Цели и задачи урока:
Образовательные:
- находить назывные предложения;
- определять роль назывных предложений в художественной литературе;
- выразительно читать назывные предложения.
Воспитательные:
- развивать мотивацию изучения русского языка, используя интересные примеры и задания;
- развивать умения работать в группе.
Развивающие:
- развивать речевую культуру учеников;
- способствовать расширению кругозора.
Методические приемы: работа с поэтическим текстом, составление плана, тренировочные упражнения.
Оборудование: проектор, экран, ноутбук, доска.
Ход урока
1. На экране
Семь чудес света.Смотрим на экран и записываем на доске название картин. Учащиеся выходят к доске и находят грамматическую основу предложения.
- Пирамида Хеопса.
- Статуя Зевса в Олимпии.
- Храм Артемиды в Эфесе.
- Мавзолей в Галикарнесе.
- Александрийский маяк.
- Колосс Родосский.
- Висячие сады Семирамиды.
2. На доске эпиграф урока:
“Мой верный друг!
Мой друг коварный!
Мой царь! Мой раб!
Родной язык!”
В.Брюсов.
Ребята, читаем эпиграф урока и находим грамматические основы предложений.
- Чем выражении основы в предложениях?
- Какое значение придают подлежащие?
- Как вы думаете, как называется тема нашего урока?
3. Самостоятельное изучение статьи учебника
(с. 106-107).Составление плана в форме вопросов. Например:
- Что такое назывные предложения?
- Какое время выражают назывные предложения?
- В каких случаях назывные предложения приобретают указательное значение?
- Где и с какой целью употребляются назывные предложения?
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,Эти ивы и березы,
Эти капли – эти слезы,
Этот пух – не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист,Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь, и эти трели,
Это все – весна.
А.Фет.
Ответы учащихся, указание основ предложений.
4. Тренировочные упражнения.
(Упр. 242 – устно, “по цепочке”).
Что вы помните из своего самого раннего детства? Воспользуйтель назывными предложениями для передачи того, что сохранила ваша память. Составьте и запишите текст из 3-5 предложений на тему “Первые впечатления…”
5.
Упр. 244: написать небольшое сочинение, началом которого послужит один из данных вариантов. (Сочинение можно писать по вариантам или по выбору учеников.) Прочитаем, что получилось (по 1-2 человека от каждого варианта читают сочинения).
6. Тест. Определите вид простого предложения.
7. Домашнее задание.
§24, упр. 245 или 246 по выбору.