Цели урока:
- обобщение знаний, умений, навыков учащихся по основным разделам русского языка, исследование языкового материала романа М.Булгакова “Мастер и Маргарита”, интегрирование материала русского языка и литературы, создание условий для переноса лингвистических знаний в новые учебные ситуации, подготовка к ЕГЭ по русскому языку;
- развитие ключевых компетенций учащихся: анализа, синтеза, классификации, обобщения, систематизации материала, применение лингвистических знаний при работе с языковым материалом, развитие умения самостоятельно воспроизводить полученные знания и работать с тестовыми материалами
Форма урока:
- мультимедийный урок с использованием средств современных информационных технологий. Лабораторная работа.
Оборудование:
- текст романа,
- раздаточный материал (тесты),
- тестовая работа в формате компьютерной презентации,
- видеофрагмент,
- музыкальный фрагмент из художественного фильма “Мастер и Маргарита”,
- компьютер,
- интерактивная доска SMART Board,
- телевизор,
- DVD-плеер.
Предполагаемые результаты:
Формирование языковой компетенции, расширение представлений учащихся о языковых особенностях романа “Мастер и Маргарита”, закрепление навыков комплексного анализа текста, формирование коммуникативной компетенции, формирование правильной и эффективной речи, обучение умению решать тесты в формате заданий ЕГЭ по русскому языку, развитие интереса к самостоятельному составлению тестов по русскому языку на материале литературных произведений, воспитание вдумчивого, внимательного читателя.
Предварительная подготовка к уроку: каждому ученику были названы главы из романа “Мастер и Маргарита”, который в данное время изучался на уроках литературы (в классе 28 человек, таким образом, был охвачен весь роман), и дано задание:
- выписать слова, интересные с точки зрения фонетики и орфоэпии;
- выписать слова, интересные с точки зрения лексики;
- выписать по 2 словосочетания на каждый вид связи;
- на основе собранного материла составить тесты по русскому языку в формате заданий ЕГЭ. На урок будут выбраны самые содержательные из них;
- индивидуальные задания: проанализировать лексику романа, синтаксис, художественно-изобразительные средства.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя. Постановка задачи урока.
-Двенадцать лет были отданы М.Булгаковым работе над “Мастером и Маргаритой”. Шесть редакций текста насчитывают ныне литературоведы... И это обязывает пристальней вглядеться в “закатный роман”, в его героев, вдуматься в его содержание. Вслед за Н.В. Гоголем автор “Мастера и Маргариты” мог бы повторить: “Они (произведения) писаны долго, в обдумывании многих из них прошли годы, а потому не угодно ли читателям моим тоже подумать о них на досуге и всмотреться пристальней”. На уроках литературы мы с вами пристально всматривались в форму, композицию, содержание романа, искали символы, знаки, которые помогли бы нам увидеть в поступках героев то, что до нас никто не заметил, услышать то, что никто ещё не услышал, мы сочувствовали героям, обвиняли и оправдывали их... Нам стало казаться, что булгаковский текст живёт, дышит, наполненный какими-то тайнами. О языковых особенностях текста романа мы и будем сегодня вести речь, посмотрим на роман через “лингвистический микроскоп”. Другая задача - использовать текст романа для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.
Вы провели огромную работу, проанализировав каждую главу романа, можно сказать, “пропустили текст романа через лингвистическое сито”. Составлено 24 тестовые работы, выписано и объяснено грамматически и семантически более 100 слов.
II. Из текста романа были выбраны интересные с точки зрения орфоэпии слова. Прочитайте их и расставьте правильное ударение. Объясните постановку ударения.
НА ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКЕ:
- ЕГИПТЯНИН
- АФИНЯНИН
- ГАЛИЛЕЯНИН
- РИМЛЯНИН
- СЕЛЯНИН
- РЕГЕНТ
- МЕССИЯ
- МАНИЯ
- КУЛИНАРИЯ
- ПСИХИАТРИЯ
- ВИТИЯ
- КАТАЛОГ
- ПСИХОЛОГ
- СИММЕТРИЯ
- АССИМЕТРИЯ
- ГОМЕОПАТИЯ
- БЮРОКРАТИЯ
- ДРЕМОТА
- ИСПОВЕДАНИЕ
- ОБЕСПЕЧЕНИЕ
(Работа ведётся на интерактивной доске (инструмент “Умное перо”))
Учащиеся объясняют правила постановки ударения в данных словах, подбирают аналогичные примеры.
III. Лексико-семантическое поле романа М.Булгакова “Мастер и Маргарита”. Сообщение учащихся.
-Лексико-семантическое поле романа “Мастер и Маргарита” выстроено Булгаковым с большей детальностью, поскольку предмет повествования составляет не только жизнь Москвы, но и Ершалаима. В состав лексико-семантического поля входят следующие смысловые группы: “архитектура будущего”, “науки” (гуманитарные и технические), “средства передвижения”, “новые виды энергии”, “стихии”, “новые способы общения между людьми”, “быт”, “образование”, “общественное устройство”.
При изображении города в целом автор использует слова, содержащие в своих значениях семы “необычность”, “монументальность”, “значительность размеров”, “древность”, которые в последующих описаниях реализуются с помощью гипербол, эпитетов “огромный, многообразный, разный, разнообразный”.
Точный подбор слов помогает читателю определить тему и основную мысль текста. В тексте преобладает стилистически нейтральная лексика и слова, вышедшие из активного употребления (“флибустьер”, “галстух”), за исключением эпизодов, где представлена диалогическая речь с экспрессивной окраской (“сволочь”, “вранье” и т.д.), что создаёт впечатление особой простоты, прозрачности, говорит о тонком языковом чутье автора.
В Ершалаимских главах много заимствованных слов (например, таких, как “игемон”, “легион”, “легионер”, “прокуратор”, “кесарь”), что придает большую достоверность повествованию. Автор мало использует библейскую лексику, тем самым проводя параллель между Иешуа и Иисусом. Многие предложения из романа стали фразеологизмами, крылатыми выражениями, например, всем известные “рукописи не горят”, “осетрина второй свежести”. Интересной была работа по разгадке некоторых сложносокращённых слов, терминов, символов. К примеру, Моссолит - мастера советской литературы? мастера социалистической литературы? массовая литература? массовая советская литература?
IV. – Наиболее часто встречающиеся в ваших работах слова, словосочетания, предложения, грамматические задания послужили основой тестовой работы.
Тестовая работа в формате ЕГЭ (в режиме “Презентация”). Использование интерактивной доски. (2 варианта по 9 вопросов с выбором ответов) ( Приложение №1)
V. Многие из вас сами составили тесты в формате ЕГЭ, используя текст романа. И это отрадно: человек, который сам составляет тесты, не боится их решать. Все задачи составлены грамотно, с учётом критериев ЕГЭ. Предлагаю вашему вниманию тесты, составленные вашими одноклассниками.
Самостоятельное решение тестовых задач на бумажных носителях. Проверка по ключам на интерактивной доске. (Приложение №2)
VI. Диктант.
Воланд осадил своего коня на каменистой безрадостной плоской вершине, и тогда всадники двинулись шагом, слушая, как кони их подковами давят кремни и камни. Луна заливала площадку зелено и ярко, и Маргарита скоро разглядела в пустынной местности кресло и в нём фигуру сидящего человека. Возможно, что этот сидящий был глух или слишком погружён в размышления. Он не слыхал, как содрогалась каменистая земля под тяжестью коней, и всадники, не тревожа его, приблизились к нему.
-Что было дальше? (Ответы учащихся)
-Посмотрите, пожалуйста, этот фрагмент из фильма “Мастер и Маргарита”.
-Всё ли в этом фрагменте соответствует тексту романа?
VII. Самопроверка диктанта по розданным листам с текстом и грамматическими заданиями в формате части В ЕГЭ.
Самостоятельная работа. Лингвистический анализ текста.
1) Воланд осадил своего коня на каменистой безрадостной плоской вершине, и тогда всадники двинулись шагом, слушая, как кони их подковами давят кремни и камни. 2) Луна заливала площадку зелено и ярко, и Маргарита скоро разглядела в пустынной местности кресло и в нём белую фигуру сидящего человека. 3) Возможно, что этот сидящий был глух или слишком погружён в размышление. 4) Он не слыхал, как содрогалась каменистая земля под тяжестью коней, и всадники, не тревожа его, приблизились к нему.
5) Луна хорошо помогала Маргарите, светила лучше, чем самый лучший электрический фонарь, и Маргарита видела, что сидящий, глаза которого казались слепыми, коротко потирает свои руки и эти самые незрячие глаза вперяет в диск луны. 6) Теперь уж Маргарита видела, что рядом с тяжёлым каменным креслом, на котором блестят от луны какие-то искры, лежит тёмная, громадная остроухая собака и так же, как её хозяин, беспокойно глядит на луну.
7) У ног сидящего валяются черепки разбитого кувшина и простирается невысыхающая чёрно-красная лужа.
8) Всадники остановили своих коней.
9) –Ваш роман прочитали,- заговорил Воланд, поворачиваясь к Мастеру,- и сказали только одно, что он, к сожалению, не окончен. 10) Так вот, мне хотелось показать вам вашего героя. 11) Около двух тысяч лет сидит он на этой площадке и спит, но когда приходит полная луна, как видите, его терзает бессонница. 12) Она мучает не только его, но и его верного сторожа, собаку. 13) Если верно, что трусость – самый тяжкий порок, то, пожалуй, собака в нём не виновата. 14) Единственно, чего боялся храбрый пес, это грозы. 15) Ну что ж, тот, кто любит, должен разделить участь того, кого он любит.
Задания.
- Укажите способ образования слова безрадостной (предложение 1). (приставочно-суффиксальный)
- Из предложения 6 выпишите все союзы (что, и, так же, как)
- Укажите тип связи в словосочетании двинулись шагом (примыкание).
- Среди предложений 5-14 найдите односоставное неопределённо-личное предложение, напишите номер этого предложения. (9).
- Среди предложений 2-8 найдите предложение с обособленным обстоятельством, напишите номер этого предложения. (4)
- Среди предложений 5-15 найдите сложносочинённое предложение с общим второстепенным членом, напишите номер этого предложения. (7)
- Среди предложений 1-6 найдите такое, которое соединяется с предыдущим с помощью местоимения, напишите номер этого предложения. (4)
- Среди предложений 3-8 найдите пример субстантивации (переход слова из одной части речи в другую). Выпишите это слово. (сидящий)
- Определите, какие средства выразительности
использованы в следующих примерах:
а) безрадостной вершине
б) луна заливала площадку
в) луна... светила лучше, чем самый лучший электрический фонарь
г) верного сторожа
д) должен разделить участь
е) простирается лужа
1) метафора
2) гиперболизация
3) эпитет
4) сравнение
5) фразеологизм
6) олицетворение
10. Какой (-ие) тип (-ы) речи представлен (-ы) в данном отрывке?
11. Какова основная мысль данного отрывка?
VIII. Проверка работы по ключам на интерактивной доске. Обмен мнениями.
IX. Подготовка к сочинению в формате части С ЕГЭ. Коллективная устная работа.
(Следует учесть, что к этому уроку учащиеся уже были знакомы со структурой сочинения по требованиям к части С, каждый элемент плана был тщательно проработан, учащиеся не раз писали классные и домашние сочинения в формате части С ЕГЭ)
1. В каком предложении содержится основная мысль данного текста?
( “Ну что ж, тот, кто любит, должен разделять участь того, кто любит”.)
2. Какие проблемы поднимает автор в данном тексте? (Проблемы долга, совести, нравственного выбора, ответственности человека за свои поступки).
3. Почему автор обратился к этим проблемам? Актуальны ли эти проблемы в наше время? Какая из этих проблем является основной в контексте всего произведения?
4. Как автор относится к этим проблемам? Определите авторскую позицию.
5. Вы согласны с автором?
6. Выберите из данных высказываний те, которые могли бы стать аргументами в вашем сочинении. (Интерактивная доска).
- Старайся исполнить свой долг, и ты тотчас узнаешь, чего ты стоишь. (И.Кант)
- Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону. (М.Ганди)
- Плохо, если у человека нет чего-нибудь такого, за что он готов умереть. (Сенека)
- Именно из благотворения не по склонности, а из чувства долга и начинается моральная и вне сравнения высшая ценность характера. (Гален)
- Наши характеры образуют наши нравы. (Плутарх)
- Сострадание есть горе о чужом несчастье. (Конфуций)
- Умение прощать - свойство сильных. Слабые никогда не прощают. (В.Сухомлинский)
- Если хочешь жить для себя, живи для других. (И.Кант)
X. Домашнее задание. Сочинение- рассуждение в формате части С ЕГЭ.
-Итак, от вас требуется:
1) выявить и сформулировать основную проблему текста;
2) прокомментировать сформулированную проблему;
3) сформулировать позицию автора по выделенной проблеме;
4) сформулировать и аргументировать свою позицию по выделенной проблеме (не менее 3 аргументов);
5) не забыть “открыть” и “закрыть” своё сочинение при помощи вступления и заключения.
XI.Обобщение материала урока учащимися. Подведение итогов урока учителем.