Наглядность на уроках русского языка

Разделы: Русский язык


«Наглядность – золотое правило дидактики.»
Я.А.Коменский.

I. Актуальность использования различных видов наглядности на уроках.

Обучая детей с проблемами здоровья (школа надомного обучения), убеждаешься, насколько актуально использование различных видов наглядности, чтобы задействовать все виды памяти: зрительную, слуховую, логическую, ассоциативную.

У многих наших учеников слабая мотивация к учению, быстрая утомляемость; компьютер нашим детям часто противопоказан.

Схемы-опоры и рисунки-опоры помогают переключить и активизировать внимание, сделать этап урока неформальным, помогают быстрее и надёжнее запоминать изучаемое.

Интересное нахожу в методической литературе, что-то придумываю сама.

Надеюсь, что данные примеры использования наглядности будут интересны и другим учителям, ведь слабые ученики есть в каждом классе.

II. Работа с таблицами, рисунками и схемами-опорами.

Схемы к теме «Сложное предложение».

Они позволяют очень быстро проводить разбор предложений: вставить нужный союз в схему, определить ССП или СПП, проверить наличие знака препинания, показать схему своего предложения при проверке.

Вот некоторые схемы (с прозрачными «окошками» для союзов), используемые мною на уроках.

Рисунок 1.

Таблица «Правописание составных предлогов».

Рисунок-опора, где герои современного мультфильма помогают запоминать написание составных предлогов.

Рисунок 2.

Видим три группы слов:

  • первая группа – «два уха» – левое -в- раздельно, правое -е- на конце;
  • вторая группа - «одно ухо» - только правое -е- на конце;
  • третья группа – нет «ушей» (капюшон) – нет раздельного в, нет е на конце.

Слово из третьей группы исключаем, так как это вообще наречие; запомнить нужно слово вследствие, а все остальные предлоги пишутся как в течение.

Таблица «Правописание суффиксов наречий».

Рисунок 3.

Почему таблица на фоне нарисованного окна? Окончание слова окно поможет проверить суффикс наречия:

издавна   направо
из окна   на окно

Рисунок-опора к теме «Словосочетание».

Рисунок 4

«Мама с сыном» могут проиллюстрировать свойства словосочетания:

  • слова в словосочетании – «родственники», подходящие по смыслу;
  • есть главное слово (мама) и зависимое (сынок);
  • мама ведёт сына за руку – слова связаны грамматически.

III. Ученики рисуют «русский язык» (синонимы, антонимы).

Когда предлагаю ученикам рассмотреть такие рисунки, говорю ученикам, что они не для забавы. Они помогают «думать» глазами, видеть что-то необычное, сопоставлять, анализировать. Часто глазами «думают» изобретатели. Г.Котельников увидел, как женщина из маленькой сумочки вынула большущий шёлковый платок, и сконструировал ранцевый парашют.

И дети тоже рисуют. Вот рисунки шестиклассника (синонимы и антонимы). Их тоже использую на уроках.

Рисунок 5

Используемая литература:

  1. В.Бурмако. Русский язык в картинках. М. 1991г.
  2. З.Гольдин. Русский язык в таблицах. М. 1998г.
  3. Н.Романова. Русский язык без правил и словарей. П. 2010г.
  4. Н Сычёва. Пишем без ошибок. П. 2009г.