Тип урока: урок комплексного применения УУД при выполнении компетентностно-ориентированных заданий с элементами групповой и проектно-исследовательской деятельности.
Форма: интегрированный.
Методы работы: исследовательский, объяснительно-иллюстративный, проблемный, беседа.
Цель урока: активизировать знания учащихся в области лексикологии и фразеологии.
Задачи урока.
Образовательные:
- активизировать знания учащихся в области лексикологии и фразеологии;
- обогащать словарный запас учащихся;
- прививать интерес к изучению русского языка и литературы, истории.
Развивающие:
- развивать умение анализировать, обобщать, выражать свои мысли;
- развивать творческие способности учащихся;
- развивать умение работать в группах.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к русскому языку и литературе, истории;
- создать благоприятную атмосферу заинтересованности, уважения, сотрудничества.
Планируемые результаты.
Личностные:
- воспитание доброжелательного отношения, уважения друг другу, умение слушать собеседника, формирование мотивации изучения русского языка и литературы, истории, способность оценивать свое поведение и поступки.
Метапредметные:
- способствовать развитию умения работать с учебной информацией, участвовать в общей беседе, формулировать собственные мысли, высказывать свою точку зрения, анализировать и обобщать факты соблюдать правила поведения.
Предметные:
- умение работать с текстом;
- выразительно читать и рассказывать;
- систематизировать знания по разделу «Лексика и фразеология», умение правильно употреблять фразеологические единицы в речи.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся:
- групповая;
- индивидуальная.
Регулятивные:
- формировать учебную проблему;
- коррекция;
- внесение необходимых дополнений.
Познавательные:
- умение анализировать, сравнивать, работать с литературой, решать учебные проблемы.
Коммуникативные:
- умение осуществлять поиск и сбор информации;
- умение общаться и взаимодействовать друг с другом;
- умение строить сообщения в устной форме.
Технология:
- здоровьесберегающая;
- использование ИКТ.
Ход урока
Организационный этап. Приветствие
Учитель: Добрый день, ребята! Давайте пожелаем друг другу хорошего творческого настроения.
Мотивация
Учитель: Дорогие ребята! Сегодня мы проводим необычный урок русского языка и литературы, истории как один большой урок, но взаимосвязанный - интегрированный урок. (Слайд №1)
На сегодняшнем уроке соединились три предмета - русский язык, литература и история. Почему?
В русском языке много слов и фразеологизмов, связанных с литературой и историей.
Учитель: Каждая группа учащихся получила опережающее домашнее задание на определенную тему. Исходя из исследования, которые вы проводили дома, определим тему нашего урока.
Актуализация
Формирование темы и цели урока.
Учитель: Ребята, как вы думаете, какая тема нашего урока? Послушайте стихотворение Самуила Яковлевича Маршака «Словарь». (Слайд №3)
Чтение стихотворения С.Я.Маршака «Словарь».
Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной словарь.
На всех словах - события печать.
Они дались не даром человеку.
Читаю: «Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.
Век заедать, век доживать чужой».
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.
- Какие тайны открыл для себя поэт? В чем сила словаря?
Ответ: Словарь - это не только собирание слов. Каждое слово в нем имеет свое лексическое значение, каждое слово - печать какого-то события.
С.Я.Маршак видит в нем «древнюю рассыпанную повесть».
Историю народа можно отразить и в словах.
Ребята, сформулируйте тему нашего урока.
Ученики: Тема нашего урока: «На всех словах - события печать». (Слайд №2)
Учитель: Самые важные события, первоначальное значение многих слов и фразеологизмов узнаем на уроках истории, литературы.
Ребята, сегодня вам придется стать исследователями, чтобы выяснить значения слов «амфитеатр», «форум», «триумф», узнать, есть ли у этих слов синонимы, антонимы, какие словосочетания и предложения с этими словами можно составить; работать над фразеологизмами, связанными по происхождению с историей древнего мира и с мифами, употребление их в художественных произведениях.
Первичное усвоение новых знаний
Выступает первая группа учащихся. (Слайд №4)
Ученик 1: Слово «амфитеатр» – многозначное. Его первое значение объясняется в учебниках истории в связи с описанием гладиаторских боев в рабовладельческом Риме во 2 – 1 веке до н.э.
Для гладиаторских боев строили амфитеатры, похожие на современные цирки. В центре амфитеатра была усыпанная песком площадка – арена. Вокруг нее поднимались ступенями места для зрителей.
Учитель: Амфитеатры были не только в Риме, но и в Древней Греции. Строились они не только для гладиаторских боев и звериной травли, но и для других публичных зрелищ.
Ученик 2: Обратимся к словарю русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведова.
Амфитеатр, - а, м.
1. В Древней Греции и в Риме: сооружение для зрелищ, в котором места для зрителей возвышаются полукругом.
2. Места в зрительном зале, возвышающиеся уступами за партером, а также так расположенные места в цирке, в лекционном зале.
Учитель: Слово амфитеатр заимствовано в 18 веке из французского языка, а в французский оно попало из греческого. В греческом языке слово амфитеатр представляет собой сложение двух слов: амфи - «вокруг», «с обеих сторон» и театр – «место для зрителей».
Амфитеатр представляет собой замкнутое пространство овальной формы. Зрительские места при этом поднимаются вверх.
Ученик 3: Амфитеатры были построены почти во всех крупных городах Италии и провинции (из учебника истории для 6 класса). Каждый город имел свой амфитеатр, но до наших дней не все из них сохранились. Самым крупным амфитеатром античности и выдающимся памятником архитектуры Древнего мира остается Колизей. (Слайд № 5). Он был самым большим и известным из всех римских амфитеатров и одним из самых больших шедевров. Три века он служил для устройства боев гладиаторов, для травли зверей.
Колизей построен в Риме в 1 в.н.э. Здание насчитывало 80 входов и выходов, вмещало 50.000 зрителей, длина - 188 метров, ширина – 156 метров, высота – 50 метров.
В ненастье над ареной натягивалась парусиновая крыша.
Учитель: Амфитеатр имеет ряд достоинств:
- большая вместимость; со всех сторон в зрительном зале хорошо видно представление;
- формирует особую акустическую атмосферу и позволяет хорошо слышать со всех сторон.
Антонимов и синонимов к слову амфитеатр в русском языке нет.
Первичная проверка понимания
(Слайд №6)
Задание: Составьте и запишите предложения со словом «амфитеатр».
1. Наши места были в амфитеатре, и нам хорошо видна была вся сцена.
2. Места зрителей располагались на холме, образуя полукруглый амфитеатр.
3. Люди занимали места в просторном амфитеатре, построенном в стиле римских времен.
4. Трибуны амфитеатра наполнились криками восторга.
Слово «форум». (Слайд №7)
Выступает вторая группа учащихся.
Ученик 1: Слово «форум» – многозначное. Рассказывая о росте Рима в первые века его существования, так поясняет слово «форум» учебник истории: «Римляне осушили низину между холмами и устроили на ней рыночную площадь, по-латыни форум. От форума расходились маленькие улочки, кривые и не мощеные».
Учитель: Позже у слова форум появились еще два значения.
Ученик 2: Второе значение слова форум переносное – о месте больших собраний, общественных выступлений. (Форум кого? или чего? какой?). (Слайд №8)
Третье значение слова форум – широкое представительное собрание, съезд.
Ученик 3: Слово форум пришло к нам из латинского языка, его перевод - рынок, площадь.
Учитель: К слову форум однокоренных слов, синонимов и антонимов нет в русском языке.
Задание. Составьте и запишите предложения со словом форум. (Слайд №9)
1. Все участники литературного форума посвятили теме природы свои стихи, очерки, рассказы.
2. В Древнем Риме каждый император старался построить свой форум.
3. Люди были недовольны тем, что были снесены старые живописные дома, построенные на месте императорских форумов.
4. Много научных форумов было посвящено теме уникальности этой земли.
Слово «триумф».
Выступает третья группа учащихся.
Ученик 1: Слово «триумф» – многозначное.
О первом значении этого слова говорится в учебнике истории в главе о римских завоеваниях во 2 веке до н.э.
«Одержавшего победу полководца награждали триумфом. Так назывался его торжественный въезд в Рим во главе войска на колеснице, запряженной четверкой белых коней. Впереди триумфатора везли захваченную на войне добычу и вели пленников в цепях».
Рисунок «Триумф в Риме». (Слайд №10)
Учитель: Что изображено на рисунке?
Ученики: На рисунке изображен полководец – триумфатор. Он стоит на колеснице, запряженной четверкой белых коней. Раб держит над полководцем золотой венок. За колесницей полководца идут его войска. Римляне восторженно приветствуют победителей.
Учитель: Триумф устраивался по решению сената и являлся высшей наградой полководца.
Ученик 2: Второе значение слова триумф – переносное – «выдающийся, блестящий успех, победа, торжество». Например: Сольный концерт юного пианиста был настоящим его триумфом. (Слайд №11)
Ученик 3: От основы существительного триумф образовались слова триумфальный, триумфатор, триумфаторский.
Задание. Составьте и запишите предложения со словом триумф. (Слайд №12)
1. Это был последний триумф, какой видели римляне.
2. В каждом городе, где мы выступали, нас ожидал триумф.
3. Это был крик триумфа, за которым раздался ужасный гром, когда тролли атаковали.
4. Старик распалился и вещал, не обращая ни на что внимания, словно заново переживал минуты своего триумфа.
Физкультминутка
(Слайд №13)
Потрудились – отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в сторону, вперед.
Влево, вправо, поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
Учитель: В русском языке много фразеологизмов, связанных по своему происхождению с историей древнего мира и с мифами.
Первичное закрепление
(Слайд №14)
Задание. Замените данные выражения крылатыми словами, связанными по своему происхождению с историей и мифами. Записывать только фразеологизмы, нумеруя их.
1. Возвеличить, расхвалить кого-либо - (поднять на щит).
2. Победа или поражение – (со щитом или на щите).
3. Победа, купленная дорогой ценой и не оправдывающая понесенных потерь – (пиррова победа).
4. Самая уязвимая сторона какого – либо человека , какого – либо дела - (ахиллесова пята).
5. Крайне жестокие, беспощадные меры – (драконовские меры).
6. Сделать серьезный, решительный шаг в каком – либо важном деле – (перейти Рубикон).
7. Решить какое – либо чрезвычайное, запутанное, сложное дело быстро – (разрубить гордиев узел).
8. Простая и краткая речь – (лаконическая речь).
Проверка задания. (Слайд №15)
Учитель: Фразеологизмы встречаются в художественных произведениях русских писателей. Интересный пример употребления фразеологизма перейти Рубикон находим в повестях Альберта Лиханова «Чистые камушки» и Н.Носова «Тайна на дне колодца».
Устные сообщения учащихся
Ученик: Отрывок из повести «Чистые камушки». (Слайд №16)
Михаська вспомнил, как неожиданно на уроке арифметики еще в четвертом классе Юлия Николаевна рассказала им про Юлия Цезаря и про то, как он переходил речку под названием Рубикон. С тех пор в классе стали говорить: «Свиридов запросто перешел Рубикон» - значит очень легко решил задачу. Если кто-нибудь шел исправлять двойку, все кричали ему шепотом: «Давай жми через Рубикон!». Контрольную тоже звали Рубиконом, и через этот Рубикон перебирались всем войском, всем классом, кто как мог.
Ученик: Отрывок из повести Н.Носова «Тайна на дне колодца» (глава «Чудо двадцатого века», в которой рассказывается о покупке скрипки, как бы определившей жизненный путь, будущую профессию Николая). (Слайд №17)
Весь я был одно сплошное сомнение и сомневался даже в том, на самом ли деле я сомневаюсь в чем-то или это только мне кажется.
Впрочем, когда я дошел до дома, то каким – то образом дошел до умозаключения, которое мог бы сформулировать словами Юлия Цезаря: «Жребий брошен. Рубикон перейден».
Учитель: Интересен пример употребления выражения «прометеев огонь». Как оно возникло?
Сжатый пересказ мифа «Прометей». (Слайд №18)
Ученик: Прометей – один из героев древнегреческих мифов, друг и заступник людей, готовый ради их блага на любые жертвы, на любые испытания.
В мифах рассказывается, как боги, в надежде погубить людей, отняли у них огонь и спрятали у себя на Олимпе. Прометей, несмотря на то, что он знал, какая суровая кара ждет его от богов, похитил у них огонь, передал его людям и научил пользоваться им. По приказу бога Зевса Прометей был прикован к скале в пустынной и мрачной местности и обречен на постоянные муки. Каждый день по велению Зевса к нему прилетал орел и расклевывал его печень. За ночь печень снова отрастала, а утром опять прилетал орел и терзал узника. Так продолжалось до тех пор, пока другой герой древнегреческих мифов – Геракл не убил орла. Он освободил Прометея.
Учитель: Прометей – символ всего самого лучшего в человеке, символ его разума, воли, благородства, самоотверженности. На основе мифов о Прометее возникло выражение прометеев огонь. Оно имеет переносный смысл: неугасимое стремление человека к достижению высоких, благородных целей в жизни, в науке, искусстве.
По-гречески слово «Прометей» означает «провидец», «смотрящий вперед».
Учитель: Именем Прометея названы научные общества, издательства. В 1910 году впервые в истории мирового искусства было исполнено первое в мире произведение цветомузыки. Этим произведением была симфоническая поэма русского композитора Александра Николаевича Скрябина «Прометей». (Слайд №19)
А.Н.Скрябин так определил содержание поэмы: «Прометей есть символ, в разных формах встречающийся во всех древних учениях. Это активная энергия Вселенной: огонь, свет, жизнь, борьба, мысль».
Пусть в душе каждого из нас горит огонь Прометея!
Учитель: Мы узнали много нового и интересного о словах и фразеологических оборотах. Помните, соответствующий фразеологический оборот можно подобрать к любой ситуации. При правильном употреблении фразеологизмов наша речь становится яркой, эмоциональной, образной.
Рефлекция учебной деятельности
(Слайд №20)
1. Закончите предложение.
- Я довольна тем, что могу рассказать о словах …………
- Для меня важно значение фразеологизма для того, чтобы ………
Домашнее задание
Выписать фразеологические обороты из художественных произведений:
1. А.С.Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке». («Что ты, баба, белены объелась?»
2. А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане». («И растет ребенок там не по дням, а по часам»).
3. И.А.Крылов. Басня «Щука и кот». («Беда, коль скоро пироги начнет печь сапожник, а сапоги тачать пирожник»).
4. А.П. Чехов «Ванька». («Я буду табак тебе тереть – продолжал он, - а ежели что, то секи меня как сидорову козу»).
5. А.П.Чехов «Каштанка». (Она бросилась вперед, потом назад, еще раз перебежала дорогу, но столяр точно сквозь землю провалился»).
6. М.Е Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». («Держать камень за пазухой – таить злобу»).
7. В.П.Астафьев. «Конь с розовой гривой». («Устроить пир с горой», «попал на уду», «ударялись в рев»).