Цели:
- Обобщить знания учащихся о корне слова, родственных и однокоренных словах;
- Обобщить знания детей об орфограммах (гласный и парный согласный звуки) в корне слова;
- Продолжить формировать представление о способах проверки орфограмм корня слова, находить проверочные слова в группе однокоренных слов ;
- Развивать орфографическую зоркость, навыки коллективной и самостоятельной работы;
- Тренировать детей в написании слов с орфограммами;
- Уточнить представление детей о способе проверки главных орфограмм корня путем определения значения слов и подбора родственных с сильной позицией гласного в корне;
- Продолжить учить наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;
- Развивать внимание, чувство доброты, взаимовыручки.
№ п/п |
Этапы урока. | Деятельность учителя. | Деятельность учеников. | Примечания. |
I. 1) 2)
II. 1)
2)
3)
III. 1)
IV.
V. |
Организационный момент. Организация рабочего места. Вступительная беседа.
Актуализация знаний. Словарная работа.
Определение темы урока.
Физкультминутка.
Сомнительное написание гласных и согласных.
Итог урока.
Домашнее задание.
|
– Проверим готовность к уроку. – записываем в тетради число, классная работа. – А теперь послушайте сказку. “Жили-были сестрица Алёнушка и братец Иванушка. И родители их часто повторяли одну пословицу. Прочитайте её. – Как вы это понимаете? – Зачем надо учиться грамоте? Ведь сейчас используют компьютеры, и они прекрасно проверяют написание и исправляют ошибки. – Что может произойти, если неправильно, неграмотно написать слово? – Пока нет чёткого ответа. Давайте поставим знак вопроса и в ходе урока попробуем ответить на этот вопрос.
– А пока посмотрим, что было дальше. “Слушались сестрица Алёнушка и братец Иванушка родителей. В школу ходили, знания получали. Да только не понимали, зачем им это надо? Однажды Иванушка написал словарный диктант и вот что у него получилось. – Что заметили? – Запишите слова без ошибок. Обратите внимание на правильное начертание букв и соединений. Вспомните три правила при письме. Подчеркните исправленные буквы. – Как учился Иванушка? “Стали в его тетрадках появляться “гуси-лебеди”. Догадались, что это? “ Подхватили его “гуси-лебеди” и унесли в глухой лес к бабушке Ошибке. Опечалилась Алёнушка. Стала думать, как помочь братцу. Ведь она всегда помнила пословицу “Друг познаётся в беде”. – Согласны вы с Алёнушкой? И чтобы лучше запомнить эту пословицу,
давайте запишем в тетрадь. “Алёнушка стала думать да гадать, кто же ей поможет найти братца. И вспомнила про мышку-норушку, которая жила в их доме”. – Помогите Алёнушке позвать помощницу. Какие буквы нужно вставить в слова. Докажите правильность своего выбора. “Появилась мышка и рассказала Алёнушке, что братца унесли гуси-лебеди к бабушке Ошибке. Чтобы его вызволить, придётся сестрице не одну орфографическую загадку отгадать. Любит их загадывать вредная старуха. – Первая загадка спрятана в словарных словах. Догадались, какое слово спрятано? – Какое слово получилось? – Запишите его в схему (кластер). – Вспомните, что такое корень? – Как определить корень в слове? – Чтобы помочь Алёнушке, давайте потренируемся в определении корня в словах. В учебнике на стр. 69 прочитайте пословицы. Найдите однокоренные слова. – Запишите однокоренные слова в тетрадь, выделите корни. “А дальше мышка-норушка рассказала, чего больше всего боится бабушка Ошибка. А вы не догадываетесь? Вам подскажет слово-отгадка первой загадки. – Это знания правил проверки орфограмм корня. – Какие орфограммы встретятся в загадках бабушки Ошибки? Запишите их в схему. – Проверяем, что получилось. – А сказка тем временем продолжается. Подсказала Мышка где найти избушку бабушки Ошибки. “– Отправилась Алёнушка в путь-дорогу. – Посмотрела она вдаль. – Увидала вдали гусей лебедей. – Побежала по дорожке. – Перескочила по камушкам через речку. – Пришла к избушке, присела за кустом и притаилась. “ И начались для Алёнушки настоящие испытания. Стала бабушка Ошибка загадывать сестрице одну загадку за другой. И не справилась бы она, да есть у неё надёжные помощники – это вы, ребята. – Первая загадка: Нужно доказать, что в этих словах сомнительный звук может записываться разными буквами.
“Испугалась Ошибка, но вида не подаёт. Ещё сложнее загадку загадывает. – Прочитайте словосочетания. Поможем девочке вписать правильные буквы.
– Какая орфограмма пропущена? – Как её проверить? “Обрадовалась Ошибка. Не правильно записали последнее словосочетание!” – Почему она так решила? – Подумайте, какой вывод можно сделать из этой загадки бабушки Ошибки? “ И последнюю загадку предлагает отгадать бабушка Ошибка. Отгадаете, говорит, отпущу вас с братцем на все четыре стороны. – О чём этот рассказ? – Догадалась Алёнушка, что речь идёт об их с братцем родных местах. – А ещё поняли брат и сестра, для чего нужно грамоте учиться. А вы, ребята, поняли? Повторить правила проверки орфограмм корня; Повторить словарные слова из словарика, подготовиться к словарному диктанту. Спасибо за работу на уроке. Урок окончен. |
Уч-ся проверяют организацию рабочего места. В рабочих тетрадях записывают число, “классная работа”.
Дети читают пословицу, записанную на доске. Варианты ответов детей. Дети затрудняются в ответах.
– Слова записаны с ошибками. Уч-ся записывают словарные слова в тетради, подчёркивают выполненные исправления.
– Плохо. – Двойки.
Дети записывают пословицу в тетрадь, один ученик работает у доски.
Дети выбирают правильные буквы, обосновывают свой выбор.
Дети составляют слово из исправленных букв. – Корень. Уч-ся вспоминают определение корня и однокоренных слов. Дети читают пословицы, называют однокоренные родственные слова, выделяют корень. Уч-ся работают в тетрадях.
Дети высказывают предположения.
Дети самостоятельно записывают орфограммы корня в схемы-кластеры.
Работа со слайдом 6.
– шаг – подняться на носочки, приложить поочерёдно ко лбу то одну ладонь, то другую – помахать руками вверх-вниз – бег – прыжки – присели и замерли
– Чтобы доказать правильность написания слов, нужно составить с ними предложения и посмотреть, в каком смысле они употребляются.
Дети записывают словосочетания, после каждого в скобках записывают проверочное слово. Один ученик выполняет работу у доски – вписывает пропущенные буквы и записывает проверочные слова.
– Может, например, кошка лежать на каком-нибудь баке (бачке). – От написания одной буквы зависит смысл слова. Дети находят неправильно записанные слова.
– Чтобы тебя понимали. Ведь от одной буквы зависит смысл слова. |
На мониторе: Слайд 2. На доске: Грамоте учиться всегда пригодится.
Под записью пословицы поставить знак вопроса.
На доске: Востог, дарога, втоник, срида, январь, малчик. На мониторе: Слайд 3 – картинка. У доски один ученик исправляет неверно записанные слова.
На мониторе: Слайд 3 – двойки.
На мониторе: (Слайд 4) Мы…ка-н…рушка Ш ж о а
Слово записывается на доске. Дети работают с планшетами lego-spectra.
Работа с учебником: Стр.69, пословицы.
Дети работают с планшетами lego-spectra. На экране: Слайд 5.
На мониторе: Слайд 7. ПЛО(Д-Т) ПОС(И-Е)ДЕЛ
На доске: зап_вал лекарство зап_вал песню б_чок для мусора ложись на б_чок
На мониторе: Слайд 8. Там чудный лук и я там лижу. Недалеко лисок и красивый глубокий прут. Заменить знак вопроса на восклицательный знак под первой пословицей. На мониторе: Слайд 9. От одной буквы зависит смысл слова! |