной грамотности у обучающихся путем: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. «Если школьники в течение учебы научатся создавать словесные картины, то на устном экзамене их высказывания будут характеризоваться смысловой цельностью, речевой связностью, то есть успешно выполнят поставленную перед ними коммуникативную задачу».