Цель: систематизировать знания учащихся о трех наклонениях глагола и правилах их формообразования.
Задачи:
создать условия для:
- активизации знаний о наклонениях глагола при работе с таблицей и выполнении заданий;
- формирования умения сравнивать глаголы в различных формах наклонения;
- развития словесно-образного мышления, памяти, внимания;
- развития умения работать в парах, самопроверки, взаимопроверки, коммуникативных и слухо-речевых навыков;
- воспитания уверенности в своих силах.
Оборудование: мультимедийная установка, компьютер, раздаточный материал.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
I |
Организационный момент |
|
Приветствует учеников, проверяет работу ЗУА
(звукоусиливающей аппаратуры), доброжелательным тоном настраивает на
успешную работу. – Здравствуйте! Сядет тот, кто меня услышит
(подчеркнутый текст дается за экраном). |
Включают в работу слуховой анализатор, корректируют свое внимание, настраиваются на позитивную работу. |
|
II. |
Речевая зарядка |
|
Дежурные звуки [ б-п ] “Собирается чудо-юдо поганое на русскую землю напасть, всех людей побить, города-села огнем спалить.” Задание: прочитать слова с дежурными звуками сначала тихо, потом громко. Автоматизирует дежурные звуки, устанавливает правильность и осознанность изученного материала. |
Автоматизируют и дифференцируют дежурные звуки,
работают над словесным ударением. Развивают слуховое восприятие, активизируют знания по предмету, вспоминая наклонения глагола, и развивают речь. |
|
– Ребята, как вы думаете, случайно я взяла эти слова? – А откуда эти слова? – Из какой сказки? |
(Нет.) (Эти слова из сказки.) (Эти слова из сказки “Иван – крестьянский сын и Чудо юдо”.) Отвечают на вопросы учителя. Совершенствуют навыки монологической речи. |
|
III. |
Систематизация знаний |
|
1. | Вводное слово учителя. – У нас сегодня необычный урок. (Приложение. Слайд 1) – Вы помните героев этой сказки? (Чудо-юдо, 3 брата.) Кроме Чудо-юдо в этой сказке были три брата, а у нас урок русского языка. Прочитайте тему урока (спрашиваю за экраном). – Сколько наклонений у глагола? (3) У глагола есть три наклонения, а в сказке было три брата. Братья в сказке победили Чудо-юдо. |
Внимательно слушают учителя. Отвечают на вопросы. Вспоминают изученную в 5 классе сказку (осуществляются межпредметные связи). Читают тему урока. Развивают слуховое восприятие. Отвечают на вопросы. Активизируют знания о наклонениях глагола. |
Слайд 2. И нам сегодня с помощью знаний о наклонениях нужно будет победить Чудо-юдо. Давайте познакомимся с нашими братьями-наклонениями. |
Мотивация на дальнейшую работу. | |
Фронтальный опрос. Выразительно читает стихотворение про старшего брата. Слайд 3. был старший брат. Сам себе он был не рад. Все б у парня получалось, Если б что-то не случалось. “Я бы сделал, я бы смог, Если б кто-нибудь помог!..” |
Слухозрительное восприятие слов учителя. | |
– Ребята, за какое наклонение отвечает старший брат? (За условное наклонение.) Слайд 4. был старший брат. Сам себе он был не рад. Все б у парня получалось, Если б что-то не случалось. “Я бы сделал, я бы смог, Если б кто-нибудь помог!..” |
Отвечают на вопрос. Активизируют знания о наклонениях, развивают умение выразительного чтения, повышают мотивацию к изучению темы урока. Активизируют знания о глаголах повелительного наклонения. |
|
Выразительно читает стихотворение про среднего брата. Слайд 5.
|
Слухозрительное восприятие слов учителя. | |
– Ребята, за какое наклонение отвечает средний брат? (За повелительное.) Слайд 6.
|
Отвечают на вопрос. Активизируют знания о наклонениях, развивают умение выразительного чтения, повышают мотивацию к изучению темы урока. | |
Выразительно читает стихотворение про младшего брата. Слайд 7.
|
Слухозрительное восприятие слов учителя. | |
– Ребята, а за какое наклонение отвечает младший брат? (За изъявительное.) Слайд 8.
|
Отвечают на вопрос. Активизируют знания о наклонениях, развивают умение выразительного чтения, повышают мотивацию к изучению темы урока. | |
– Для того, чтобы победить Чудо-юдо, нам нужно работать дружно, поэтому некоторые задания вы будете выполнять в парах. Каждая пара будет помогать какому-то брату. Слайд 9. – Жили братья, не тужили. Да напал на то царство – государство враг – Чудо-юдо. Слайд 10. |
Воспитательный момент. Мотивация к изучению темы урока. Настрой на дружную работу. Воспитание чувства взаимопомощи. Слухозрительное восприятие слов учителя. |
|
– Перед вами тексты. Вам нужно прочитать их выразительно и тогда мы узнаем, что случилось дальше с нашими героями. |
Слухозрительное восприятие слов учителя. Настраиваются на дальнейшую работу. |
|
Слайд 11.
|
Один ученик выразительно читает текст. Развивают умение слушать речь товарища. Развивают выразительную речь (при чтении стихотворения), слуховое восприятие. |
|
Слайд 12.
|
Один ученик выразительно читает текст. Развивают умение слушать речь товарища. Развивают выразительную речь (при чтении стихотворения), слухового восприятия. Воспитывают уважительное отношение друг к другу. |
|
Слайд 13.
|
Один ученик выразительно читает текст. Развивают умение слушать речь товарища. Развивают выразительную речь (при чтении стихотворения), слухового восприятия. Воспитывают уважительное отношение друг к другу. |
|
Задание 1: из данных текстов выберите слова, которые говорит ваш брат. |
Устно выполняют задание в парах. Затем один представитель от пары озвучивает ответ. Развивают умение работать в парах. Демонстрируют уважительное отношение друг к другу при работе в паре. |
|
Задание 2: назовите глаголы изъявительного, условного и повелительного наклонения. Опрашивает трех человек. Остальных просит дополнить ответы. |
Называют из данных текстов глаголы условного, повелительного и изъявительного наклонений. Систематизируют знания о наклонениях глагола. Остальные внимательно слушают, при необходимости дополняют ответы. | |
IV. |
Физкультминутка |
|
Просит учеников пройти к доске и совместно собрать из
предложенных листочков глагол в форме условного наклонения. дела |
Выходят к доске. Внимательно слушают учителя. Вместе
выполняют задание. Соблюдают режим здоровьесбережения.
Развивают умения работать коллективно. делал бы |
|
V. |
Продолжение работы по систематизации знаний |
|
Слайд 14. Не бросай друга в беде. Я за друга отдал бы последнее. Не забывай своих друзей. Я бы спрашивал совета у друзей хоть каждый день. Скажи мне, кто твой друг и я скажу, кто ты. С хорошим другом горы свернешь. Не судил бы ты своих друзей. Ты много делаешь для своих друзей? Задание 3: выписать глаголы, которые употребляют братья в своей речи. |
Выполняют задание самостоятельно. Затем осуществляют взаимопроверку по образцу. Демонстрируют знания о наклонении глагола. Слайд 15. |
|
Слово учителя – Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Мы вспомнили, как образуются глаголы 3-х наклонений, а сейчас сами попробуйте образовать глаголы этих наклонений. Задание 4: образовать от глаголов работать, дружить формы 3-х наклонений. |
Внимательно слушают учителя. Настраиваются на дальнейшую работу. Актуализируют знания по теме. Образовывают от глаголов работать и дружить формы трех наклонений. Осмысляют истинное значение слов дружить и работать. Осуществляют самопроверку по образцу. Слайд 16. н.ф. Работать – работал бы, работай, работаюн.ф. Дружить – дружил бы, дружи, дружу |
|
Задание 5: придумать предложение с глаголом дружить или работать. Читает свое предложение с данным глаголом. |
Озвучивают свои предложения. Развивают монологическую речь. Развивают творческие способности. | |
Слайд 17. Ребята, вы работали хорошо! – Ребята, как вы считаете, мы сегодня дружно работали? |
Чувство удовлетворения от похвалы. Дают свои ответы. Испытывают чувство удовлетворения от проделанной работы. |
|
VI. |
Рефлексия |
|
– Что вам сегодня на уроке запомнилось? – А что больше всего понравилось? – Что было самое трудное? Сильным ученикам предлагает самостоятельно сформулировать ответ. Слабых просит выбрать ответ. |
Развивают умение оценивать свою деятельность. |
|
Слайд 18.
|
Более слабые дают ответы, используя подсказки. Развивают связную речь. |
|
VII. |
Домашнее задание |
|
Объясняет как выполнять домашнее задание. Задание: написать, определить наклонение глаголов (раздает карточки с предложениями). 1. В первую ночь отправился в дозор старший брат. 2. Вышел тут Иван и говорит : “Подожди, чудо-юдо хвалиться”. Как махнул Иван своим мечом и снес у чуда-юда шесть голов. 3. Так он еще не родился, а уже на бой сгодился. 4. Бросились бы мы с тобою в бой, да нам лень мешает. 5. “Посмотри, чудо-юдо, что ты наделал!” |
Записывают задание, задают вопросы по выполнению задания. Осуществляют свободный выбор. |