Наглядность на уроках как средство подготовки к устному экзамену

Разделы: Русский язык


С малых лет ребенок вглядывается, всматривается в иллюстрацию, репродукцию картины представляет образы, по-своему пытается толковать изображенное - ему хочется узнать о судьбе героев, соотнести увиденное с текстом. Наглядность - средство мотивации к чтению, корректировки и углубления понимания и переживания произведения. К.Д.Ушинский писал: «Дитя мыслит образами, звуками, красками».

«Детская природа требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать таких слов, и ребенок усвоит их налету». Вспомните видеоролик, как ученик, не понимая смысла слова «сени», не может запомнить стихотворение и начинает ругаться: «Ласточка с весною в сени к нам летит». Зрительные, наглядные образы иллюстрации помогают учащимся уяснить значение многих новых для них слов, относящихся к историческому быту или области духовной жизни человека. Сегодня жизнь настойчиво требует от преподавателя-словесника высокого мастерства, умения применять в своей работе разнообразные приемы и средства, помогающие эффективному осуществлению задач нравственно-эстетического и патриотического воспитания учащихся.

Одним из наиболее эффективных распространенных видов является интегрированная связь уроков словесности и изобразительного искусства, «где пути изображения и слова скрещиваются и переплетаются».

Как же организовать работу с наглядными средствами на уроках русского языка и литературы начиная с 5-го, чтобы на итоговом собеседовании в 9 классе обучающиеся могли показать положительный результат? На экзамене ученики затрудняются в пересказе прочитанного текста, в описании фотографии и рассказе на основе жизненного опыта.

Цель: поделиться приёмами использования наглядных средств на уроках как формой подготовки к устному собеседованию. Эта форма работы развивает коммуникативные навыки, речевую культуру, познавательные и творческие возможностей учащихся; формирует функциональную грамотность.

Задачи: научить обучащихся «читать» произведение искусства, понимать содержание, видеть его художественные возможности и переводить увиденное на язык слова.

Важно, чтобы работа с иллюстрацией была не случайным методическим приемом, а системой, обладающей своей логикой и динамикой, которая осуществлялась бы в соответствии с дидактическим принципом систематичности и последовательности в обучении с учетом возрастных особенностей и уровня развития учащихся. Эту идею помогают реализовать линия УМК по русскому языку под редакцией Т.А.Ладыженской, по литературе - В.Я.Коровиной.

Какие же методические задачи помогают решить средства наглядности на уроках? Это мобилизация психической активности учащихся; введение новизны в учебный процесс; повышение интереса к уроку; увеличение возможности непроизвольного запоминания материала; расширение объема усваиваемого материала; выделение главного в материале и его систематизация. Все перечисленные обстоятельства показывают необходимость этой формы деятельности в систематической подготовке к итоговому собеседованию, актуальность и своевременность этого метода. Наглядность помогает усвоению изучаемого материала, углубляет его содержание, в то же время способствует развитию устной и письменной речи обучающихся. Использование на уроке репродукций известных картин, удачных иллюстраций дает широкие возможности для пополнения словарного запаса и развивает умение высказывать свои мысли. «Если школьники в течение учебы научатся создавать словесные картины, то на устном экзамене их высказывания будут характеризоваться смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, то есть успешно выполнят поставленную перед ними коммуникативную задачу».

Во время работы над репродукцией картины художника или иллюстрацией учащиеся знакомятся с предполагаемыми формулировками экзаменационных вопросов. В связи с этим большое значение имеет отбор картин. Каков же принцип отбора картин на урок? Картина выполняет роль опоры, стимула для осуществления речевых действий. Именно так организована работа в учебниках под редакцией Т.А.Ладыженской. Стимулирующая функция иллюстраций и картин используется в учебниках при работе над самыми различными темами программы. По мнению К.Д.Ушинского, «картина позволяет учащимся организовывать наблюдение, опираясь на личный жизненный опыт», поэтому сочинение по картине может рассматриваться и как сочинение по личным наблюдениям и впечатлениям.

Практические материалы с заданиями к репродукциям картин известных художников и иллюстрациям (5-6 классы) на уроках русского языка и литературы. Литература. 5 класс

Сочинение-миниатюра на основе собственных наблюдений, устных ответов по сюжетной иллюстрации с грамматическим заданием.

Описание иллюстрации по тексту В.Г.Короленко «В дурном обществе».

Задание: повторить правописание окончаний существительных.

В.Г.Короленко «В дурном обществе»
(https://malenkii-genii.ru/images/diafilm/diafilm-1219/diafilm-45.jpg)

Цель: определить, какими нравственными качествами должен обладать каждый человек.

Словарная работа: Маруся - девочка, бледное, крошечное создание, маленькая приятельница, друг.

Рассматривают иллюстрацию и выбирают название «Друзья».

Беседа (каждое предложение вначале составляют устно).

- Где происходит действие? (Мрачно и тихо в подземелье).

- Как чувствует себя Маруся? (Маруся - в Д.п.) Марусе стало совсем плохо.

- Где лежит Маруся? Замените слово Маруся. Она лежит в грязной, ветхой постели.

- В каком состоянии находится больная? (Больная находится в забытьи и никого не узнает.)

- Почему Валек и Вася решили взять куклу у девочки? Валек и Вася решили взять куклу у девочки, чтобы вернуть Соне.

- Что произошло? Как только Вася вынул куклу из рук Маруси, она заплакала.

- Что понял Вася? Как здесь лучше назвать Марусю? Вася понял, что он хотел лишить своего друга первой и последней радости в жизни.

- Какова поза и выражение лица Валека? Валек с грустью глядит на сестру.

Владимир Галактионович Короленко, обладая уникальным литературным талантом, сумел проникнуть в тайники человеческой души и показать, что самый великий дар, данный человеку, - это чуткое сердце.

Перечислите еще раз качества, которыми должен обладать нравственный человек? Запишите их в тетрадь в виде кластера: доброта, отзывчивость, милосердие, сострадание, самопожертвование, любовь.

Домашнее задание: подготовить устный рассказ по иллюстрации «Тыбурций и Валек после смерти Маруси».

Творческие задания: - словесное описание иллюстрации. Г.Х.Андерсен «Снежная королева» (5 класс)

Цель: проанализировать образы миров героев сказки.

Задание 1. Описать по иллюстрации образ Снежной королевы, характеризуя ее внутренний и внешний облик.

- Какие душевные (внутренние) качества отразились в облике Снежной королевы?

- Как автор выражает свое отношение к Снежной королеве? («сияющие глаза», в которых не было «ни тепла, ни мира»). Как иллюстратор передал ее высокомерие («пронизывающий холодный взгляд»).

Г.Х. Андерсен «Снежная королева»
https://i.pinimg.com/originals/e3/1c/d5/e31cd556df220cd4c209f3673d123f4a.jpg)

Задание 2. сравнить свое рисование образа с текстом Г.Х.Андерсена (5 кл.)

Рабочий материал: белая красавица, соткано, покрывало - миллион снежинок, одежда - голубоватый лед, глаза без теплоты, хороша, тяжелый взгляд. Объяснение орфограмм.

- Вспомнить и восстановить сюжет сказки «Снежная королева» по иллюстрациям.

В целях актуализации знаний по произведению обучающимся предлагается ответить на вопросы сказки. Для того чтобы вспомнить сюжет, достаточно посмотреть иллюстрации и услышать звуки музыки.

(https://obiskusstve.com/1616134393199593869/
illyustratsii-k-andersenovskoj-snezhnoj-koroleve-hudozhnitsy-galiny-egorenkovoj/

- Кто жил в мансардах смежных домов?

- Кого увезла Снежная королева?

- Что предложила Герда реке?

- Кто помог Герде в дальнейшем поиске Кая? и другие вопросы по сюжетным иллюстрациям.

Самостоятельная работа. Соотнеси текст с иллюстрацией «Узнай героя».

Предлагаю учащимся определить по портретам знакомых литературных героев.

Даны, например, пять пронумерованных портретов. Учитель зачитывает фрагмент текста или дает карточки с текстом. Дети должны распределить портреты.

  1. https://iq.hse.ru/pubs/share/thumb/371580772:c952x634+0+3:r1118x745!.jpg
  2. https://sochinyshka.ru/wp-content/uploads/2017/01/kavkaz-din.jpg
  3. https://s1.slide-share.ru/s_slide/2039ecce66908fcfb9a9777db6bfa385/28c6cc34-2845-424b-b1a7-bd91504ad0ff.jpeg

«Несмотря на свои четыре года, ходила еще плохо, неуверенно ступая своими кривыми ножками и шатаясь, как былинка…»

«Была женщина лет двадцати осьми, маленькая, худенькая, белокурая, с родинкой на левой щеке. Родинки на левой щеке почитаются на Руси плохой приметой…»

«Прибежала девочка - тоненькая, худенькая, лет тринадцати и лицом на черного похожа. Видно, что дочь. Тоже глаза черные и лицом красивая. Одета в рубаху длинную, синюю, с широкими рукавами и без пояса.»

Примерный план описания портрета. Самый распространенный вид работы, например 5-6 класс, - описание портрета писателей

1. Каков внешний вид изображенного человека?

2. Черты лица:

  1. Общая оценка.
  2. Наиболее характерные черты.
  3. Что хотел подчеркнуть художник в характере?
  4. Какие краски использовал художник? Какое значение они имеют для портрета?

Устное сочинение. Картина В.Васнецова «Богатыри»

В.М.Васнецов «Богатыри»
(http://zkm-nasledie.ru/images/6.jpg)

Внимательно рассмотрите картину.

- Какие богатыри изображены на картине? Что можно рассказать о каждом из них? Используйте в рассказе былинные слова и выражения.

- Как в литературе называется описание внешности героя?

- Вспомните, в каких произведениях литературы вы уже встречали такую характеристику

Межпредметная связь

  1. Вспомните былины о богатырях.
  2. Какие подвиги во славу своей земли совершают богатыри?
  3. Удалось ли художнику передать то, как в былинах описывает своих героев-богатырей?
  4. Какие былины о богатырях вы знаете?
  5. Соответствуют ли вашему представлению о богатырях изображенные В. Васнецовым герои русского былинного эпоса?

Рисунки о богатырях. Рассмотреть иллюстрации. К каким произведениям они относятся и какие эпизоды на них изображены? Придумайте названия к этим рисункам.

(https://znaykauchit.ru/wp-content/uploads/2021/08/mikula_selyaninovich_11_14122612.jpg)

Сопоставление текста (К.Паустовский очерк «Мещерский край» с репродукцией картины)

И.И.Левитан «Весна. Большая вода»
https://k-a-r-t-i-n-a.ru/wp-content/uploads/2015/08/isaak-levitan.-vesna.-bolshaya-voda.jpg

Вы видите репродукцию картины Левитана. Как вы думаете, почему именно картина этого художника привлекается при изучении очерков Паустовского?

(Мещерский край скромен так же, как картины Левитана)

- Рассмотрите репродукцию картины И.Левитана «Весна. Большая вода». Нравится ли вам картина?

- Каково настроение, переданное в пейзаже?

- Что изображено на ней?

- Как расположены деревца, тени на воде и на берегу?

- Что помогает ощущать простор, воздух, разливающееся тепло?

- Как передано присутствие человека?

- Сравните описание лесов и озер в очерках Паустовского с изображением на картине Левитана. Что сближает художника и писателя в отношении к природе?

Устное сочинение по жанровой картине «Тройка» В.Г.Перова

Урок с использованием картины «Тройка» В.Г.Перова проводится перед изучением рассказа В.Г.Короленко «В дурном обществе». В вводной части учитель или (сообщение учеников) вкратце знакомят с художником.

В.Г.Петров «Тройка»
(https://yandex.ru/images/search?text=картина%20перова%20тройка%20оригинал&stype)

Вспоминают отрывок из поэмы «Мороз Красный нос» и картину «Проводы покойника». С жалостью слушают школьники об историческом времени, о жизни людей, измученных непосильным трудом. Художник любил свой народ и с болью в сердце изображал детей, которые из-за голодной жизни вынуждены были рано идти на заработки.

Учитель проводит беседу по картине.

  1. Какое время года изображено? Какая погода?
  2. Почему картина называется «Тройка»? Кто изображен на картине? Какие это дети?
  3. Как детям жилось у хозяина? Как это показано на картине?
  4. Описание детей. Как художник показал непосильный труд каждого? Кто из троих особенно изнемогает от работы?
  5. Почему детям так трудно везти бочку?
  6. Кто сочувствует горю детей?
  7. Какое чувство вызывает картина?

В заключение учитель говорит, какую роль в картине имеет цвет? (серые облака, глухая стена, серый тон - все передает ощущение детского горя). Ответив на вопросы по картине, дети составляют план сочинения. Подготовка к сочинению сопровождается словарной работой и сбором рабочего материала.

Дети: бедные, несчастные, усталые, измученные, изможденные.

День: зимний, морозный, вьюжный.

Дорога: пустынная, зимняя, обледенелая, ухабистая.

Детство: тяжелое, безрадостное, печальное.

Одежда: рваная, в заплатах.

Хозяин: безжалостный, бездушный, бесчеловечный.

Составляются также глагольные словосочетания с требуемым падежом: изнемогать от усталости, напрягать последние силы, надорваться на работе.

Русский язык. 5 класс

Устное сочинение по картине А.И.Лактионова «Письмо с фронта», которое можно провести как на уроке русского языка при изучении темы «Письмо» (5 класс), так и на литературе - «Военная лирика» (6 класс)

Слово учителя. Александр Иванович Лактионов во время войны работал как художник в штабе Ленинградского военного округа. В 1943 году задумал картину, которая отразила бы жизнь тыла. Мысль оформилась, когда он встретил на улице раненого бойца, прибывшего с фронта. Он должен был передать письмо матери от своего товарища. Картина была названа «Письмо с фронта» и имела успех.

А.И.Лактионов «Письмо с фронта»
https://fs.znanio.ru/methodology/images/f2/cb/f2cbd0c1ae14acb455183ea156914d63757e1141.jpg

Ученики рассматривают картину. Делятся впечатлениями, обращают внимание на детали. Работать над картинами «научены», опыт есть. Составляют самостоятельно план, затем корректируют. (Работают в парах).

Предлагаю план с нарушенной последовательностью. План коллективно восстанавливают.

  1. Описание раненого бойца.
  2. Тревога матери сменяется радостью.
  3. Действующие лица.
  4. Где происходит действие?
  5. Какое время года показано в картине?
  6. Чтение письма.
  7. Слушают внимательно (описать каждого)
  8. Чем привлекательна картина? (описать освещение).

Затем прослушивают устные сочинения 3-4 работы (работают в паре).

Стилистические упражнения (рабочий материал)

Упражнение №1. Подобрать слова, заменяющие «боец» (фронтовик, солдат, боевой товарищ).

Упражнение №2. Выбрать слова и словосочетания для описания освещения в картине: яркое, ослепительное солнце, полуденный зной, палящие лучи солнца; солнце озаряет двор, заросший травой; в траве играют солнечные зайчики; яркие блики солнца на полу; золотом горят на солнце белокурые волосы девушки; раненый боец щурится от солнца.

Задание на выбор: описание или написать письмо с фронта.

Работа с ключевыми, опорными словами. Сочинение по картине Ф.П.Решетникова «Мальчишки».

Ф.П.Решетников «Мальчишки»
(https://art-assorty.ru/wp-content/uploads/2019 https /01/9123573.jpg

- Посмотрите на эту картину. Что вы видите?

- Как изображены дети? Опишите их:

- Какие у них выражения лиц?

- Что мы узнаем по выражению лица о них?

- Об их характере? О душевном мире?

- Можно ли определить их будущее?

1. В описании картины можно использовать следующую опорную лексику:

  • Передо мной картина…
  • На ней изображены…
  • Цветовая гамма…
  • При создании картины мастер использовал…
  • Художнику удалось…

2. Опорные фразы и словосочетания: тёмное небо, увлечённо рассказывает, завороженно слушает, мечтательно смотрит, созвездия. Эти опорные слова помогут составить описание картины.

Описание портрета. Сочинение по картине В.А.Серова «Девочка с персиками»

Цель урока: отработать умение описать внешность человека как проявление его сущности; как отражение его внутреннего «Я».

В.А.Серов «Девочка с персиками»
https://ru.wikipedia.org/wiki/Девочка_с_персиками#/media/Файл:Valentin_Serov
- Девочка_с_персиками.Портрет_В.С.Мамонтовой

- Посмотрите на этот портрет.

- Что вы видите?

- Как изображена девочка? Опишите ее.

- Какое лицо у этой девочки?

- Что мы узнаем по лицу о ней?

- О её характере? Её душевном мире?

- Можно ли определить ее будущее?

(Лицо ясное, юное, чистое, живое, мягкий овал лица, умное и энергичное. Поза ее естественная...)

- Как художник передал слияние человека с миром?

(Слияние передано светом, наполняющим комнату. Этот свет скользит по лицу и рукам девочки, мягко ложится на скатерть, отражается на спинках стульев, сияет на стене и фарфоровой тарелке.)

Литература. 6 класс

А.Грин «Алые паруса» (задание по иллюстрации)

А.Грин «Алые паруса»
(https://flomaster.club/17314-alye-parusa-illjustracii.html

Восстановите предсказания Эгля, вставьте пропущенные слова.

Однажды утром в (1)…дали под солнцем сверкнет (2)… парус. Сияющая громада (3). …парусов (4)…корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе. Тихо будет плыть этот (5)…корабль, без криков и выстрелов; на берегу много соберется народу, удивляясь и ахая; и ты будешь стоять там. Корабль подойдет (6)….к самому берегу под звуки (7)…музыки; нарядная, в коврах, в золоте и цветах, поплывет от него (8)…. лодка. «Зачем вы приехали? Кого вы ищете?» - спросят люди на берегу. Тогда ты увидишь храброго (9) …принца; он будет стоять и протягивать к тебе руки. «(10)…, Ассоль! - скажет он. - Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во (11)…и приехал, чтобы увезти тебя навсегда в свое царство. Ты будешь там жить со мной в розовой глубокой долине. У тебя будет все, что только ты пожелаешь; жить с тобой мы станем так дружно и весело, что никогда твоя. (12)….не узнает слез и печали».

Ответы:

  1. морской,
  2. алый,
  3. алых,
  4. белого,
  5. чудесный,
  6. величественно,
  7. прекрасной,
  8. быстрая,
  9. красивого,
  10. здравствуй,
  11. сне,
  12. душа.

А.С.Пушкин «Дубровский»

Задания: подготовьте устный рассказ по одной из понравившейся иллюстраций к повести. Обратите внимание на чувства и переживания действующих лиц, которые изображены на рисунке.

По учебнику русского языка под редакцией Т.А.Ладыженской предложено выборочное изложение (упр.392) по произведениям «Дубровский» - «Возвращение Владимира в отчий дом», а на литературе - «Бежин луг». (6 класс.)

Выборочное изложение фрагмента. «Уж более трех часов протекло с тех пор…» до слов: «…Промчался отдохнувший табун». И.С.Тургенев «Бежин луг». 6 кл. Сопоставление текста с репродукцией (иллюстрацией)

(https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/04e3/0000186a-d26c03c0/img13.jp)

Цель: запомнить образные выражения Тургенева и использовать в письменной работе.

План цитатный:

  • «…все спало крепким, неподвижным, предрассветным сном».
  • «…Утро зачиналось».
  • «…Полились алые, красные, золотые потоки молодого горячего света».

Задание №1. Обозначения цвета при описании природы.

Поиск и классификация информации в тексте, умение толковать переносное значение слов.

Утро

Какие цвета преобладают (по тексту)

Какие это цвета (толкование)

кроткий румянец

Светлые красно-розовые тона

светлое и приветно лучезарное солнце

Желтое, искристое

лиловый туман тучи

Темные соцветия сирени

блеск кованого серебра

Солнце светит сквозь облака, поблескивая серебристо-золотым цветом.

Проверка домашнего задания.

Задание №2. Выписать, обозначить эпитеты для описания предрассветного сна: крепкий, неподвижный, предрассветный - 1в.;

света звезд: чуть брезжущий, слабо льющийся;

неба (бледно-серое), ветерка (жидкий)

Метафоры - 2 в.

  • заря - «заря не румянилась»;
  • звезды - «звезды то мигали слабым светом, то исчезали»;
  • небо - «небо светлело, холодело, синело;
  • ветерка - «ветерок пошел бродить и порхать над землей»;
  • свет - «полились сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого горячего света»;
  • росы - «лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы»;
  • пробуждение природы - «все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило».

Вывод. Эти упражнения показывают богатство языка Тургенева, богатство красок в русской природе. Писатель использует для этого имена прилагательные, существительные, глаголы и причастия.

«Природа в поэтических произведениях»

Задание: «Восстанови перепутанные цепочки»:

- В какой последовательности можно расположить стихотворения из этой рубрики?

- А в какой последовательности расположите репродукции картин из этой рубрики?

- Какому времени года посвящено каждое стихотворение?

- А как передал красоту времен года художник…? Сопоставить с текстом.

- Найти созвучные картине строки. Проиллюстрировать. Какая картина понравилась и почему?

Домашнее задание: проиллюстрировать цитатами из стихотворений самостоятельно подобранные репродукции к временам года.

Прогнозирование. Перед изучением произведения даются иллюстрации (можно разные) или показывает учитель слайд. Учащиеся минуту рассматривают, делятся своими впечатлениями, предположениями и - описывают устно увиденное (т.е. делятся своим мнением)

В.Маковский; Д.Шмаринов; А.Пахомов
(https://pickimage.ru/wp-content/uploads/images/detskie/bezhinlug/bezhinlug3.jpg)

Самостоятельная работа. Соотнесение текста с иллюстрацией «Узнай героя»

Предлагается учащимся определить по портретам знакомых литературных героев.

Даны, например, пять пронумерованных портретов. Учитель зачитывает фрагмент текста или дает карточки с текстом. Дети должны распределить портреты в соответствии с текстом.

Примерный план описания портрета. Самый распространенный вид работы, примерный план описания портрета писателей (поэтов), 5-6 класс.

1. Общая оценка (впечатление)
2. Каков внешний вид изображенного человека?
3. Черты лица:
а) самое яркое, индивидуальное, особенное;
б) взгляд этого человека.
3. Что хотел подчеркнуть художник в характере?
4. Чем запомнился портрет?

Сопоставление иллюстраций разных художников к одному произведению

(https://cf2.ppt-online.org/files2/slide/f/
FBLNGnOl5Jt7H2QqeIMmoszD1SiaK94xrXhkgfA0EY/slide-21.jpg
)

Сравнивают информацию, данную разными художниками к одному произведению, анализируют явные и скрытые цели авторов, оценивая источники, выявляя расхождения, противоречия, делают выводы, соединяют разрозненную информацию.

Анализируют видение художника, подходы, на чем каждый художник акцентирует свое внимание. Чья иллюстрация детям ближе?

Литература. 7 класс

«Песнь о вещем Олеге»

Расскажите, какими изображены на иллюстрации художника В.Васнецова князь Олег и кудесник? Какие строки передают содержание иллюстраций? Озвучьте картину в лицах.

https://static.auction.ru/offer_images/2015/08/12/03/big/Q/
QEzklJTHxXA/pesn_o_veshchem_olege.jpg
)

Изложение по стихотворению А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге».

Цель: изложить содержание стихотворения А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге» (по репродукциям Васнецова), употребляя причастные и деепричастные обороты. План составляют коллективно.

Изложение стихотворения А.С.Пушкина с использованием иллюстраций Васнецова.

План.

  1. Встреча князя Олега с кудесником.
  2. «Но примешь ты смерть от коня своего»
  3. Решение Олега.
  4. Олег узнает о смерти коня.
  5. На берегу Днепра.
  6. Смерть Олега.
  7. На тризне Олега.

Деформированный искусствоведческий текст (А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»), 7-8 классы.

1. Прочитайте текст. Почему предложенную информацию нельзя назвать текстом? Рассмотрев картину, упорядочьте последовательность текста.

2. Озаглавьте текст. Устно изложите его, глядя на картину. В помощь себе составьте словарик из опорных слов и словосочетаний.

В иллюстрации Васнецова нет полного соответствия пушкинскому замыслу: поэт отдаёт предпочтение волхву перед владыкой, но главный герой баллады для него правда, не разгаданная никем. В конце XIX века Виктор Васнецов делал рисунок к «Песне о вещем Олеге». И иллюстрация живёт!

Этой правды в композиции художника нет. Баллада Пушкина была близка художнику, так как перекликалась с его увлечением русской стариной и живо передавала интерес писателя к давним седым преданиям. Но в ней есть то соединение старины и сказки, которое делает «Песнь...» такой привлекательной для людей самого различного возраста.

Верный текст.

В конце XIX века Виктор Васнецов сделал рисунок к «Песне о вещем Олеге». Баллада Пушкина была близка художнику, так как перекликалась с его увлечением русской стариной и живо передавала интерес писателя к давним седым преданиям. В иллюстрации Васнецова нет полного соответствия пушкинскому замыслу: поэт отдаёт предпочтение волхву перед владыкой, но главный герой баллады для него правда, не разгаданная ни тем ни другим. Этой правды в композиции художника нет. Но в ней есть то соединение старины и сказки, которое делает «Песнь...» такой привлекательной для людей самого различного возраста. И иллюстрация живёт!

Устное описание иллюстраций. И.С.Тургенев «Бирюк»

https://papik.pro/uploads/posts/2021-09/1631237903_1-papik-pro-p-illyustratsiya-biryuk-1.jpg

а) портрет

- Что такое портрет? Какую роль он играет в художественном произведении? Для чего в произведении нужен портрет?

- Устно нарисуйте, опираясь на иллюстрацию, каким вы представляете героя произведения? Совпадает ли ваше мнение с автором?

- Найдите в тексте и прочитайте выразительно, что автор выделяет во внешности Бирюка.

- Какими художественными средствами создан портрет?

- С каким чувством рисует автор портрет героя?

- Как портрет помогает понять характер героя?

- Почему лесник, человек, близкий к природе, тонко чувствующий её, удостоился такого прозвища - Бирюк?

- Что означает слово «бирюк» (по словарю В.Даля)? Соответствует ли это прозвище правде о леснике? Что сделало героя нелюдимым и угрюмым?

б) интерьер

1. Что такое интерьер? Какую роль он играет в художественном произведении?

2. Устно нарисуйте картину, которую вы видите на иллюстрации.

https://онлайн-читать.рф/images/show/1426.htm#h1

Найдите в тексте и выразительно прочитайте описание избы Бирюка. Сопоставьте с иллюстрацией. Совпадает ли ваше описание иллюстрации с текстом? Есть ли отличие?

3. Как это описание помогает понять характер главного героя? С каким чувством охотник-рассказчик описывает место жительства Бирюка?

4. Какие слова в описании являются ключевыми? Сделайте вывод, для чего нужно в этом рассказе описание избы? (Путь от описания жилища (интерьера) к пониманию характера героя).

Работа с наглядным материалом на уроках развития речи как форма подготовки к итоговому собеседованию является важнейшим средством формирования личности школьника, помогает осуществить личностно-ориентированный подход к обучению, способствует созданию развивающей среды на уроке. Воспитание, пронизывающее обучение, помогает ученику извлекать ценности, спящие в его сознании, приводит их в действие. В гуманистическом образовании обучение поддерживает ученика в поиске смысла изучаемых знаний, в поиске смысла их ценностей. Средством воспитания, благодаря которому становится саморазвитие личности, является мир культуры.

«Необходимо так построить урок, чтобы учащиеся смогли прикоснуться к слову мастера, … нашли какие-то нравственные ориентиры для себя, для своего собственного жизненного пути».

Сотрудничество и сотворчество с учащимися помогают добиться каждому ученику усвоения материала, соответствующего базовому уровню знаний, а также способствует их продвижению к творческому уровню, а значит, обучающиеся готовятся к итоговому собеседованию. Таким образом, уроки русского языка и литературы школьного курса обучения в основной и средней школе содействуют развитию функциональной грамотности у обучающихся путем: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. «Если школьники в течение учебы научатся создавать словесные картины, то на устном экзамене их высказывания будут характеризоваться смысловой цельностью, речевой связностью, то есть успешно выполнят поставленную перед ними коммуникативную задачу».