Цели урока:
- знакомство с изъявительным, условным и повелительным наклонениями;
- отработка умения различать наклонения глагола;
- предупреждение ошибок в употреблении наклонений глагола в речи;
- упражнение в конструировании предложений с использованием различных форм глагола.
Тип урока: урок изучение нового материала.
ХОД УРОКА.
I. Оргмомент
– Здравствуйте, ребята! Садитесь. (Проверка
рабочих мест, наличие отсутствующих, запись
даты).
– Тема нашего урока – Наклонения глагола.
– Сегодня на уроке мы познакомимся с тремя
наклонениями глагола, будем учиться различать
наклонения между собой и правильно употреблять
их в речи.
II. Словарная работа
На доске записаны слова: формировать, премировать, маршировать, публиковать, торжествовать, заболевать.
Задания:
– Поставьте правильно ударение в каждом слове.
На какой слог падает ударение? На какую морфему?
– Запишите слова в тетрадь, запомните их
написание и правильное произношение.
III. Психологическая подготовка к восприятию нового материала
Игра «Кто хочет стать отличником?»
– Я зачитываю вопрос и четыре варианта ответа к нему. Только после того, как прозвучит последний вариант, вы поднимаете руку. За каждый правильный ответ вы получаете жетон.
У кого в конце игры окажется больше всего жетонов, тот по праву может называться «отличником».
1. Глагол – часть речи, которая обозначает…
- признак
- предмет
- действие
- может что-то обозначает, но я не помню
2. Инфинитив – это…
- неопределенная форма глагола
- определенная форма глагола
- не знаю
- не уверен, лучше спросить у учителя
3. Какие бывают глаголы?
- приходящие и уходящие
- переходные и непереходные
- проходящие мимо
4. В русском языке 2 спряжения…
- первое и последнее
- второе и третье
- первое и второе
- по-моему, их три
5. «Не готов» пишется:
- слитно
- раздельно
- полуслитно
- всегда готов
6. Слово «знаю» – это…
- знаю, но не скажу
- не знаю
- знать не хочу
- это глагол
7. Сказуемое в предложении подчеркивается…
- одной чертой
- двумя чертами
- зеленым цветом
- я не подчеркиваю
8. Наука о русском языке называется…
- беллетристика
- лингвистика
- ерундистика
- нет такой науки
9. Проверочное слово к безударной гласной в сове «сидел»:
- стоя
- полулежа
- лежа
- сидя
10. Глагол «кричим» имеет в:
- I спряжении
- II спряжении
- III спряжении
- IY склонении
11. Слово «подъезжать» пишется с:
- Ь
- Ъ
- без знаков
- читается, но не пишется
12. В слове «отрежьте» ь…
- есть после «ж»
- нет Ь
- есть Ъ
- есть, но не знаю, после какой буквы
13. «Рассвело» с точки зрения синтаксиса…
- слово
- словосочетание
- утро
- предложение
14. «Не готов» пишется …
- с большой буквы
- раздельно
- как хочу, так и пишу
- а зачем вообще писать?
15. Кто создал известный словарь по русскому языку?
- Пушкин
- Эрнст Неизвестный
- Ломоносов
- В.И.Даль
IV. Объяснение нового материала
– Сегодня вам предстоит хорошенько потрудиться, чтобы разобраться в новом материале. Читайте внимательно.
На доске:
Сегодня ты подскажешь, как отличить форму
глагола в одном наклонении от другого.
Подсказал бы ты, как отличить форму глагола в
одном наклонении от другого.
Подскажи, да побыстрее, как отличить форму
глагола в одном наклонении от другого.
– Не знаю, понятно ли это? Но даже если вы не
поняли, наверно, увидели, что глаголы в разных
формах:
- подскажешь
- подсказал бы
- подскажи
– Это три наклонения глагола «подсказать». Но лучше, если наклонения сами о себе расскажут. А вы слушайте внимательно и делайте выводы.
МОНОЛОГИ НАКЛОНЕНИЙ
Читают дети:
– Итак, наклонения представили себя, а мы
попробуем перевести их речи на язык науки.
– Когда-то я тоже училась в 6-м классе и прочитала
замечательную грамматическую сказку о
наклонениях глагола. Сейчас я буду вам её
рассказывать, а вы будете мне помогать и работать
вместе со мной.
– Построим для глаголов дом.
– Почему такой большой?
– Глаголов много.
– Верно. При этом характеры у них разные: одни
очень решительные, требовательные; другие –
спокойные, рассудительные; третьи – уступчивые,
мягкие, вежливые.
– О глаголах повелительного, условного и
изъявительного наклонений.
– Да, но вместе они ужиться не могут, поэтому
строители разгородили дом вертикальными глухими
стенами на три части. Скоро придут глаголы.
Каждому наклонению захочется занять большую
часть дома. Чтобы они не поссорились, придется им
помочь.
– Подумайте, кому отдать большую часть дома?
– Глаголам изъявительного наклонения, их больше
всех, они имеют целых три временных формы.
– А как мы узнаем глаголы условного наклонения?
– С ними всегда частица «бы».
– Глаголы условного наклонения узнаются по
форме: глагол прошедшего времени + частица бы.
– А как узнать повелительное наклонение?
– По суффиксу -и, реже – -й,
во множественном числе суффикс прикрывается –
те.
– Значит, если человек использует глаголы в
повелительном наклонении, то он считает себя
повелителем других?
– Не всегда. Ведь можно не приказать, а попросить.
Вот, например, «встань» – это может быть приказ, а
может быть и просьба (смотря, с какой интонацией
сказать), а «встань-ка» – явно просьба. При
выражении просьбы часто употребляются
«волшебные слова». Какие?
– Пожалуйста, будьте добры, будьте любезны.
– Теперь, когда повелительное и условное
наклонения заняли свои квартиры, надо
предотвратить ссоры в большей части дома. Надо
глаголы разных временных форм поселить на разных
этажах.
– Сколько будет этажей?
– Три.
– Каждый этаж должен быть поделен надвое, чтобы
виды не обиделись.
– Ну, как вам нравится дом для глаголов? (Приложение 1)
V. Закрепление
1. Сгруппируйте глаголы по наклонениям:
скажите, сказал бы, выбросьте, попросил бы, брошу, поработал, поработай, выздоравливаю, вижу, ехал бы, лечу, буду шагать, рассеял, дыши, похудей-ка, бросать (неопр.форма глагола), прилягу, ляг.
2. Как изменить наклонение глаголов, не изменяя ни одной буквы?
ходите, держите, носите, остановите. (Изменить ударение).
3. Образуйте повелительное наклонение глаголов:
вылезать, ехать, лечь. (Вылезай, езжай, ляг).
4. В названии какой старинной детской игрушки повелительное наклонение глагола пишется слитно с частицей -ка?
Ванька-встанька.
5. Приведите примеры употребления условного наклонения в значении повелительного.
Ехал бы ты уже домой.
VI. Подведение итогов урока
– Что нового мы сегодня узнали о глаголе?
– Глаголов какого наклонения больше всего?
– Как узнать условное наклонение?
– Какое наклонение имеет три временные формы?
VII. Домашнее задание