"Написание наречий"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • отработать написание наречий на стихотворных текстах;
  • вспомнить ранее изученные орфограммы;
  • развивать интерес к поэтическому творчеству и воспитывать любовь к родному   краю.

Организационный момент: звучит музыка на стихи С.Есенина.

1. Поэтическая разминка:

Свет луны таинственный и длинный
Плачут вербы, шепчут т..ополя.
Но никто под окрик журавли..ый
(Не) разлюбит отчие поля.
Хорошо лежать в траве з..леной
И впиваясь в призрачную гладь,
Чей (то) взгляд, ревнивый и влюбле..ый
На себе, уставшем, вспоминать.

С.Есенин

2. Задания к разминке:

– объяснить орфограммы;

– как орфограмма “Н и НН в прилагательном” будет звучать по отношению к наречию?

– найдите наречия; (хорошо)

– от каких слов можно образовать наречия, запишите; (таинственно, длинно, влюбленно, ревниво)

3. Слово учителя:

Сергея Есенина представлять не надо: это самый читаемый в России поэт. За свою очень короткую жизнь он оставил литературное наследие, которое содержит еще много загадок.

Творчеством Есенина восхищались и восхищаются наши белгородские поэты. И сегодня на уроке мы в этом убедимся.

4. Работа по группам.

(Каждая группа дома учила стихотворение наизусть, на уроке проверяется знание текста и дается группам задание)

Группа А: “В Константинове” Н. Грищенко

Какая синь
над сонною Окой,
Какая ширь-
срывается дыханье.
О, Боже мой,
какой же здесь покой
И солнце бесконечное сиянье…
Он жил у этих самых берегов,
И эта синь
глаза ему сосала,
Вот потому
свободно и легко
Душа его созвучия питала.
Всю эту ширь
и этот весь размах
Она впитала
вместе с этой синью,
Которою наполнились слова,
Звучащие теперь на всю Россию.
Он улетел от этих берегов,
Легко скользнув за небосвод осенний,
И Бог его простил за тысячу грехов…
И в тысяче стихов живет Сергей Есенин.

Группа Б: “Занимается утро…” В. Черкесов

Занимается утро…
Опарой заря поднимается
За рекой по-над лесом.
На взгорке былинный костер
То померкнет, то снова,
Воскреснув, ожив, возгорается.
И светлеет, яснеет прохладный осенний простор.
И слезятся глаза, если долго смотреть на огонь.
На бескрайнее, к небу всходящее синее поле,
Где без всадника скачет розовый конь.

Группа В: “Последний лист” Д. Маматов

Достойные есенинской оправы,
Шумят ветвями ласково о нем
Горящие осенние дубравы
Самосожженья трепетным огнем.
Идет Сергей, воскресший , словно чудо,
Но вот писать не тянется рука,
Что был Христос, а рядом жил Иуда,
Погрязший в черной славе на века.
Но все ж Есенин в дом Руси стучится
Наедине с великою мечтой,
А над судьбой последний лист кружится
Отговорившей рощи золотой.

5. Задания группам:

(во время работы групп звучат песни на стихи С.Есенина, ребята работают 10-15 минут)

  1. Выписать наречия из стихотворения.
  2. Указать способ образования наречия.
  3. Разобрать наречия по составу.
  4. Произвести синтаксический разбор сложного предложения.
  5. Указать часть речи выделенных слов и произвести их морфологический разбор.
  6. Какое слово разобрано правильно: туманно и туманно? Составить словосочетания так, чтобы разбор соответствовал.

6. Проверка самостоятельной работы.

Каждый в группе должен защитить одно задание.

7. Итог урока

(Ребята делают выводы по уроку)

8. Вопрос классу:

– О каком стихотворении С.Есенина говорит Дмитрий Маматов, слова которого были положены на музыку? (два гитариста и девочки из 3 группы исполняют песню “Отговорила роща золотая”)

9. Оценки за урок.

10. Домашнее задание.

Найти стихи белгородских поэтов и подготовить задания к ним.

11. Рефлексия.

Наклеим цветной квадрат на “положительную” или “отрицательную” эмоцию.