Наклонение глагола

Разделы: Русский язык


Цель: систематизировать знания учащихся о трех наклонениях глагола и правилах их формообразования.

Задачи:

создать условия для:

  • активизации знаний о наклонениях глагола при работе с таблицей и выполнении заданий;
  • формирования умения сравнивать глаголы в различных формах наклонения;
  • развития словесно-образного мышления, памяти, внимания;
  • развития умения работать в парах, самопроверки, взаимопроверки, коммуникативных и слухо-речевых навыков;
  • воспитания уверенности в своих силах.

Оборудование: мультимедийная установка, компьютер, раздаточный материал.

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учеников
I

Организационный момент

  Приветствует учеников, проверяет работу ЗУА (звукоусиливающей аппаратуры), доброжелательным тоном настраивает на успешную работу.

– Здравствуйте! Сядет тот, кто меня услышит (подчеркнутый текст дается за экраном).
– Какой у нас урок, Кирилл?
– Кто в классе дежурный?
– Кого нет в классе?
– Какое сегодня число, Света?
– Какой сегодня день недели, Артем?

Включают в работу слуховой анализатор, корректируют свое внимание, настраиваются на позитивную работу.

II.

Речевая зарядка

  Дежурные звуки [ б-п ]

“Собирается чудо-юдо поганое на русскую землю напасть, всех людей побить, города-села огнем спалить.”

Задание: прочитать слова с дежурными звуками сначала тихо, потом громко.

Автоматизирует дежурные звуки, устанавливает правильность и осознанность изученного материала.

Автоматизируют и дифференцируют дежурные звуки, работают над словесным ударением.

Развивают слуховое восприятие, активизируют знания по предмету, вспоминая наклонения глагола, и развивают речь.

  – Ребята, как вы думаете, случайно я взяла эти слова?
– А откуда эти слова?
– Из какой сказки?
(Нет.)
(Эти слова из сказки.)
(Эти слова из сказки “Иван – крестьянский сын и Чудо
юдо”.)
Отвечают на вопросы учителя. Совершенствуют навыки монологической речи.
III.

Систематизация знаний

1. Вводное слово учителя.

– У нас сегодня необычный урок.

(Приложение. Слайд 1)

– Вы помните героев этой сказки? (Чудо-юдо, 3 брата.)

Кроме Чудо-юдо в этой сказке были три брата, а у нас урок русского языка.

Прочитайте тему урока (спрашиваю за экраном).

– Сколько наклонений у глагола? (3)

У глагола есть три наклонения, а в сказке было три брата. Братья в сказке победили Чудо-юдо.

Внимательно слушают учителя.

Отвечают на вопросы. Вспоминают изученную в 5 классе сказку (осуществляются межпредметные связи).

Читают тему урока. Развивают слуховое восприятие.

Отвечают на вопросы. Активизируют знания о наклонениях глагола.

  Слайд 2.

И нам сегодня с помощью знаний о наклонениях нужно будет победить Чудо-юдо.

Давайте познакомимся с нашими братьями-наклонениями.

Мотивация на дальнейшую работу.
  Фронтальный опрос.

Выразительно читает стихотворение про старшего брата.

Слайд 3.

Николай был старший брат.
Сам себе он был не рад.
Все б у парня получалось,
Если б что-то не случалось.
“Я бы сделал, я бы смог,
Если б кто-нибудь помог!..”

Слухозрительное восприятие слов учителя.
 

– Ребята, за какое наклонение отвечает старший брат?

(За условное наклонение.)

Слайд 4.

Николай был старший брат.
Сам себе он был не рад.
Все б у парня получалось,
Если б что-то не случалось.
“Я бы сделал, я бы смог,
Если б кто-нибудь помог!..”

Отвечают на вопрос. Активизируют знания о наклонениях, развивают умение выразительного чтения, повышают мотивацию к изучению темы урока.

Активизируют знания о глаголах повелительного наклонения.

 

Выразительно читает стихотворение про среднего брата.

Слайд 5.

Брат Сережа средним был.
Лишь командовать любил.
Только слышно от него :
“То возьми! Подай того!”

Слухозрительное восприятие слов учителя.
 

– Ребята, за какое наклонение отвечает средний брат?

(За повелительное.)

Слайд 6.

Брат Сережа средним был.
Лишь командовать любил.
Только слышно от него :
“То возьми! Подай того!”

Отвечают на вопрос. Активизируют знания о наклонениях, развивают умение выразительного чтения, повышают мотивацию к изучению темы урока.
 

Выразительно читает стихотворение про младшего брата.

Слайд 7.

Младший брат Иваном звался.
Тот во все дела совался.
Он зимою дров наколет,
А весной засеет поле.
“Слов на ветер не бросаю,
Что надумал, выполняю!”

Слухозрительное восприятие слов учителя.
 

– Ребята, а за какое наклонение отвечает младший брат?

(За изъявительное.)

Слайд 8.

Младший брат Иваном звался.
Тот во все дела совался.
Он зимою дров наколет,
А весной засеет поле.
“Слов на ветер не бросаю,
Что надумал, выполняю!”

Отвечают на вопрос. Активизируют знания о наклонениях, развивают умение выразительного чтения, повышают мотивацию к изучению темы урока.
 

– Для того, чтобы победить Чудо-юдо, нам нужно работать дружно, поэтому некоторые задания вы будете выполнять в парах. Каждая пара будет помогать какому-то брату.

Слайд 9.

– Жили братья, не тужили. Да напал на то царство – государство враг – Чудо-юдо.

Слайд 10.

Воспитательный момент. Мотивация к изучению темы урока.

Настрой на дружную работу. Воспитание чувства взаимопомощи.

Слухозрительное восприятие слов учителя.

  – Перед вами тексты. Вам нужно прочитать их выразительно и тогда мы узнаем, что случилось дальше с нашими героями.

Слухозрительное восприятие слов учителя. Настраиваются на дальнейшую работу.

 

Слайд 11.

“Я пошел бы воевать,
Если б не любил поспать,
Я сразился б со злодеем,
Самозванцем, лиходеем,
Я бы змея победил,
Если б тятька разбудил!..”

Один ученик выразительно читает текст. Развивают умение слушать речь товарища.

Развивают выразительную речь (при чтении стихотворения), слуховое восприятие.

 

Слайд 12.

“Эй, Ванюшка, эй, дурак,
Снаряжайся! В царстве враг!
Есть и спать не любишь вволю –
Так ступай во чисто поле,
Заруби дракона злого
Аль доставь сюда живого!”

Один ученик выразительно читает текст. Развивают умение слушать речь товарища.

Развивают выразительную речь (при чтении стихотворения), слухового восприятия. Воспитывают уважительное отношение друг к другу.

 

Слайд 13.

“Вижу: час настал мой, братцы,
В путь –дорогу собираться.
Я за землю, за свою,
Постою в любом бою!
Меч возьму себе в подмогу”.

Один ученик выразительно читает текст. Развивают умение слушать речь товарища.

Развивают выразительную речь (при чтении стихотворения), слухового восприятия. Воспитывают уважительное отношение друг к другу.

  Задание 1: из данных текстов выберите слова, которые говорит ваш брат.

Устно выполняют задание в парах. Затем один представитель от пары озвучивает ответ. Развивают умение работать в парах.

Демонстрируют уважительное отношение друг к другу при работе в паре.

 

Задание 2: назовите глаголы изъявительного, условного и повелительного наклонения.

Опрашивает трех человек. Остальных просит дополнить ответы.

Называют из данных текстов глаголы условного, повелительного и изъявительного наклонений. Систематизируют знания о наклонениях глагола. Остальные внимательно слушают, при необходимости дополняют ответы.
IV.

Физкультминутка

Просит учеников пройти к доске и совместно собрать из предложенных листочков глагол в форме условного наклонения.

дела
буду
л
бы
ть
й

Выходят к доске. Внимательно слушают учителя. Вместе выполняют задание. Соблюдают режим здоровьесбережения.

Развивают умения работать коллективно.

делал бы

V.

Продолжение работы по систематизации знаний

  Слайд 14.

Не бросай друга в беде. Я за друга отдал бы последнее. Не забывай своих друзей. Я бы спрашивал совета у друзей хоть каждый день. Скажи мне, кто твой друг и я скажу, кто ты. С хорошим другом горы свернешь. Не судил бы ты своих друзей. Ты много делаешь для своих друзей?

Задание 3: выписать глаголы, которые употребляют братья в своей речи.

Выполняют задание самостоятельно. Затем осуществляют взаимопроверку по образцу. Демонстрируют знания о наклонении глагола.

Слайд 15.

 

Слово учителя

– Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Мы вспомнили, как образуются глаголы 3-х наклонений, а сейчас сами попробуйте образовать глаголы этих наклонений.

Задание 4: образовать от глаголов работать, дружить формы 3-х наклонений.

Внимательно слушают учителя. Настраиваются на дальнейшую работу.

Актуализируют знания по теме. Образовывают от глаголов работать и дружить формы трех наклонений. Осмысляют истинное значение слов дружить и работать.

Осуществляют самопроверку по образцу.

Слайд 16.

н.ф.

Работать – работал бы, работай, работаю

н.ф.

Дружить – дружил бы, дружи, дружу

 

Задание 5: придумать предложение с глаголом дружить или работать.

Читает свое предложение с данным глаголом.

Озвучивают свои предложения. Развивают монологическую речь. Развивают творческие способности.
 

Слайд 17.

Ребята, вы работали хорошо!

– Ребята, как вы считаете, мы сегодня дружно работали?

Чувство удовлетворения от похвалы.

Дают свои ответы.

Испытывают чувство удовлетворения от проделанной работы.

VI.

Рефлексия

  – Что вам сегодня на уроке запомнилось?
– А что больше всего понравилось?
– Что было самое трудное?

Сильным ученикам предлагает самостоятельно сформулировать ответ. Слабых просит выбрать ответ.

Развивают умение оценивать свою деятельность.

 

Слайд 18.

  • Мне запомнилось …
  • Мне понравилось на уроке …
  • Было трудно …

Более слабые дают ответы, используя подсказки.

Развивают связную речь.

VII.

Домашнее задание

  Объясняет как выполнять домашнее задание.

Задание: написать, определить наклонение глаголов (раздает карточки с предложениями).

1. В первую ночь отправился в дозор старший брат. 2. Вышел тут Иван и говорит : “Подожди, чудо-юдо хвалиться”. Как махнул Иван своим мечом и снес у чуда-юда шесть голов. 3. Так он еще не родился, а уже на бой сгодился. 4. Бросились бы мы с тобою в бой, да нам лень мешает. 5. “Посмотри, чудо-юдо, что ты наделал!”

Записывают задание, задают вопросы по выполнению задания. Осуществляют свободный выбор.

Приложение