«Написание НЕ с разными частями речи». 8-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 8


Цели.

1. Образовательно-развивающие:

1.1. Обобщение правописания НЕ с разными частями речи.

1.2. Развитие умения определять части речи, применять правило.

2. Воспитательная:

2.1. Формировать у учащихся уважение к людям науки.

Форма: урок-практикум.

Ход урока

I. Вступление

- На прошлом занятии мы повторили правила написания не с разными частями речи. А сегодня у нас урок-практикум по теме “НЕ с разными частями речи”.

II. Тема, цели занятия

- Запишите дату и тему занятия. Зная теорию и умея применять правила на практике, какую цель мы ставим на сегодняшнее занятие? (Формулирование целей)

III. Комплексный анализ текста

- Отработку компетенций мы проведем, выполняя комплексный анализ текста. Внимательно рассмотрите план вашей деятельности, основные задания, памятки, необходимые для работы. Итогом вашей деятельности должна быть схема орфограммы “НЕ с разными частями речи”. На работу 15 минут.

IV. Выступления групп

- Послушаем выступление от групп. (Учащиеся представляют схемы, представляют свою работу, отвечают на вопросы)

- Какая из предложенных схем удобна в применении?

V. Проверочная работа

- Ознакомьтесь с содержанием пункта 4. Запись словарного диктанта, проверка работы в парах с использованием ключа. Анализ своей деятельности, заполнение листков оценки.

VI. Итоги

- Обратитесь к целям урока.

1. Какие из поставленных целей реализованы полностью? Над чем нужно продолжить работу?

2. Отметьте в листе самооценки, к какой группе вы себя отнесете.

VII. Домашнее задание (по выбору)

  1. Написать сочинение-миниатюру на свободную тему, используя не менее 9 слов данной орфограммы.
  2. Написать эссе из слов данной орфограммы.

План деятельности в группе

Этапы занятия Содержание
1. Организационный момент.  
2. Подготовка к деятельности на уроке. 1. Записать дату и тему урока.

2. Определить цели урока.

3. Отработка компетенций на языковом материале. 1. Работа с текстом (распределить роли выступающих по заданиям к тексту).

2. Выразительно читает текст один представитель от группы, остальные анализируют его выступление, пользуясь памяткой № 2.

3. По третьему вопросу выступает один представитель от группы, остальные дополняют.

4. По 4 и 5,6 вопросам выступает два представителя от группы (строят связное монологическое выступление), остальные дополняют, исправляют, используя

памятку №3.

5. Выступление по созданной схеме готовят два ученика, остальные дополняют.

6. Анализ своей деятельности на этом этапе занятия (заполнить листок оценки).

4. Проверочная работа. 1. Запись словарного диктанта.

2. Проверка работы в парах с использованием ключа.

3. Анализ своей деятельности на этом этапе занятия (заполнить листок оценки).

5. Подведение итогов. Обратитесь к целям урока, что удалось?

Отметьте в листе самооценки, к какой группе вы себя отнесете?

6. Домашнее задание. 1. Написать сочинение-миниатюру на свободную тему, используя не менее 9 слов данной орфограммы.

2. Написать эссе из слов данной орфограммы.

Текст 1 группы

Климент Аркадьевич Тимирязев

Эта жизнь была пламенным подвигом. В изумлении останавливаешься перед (не)исчерпаемой огромностью того, что сделал Тимирязев.

(Не)укротимый борец, ученый-гражданин, педагог, воспитавший (не)сколько поколений замечательных исследователей, экспериментатор, пролагавший новые пути в лабораторной практике, “патриарх русской агрономии”, действительный и почетный член четырех десятков академий, университетов, научных обществ всего мира...

Работа до краев наполняла эту жизнь.

Но те, кто лично знал Тимирязева, сохранили нам образ (не)педанта, углубленного в свои микроскопы, в свои книги, но человека, открытого всем живым радостям мира. Он страстно любил природу, путешествия, далекие экскурсии. С ним был (не)разлучно фотоаппарат и объектив, его направляла чаще всего (не)рука ботаника, но рука влюбленного в жизнь человека.

Была в нем и подтянутость, привитая еще в родительском доме и сохранившаяся на всю жизнь, как (не)нависть ко всякой внешней и внутренней распущенности и (не)ряшливости, как уважение к труду и умение работать.

Страстное горение этой жизни (не)прекращалось ни на день. Но это было внутреннее кипение, которому строжайшая дисциплина воли (не)позволяла прорваться наружу. Джентельменски корректным, говорившим ровно, (не)спешно, чеканными фразами таким запомнили Тимирязева знавшие его.

В Тимирязеве (не)было ровно ничего от “ученого чудака”. Он (не)страдал ни рассеянностью, ни забывчивостью. Наоборот, во всем до мелочей он был пунктуально точен.

В споре он никогда (не)кричал и никогда (не)говорил грубостей. Но он умел так уничтожить противника, что тому до конца дней своих было уже (не)забыть “разноса”, учиненного ему Тимирязевым.

Науку он изображал (не)как (не)кий (не)досягаемый храм, в котором облеченные чудесным всезнанием жрецы совершают таинственные обряды, приоткрыв только краешек завесы для (не)посвященных. Нет, Тимирязев (не)уставал повторять: “Наука - это мастерская, учись работать, тебе найдется место в ней! (В. Сафонов.)

Задания к тексту

  1. Внимательно прочитайте текст.
  2. Подготовьте выразительное чтение текста, используя памятку №2.
  3. Определите тему, основную мысль текста. (См. памятку №2, п.3).
  4. Определите, к какому стилю и типу речи относится данный текст. Объясните свою точку зрения (подтверждайте ответ примерами из текста).
  5. Объясните написание не в данном тексте.
  6. Укажите синонимы к существительным, прилагательным и наречиям, с которыми не напишите слитно.
  7. Составьте свою схему орфограммы “Не с различными частями речи”.

Порядок ответа

(распределите, кто на какой вопрос готовит ответ в группе).

  1. Выразительно прочитайте текст, выслушайте мнения учащихся о чтении.
  2. Подготовьте полный ответ на третий вопрос (2-3 предложения).
  3. Подготовьте монологическое выступление по 4 и 5 вопросам, пользуясь памяткой №3.
  4. Зачитайте 6 вопрос, дайте четкий ответ.
  5. Представьте вашу схему. Расскажите о ее преимуществах.

Текст 2 группы

Архип Иванович Куинджи

Архип Иванович Куинджи – русский живописец, инициатор создания общества художников, которое впоследствии носило его имя. Место Куинджи в русской живописи определяется его особым видением природы.

Он внес в русскую пейзажную живопись (не)повторимое своеобразие, показав красоту родной природы со стороны, почти (не)отраженной в произведениях его современников.

На самых прославленных картинах природа изображена в такие мгновения, которые до него никто (не)изображал.

Предметом художественных интересов мастера становилось всё: (не)угасающие закаты, сияние лунных ночей, почти (не)заметный свет радуги на фоне тяжелых туч. Хотя он рисовал и размытый (не)прекращающимися осенними дождями тракт, и степь с (не)кошеными травами, и (не)обыкновенно красивую березовую рощу, пронизанную солнечными лучами, однако в памяти поколений Куинджи останется как (не)подражаемый певец чарующей красоты и таинственной прелести лунной ночи. В (не)большом по объему полотне “Ночь на Днепре” художник добивается (не)бывалых эффектов освещения, мудрой простоты композиции. (С. Мясникова.)

Задания к тексту

  1. Внимательно прочитайте текст.
  2. Подготовьте выразительное чтение текста, используя памятку №2.
  3. Определите тему, основную мысль текста. (См. памятку №2, п.3).
  4. Определите, к какому стилю и типу речи относится данный текст. Объясните свою точку зрения (подтверждайте ответ примерами из текста).
  5. Объясните написание не в данном тексте.
  6. Выпишите словосочетания с не, к которым можно подобрать синонимичную пару без не, запишите эти синонимичные пары.
  7. Составьте свою схему орфограммы “Не с различными частями речи”.

Порядок ответа

(распределите, кто на какой вопрос готовит ответ в группе).

  1. Выразительно прочитайте текст, выслушайте мнения учащихся о чтении.
  2. Подготовьте полный ответ на третий вопрос (2-3 предложения).
  3. Подготовьте монологическое выступление по 4 и 5 вопросам, пользуясь памяткой №3.
  4. Зачитайте 6 вопрос, дайте четкий ответ.
  5. Представьте вашу схему. Расскажите о ее преимуществах.

Текст 3 группы

Возвращение домой

Целый год до приезда Николая Николаевича дом простоял заколоченный. Его поливали дожди, на крыше лежал снег, и никто его (не) счищал, поэтому крыша, и так уже давно (не)крашенная, во многих местах прохудилась и проржавела.

Николай Николаевич (не) предполагал, что встреча с домом так его взволнует. Когда показался заброшенный дом, сердце у него заколотилось так сильно, что он испугался, что (не) дойдет. Он отдышался, твердым военным шагом пересек улицу, вошел во двор.

Николай Николаевич оглянулся и увидел, что позади него, скорбно сложив на груди руки, стояло (не)сколько женщин. Он ни с кем (не) заговорил (не) потому, что был так (не)людим, просто (не) мог: каждая жилка дрожала у него внутри при встрече с домом, который был для него (не) просто дом, а его жизнь и колыбель.

(В. Железников)

Задания к тексту

  1. Внимательно прочитайте текст.
  2. Подготовьте выразительное чтение текста, используя памятку №2.
  3. Определите тему, основную мысль текста. (См. памятку №2,п.3).
  4. Определите, к какому стилю и типу речи относится данный текст. Объясните свою точку зрения (подтверждайте ответ примерами из текста).
  5. Объясните написание не в данном тексте.
  6. Укажите, какими частями речи являются выделенные слова.
  7. Составьте свою схему орфограммы “Не с различными частями речи”.

Порядок ответа

(распределите, кто на какой вопрос готовит ответ в группе).

  1. Выразительно прочитайте текст, выслушайте мнения учащихся о чтении.
  2. Подготовьте полный ответ на третий вопрос (2-3 предложения).
  3. Подготовьте монологическое выступление по 4 и 5 вопросам, пользуясь памяткой №3.
  4. Зачитайте 6 вопрос, дайте четкий ответ.
  5. Представьте вашу схему. Расскажите о ее преимуществах.

Приложение 1

Листок оценки деятельности

Фамилия, имя учащегося Текст Схема Диктант Итог
1.        
2.        
3.        
4.        
5.        

Словарный диктант (ключ для проверки)

Не скрывая удивления; недоумевая; не мог встретить; затаить ненависть; негодовать от возмущения; не деревянный дом; недешево стоить; недисциплинированный ученик; река неширокая, но холодная; долго недомогать; не далекий, а близкий; не шестьдесят; негласный закон; недожженный костер; недовыполнить план; не достать до полки; проявить недоверчивость; писать нечем; не за кем бежать; наесться не досыта; незадолго до встречи; настоящая недотрога; никем не замаскированный; незапоминающееся лицо; неряшливый вид; проявить некорректность; ненавидящий невежество; чувствовать себя неловко; не пришел никто; ни рыба ни мясо.