Урок строится с учётом возрастных особенностей учащихся
подросткового периода, когда происходит становление личности,
активно идут процессы самопознания и формирования «Я»-
концепции».
На уроке продолжается знакомство учащихся с различными точками
зрения известных писателей и философов на устройство мира.
Задача учителя – так построить урок, чтобы у подростков
сложилось представление о единстве и взаимосвязи
различных составляющих окружающей жизни.
|
1. Организационный момент.
- У вас на столе должен быть чистый лист, на котором в конце урока
вы будете воспроизводить опорный конспект, заданный на дом.
- Откройте справочники, напоминаю, что нам на уроке нужно будет
сконструировать первый блок этого конспекта.
2. Словарно-орфографическая работа.
- Откройте тетради, запишите дату. Оставьте строку, где позднее
запишем тему урока.
- Традиционно начнем урок с работы над словом.
философский
философия – (гр.) – phileo – «люблю»
sophia – «мудрость»
философ
(Философия – наука о наиболее общих законах
природы, общества, мышления.
Философ – мыслитель, разрабатывающий эти законы).
- Обратите внимание: слова эти взаимопроверяемые, знание этимологии
тоже поможет писать их без ошибок.
|
На доске – дата.
На доске –
ОК №32
без первого блока.
На доске – все три слова записаны заранее.
! Можно задать учащимся вопросы о значении и происхождении
слов, других словах с этими корнями
|
|
3. Постановка задач.
- Мы продолжаем знакомство с предлогом и сегодня на уроке поговорим
о НАЗНАЧЕНИИ предлогов в речи. Нам предстоит вспомнить, какую
функцию выполняет предлог в словосочетании, познакомиться с
разрядами предлогов по ЗНАЧЕНИЮ.
Хотелось бы еще, чтобы вы задумались о ЗНАЧИМОСТИ предлога в языке,
а может быть, о его ЗНАЧИТЕЛЬНОСТИ.
Вы чувствуете, что при общем значении корня слова эти различаются
по смыслу. Попробуйте объяснить их значение самостоятельно
или найти их толкование в словаре. Это ваше домашнее задание
на среду.
|
На доске записывается тема «Назначение
предлогов в речи».
На доске:
назначение
значение
значимость
значительность
/толкование/
+ДЗ
Теория:
параграф 146
Блок упражнений
|
|
4. Работа с текстом.
- А сейчас поработаем с текстом. Задание следующее:
- определить его тип,
- понаблюдать за особенностями построения,
- озаглавить.
Чтение текста.
Что было в начале: курица или яйцо? Так как яйцо пребывает в
курице, а курица в яйце, то ответить на этот вопрос можно только
одним логическим способом: в начале было «в».
Библия, как известно, тоже начинается с предлога: «В начале
сотворил Бог небо и землю».
«В» - начало всего, и только за ним в Библии – земля,
небо и даже само имя Творца.
Без «в» мы не можем ни вздохнуть (вобрать воздух в себя), ни
выдохнуть (вернуть его в мир).
Без «в» нельзя говорить ни о чем: ни о погоде в мае, ни о
событиях в стране, ни о красоте пейзажей в творчестве
Гоголя.
Без «в» Тютчев не оставил бы потомкам свое знаменитое
философское высказывание: «Все во мне, и я во всем». Человек
охватывает мыслью окружающий его мир. Так сплетаются колечки в
самой букве «в», цифре 8, знаке бесконечности, образуя «великую
цепь бытия». Из нее невозможно изъять никаких слабых или
посредственных звеньев – все нужны для полноты мироздания. Эта цепь
ведет от несовершенных творений к самому Творцу.
Запись фрагмента текста с попутным выполнением
грамматического задания
- Запишите фрагмент текста. Задание следующее:
- выделить предлоги,
- обозначить приставки, в которых есть орфограммы.
|
|
|
«В» - начало всего, и только за ним в Библии
– земля, небо и даже само имя Творца.
Без «в» мы не можем ни вздохнуть (вобрать
воздух в себя), ни выдохнуть (вернуть его в мир).
Без «в» нельзя говорить ни о чем: ни о погоде
в мае, ни о событиях в стране, ни о
красоте пейзажей в творчестве Гоголя.
Без «в» Тютчев не оставил бы потомкам свое знаменитое
философское высказывание: «Все во мне, и я во всем».
Человек охватывает мыслью окружающий его мир. Так
сплетаются колечки в самой букве «в», цифре 8, знаке
бесконечности, образуя «великую цепь бытия»*. Из нее
невозможно изъять никаких слабых или
посредственных звеньев – все нужны для полноты мироздания.
Эта цепь ведет от несовершенных творений к
самому Творцу.
Работа по содержанию и построению текста
- Что непонятно в содержании текста?
- К какому типу речи можно отнести текст и почему?
- Есть ли особенности в построении текста?
- Что вас удивило и заинтересовало в этом тексте?
- Как можно озаглавить текст? Почему?
|
Записать на доске:
«В»
«в»
20 предлогов
10 приставок
Классическая
философия
(Декарт,
Спиноза,
Лейбниц)
*«… …»
Вариант заглавия:
«В начале было «В»
|
|
5. Создание 1-го блока конспекта.
- Мы уже готовы сделать некоторые выводы и начать заполнять 1-й
блок конспекта.
Как правило, говорящие отождествляют смысл высказывания с
самостоятельными ЧР, но служебные слова (в частности, предлоги)
выражают более глубокую, как бы «подсознательную» мысль языка. Мы
точно знаем, что хочет сказать писатель, политик, мыслитель, но
бываем глухи к тому, что, упорно повторяя и «разжевывая», пытается
внушить нам сам язык.
Какие же слова оказываются наиболее востребованными всеми
говорящими, а значит, необходимыми?
Как ни странно, в большинстве языков – служебные.
Например, в английском – определенный артикль the, а в русском
– на первом месте по употреблению -предлог «в» (это
приблизительно каждое 23 слово в тексте!).
|
|
|
6. Орфографическая и пунктуационная работа
- А сейчас мы поработаем с орфографией и пунктуацией. Будьте
внимательны, т.к. за диктант каждый получит оценку.
Повторение орфографии на материале текста
- Какие слова вызвали затруднение при написании?
- Как отличить предлог от приставки?
- Проверим, какие предлоги вы выделили, и в каких
приставках есть орфограммы?
- Приставки какой группы не встретились в тексте?
- Можно ли выделить приставку в слове предлог?
- Как, по вашему мнению, оно произошло?
Повторение пунктуации на материале текста
- Проверим постановку знаков препинания.
- Объясните с помощью схемы знаки препинания в предложении 6 (4
абзац):
Так сплетаются колечки в самой букве «в», цифре 8, знаке
бесконечности, образуя «великую цепь бытия».
- Какое предложение соответствует схеме?
[ ] , и [ О , О и О ] .
(1. «В» - начало всего, и только за ним в Библии –
земля, небо и даже само имя Творца.)
- Какая пунктуационная особенность не выражена в схеме?
- В каком еще предложении используется тире?
(7.Из нее невозможно изъять никаких слабых или посредственных
звеньев – все нужны для полноты мироздания.)
- Есть ли в тексте предложения, в которых используется
двоеточие?
(3. Без «в» нельзя говорить ни о чем: ни о погоде в
мае, ни о событиях в стране, ни о красоте пейзажей в творчестве
Гоголя.
4. Без «в» Тютчев не оставил бы потомкам свое
знаменитое философское высказывание: «Все во мне, и я во
всем».)
- Использовал ли кто-нибудь скобки?
(Без «в» мы не можем ни вздохнуть (вобрать воздух в себя), ни
выдохнуть (вернуть его в мир).)
- Просмотрите еще раз текст. На все ли вопросы по орфографии и
пунктуации вы получили ответ?
|
Работаем по цепочке.
Обратить внимание:
Ни…, ни…
/союзы/
мироздание
/сложное слово/
пре -/при-
Записать на доске
предлог – (гр.) prothesis – «перед словом»
Один ученик работает у доски.
Схема записана на доске.
! Во втором простом предложении есть тире, т.к. пропущено
необходимое сказуемое.
БСП,
обобщающее слово,
прямая речь после слов автора => :
|
|
7. Выявление функций предлога в словосочетании.
- Чтобы выяснить роль предлога, выпишите из текста по 2
словосочетания, в которых предлог присоединяет зависимое слово,
разберите эти СС.
- Обозначьте главное и зависимое слово.
- Определите падеж зависимого слова.
- Сформулируйте вопрос от главного слова к зависимому.
- Определите виды связи слов в СС.
1 ряд:
вобрать в себя (мест. ВП)
пространственные
вернуть в мир (сущ. ВП)
2 ряд:
о погоде в мае (сущ. ПП) – временное +
определительное
о красоте в творчестве (сущ. ПП) – объектные
3 ряд:
не было бы без «в» (субстантив., несклон.) -
объектные
нужны для полноты мироздания (сущ. РП) -
целевые
- Зачем нужен предлог в этих СС?
(Предлог выражает отношения подчинения, выражает ГЗ косвенного
падежа).
- Обратите внимание на то, что один и тот же предлог может
употребляться с двумя падежами (ВП, ПП)
- Какой это предлог?
К двупадежным предлогам относится еще предлог «на». (Лежать на
столе (ПП), положить на стол (ПП)), В основном русские предлоги
однопадежны.
|
1 ряд – 2 абзац
2 ряд – 3 абзац
3 ряд – 4 абзац
Заслушиваются СС, записывается на доску 6 СС.
|
|
- Что ещё можно сказать об отношениях «предлог-падеж»?
Зато предлоги «без» и «для» помогают образовать форму РП.
Наибольшее количество предлогов (а их в русском языке около 200)
падает на родительный падеж (приблизительно 115 предлогов).
- Продолжим конструировать первый блок конспекта.
В СС предлог выражает подчинительные отношения между словами,
помогает образовать форму косвенного падежа зависимых
существительных, местоимений, числительных и других слов,
выполняющих функцию существительных, если они склоняются.
Лингвисты называют предлог «словечком отношений».
- Давайте попробуем убрать предлог из СС
вернуть в мир (вернуть
мир)
- Что изменится? (Изменятся отношения).
- А какие это отношения?
- Сделаем выводы и закончим работу над первым блоком
конспекта.
Выводы:
Не обладая собственным ЛЗ, предлоги развивают, дополняют, усиливают
значение имени разнообразными оттенками.
Предлоги могут выражать антонимичные отношения
(в - из, на - с). Поэтому, если мы говорим «пойти в школу»,
то следует сказать «вернуться из школы», «поехать на пикник»
- «вернуться с пикника", «войти в автобус» - «выйти из
автобуса».
|
фронтальный опрос
! падеж не изменится (ВП), ЛЗ самостоятельных
слов сохранится
На доске:
временные
определительные
пространственные
объектные
целевые
причинные
образа действия
|
|
8. Итоги урока.
- Подведем итоги урока. Сегодня мы поговорили о роли предлога в СС,
о том, какие смысловые отношения он может передавать и о том, какое
место занимает эта служебная часть речи в языке. Все это должно
найти отражение в вашем конспекте. (Минута на размышления,
обсуждение и доработку первого блока.)
- А теперь за 5 минут вы должны воспроизвести 2-ю часть опорного
конспекта.
- Урок окончен. Но мне хочется, чтобы вы еще не раз
задумались о значительности крохотных словечек, которые мы
осмеливаемся называть служебными, а ведь они передают все богатство
оттенков языка. И еще помните: «В начале было… «в». |
воспроизведение ОК по памяти
|