Наблюдение над однокоренными словами. Орфограммы корня. 2-й класс

Разделы: Русский язык, Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Цели:

  1. Обобщить знания учащихся о корне слова, родственных и однокоренных словах;
  2. Обобщить знания детей об орфограммах (гласный и парный согласный звуки) в корне слова;
  3. Продолжить формировать представление о способах проверки орфограмм корня слова, находить проверочные слова в группе однокоренных слов ;
  4. Развивать орфографическую зоркость, навыки коллективной и самостоятельной работы;
  5. Тренировать детей в написании слов с орфограммами;
  6. Уточнить представление детей о способе проверки главных орфограмм корня путем определения значения слов и подбора родственных с сильной позицией гласного в корне;
  7. Продолжить учить наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;
  8. Развивать внимание, чувство доброты, взаимовыручки.

п/п
Этапы урока. Деятельность учителя. Деятельность учеников. Примечания.
I.

1)

2)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II.

1)

 

 

 

 

 

 

2)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III.

1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV.

 

 

 

 

 

 

V.

Организационный момент.
Организация рабочего места.
Вступительная беседа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуализация знаний.

Словарная работа.

 

 

 

 

 

 

Определение темы урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физкультминутка.

 

 

 

 

 

 

 

 


Рефлексия.

Сомнительное написание гласных и согласных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итог урока.

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание.

 

 

 

 

– Проверим готовность к уроку.
– записываем в тетради число, классная работа.

– А теперь послушайте сказку.

“Жили-были сестрица Алёнушка и братец Иванушка. И родители их часто повторяли одну пословицу. Прочитайте её.

– Как вы это понимаете?

– Зачем надо учиться грамоте? Ведь сейчас используют компьютеры, и они прекрасно проверяют написание и исправляют ошибки.

– Что может произойти, если неправильно, неграмотно написать слово?

– Пока нет чёткого ответа. Давайте поставим знак вопроса и в ходе урока попробуем ответить на этот вопрос.

 

– А пока посмотрим, что было дальше.

“Слушались сестрица Алёнушка и братец Иванушка родителей. В школу ходили, знания получали. Да только не понимали, зачем им это надо? Однажды Иванушка написал словарный диктант и вот что у него получилось.

– Что заметили?

– Запишите слова без ошибок. Обратите внимание на правильное начертание букв и соединений. Вспомните три правила при письме. Подчеркните исправленные буквы.

– Как учился Иванушка?

“Стали в его тетрадках появляться “гуси-лебеди”. Догадались, что это?

“ Подхватили его “гуси-лебеди” и унесли в глухой лес к бабушке Ошибке. Опечалилась Алёнушка. Стала думать, как помочь братцу. Ведь она всегда помнила пословицу “Друг познаётся в беде”.

– Согласны вы с Алёнушкой? И чтобы лучше запомнить эту пословицу, давайте запишем в тетрадь.
– Подчеркните основу предложения.
– Выпишите словосочетание.

“Алёнушка стала думать да гадать, кто же ей поможет найти братца. И вспомнила про мышку-норушку, которая жила в их доме”.

– Помогите Алёнушке позвать помощницу. Какие буквы нужно вставить в слова. Докажите правильность своего выбора.

“Появилась мышка и рассказала Алёнушке, что братца унесли гуси-лебеди к бабушке Ошибке. Чтобы его вызволить, придётся сестрице не одну орфографическую загадку отгадать. Любит их загадывать вредная старуха.

– Первая загадка спрятана в словарных словах. Догадались, какое слово спрятано?

– Какое слово получилось?

– Запишите его в схему (кластер).

– Вспомните, что такое корень?

– Как определить корень в слове?

– Чтобы помочь Алёнушке, давайте потренируемся в определении корня в словах.

В учебнике на стр. 69 прочитайте пословицы. Найдите однокоренные слова.

– Запишите однокоренные слова в тетрадь, выделите корни.

“А дальше мышка-норушка рассказала, чего больше всего боится бабушка Ошибка. А вы не догадываетесь?

Вам подскажет слово-отгадка первой загадки.

– Это знания правил проверки орфограмм корня.

– Какие орфограммы встретятся в загадках бабушки Ошибки? Запишите их в схему.

– Проверяем, что получилось.

– А сказка тем временем продолжается.

Подсказала Мышка где найти избушку бабушки Ошибки.

“– Отправилась Алёнушка в путь-дорогу.

– Посмотрела она вдаль.

– Увидала вдали гусей лебедей.

– Побежала по дорожке.

– Перескочила по камушкам через речку.

– Пришла к избушке, присела за кустом и притаилась.

“ И начались для Алёнушки настоящие испытания. Стала бабушка Ошибка загадывать сестрице одну загадку за другой. И не справилась бы она, да есть у неё надёжные помощники – это вы, ребята.

– Первая загадка:

Нужно доказать, что в этих словах сомнительный звук может записываться разными буквами.

 

“Испугалась Ошибка, но вида не подаёт. Ещё сложнее загадку загадывает.

– Прочитайте словосочетания. Поможем девочке вписать правильные буквы.

 

 

– Какая орфограмма пропущена?

– Как её проверить?

“Обрадовалась Ошибка. Не правильно записали последнее словосочетание!”

– Почему она так решила?

– Подумайте, какой вывод можно сделать из этой загадки бабушки Ошибки?

“ И последнюю загадку предлагает отгадать бабушка Ошибка. Отгадаете, говорит, отпущу вас с братцем на все четыре стороны.

– О чём этот рассказ?

– Догадалась Алёнушка, что речь идёт об их с братцем родных местах.

– А ещё поняли брат и сестра, для чего нужно грамоте учиться. А вы, ребята, поняли?

Повторить правила проверки орфограмм корня;

Повторить словарные слова из словарика, подготовиться к словарному диктанту.

Спасибо за работу на уроке.

Урок окончен.

Уч-ся проверяют организацию рабочего места.
В рабочих тетрадях записывают число, “классная работа”.

 

Дети читают пословицу, записанную на доске.

Варианты ответов детей.

Дети затрудняются в ответах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Слова записаны с ошибками.

Уч-ся записывают словарные слова в тетради, подчёркивают выполненные исправления.

 

– Плохо.

– Двойки.

 

 

 

Дети записывают пословицу в тетрадь, один ученик работает у доски.

 

 

 

Дети выбирают правильные буквы, обосновывают свой выбор.

 

 

 

 

 

Дети составляют слово из исправленных букв.

– Корень.

Уч-ся вспоминают определение корня и однокоренных слов.

Дети читают пословицы, называют однокоренные родственные слова, выделяют корень.

Уч-ся работают в тетрадях.

 

Дети высказывают предположения.

 

 

Дети самостоятельно записывают орфограммы корня в схемы-кластеры.

 

 

 

 

 

 

Работа со слайдом 6.

 

– шаг

– подняться на носочки, приложить поочерёдно ко лбу то одну ладонь, то другую

– помахать руками вверх-вниз

– бег

– прыжки

– присели и замерли

 

 

 

– Чтобы доказать правильность написания слов, нужно составить с ними предложения и посмотреть, в каком смысле они употребляются.

 

Дети записывают словосочетания, после каждого в скобках записывают проверочное слово.

Один ученик выполняет работу у доски – вписывает пропущенные буквы и записывает проверочные слова.

 

 

 

– Может, например, кошка лежать на каком-нибудь баке (бачке).

– От написания одной буквы зависит смысл слова.

Дети находят неправильно записанные слова.

 

 

– Чтобы тебя понимали. Ведь от одной буквы зависит смысл слова.

 

 

 

 

На мониторе:

Слайд 2.

На доске:

Грамоте учиться всегда пригодится.

 

Под записью пословицы поставить знак вопроса.

 

На доске:

Востог, дарога, втоник, срида, январь, малчик.

На мониторе:

Слайд 3 – картинка.

У доски один ученик исправляет неверно записанные слова.

 

 

На мониторе:

Слайд 3 – двойки.

 

 

 

 

 

 

 

 

На мониторе:

(Слайд 4)

Мы…ка-н…рушка

Ш ж о а

 

 

 

 

Слово записывается на доске.

Дети работают с планшетами lego-spectra.

 

Работа с учебником:

Стр.69, пословицы.

 

 

 

 

 

Дети работают с планшетами lego-spectra.

На экране:

Слайд 5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На мониторе: Слайд 7.

ПЛО(Д-Т)

ПОС(И-Е)ДЕЛ

 

 

На доске:

зап_вал лекарство

зап_вал песню

б_чок для мусора

ложись на б_чок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На мониторе: Слайд  8.

Там чудный лук и я там лижу. Недалеко лисок и красивый глубокий прут.

Заменить знак вопроса на восклицательный знак под первой пословицей.

На мониторе: Слайд 9.

От одной буквы зависит смысл слова!