Наклонение глагола

Разделы: Русский язык


Тема «Наклонение глагола» в курсе русского языка занимает немаловажное место, так как изучение глагола как части речи – один из самых насыщенных разделов языкознания.

Прежде чем говорить о наклонении глагола, дети должны хорошо усвоить, что такое глагол как часть речи, знать его морфологические признаки, понять, какую роль выполняет глагол в предложении.

Данная тема изучается в шестом классе. Это возраст, когда дети очень хорошо усваивают материал через игровые технологии. Поэтому урок проводился в форме путешествия с использованием лингвистической сказки. Сказка предваряет ознакомление с новым теоретическим материалом, перед детьми была поставлена учебно-поисковая задача, во время объяснения материала через сказку учащиеся не были пассивными слушателями, но был готовы к тому, чтобы сделать определенные выводы, ответить на поставленные учителем вопросы, выполнять задания. Игровой формой оправдывается и яркое оформление урока. Считаю, что в данном случае оно целесообразно, так как оказывает эмоциональное воздействие на учеников, включает его в игровую ситуацию и в то же время активизирует мыслительную деятельность. Подобные уроки необходимы детям среднего школьного возраста: они помогают развить воображение, творческие способности, умения логически излагать свои мысли, аргументировать, доказывать; применять полученные знания в нестандартных ситуациях; прививают интерес к изучаемой теме, воспитывают любовь к русскому языку.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок-путешествие.

Технология: игровая технология, задачи исследовательского характера.

Класс: 6.

Цели урока: ознакомить учащихся с наклонениями глагола; формировать умение различать наклонения, правильно употреблять их в речи.

Задачи урока:

  • Образовательные: Изучение наклонение глаголов; совершенствование навыков правописания; обобщение и расширение сведений о глаголе.
  • Воспитательные: Воспитание любви к русскому языку, воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля.
  • Развивающие: Развитие умения логически излагать свои мысли, развитие умение аргументировать, доказывать; развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях; развитие умения выделять главное, обобщать.

Необходимое оборудование и материалы: лингвистическая сказка с иллюстрациями, дифференцированные задания трех уровней сложности, карточки с заданиями, музыка «В гостя у сказки», учебник «Русский язык», 6 класс/М.Т. Баранов, Т.А., Ладыженская и др.

Ход урока

I. Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке.

Учитель: Загадка о глаголе (шуточное определение): «Часть речи, которая упала с печи, ударилась об пол, называется…»

Ученики: Глагол.

Учитель: Правильно. Содержится ли важная информация в данной загадке-шутке?

Ученик: Да, в загадке есть слова, которые обозначают действие предмета – упала, ударилась (что сделала?)

Учитель: А каков же портрет глагола? Послушайте, пожалуйста, про это сказку. Звучит мелодия «В гостях у сказки» (на доску вывешивается картинка с изображением Глагола).

«Жил-был в Стране Всяческих действий царь Глагол. Он очень не любил ленивых, и сам трудился целый день: бегал, летал, скакал, мастерил, варил. Там что-то выкопает, там построит, там склеит, там пришьет, и все волнуется: успею ли помочь, добегу ли вовремя, смогу ли все трудности преодолеть?»

Учитель: Сегодня мы продолжим исследовать глагол как часть речи, мы станем участниками удивительного лингвистического путешествия и побываем в Стране Всяческих действий, в гостях у жителей страны Глаголии. В дороге нам не обойтись без багажа. А возьмем мы с собой самые необходимые вещи – это наши знания о глаголе.

II. Актуализация полученных ранее знаний и умений.

Учитель: У входа Глаголии стоит светофор, который пропускает жителей. Но светофор этот необычный – в нем только 2 цвета: красный и зелёный. На зелёный цвет проходят глаголы 1 спряжения, на красный – 2.

Задание. Определить какого спряжения глаголов и какую гласную нужно вставить (перед выполнением повторить правописание безударных гласных в окончаниях глаголов) и разместить около красного или зеленого круг.

Каждый ученик получает карточку с глаголом.

Гуля.м по городу, сто.м на остановке, подъезжа.т автобус, вход.м в салон, автобус отправля.тся, держ.т курс, пересека.т улицу, уезжа.т пустой, грохоч.т грузовик, лентой бег.т машины, мы выполня.м правила движения, терп.т боль, бормоч.т под нос, открыва.т дверь, барабан.т по крыше, больно жал.т, крас.т кистью, получа.шь сполна.

Ученик: Для определения гласной в окончании глагола нужно поставить глагол в неопределенную форму и определить спряжение. Если 1 спр. – Е, в 3 л., ед. ч. – ут, ют; если 2 спр. – И, в 3 л., ед.ч. – ат, ят.

III. Постановка проблемы.

Учитель: Каждый житель нашей страны России в 14 лет получает документ, удостоверяющий его личность, — паспорт. Придумайте паспорт для жителя страны Глаголии.

Задание. Какие данные вы включите в такой документ? Каждый ряд должен предложить свой вариант паспорта. Перед вами предполагаемые паспортные данные жителя Глаголии. Проверьте, всё ли верно. Обменяйтесь мнениями, дополните друг друга.

На доске:

род   спряжение
время   вид
склонение   падеж
лицо   число
наклонение   собственное или нарицательное
одушевлённое или неодушевлённое   инфинитив

Учащиеся проверяют список, объясняют, что является лишним, почему, потом рассказывают о глаголе как части речи, о его морфологических признаках.

Ученик: В паспорт для жителя Глаголии должны входить:

начальная форма (инфинитив), время, лицо, число, вид, спряжение.

У учащихся возникает проблемный вопрос: что такое наклонение и к какой части речи принадлежит это признак?

IV. Постановка цели темы и урока.

Учитель: Сегодня на уроке мы и познакомимся с новой грамматической категорией глагола – наклонением, которая выражает отношение действия к действительности. Узнаем типы наклонений глагола, научимся употреблять глаголы в речи. Об этом послушайте продолжение нашей сказки, в которой вы тоже примете участие.

«Характеры у всех жителей Глаголии разные: некоторые жители любят повелевать кем-то, приказывать кому-то; другие мечтают о чём-то, рассуждают, летают в облаках; третьи работали, работают и будут работать.
Вот перед нами город. Здесь обитают самые практичные и самые справедливые жители. Их девиз: было, есть и будет! Жители выбрали именно такой девиз, потому что это глаголы изъявительного наклонения. Они обозначают то, что происходит, происходило или будет происходить на самом деле: жили, живем и будем жить. А изъявительным оно называется потому, что происходит наяву, действие из яви (корень -яв-).»

Задание. Через городские ворота пропустят не каждого, а только самого эрудированного гостя. Поэтому сейчас вы выполните творческую работу по группам.. Каждая группа должна написать небольшое прошение правителю города, обосновывая, зачем вам нужно обязательно попасть сюда. Условие: в своем тексте вы должны употреблять как можно больше глаголов изъявительного наклонения.

Ученик: (пример) «Уважаемый правитель, я хочу обязательно побывать в вашем городе. Я буду соблюдать все ваши законы, я научусь определять глаголы изъявительного наклонения, не допущу ни одной ошибки в их написании».

Учитель: Молодцы! Вы справились с этим задание. А теперь мы приближаемся к городу, где жители очень уверенные в себе, любящие приказывать и подчинять других. Их девиз: Так точно! Будет сделано! Почему жители выбрали такой девиз?Здесь живут глаголы, в повелительном наклонении, которые обозначают действие, которое кто-то просит или приказывает выполнить: дай, учите, пишите, читайте.

Поскольку все и всё в этом городе побуждает к действию, нам тоже пора действовать. Послушайте задание. Я вам диктую словосочетание с глаголов в изъявительном наклонении, а вы меняете наклонение на повелительное. Обратите внимание, что нужно сохранить вид глагола:

Рисую солнце, люблю свой город, уважаю взрослых, горжусь своей страной, получу хорошее образование, выучил английский язык, прочитал стихи Пушкина, дорожу дружбой.

Ученики: Рисуйте солнце, любите свой город, уважайте взрослых, гордитесь своей страной, получите хорошее образование, выучите английский язык, прочитайте стихи Пушкина, дорожите дружбой.

Учитель: Я думаю, жители этого города остались довольны вами. Наше путешествие продолжается. Мы приближаемся к городу романтиков и мечтателей. Если присмотреться, то мы обнаружим, что здания здесь не достроены, одежда не дошита, деревья в парках не досажены, картины художников не дописаны, больные не долечены, дети недоучены. Девиз жителей этого города: "Если бы да кабы".Здесь живут глаголы, которые обозначают действие, которое может произойти только при определенных условиях: написал бы, вручил бы, прочитал бы. Посмотрите на них внимательно. Они всегда ходят парами. Рядом с глаголами – частица бы.

Послушайте задание жителей этого города: выпишите из предложений глаголы в форме условного наклонения.

  • Возьми ножик, Карло, вырежи из этого полена куклу.
  • Я бы уступил свое место, да не бывать Марту прежде Февраля.
  • Не сжег бы ты кожу лягушачью, оборотилась бы я снова красной девицей.
  • Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи!
  • Наградила бы я тебя по-царски, да не послушал ты моего совета.

Учитель: Молодцы! Вот и завершилось наше путешествие по Глаголии. Жители городов наклонений прощаются с вами и благодарят вас, потому что вы хорошо изучили их характеры и особенности, а также успешно справились с заданиями.

V. Закрепление пройденного материала.

1) Работа по учебнику. Чтение правила на с. 194

2) Работа по индивидуальным карточкам.

(дифференцированные задания трех уровней сложности)

1 уровень: Карточка №1

Даны глаголы в неопределенной форме. Поставить их в разные формы наклонения.

  • прочитать
  • посидеть
  • сходить
  • делать
  • петь
  • рисовать

2 уровень: Карточка №2

«Перепутаница»: исправьте ошибки, объяснив принцип составления столбиков слов.

№1 №2 №3
хотел бы летел бы пусть бежит
играл поиграл бы пробегите
поиграешь засмеются улетите
играйте учил бы играйте
играй выучил бы ушел бы

3 уровень: Карточка №3

Вставьте в пословицы подходящий по смыслу глагол. Определите их наклонение.

1. Дело мастера… Сидит(ь)ся
2. Кто любит трудиться, тому без дела не… Катат(ь)ся
3. Тот труда не боится, кто умеет… Познают(ь)ся
4. С песней и труд… Боит(ь)ся
5. Любишь…, люби и саночки возить. Кончает(ь)ся
6. Друзья… в беде. Трудит(ь)ся
7. Всё хорошо, что хорошо… Ладит(ь)ся

VI. Физкультминутка.

Учитель: Я буду называть глаголы, а вы:

─ если услышите глагол в изъявительном наклонении, вы тянетесь к солнцe;

─ если услышите глагол в условном наклонении – прыгаете;

─ если в повелительном наклонении – наклоняетесь вниз:

  •   бегут, торопятся ручьи (тянутся)
  •   я решил бы, если б не устал (прыгают)
  •   садись напротив меня (вниз)
  •   люблю тебя, Петра творенье (тянутся)
  •   если бы вы протянули руку, то заметили бы (прыгают)
  •   появляется травка (тянутся)
  •   потянитесь к солнцу (вниз)

Проверка и оценивание знаний, умений, навыков

VII. Тест.

Учитель: Выполните тест:

  1. Укажите глагол в изъявительном наклонении.
    а) Отдохните;
    б) отдохнёте;
    в) думал бы;

  2. Укажите глагол в условном наклонении:
    а) Улыбается;
    б) собрался бы;
    в) отправься.

  3. Укажите глагол в повелительном наклонении:
    а) Тишь;
    б) брешь;
    в) режь.

  4. Глагол ОТКРОЙ-КА находится в форме :
    а) условного наклонения;
    б) изъявительного наклонения;
    в) повелительного наклонения.

  5. Вставьте букву –И- в глагол повелительного наклонения:
    а) Работа. . т;
    б) вылет . те;
    в) отправ. . тся.

Взаимопроверка тестов. Выставление оценок друг другу.

VIII. Рефлексия деятельности на уроке.

Учитель: Ребята, сказка на этом уроке не заканчивается, т. к. путешествие по стране Глаголии мы продолжим. Какой конец всегда в народных сказках?

Ученики: Добро победит Зло.

Учитель: И хочется, чтобы так было всегда и в жизни. Наш урок – путешествие помог вам узнать что-то новое, закончите предложения:

  • «Сегодня я узнал ….»
  • «Было интересно ….»
  • «Урок дал мне для жизни…..»
  • Домашнее задание

IX. Сочинения.

Учитель: Я предлагаю вам пофантазировать и написать небольшие сочинения на темы:

«Если б я был волшебником». Задача – показать свои желании, фантазии.

«Я – волшебник». Задача – показать, что все твои действия были, есть и будут на самом деле.

«Я волшебник. Я повелеваю». Задача – показать, что ты приказываешь кому-либо, просишь о чем-либо.

Задание дается по группам.