Текст используется для коллективной формы работы.
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм -
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь.На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.Откровенье цветов луговых
Нам понятно было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И безумно, безжалостно рвали.В нас молчало безумное “стой!”,
Нам казалось все мало, все мало.
А потом в толчее городской
Мы охапки тащили устали.И не видели, как из-под ног
Молчаливо, дыша еле-еле,
Обреченно глядел василек,
Безнадежно гвоздики глядели…
1. Определите основную мысль стихотворения.
2. О каких храмах говорится в этом стихотворении?
3. Определите, какими частями речи являются выделенные слова. Что объединяет эти группы слов?
4. “Человек-царь природы”. Согласны ли вы с этим утверждением?
5. Есть ли что общее между цветами и человеком?
6. Найдите слова с известными вам орфограммами, сгруппируйте, объясните их правописание.
7. Найдите в тексте обособленные определения и обособленные обстоятельства.
Диктант “ Проверь себя”.
С целым миром поспорить я готов, Я готов поклясться головою В том, что есть глаза у всех цветов И они глядят на нас с тобою. В час раздумий наших и тревог. В горький час беды и неудачи Видел я: цветы, как люди, плачут И росу роняют на песок. (Расул Гамзатов) |
Карточка для индивидуальной работы:
С целым миром п..спорить я гото..
Я готов покляст..ся головою
В том что есть глаза у всех цвето..
И они гл..дят на нас с тобою.
В час ра..думий наших и тревог.
В горький час б..ды и (не)удачи
Видел я цветы как люди плачут
И р..су р..няют на песок. (Расул Гамзатов)
1. Какое впечатление произвело на вас стихотворение?
2. Какими чувствами наполнены строки Расула Гамзатова?
3. О каких слезах говорит автор стихотворения?
4. Что объединяет предыдущее стихотворение и стихотворение Расула Гамзатова?
4. Вставьте пропущенные орфограммы и знаки препинания. Объясните их правописание.
5. Выполните синтаксический разбор 1-го предложения.
Раздел: Повторение изученного в 5-8 классах.
Тема урока: Комплексное повторение.
(Фонетика. Орфография. Состав слова. Синтаксис словосочетания и простого предложения)
Текст используется для индивидуально-групповой формы работы.
Астра Осень над парком тенистым… Ложится Астру с прямыми ее лепестками От сердцевинки совсем золотой. |
1.Найдите в стихотворении строчки, в которых описываются лепестки астры. С чем сравнивает поэт астру? Почему?
2.Аукцион орфограмм: Кто больше назовет орфограмм, объяснит их правописание.
3.Выполните фонетический разбор слов
1 вариант: кленов; 2 вариант: далекие.
4. Разберите по составу слова: кружатся, умолкнули, похолодевшее, лепестки, серцевинки.
5. Найдите в тексте простые, нераспространенные предложения.
6. Найдите в тексте односоставные предложения, укажите их вид.
7. Выполните синтаксический разбор последнего предложения.
8. Назовите другие цветы, которые цветут осенью.
Творческое задание: Напишите сочинение-миниатюру. Расскажите о цветнике в вашем дворе или возле школы.
Сообщение ученика.
К истокам слова:
В начале XVIII века одному французскому ботанику прислали из Китая семена неизвестного растения. Семена посеяли в Парижском ботаническом саду, и растение расцвело красным лучистым цветком с желтой серединкой. Оно походило на большую маргаритку. Французам понравился этот цветок, и они назвали его Королевой маргариток. Ботаники и садовники стали выводить новые сорта Королевы маргариток различной окраски. И спустя двадцать два года расцвел невиданный махровый цветок. Увидев его, один из ботаников воскликнул: “Астер!”, что значит по-гречески “звезда”. С тех пор этот цветок стали называть астрой.
Текст используется для проверки домашнего задания на следующем уроке.
Лепестки астр, как лучи звезды, расходятся во все стороны.
Сохранилось предание, что астра выросла из пылинки, упавшей со звезды. Вот почему в тихую звездную ночь, по преданию, у клумб с астрами слышится слабый шепот: это астры беседуют с родными звездами.
Карточка для индивидуальной работы.
Лепестки астр как лучи звезды ра..ходятся во все стороны.
Сохранилось пр..дание что астра выр..сла из пылинки упавшей со звезды. Вот почему в тихую звездную ноч.. по преданию у клум.. с астрами слыш..тся слабый ш..пот: это астры беседуют с р..дными звездами.
Дифференциация заданий:
“3”
- Вставьте пропущенные орфограммы и пунктограммы.
- Выполните фонетический разбор слов тихую, все, ночь.
- Разберите по составу: сохранилось, упавшей, родные.
“4”
- Вставьте пропущенные знаки препинания и недостающие знаки препинания, объясните их правописание и постановку.
- Выполните синтаксический разбор 2-го предложения.
“5” - Сочинение-миниатюра.
- Какие предания о цветах вы еще знаете?
- Почему мы должны сохранять в памяти предания наших предков?
Тема урока: Комплексное повторение.
(Лексика. Морфология. Орфография. Способы осложнения простого предложения.)
Сообщение ученика.
Флоксы
К истокам слова:
До поздней осени цветут в садах белыми или розовыми шапками флоксы. Кроме больших, обильно цветущих кустов многолетних флоксов, на клумбах цветут однолетние флоксы, обычно ярко-красной окраски.
За эту окраску и дано растению название “флокс”, что в переводе с греческого языка означает “пламя”. В народе эти цветы называют “племянник”.
Но хотя флоксам и дано греческое название, они привезены из Америки всего двести лет назад.
Текст используется для индивидуально-групповой формы работы.
Диктант “Проверь себя”.
До поздней осени цветут в садах белыми или розовыми шапками флоксы. Кроме больших, обильно цветущих кустов многолетних флоксов, на клумбах цветут однолетние флоксы, обычно ярко-красной окраски.
За эту окраску и дано растению название “флокс”, что в переводе с греческого языка означает “пламя”. В народе эти цветы называют “племянник”.
Но хотя флоксам и дано греческое название, они привезены из Америки всего двести лет назад.
- Что значит слово флокс, почему это растение так назвали?
- А какие весенние и летние цветы напоминают нам пламя? Почему?
- Найдите известные орфограммы, объясните их правописание.
- Укажите слова, употребляемые в переносном значении.
- Как называются слова, пришедшие в русский язык из других языков?
- Объясните знаки препинания во втором предложении.
- Выполните синтаксический разбор 1-го предложения 2-го абзаца (1 вариант), последнего предложения (2 вариант).
- Найдите простое односоставное предложение, укажите его вид.
- Выполните морфологический разбор слов многолетних и цветущих.
Слово учителя: Очень часто по внешнему виду цветка можно определить его название. Знаете ли вы такие цветы?
Сообщение учителя или ученика.
Гладиолус.
К истокам слова:
Высокое стройное растение с красивыми, как лилии, цветами, собранными в два ряда в заостренный прямой колос. Листья длинные, узкие, торчат, как острые шпаги. Это растение потому и называют гладиолусом или шпажником.
По-латыни слово гладиолус означает “небольшой меч”.
Почему автор сравнивает цветы гладиолуса с лилией и колосом? Какие листья у гладиолуса?
Предложения для закрепления (индивидуальная работа).
№1
1. Гладиолусы, алые и белые, розовые, лимонные, вонзаются в воздух мечами, защищающими лето от осени.
2. Раскрылся первый факел алого гладиолуса.
3. Дивный раскрылся гладиолус! Огромный белый, едва розоватый, с алою серединой.
№ 2
1. По каким признакам сходства гладиолусы в этих предложениях названы мечами? факелом?
2. Продолжите ряд синонимов гладиолус раскрылся, …, …,…
3. Выполните синтаксический разбор предложений.
Карточки-задания для индивидуальной работы
Осенью в садах красуются гладиолусы с крупными цветами разных нежных оттенков, и их сорта носят столь же красивые названия: “Аленушка”, “Тихий Дон”, “Снежная лавина”, “Снегурочка”.
Скажите, каков, по вашему мнению, цвет гладиолусов, о которых говорится в тексте.
Закончите предложения, поставив вместо точек подходящие по смыслу слова.
Как …факел, раскрылся … гладиолус. А рядом с ним цветет …, почти …гладиолус “Тихий Дон”. А вот “Аленушка” с ее … цветами … как снег, … “Снежная лавина” и … “Снегурочка”. Глядя на всю эту красоту, невольно думаешь об …, … времени года – осени.
Слова для справок: алый, огненный, голубой, небесного цвета, дивный, нежный, белый, сверкающий, удивительный, великолепный.
Тема урока: Комплексное повторение.
(Словосочетание. Предложение. Способы выражения главных членов предложения. Виды предложений по наличию главных членов предложения. Виды односоставных предложений.)
Хризантема
Сообщение ученика
К истокам слова:
По происхождению слово хризантема греческое и значит “золотой цветок”.
Слову хризантема родственно слово хризолит – название золотисто-зеленых драгоценных камней.
Комплексный анализ текста.
Вот круглые цветы хризантем, сплошь облитые цветами. В длинных завитках, мохнатые, щетинистые, маленькие, как пуговки, и огромные, с подсолнечник, самых различных расцветок, от белого до темно-красного и коричневого…
Море цветов. Вот растение, на котором около восьмисот цветов. (Н. Верзилин)
Задание:
1. Определите, к какому типу речи принадлежит этот текст.
2. Найдите в тексте известные вам орфограммы.
3. Объясните знаки препинания.
4. Найдите выражение в переносном значении.
5. Выполните синтаксический разбор последнего предложения.
6. Определите виды предложений по наличию главных членов предложения.
7. Определите вид односоставных предложений.
Карточки для индивидуальной работы.
Колокольчик
К..локол..чики2 мои
Цветики степные3!7
Что глядите на меня
(Темно) голубые?
И о чем зв..ните вы
В день веселый мая1
Средь (не) коше(н,нн)ой2 травы
Головы к..чая?4 (А.К.Толстой)
Какого цвета колокольчик? С чем сравнивается колокольчик? Почему о цветке колокольчика говорят, что он звенит?